В подписке Nastolio.Premium нет рекламы, зато есть много других крутых штук ;)
1 159

Игровой Отчёт #1. Архитекторы западного королевства с дополнением Эпоха Мастеров, Трон кубов: первый сезон, Раскопки, Санта-Моника, Париж

Приветствую всех единомышленников. В этот раз я хочу попробовать новый формат публикации в виде отчёта. Многие настольщики пишут подобные статьи. Кто-то рассказывает об играх месяца. Кто-то даже умудряется писать еженедельные отчёты. Конечно, такой формат требует регулярности, и я пока сама не знаю, получится ли у меня. Для начала я хотела бы рассказать об играх, сыгранных в период с конца февраля до середины мая. Ну, а там, может быть, и до лета доберёмся. ) Впечатлений накопилось много, есть о чём поведать миру.


За время моего пребывания в санатории я очень соскучилась по взрослым играм. Я так устала играть в мемо, тренировать знания букв и навык счёта, составлять картинки и т.п. В одного только "Мистигри" было сыграно партий 50, если не больше. ) Так что, вернувшись домой, я жадно кинулась играть в большие игры. И самым первым утешением стали "Архитекторы Западного Королевства" с дополнением "Эпоха мастеров".

Как раз накануне отъезда я посмотрела летсплей Безнала на эту игру с дополнением. "Архитекторы" у меня в коллекции ещё с первого предзаказа, да и дополнение уже давненько пришло, а мы с ним так и не сыграли. Безнал, как всегда, подтолкнул меня исправить столь досадное упущение.

Мне очень нравится серия игр про Западное королевство. Даже не могу определиться, какая из них мне нравится больше. Наверное, та, в которую я играю в настоящий момент. Но, если выбирать, оценивая оригинальность механик и уникальный игровой опыт, то, пожалуй, "Виконты". А так, все игры хороши. "Архитекторы Западного Королевства" обладают для меня какой-то загадочной притягательностью. С одной стороны это обычное евро на выставление рабочих и обмен ресурсов, каких немало на настольном рынке, но с другой стороны в ней есть свои оригинальные находки, которые выделяют её из общего количества подобных игр.

В этот раз Шем Филиппс объединил свои усилия с Сэмом Макдональдом, и у них сложился весьма продуктивный творческий союз. Я с большим интересом и нетерпением слежу за новой Южной серией этих авторов и надеюсь на дорогую моему сердцу Лавку Игр. Северные моря тоже неплохая серия, но мне кажется её было бы неплохо доработать и переиздать уже в более современных реалиях, учитывая нынешние интересы публики и требования к механикам. Например, переиздать "Викингов" сразу с дополнениями в одной коробке.

Вот оно - Западное королевство. Скоро его ждёт большое пополнение.
Вот оно - Западное королевство. Скоро его ждёт большое пополнение.

Но вернёмся к "Архитекторам". В этой игре, как и в "Викингах", Шем Филипс, только уже в соавторстве, продолжает идею преобразования механики размещения рабочих. Он слегка видоизменяет её, но игровой процесс при этом ощущается уже немного по-новому. Получение ресурсов в игре и количество выполняемых действий настраивается путём выставления рабочих и имеет накопительный эффект. Таким образом, мы наращиваем своё производство и увеличиваем свои возможности, однако, благодаря интересной механике ареста рабочих, это наращивание регулируется и изменяется.

Ещё одна необычная механика в игре реализована через трек добродетели и порочности. Вообще, тема морали прослеживается во всех играх трилогии. Балансируя на этом треке между разными позициями, мы получаем определённые возможности - поощрение или штраф.

Дополнение "Эра мастеров", как отметил Безнал, и я с ним полностью согласна, вносит приятное разнообразие в игровой процесс, но при этом нисколько не утяжеляет игру и не делает её более сложной. "Эра мастеров" добавляет новые интересные карты мастерства, новых горожан и постройки. Карты мастерства имеют два свойства, одно верхнее - украшение, добавляется к картам строений, а другое нижнее - инструмент, хотя я бы назвала его умением, добавляется к картам помощников. Инструменты мне показались более интересными. Украшения имеют одноразовый бонус, который, конечно, порой бывает очень полезен, например, чтобы сразу получить две добродетели или три камня. Но главное, они добавляют дополнительные ПО построенным зданиям. Инструменты интересны тем, что их можно комбинировать с основными свойствами помощников и использовать на протяжении всей партии. Даже жалко, что можно добавить только один инструмент, а то бы я накомбинировала. ) Хорошее дополнение получилось. Теперь без него играть уже не хочется. А ещё я очень жду "Шедевры".

Как уже многие отмечали, в игре присутствует слишком явная и простая стратегия, основанная на строительстве собора. Для новичков это неплохо, так как позволяет им хорошо освоиться в игре, кроме того она ещё и выигрышная, но для опытных игроков данная стратегия уже не так интересна. Появляется желание искать что-то новое, не хочется двигаться всё время по накатанной колее. Я вообще такой игрок, который любит экспериментировать и даже готов пожертвовать победой ради чего-то нового и неизведанного, поэтому в этой игре меня постоянно волнует вопрос - как выиграть за плохишей? То есть, за персонажей с низким уровнем добродетели. И можно ли вообще не заниматься строительством собора? Сразу скажу, что это довольно сложно, но интереснее и напряжённее, хотя за всё время я мало выигрывала таким способом, но упорно продолжаю искать победную стратегию. Обычно к концу партии всё равно приходится выбираться из тьмы к свету, так как игра категорически не поощряет плохие поступки. ) Буду рада, если вы поделитесь своим опытом и подскажите мне ещё какие-нибудь победные пути.

Вот и в этот раз я взяла Хьюго. Он начинает игру всего с двумя очками добродетели, а это -7 ПО уже в начале партии, и с десятью арестованными рабочими, зато в кошеле у него 12 монет. Мы сыграли две дуэльные партии. Первая была против Фары. К сожалению, я уступила ей всего пару очков. Я строила свою стратегию на использовании Чёрного Рынка и постройке более дорогих зданий. Мне попался Чародей, который позволял не терять одну добродетель, а привязав к нему инструмент из дополнения с одной монетой, я имела скидку на действия Чёрного Рынка, а первое так вообще было для меня бесплатным. А ещё я связалась с Шарлатанами, которые давали мне дополнительные ресурсы. Но коварная Фара, смекнув мои планы, стала нанимать простодушных стражников с разными свойствами, добавила им умений, то есть инструментов, и таким образом наживалась во время обновления рынка, а это происходило часто из-за того, что я им активно пользовалась, так что пришлось срочно менять стратегию и искать другие пути.

Вторая партия была против Фредерика. Он занимался всем понемногу и тоже не особо заботился о добродетели. А я снова взяла Хьюго. В этой партии я строила стратегию на Королевском Складе. У меня там получились хорошие комбинации помощников и инструментов (см. фото). Меня, конечно, пару раз вышвыривали с Королевского Склада, но я упорно продолжала держаться и снова наращивала свой движок. Итоговый счёт оказался равным - по 73 ПО, но негодяй Фредерик обошёл меня по монетам. (

Мой движок на Королевском Складе. Как видите, одна Торговка за монету и с помощью инструмента приносила мне три камня, другая также за монету целых три кирпича и ещё один камень. В итоге я получала сразу четыре камня, которые могла обменивать на два мрамора с помощью упитанного Менялы. Инструмент Менялы приносил мне ещё один кирпич и далее, благодаря Покровителю, я обменивала полученные кирпичи на добродетель. Позже я добавила Ювелира с инструментом, который давал мне две дополнительные монеты в локации чеканщика, а монеты мне были очень нужны для активации Торговок.
Мой движок на Королевском Складе. Как видите, одна Торговка за монету и с помощью инструмента приносила мне три камня, другая также за монету целых три кирпича и ещё один камень. В итоге я получала сразу четыре камня, которые могла обменивать на два мрамора с помощью упитанного Менялы. Инструмент Менялы приносил мне ещё один кирпич и далее, благодаря Покровителю, я обменивала полученные кирпичи на добродетель. Позже я добавила Ювелира с инструментом, который давал мне две дополнительные монеты в локации чеканщика, а монеты мне были очень нужны для активации Торговок.

Очень хорошо, что в дополнении добавили действие, позволяющее обновлять рынок помощников в мастерской. Это помогает лучше подбирать себе подходящих персонажей.


По возвращении меня ожидал очень приятный сюрприз - целых три посылки с предзаказами. Удовлетворив первичную жажду "Архитекторами", мы взялись за изучение долгожданных коробочек "Трона кубов". Прошедшую весну вообще можно назвать сезоном "Трона кубов", так как больше всего партий было сыграно именно в него. Я уже неоднократно писала о том, что я фанатка скирмишей, поэтому никак не могла пропустить предзаказ этих красочных коробочек.

Чем именно он меня привлёк? Конечно же, сочетанием самых разных механик. Здесь есть и асимметричные персонажи, и большие личные планшеты с разными способностями, которые можно прокачивать, и кубики, с помощью которых эти способности активируются, есть разные жетоны состояний, подчёркивающие индивидуальность персонажа, но это ещё не всё. У каждого героя есть своя колода карт, а чтобы разыграть карту нужно потратить боевую силу. Это такой своеобразный ресурс в игре необходимый как для розыгрыша карт, так и для применения способностей некоторых персонажей. Он отслеживается на специальном счётчике. В результате всего этого микса мы получаем довольно занятную игру, динамичную и азартную.

Первый сезон "Трона кубов". Воины выстроились в ряд, готовые к сражениям.
Первый сезон "Трона кубов". Воины выстроились в ряд, готовые к сражениям.

В игре присутствует влияние рандома, благодаря броскам кубиков и случайному набору карт. У каждого персонажа, конечно, есть карты, которые могут подкручивать кубики разными способами, но придут ли они вам в руку в нужный момент? С одной стороны в игре случайностей не мало, но с другой стороны игрокам постоянно приходиться принимать самые разные решения. Стоит ли перебрасывать кубики и какие именно? Разыграть карты сейчас или приберечь? Сбросить карты, чтобы получить боевую силу или постепенно накапливать её? Применить жетон состояния в настоящий момент или отложить до следующего раза? Какую способность улучшить? В игре ещё бывает такой интересный момент, когда у игрока вроде бы получается собрать неплохую комбинацию, но он решает рискнуть и перебросить кубики в надежде на более сильную атаку, и тут уж как выйдет. Если риск оправдается, то тогда испытаешь невероятное ликование, а если нет... то на нет и суда нет. Обвинять некого. ) В общем, в игре очень неплохо сочетается рандом и тактические решения игроков. Мне кажется, это как раз и делает игру такой привлекательной. Кроме того, рандом обеспечивает хорошую реиграбельность.

Сначала мы сыграли в первые две коробки. Не знаю, как так получилось, но каждый из персонажей у нас выиграл по одному разу. Потом мы решили смешать героев, и в этот раз Варвар показал себя каким-то неоднозначным персонажем, более слабым по сравнению с другими. Он проиграл всем подряд. Защита у него не очень хорошая, правда, есть способность исцеления, но на её активацию нужно потратить целый ход, и в этот момент он не может атаковать. От противника Варвар получает гораздо больше урона, чем восстанавливает здоровья. Также у него всего два состояния, которые совсем непросто получить. Например, чтобы наложить Оглушение на противника, нужно собрать четыре шестёрки на кубах. У меня лично с шестёрками дела обстоят плоховато. В основном, все сильные способности можно активировать только с помощью карт.

Наиболее интересными персонажами из двух первых коробок мне показались Эльфийка и Паладин. У Эльфийки очень неприятные для противника состояния, а также хорошая защита. Она запросто может отменить половину урона и немного нанести в ответ. У паладина целых пять состояний, которые он накладывает на себя, и если ему удаётся получить все свои состояния, он становится невероятно мощным. А ещё он может исцеляться и перебрасывать кубики за боевую силу. Монаха я не особо прочувствовала. Надо побольше поиграть за него. Он в основном манипулирует своими жетонами Ци, которые добавляет к атаке или защите.

Энт и Ниндзя. Кто кого?
Энт и Ниндзя. Кто кого?

Через некоторое время мне захотелось поиграть за Энта и мы открыли четвёртую часть. Было очень сложно правильно и во время использовать его духов растений. В итоге я ожидаемо проиграла Ниндзе. Не зря же у Энта пятый уровень сложности. Ниндзя же более понятный персонаж и, надо сказать, очень неприятный. Ох, уж эти его Цветы Смерти! Он, вернее она, потому что Ниндзя девушка, может превращать обычный урон в неблокируемый, а значит против её атак не применишь простую защиту, а ещё у неё очень сильная контратака. Если вы наносите ей простой урон, то всегда получите в ответ, причём немало. ) Но, что интересно в одной из последних партий Варвару удалось одолеть Ниндзя. Это было так неожиданно после всех его проигрышей. Тут немного бог рандома соблаговолил бедному дикарю. Единственная защита Ниндзи, дымовая шашка, так ни разу и не сработала за всю партию. А ещё я поняла, что у Варвара тоже есть хорошие способности, позволяющие наносить неблокируемый урон, и их нужно прокачивать в первую очередь.

Третью коробочку мы открыли последней и нам так понравились новые персонажи, Пиромант и Вор, что мы сыграли за них несколько партий подряд. Они примерно на одном уровне, правда, за Вора немного посложнее играть. У него две защиты. Постоянно приходится решать, какую из них лучше применить, а его удары сильно зависят от наличия боевой силы, поэтому Вору нужно умело её контролировать. У Пиромантки всё попроще, главное, получать жетоны огня, и тогда она бьёт очень сильно и больно. Ещё она может накладывать на соперников состояние горения, которое наносит урон в начале каждого раунда. В общем, опасная девушка. Огонь!

В самой последней партии у нас состоялась женская дуэль: Эльфийка против Пиромантки. Битва была по-настоящему жаркая. Эльфийка кое-как победила, оставшись всего с двумя единицами здоровья. Обе героини мощные. Такие партии, когда побеждаешь на тоненького, гораздо интереснее, чем партии с большим преимуществом одного героя над другим.

Мой любимый персонаж. Огонь сам по себе выглядит завораживающе, а если ещё и управлять им, то это просто невероятно круто. ) В этом примере у Пиромантки активировался приём "Воспламенение". Три жетона огня у моей героини уже есть, ещё один она получит и, в результате, сможет нанести сразу 12 единиц урона. Да, Эльфийке будет больно, ведь эта атака наносит неблокируемый урон. У неё есть только один шанс спастись - использовать жетон уклонения. Но в той партии у соперницы его не оказалось, поэтому отхватила она по полной. На Пиромантке лежит жетон цели Эльфийки. Благодаря ему она наносит дополнительный урон, так что моей героине было бы не плохо от него избавиться. Если бы на пятом кубике выпала двойка, то можно было активировать "Полосу огня" и нанести до 30 единиц урона. Правда, в этом случае, противница смогла бы воспользоваться защитой. Но это ей бы не помогло и я бы выиграла. Чуть-чуть удача меня подвела. )
Мой любимый персонаж. Огонь сам по себе выглядит завораживающе, а если ещё и управлять им, то это просто невероятно круто. ) В этом примере у Пиромантки активировался приём "Воспламенение". Три жетона огня у моей героини уже есть, ещё один она получит и, в результате, сможет нанести сразу 12 единиц урона. Да, Эльфийке будет больно, ведь эта атака наносит неблокируемый урон. У неё есть только один шанс спастись - использовать жетон уклонения. Но в той партии у соперницы его не оказалось, поэтому отхватила она по полной. На Пиромантке лежит жетон цели Эльфийки. Благодаря ему она наносит дополнительный урон, так что моей героине было бы не плохо от него избавиться. Если бы на пятом кубике выпала двойка, то можно было активировать "Полосу огня" и нанести до 30 единиц урона. Правда, в этом случае, противница смогла бы воспользоваться защитой. Но это ей бы не помогло и я бы выиграла. Чуть-чуть удача меня подвела. )

Я нисколько не пожалела, что взяла весь первый сезон. Думаю, четырёх персонажей нам было бы мало. Впереди нас ждёт ещё немало интересных партий. Мы пока не все сочетания персонажей попробовали, да и командный режим не испытали. Однозначно, буду брать второй сезон.

Отдельно хотелось бы отметить очень хорошее качество локализации. Яркие, красивые и крепкие коробки; компоненты каждого персонажа лежат в удобных пластиковых органайзерах; всё, и кубики, и карты, и планшеты с жетонами, выполнены на отлично. Только единственная неприятность случилась с одной из карт Варвара. Лавка обещала её перепечатать, но, в связи с непростой ситуацией, неизвестно когда это будет.


Следующей новинкой на нашем столе оказалась игра "Раскопки" от Фабрики Игр. Качеством я осталась вполне довольна. Присутствует только недочёт с комплектацией. У меня отсутствует чёрный мипл, вместо него ещё один фиолетовый. Я не стала по этому поводу никого беспокоить, потому что у меня полно всяких миплов. Если нужен будет чёрный, найдем ему замену. Но Фабрике Игр всё-таки следует этот момент учесть и не допускать в дальнейшем подобных ошибок.

Эта игра про археологические раскопки, в которой ученые-палеонтологи, т.е. игроки, ищут кости разных динозавров. Основной сюжет реализован в игре очень тематично, во многом благодаря трёхмерному игровому полю. Мы наглядно раскапываем почву разных пород (каменистую, глиняную, песчаную), и открыв место раскопок, извлекаем найденные косточки из недр земли при помощи пинцета. Поскольку кости древние и хрупкие, нам необходим гипс, и чем больше кость, тем больше гипса нам понадобится. А потом в лаборатории мы собираем из этих находок экспонаты для музея. Отличная тема для семейной игры. Основные механики - action points, т.е. использование очков действий, перемещение, сбор сетов, розыгрыш карт.

В первой партии мы только знакомились с игровым процессом и не использовали в полную меру все возможности игры. Играли мы на двоих. Каждый нашёл для себя место раскопок в разных концах поля и всю партию там и копался. Из-за этого мы мало приобрели карт, а так как на получение гипса каждый из нас тратил много очков действий, игровой запас быстро иссяк, и партия завершилась.

Работа палеонтологов кипит. Я собираю какую-то неведомую мне тапежару. ) Кстати, благодаря игре, можно узнать много нового про динозавров. На каждой карте есть небольшой познавательный текст.
Работа палеонтологов кипит. Я собираю какую-то неведомую мне тапежару. ) Кстати, благодаря игре, можно узнать много нового про динозавров. На каждой карте есть небольшой познавательный текст.

В следующий раз мы решили сосредоточиться на более активных действиях на поле и приобретении карт. В этот раз партия длилась дольше и очков мы набрали много. Карты припасов и инструментов помогают игрокам экономить очки действий. Мы можем бесплатно получить тот же гипс и даже целые кости динозавров, можем более эффективно раскапывать слои почвы или получать дополнительные очки действий. Инструменты ещё приносят ПО в конце игры, некоторые припасы тоже. А ещё мы активно приобретали умения, которые дают палеонтологам постоянные свойства. Играть стало гораздо интереснее. Даже немного взаимодействия появилось на поле, когда я, сдвинув плитку земли, закрыла место раскопок своего противника. Но на двоих, конечно, взаимодействие не особо ощущается, поэтому я хотела бы сыграть в неё большим составом, чтобы лучше прочувствовать этот момент. Думаю, будет весело.

Ещё мы, в основном, старались собирать полные экспонаты, поэтому я хотела бы попробовать стратегию более быстрого получения ПО за счет сбора неполных скелетов. В конце игры мы как раз получаем ПО за наборы разных видов динозавров, и такая стратегия позволит собирать больше карт ископаемых, чтобы получить преимущество по количеству видов.

В общем, от игры я получила как раз те впечатления, что и ожидала. Это приятная несложная семейная игра с интересной темой и воплощением.


Последние два предзаказа были от молодого издательства Choo Choo Games. Сначала мы открыли "Санта-Монику". Эта игра про строительство пляжного городка в Калифорнии. Она пришлась как нельзя кстати в те холодные и снежные ветреные дни конца февраля. Её тема и ненавязчивые иллюстрации создают ощущение безмятежности и расслабленности. Так и хочется погреть свои косточки на тёплом песочке и послушать шум прибоя. Игровой процесс основан на таблостроительной механике и открытом драфте.

Однако, это милая семейная игра поставила перед нами непростые задачи. Во-первых, в самой первой партии нам достались очень дорогие жетоны действий - за 3 и 4 песчаных доллара. Во-вторых, колода всё никак не перемешивалась, из-за этого нам редко выходили карты пляжей. В третьих, глаза разбегались от большого количества заданий на получение ПО. Всю партию мы испытывали ужасную нехватку долларов и очков движения. В общем, закончили мы игру с позорным счётом.

В следующей партии дела обстояли получше. Мы специально взяли недорогие жетоны. Колода, наконец, хорошо перемешалась. Задания старались выполнять выборочно, акцентируя внимание на тех, которые хорошо комбинировались между собою и приносили наибольшее количество ПО. Для этого мы, конечно, заранее оценивали ситуацию на общем рынке. Но в итоге я проиграла из-за своей невнимательности. В игре кроме целей на картах, которые игроки присоединяют к своим городам, есть ещё и общая цель. Жаль только, что их очень мало, всего три жетона. Одно из условий цели приносит штраф за праздно шатающихся по городу граждан. Чтобы его не получить, нужно определять их в специальные места досуга, так называемые кольца активности, а при выполнении их условий можно получить и дополнительные очки. В первой партии штраф давался за каждую пару неустроенных миплов, а во второй за каждую карту с миплами, а я упустила этот момент. У меня все человечки разбрелись по городу. Я увидела, что у моей подруги их тоже много, и подумала, что мы получим с ней приблизительно одинаковый штраф, и больше не стала волноваться по этому поводу, а в результате она заняла своими миплами пару карт и получила всего -2 очка, а я -7. ) И только, наконец, в третьей партии я смогла отыграться. В этот раз уже подруга допускала ошибки, а я старалась всё хорошо обдумывать.

Мой город с третьей попытки. Наконец-то, все человечки оказались при деле.
Мой город с третьей попытки. Наконец-то, все человечки оказались при деле.

Есть несколько моментов в игре, которые могут влиять на её сложность. Во-первых, это очень ограниченный драфт. Карты выкладываются в два ряда по четыре, и для выбора нам доступны только карты нижнего ряда. Из верхнего ряда карты можно получить только за счёт специальных действий, оплатив их стоимость, или просто дождаться, когда они переместятся вниз.

Во-вторых, вам нужно внимательно следить за самыми разными деталями в игре. Это всякие цели - на соседство, на количество, на сбор цепочек, и чем больше карт добавляется к городу, тем больше разных целей у вас появляется. Кроме этого нужно постоянно следить за миплами. Водить вип-персону по интересующим её местам, чтобы оставленные ею следы принесли в конце игры ПО. Определять человечков в кольца активности и желательно выполнять их условия. В общем, многие моменты следует учитывать. Например, очень важно располагать кольца активности так, чтобы в них удобно было завести нужных миплов.

Моя подруга как раз допустила такую ошибку. Она разместила карту пляжа с кольцом активности, которое по условию требовало двух местных жителей, а потом под ней разместила здание, которое добавило ей трёх туристов. У нас как раз был жетон действия, позволяющий за 1 доллар переместить трёх туристов на 1 шаг, а денежки у моей соперницы водились, и ей было очень досадно, что она так неудачно разместила карты. У неё были подходящие кольца, но не так близко, а вести миплов через весь город при постоянной нехватке очков движения очень долго и трудно. Она, конечно, завела туристов в это кольцо, чтобы не получить за них штраф, но дополнительных очков они ей не принесли.

В третьих, сложность игры заключается в случайном выходе карт. Например, бывает так, что карты с очками движения совсем не выходят и приходится выкручиваться какими-то другими способами, допустим, используя фишки гурмана и фургончика с мороженым. Или игрок начинает собирать цепочку каких-то символов в надежде, что они потом появятся на рынке, а они не появляются. А бывает наоборот - всё идёт как по маслу, и символы подходящие на картах выходят, и денег много, и кольца с туристами сочетаются. Вот тогда получается набрать много очков. Думаю, что такое влияние рандома в "Санта-Монике" может кого-то разочаровать. По сути это игра о возможностях, когда вы стараетесь сделать что-то наиболее эффективное из сложившейся в данный момент ситуации, то есть она является тактической, и мне лично подобный вызов нравится.

Одним словом, "Санта-Моника" меня порадовала. Я, как всегда, ценю игры с простыми правилами, недолгим временем партии и вдумчивым игровым процессом.


Теперь дошла очередь до второй новиночки от Choo Choo Games, и это игра "Париж". Авторы, Вольфганг Крамер и Михаэль Кислинг, достаточно именитые. Особенно хорошо они известны тем, кто увлекается настольным хобби уже больше десяти лет. В то время на полках в магазинах, рядом с неустаревающими "Каркассоном" и "Колонизаторами", стояли игры и этих авторов - "Викинги", "Князья Флоренции", "Асара", "Коллизей", "Тикал", "Тикал 2", El Grande, Torres (прародитель "Санторини") и другие. Какие-то игры они делали совместно, какие-то по-отдельности, а какие-то с другими авторами. У Крамера самой известной игрой можно назвать филлер "Корова 006", ну, а Кислинг большинству нынешних настольщиков известен благодаря серии игр "Азул", и относительно недавно у него вышло крепкое хорошее евро на тему монастырских будней Heaven & ale. К сожалению, многие вышеперечисленные игры сейчас нигде не достать. Жаль, конечно, ведь они совсем не ощущаются устаревшими, по сравнению, например, с теми же "Колонизаторами", которые до сих пор присутствуют в продаже.

Но вернёмся к "Парижу". Игра предлагает нам заняться строительством знаменитого города, возвести в нём разные здания и достопримечательности. Качество у игры отличное. Коробка была такой тяжёлой от обилия картонных компонентов, когда я её получила. Особенно меня порадовали объёмные ширмы в виде зданий.

Вот из таких красивых ширм можно выстроить небольшую улочку Парижа. )
Вот из таких красивых ширм можно выстроить небольшую улочку Парижа. )

Меня как евроигрока привлекают, в первую очередь, игровые механики. Одна из них - area majority, т.е. первенство или главенство в определённой области, в данном случае в районе города. На рынке выходит немало хороших игр с механикой area control, а вот с area majority гораздо меньше, поэтому наличие этой механики в "Париже" делает её как минимум привлекательной, и надо сказать, что она работает здесь очень хорошо.

Area majority сочетается с механикой размещения рабочих, правда, вместо рабочих используются ключи. Любопытный элемент, который напомнил мне игру "Тикал 2: Затерянный храм". Там игровой процесс как раз основан на применении разноцветных ключей. С их помощью можно открывать разные двери храма. Видно, это какой-то излюбленный элемент авторов. В "Париже" ключами мы отмечаем здания, которыми владеем. Интересный момент в том, что выложив ключ в район, мы уже не можем его забрать или переместить в другой, но зато внутри района мы можем перемещать ключ с здания на здание, но только с более дешёвого на более дорогое, а не наоборот. Это полезное действие помогает снизить стоимость зданий.

Например, вы можете разместить ключ на здание со стоимостью 5 и заплатить 5 франков, а затем выложить второй ключ на здание со стоимостью 3. Таким образом, за оба тайла вы заплатите 8 франков, но если вы сначала инвестируете в здание со стоимостью 3, а потом переместите этот же ключ на здание со стоимостью 5, то вам достаточно будет оплатить разницу их стоимости, то есть всего 2 франка, и в итоге вы заплатите 5 монет.

Это действие особенно пригодится для строительства достопримечательностей, так как они имеют более высокую стоимость. Конечно, вы можете сидеть и копить нужную сумму, но для строительства достопримечательности нужны не только деньги, а ещё строительные ресурсы, а так как сами по себе эти здания не приносят ПО, вам также понадобятся жетоны престижа, а всё это можно получить в других зданиях, поэтому сразу с наскока построить достопримечательность не получится.

Здания достопримечательностей в игре. Внизу в правом углу указана стоимость, сверху необходимые ресурсы, а слева указаны жетоны престижа (медные, золотые, серебряные) для получения ПО. Вы можете получить меньше очков, если не хватает каких-то жетонов. Но, наверное, это не самое лучшее решение.
Здания достопримечательностей в игре. Внизу в правом углу указана стоимость, сверху необходимые ресурсы, а слева указаны жетоны престижа (медные, золотые, серебряные) для получения ПО. Вы можете получить меньше очков, если не хватает каких-то жетонов. Но, наверное, это не самое лучшее решение.

Поскольку у нас в игре присутствует механика area majority, то игроки постоянно находятся перед выбором - переместить ключ, чтобы занять здание подешевле или добавить новый, чтобы увеличить своё влияние в районе. Как только в районе появляется четыре ключа, игроки сравнивают стоимость своих зданий, и лидер выбирает жетон ПО для этого района. Эти жетоны могут дать очень значительную прибавку к вашим очкам в конце игры. Кстати, перемещая ключ вы также увеличиваете стоимость своих зданий, что помогает вам укрепить своё первенство в районе.

Третья механика связана с треком бонусов, который снова мне напомнил "Тикал 2". Там вокруг игрового поля идёт трек действий, и игроки на своём каноэ могут плыть куда угодно по часовой стрелке и выбирать любую ячейку трека, однако, пропущенные действия они уже выполнить не могут. Также и в "Париже". Вы можете выбрать хоть самый последний жетон на треке, только это будет для вас совсем не выгодно. Бонусы все разные и полезные. Одни дают строительный материал, другие приносят монеты, а третьи - престиж. Есть бонусы с особыми действиями. Например, получить ещё один ключ или вернуться назад и взять пропущенный бонус и т.д. Ну, и пожалуй, самые важные бонусы те, которые приносят ПО при выполнении определённого условия. Например, 2 ПО за каждое ваше здание стоимостью 1. Чтобы получить эти очки, вы сначала стараетесь занять как можно больше таких зданий в разных районах. Принимать решение какие бонусы взять, а какие пропустить, один из самых интересных и важных моментов в игре. Обычно, торопишься и стараешься что-то схватить первым пока соперник не забрал. )

А ещё есть интересная механика, связанная с жетонами конца игры. Когда вы выкладываете последний жетон здания на игровое поле, то с этого момента вы либо размещаете ключ, либо берёте жетон конца игры на выбор. И как только они закончатся, наступит последний раунд и партия подойдёт к концу. Эти жетоны хороши тем, что дают какие-то бонусы, которые вы уже не можете получить, но они вам очень нужны, и благодаря им у вас появляется возможность осуществить что-то полезное для себя к концу игры. При этом игроки сами регулируют её окончание. Кому-то выгодно затянуть этот процесс, чтобы успеть сделать всё запланированное, кому-то наоборот ускорить.

Общий вид игрового поля в процессе игры. Поле в игре необычное - круглой формы. Сам процесс динамичный. На поле постоянно меняется ситуация из-за перемещения ключей.
Общий вид игрового поля в процессе игры. Поле в игре необычное - круглой формы. Сам процесс динамичный. На поле постоянно меняется ситуация из-за перемещения ключей.

В первой партии все выше описанные мной интересные моменты не слишком очевидны. Мы сами поначалу не могли определиться насколько сильно понравилась нам игра. Вроде что-то в ней цепляет, и всё так красиво, но непонятно. Ко второй, и особенно к третьей партии, мы разобрались с игрой, поняли как работают механики, и играть стало намного интереснее. Единственный для меня минус в том, что мы играли на двоих, и поэтому механика area majority не очень хорошо отыгрывала.

Взаимодействие в игре не агрессивное. Никто не заберёт и не выкинет ваш ключ из района, а всё ваше добро надёжно хранится за ширмой, и никто носа туда не сунет, но, между тем, игроки могут друг другу сильно мешать. Мне, как и в "Раскопки", очень хочется поиграть в "Париж" на 3-х, а ещё лучше на 4-х игроков, чтобы почувствовать настоящее соперничество как в районах, так и на треке бонусов. Думаю, за бонусами будет очень активная гонка. Но если вам не нравится, когда соперники мешают, и вы хотите спокойно выполнять задуманное, то, возможно, вариант на двоих вам как раз подойдёт. Игра вполне работоспособна и в дуэльном варианте.

Мне понравилось, что в "Париже" очки не даются за каждый чих и нужно усердно постараться, чтобы их заработать, хотя сама я и не против пойнт салатов. В первой партии мы очень долго не получали очки, застряв в самом начале трека. Но мы не правильно использовали жетоны бонусов, подсчитав за них ПО в конце игры. На самом деле только один жетон учитывается по завершении партии, который приносит ПО за оставшиеся монеты, ну, и ещё бонусы районов, а все остальные очки набираются по ходу игры. Это сильно повлияло на впечатление, и поэтому мы остались в недоумении.

По сравнению с другими градостроительными играми "Париж" довольно абстрактен. Владея, например, киоском или гостиницей, вы особой разницы между ними не почувствуете. Тематически их функциональность никак не выражается. Да и бонусы, которые приносят здания не привязаны к ним. В первой партии вам будет предложен вариант их раскладки, а в дальнейшем вы можете выкладывать их на поле случайно. Так что по сути "Париж" представляет собой большой красивый абстракт. Для меня лично это не минус, но для кого-то может быть. Много я написала про "Париж", поэтому отдельный обзор я уже по игре делать не буду.

Я очень рада за Choo Choo Games. Замечательные у них проекты и отличный старт для молодого издателя. Жаль только, что с " Комнатой чудес" ничего не вышло. Я сама не сильно люблю игры, где центральной механикой является сбор сетов, но эта игра меня зацепила. Здесь сбор сетов происходит с помощью таких необычных способов с интересным взаимодействием, плюс притягательный сеттинг викторианской Англии с фэнтезийным оттенком, красивые объёмные компоненты. Очень хотелось поиграть в игру, но, к сожалению, предзаказ не оправдался. Возможно, это произошло из-за того, что игра по сути филлер, и люди просто были не готовы платить за филлер 3 тысячи. У того же "Эврикус" есть немало интересных игр на сбор сетов в пределах 1500 рублей, и даже в этом случае покупатели выражают своё недовольство. Но ничего, впереди у паровозиков ещё много крутых проектов. Я сама уже вписалась в Unfair. Теперь жду его с нетерпением.

На этом пока всё. Остальные весенние отчёты ещё в черновиках. Эх, было бы побольше времени... Желаю всем хорошо отдохнуть в эти летние месяцы и получше зарядиться солнышком на предстоящий долгий и холодный сезон.

Nastolio.Premium

И другие бонусы.

Подключить за 299 рублей
article-commentsarticle-communityarticle-viewscontent-delimeterfooter-social-fb-activefooter-social-fbfooter-social-instagram-activefooter-social-instagramfooter-social-telegram-activefooter-social-telegramfooter-social-tgchat-activefooter-social-tgchatfooter-social-twitter-activefooter-social-twitterfooter-social-vk-activefooter-social-vkfooter-social-youtube-activefooter-social-youtubegame-edit-attributesgame-edit-authorsgame-edit-categoriesgame-edit-componentsgame-edit-descriptiongame-edit-duplicatesgame-edit-filesgame-edit-imagesgame-edit-infogame-edit-linksgame-edit-mechanicsgame-edit-namegame-edit-relationsgame-edit-videoslogo-gold-borderlogo-goldmarket-advantages-searchmarket-advantages-sellmarket-advantages-watchmarket-user-menu-bookmarksmarket-user-menu-feedbackmarket-user-menu-offersmarket-user-menu-profilemarket-user-menu-wishlistmenu-alarmmenu-chats-activemenu-chatsmenu-communities-activemenu-communities-hovermenu-communitiesmenu-donate-activemenu-donate-hovermenu-donatemenu-editor-activemenu-editormenu-events-activemenu-events-hovermenu-eventsmenu-games-activemenu-games-hovermenu-gamesmenu-market-activemenu-market-hovermenu-marketmenu-newmenu-notificationsmenu-profile-activemenu-profile-hovermenu-profilemenu-publications-activemenu-publications-hovermenu-publicationsmenu-push-activemenu-pushmenu-services-activemenu-services-hovermenu-servicespremium-advertpremium-collectionpremium-contestpremium-dice-borderpremium-dicepremium-meeple-housepremium-soonscore-dice-1score-dice-10score-dice-2score-dice-3score-dice-4score-dice-5score-dice-6score-dice-7score-dice-8score-dice-9score-dice-active-1score-dice-active-10score-dice-active-2score-dice-active-3score-dice-active-4score-dice-active-5score-dice-active-6score-dice-active-7score-dice-active-8score-dice-active-9score-dice-hover-1score-dice-hover-10score-dice-hover-2score-dice-hover-3score-dice-hover-4score-dice-hover-5score-dice-hover-6score-dice-hover-7score-dice-hover-8score-dice-hover-9score-dice-nonesearch-activesearchstub-communityuser-menu-exituser-menu-profileuser-menu-settingsuser-social-bgguser-social-emailuser-social-fbuser-social-instagramuser-social-kickstarteruser-social-siteuser-social-telegramuser-social-teserauser-social-tiktokuser-social-twitteruser-social-vkuser-social-youtube