Если и есть у меня любимый геймдизайнер, то это он
Джордан Драпер — одна из моих любимых персоналий в настольном мире. Этот парень сам придумывает, оформляет и издаёт настольные игры. Если вы зайдёте на BGG практически в любую его игру, то увидите:
- Дизайнер — Джордан Драпер
- Художник — Джордан Драпер
- Издательство: Jordan Draper Games
Я игнорирую все его игры на ловкость и пати-геймы, но обращаю внимание на каждую «большую» его коробку. Слово «большая» в кавычках не только потому, что на совсем уж хардкор они не тянут, но и потому, что одна из особенностей его игр — форм-фактор коробки. Кажется, изначально такой формат был придуман, чтобы соответствовать пропорциям грузового контейнера для игры Import / Export (там коробка оформлена как такой контейнер).
Так-то я не особо люблю издательства или дизайнеров, которые пытаются выделяться через необычные размеры или формы: каждый раз я испытываю мысленный зуд, когда вижу, как коробки отличаются друг от друга на сантиметр и не встраиваются в полку идеально.
Но Джордану я готова простить это. Потому что его коробки хорошо сделаны, красиво оформлены (редкий случай — внутренности коробки тоже с иллюстрациями!) и дружат по форме как минимум друг с другом. :) Выделить таким коробочкам отдельное место не будет ошибкой, смотреться будет здорово.
В 2019 году у меня появилась мини-мечта — собрать все настольные игры про электротранспорт. Меня вдохновляют игры про технологии, инженерию и средства передвижения (Корпорация «Смартфон», Kanban EV, Плотина, Русские железные дороги), так что я шарилась в сети в поисках всех-всех-всех игр про метро.
За несколько из них глаз зацепился, но больше всех привлекла TOKYO METRO. Сочные краски (кстати, Йена О’Тула люблю за это же), экономическая составляющая, ну и МЕТРО! Хорошие оценки, приветливый автор (Драпер из тех авторов, что очень активно коммуницируют с игроками на форумах). На тот момент я не особо шарила во всех этих форвардерах, совместных заказах, да и поверхностный поиск по интернетам ничего не дал (кажется, тогда игра была везде OUT OF STOCK), так что я решила заказать коробку прям с сайта издательства. :) Вписала все данные и скрестила пальцы — приедет или не приедет?
Приехала! Примерно через месяц-полтора она приехала! Манинькая коробочка (я-то ожидала стандартного размера, не поняла по фотографиям масштаб) с тряпичным полем и кучей мелких компонентов. Деревянных и каменных. О_О Каменные пирамидки?! Да, каменные станции метро. :)
В игру я вкурила только раз на третий. Игра оказалась очень клёвая. Непривычные механики и непростой трёхфазный подсчёт очков. Неочевидность победителя до самого конца. Разные пути к победе. И в этой игре про метро реально есть метро, и подвижные составы реально ездят по карте. Хотя и выглядят странненько. :)
Давайте я немножко про неё расскажу. Игра иллюстрирует устройство Токийского метро — оно отличается от нашего. В каждом городе России, где есть метрополитен, он принадлежит организации, которая либо частично либо полностью государственная (я не сильно шарю в этом вопросе). В Токио же есть несколько частных компаний, которые владеют отдельными линиями и вместе формируют сеть метрополитена. Вроде их там таких три. В ходе игрового процесса можно или покупать акции каждой линии или же спекулировать на их стоимости, и то и другое приносит доход в конце игры. Спекуляции на акциях понижают их стоимость, а регулярное сообщение подвижных составов повышает. Линий на выбор много, есть подлиннее, есть покороче, есть даже одна кольцевая, и игрок сам может выбирать, куда развиваться, под конец игры из 14 веток обычно только пара остаётся незадействованными.
Я сразу поняла, что эта игра не станет единственной Драперовской в моей коллекции. Я смотрела на Import / Export, но её было не достать (можно было снова заказать на сайте издательства, но я никак не решалась), смотрела на TOKYO TSUKIJI MARKET и сомневалась… До тех пор, пока мне в контекстной рекламе в инсте не выпал анонс дополнений OSAKA METRO EXP и TOKYO TSUKIJI EXP. Решение было принято, игра про японский рынок морепродуктов — заказана. Ведь через полгода с Kickstarter’а приедет дополнение к ней, надо обзавестись базой!
TSUKIJI приехала ко мне примерно пару недель назад. И вчера я сыграла в неё первую полноценную партию (без поломов, конечно же, не обошлось, но, да простит меня Джордан, над умением писать правила ему ещё стоит поработать). Тут должен быть поворот сюжета и слова о том, что я была разочарована чуть менее, чем полностью и всё такое… Но нет, такого не будет!
Игра имитирует бурную деятельность известного на весь мир рынка, на котором можно купить отборных крабов, угрей, свежайшего лосося, крупнейшего тунца и другие виды морепродуктов. У каждого игрока есть свой собственный рыболовецкий порт, деятельность которого регулируется лицензиями на вылов и, конечно, спросом на дары моря. Здесь, как и в TOKYO METRO, задача игрока заработать как можно больше денег. Учитывается и “наличка”, то есть деньги в руке игрока, и капитал. В метрошной игре это стоимость акций и успешность спекуляций, а здесь — ценность выкупленой с рынка рыбы. В начале игры можно решить, играете ли вы с открытой рукой (все знают, сколько у вас денег), или с закрытой. На мой взгляд, получаются две совершенно разные игры.
Оформление тоже кайф, правда компоненты в этой игре ещё мельче! Сами принципы игры простые, но на их основе построено множество локаций рынка, сильно отличных друг от друга. В общем, порог вхождения довольно высокий, но в процессе становится понятно, что всё довольно логично и очень тематично. Некоторые сомнительные моменты, насколько мне известно, должен исправить доп.
Собственно, после партии в TSUKIJI MARKET, я окончательно поняла, что не хочу собирать коллекцию про электротраспорт. Слишком много игр по этой теме не оч. Часть по механикам и балансу, часть по оформлению. Metro Maps, кажется, загнулся, не успев начаться, Tramways мне отсоветовали, остаётся ещё Metro X, но новое оформление мне не нравится. Буду искать старую коробку.
Совсем другое дело — коллекционировать экономические игры Джордана Драпера. Помимо игр про метро и рыбный рынок у него есть мини-игра про автоматы с газировкой, игра про прачечные, большая игра про грузовые порты и баржи, а скоро выходит игра про капсульные отели. Моё любимое место в Выборге — улица, с которой открывается вид на грузовой морской порт, а любимый хостел в Казани — капусульный хостел возле Парка победы. Как он выбирает эти темы? Просто захватил моё сердечко.
Такой вот он, европейско-азиатский парень, который создаёт необычные экономические игры на излюбленные мной тематики.
Я искренне считала, что все эти коробочки с белой полосой - это игры про метро ) Даша открыла мне глаза, что там разные темы)
Интересно посмотреть фото компонентов рядом с привычными предметами, насколько же они маленькие? :)