Обзор игры «Экипаж. Экспедиция к девятой планете»
Экипаж можно было бы описать очень просто – это обыкновенная игра на взятки. Точка. Но, хотя по факту так оно и есть, обозреть здесь всё-таки есть что. Не зря же коробочка ползёт в мировых топах вверх? Кстати, коробочка здесь действительно в плане размера не коробка (как ожидал я), а именно коробочка. 13 х 17 х 4 см. – маленькая, удобная
Первое, что стало для меня открытием при прочтении правил – это кооператив. «Ну, ё-моё»! – сказал я и перестал ожидать от неё хоть чего-то вразумительного. Кооперативные игры я по-прежнему отношу к соло-головоломкам, которые раскладываются исключительно в одиночку (ага, я из тех, для кого «проблема альфа-игрока» существует), и отношу этот жанр к… недожанрам, в общем. Исключением из этого правила является Hanabi (обзор, кстати, здесь), где механика подразумевает, что без наличия других игроков вы физически не можете играть.
И, хвала космосу, Экипаж, оказалось, относится именно к такому же формату – без других игроков в этот кооператив играть невозможно. Это настоящий кооператив, тут действительно необходимы усилия нескольких человек, чтобы победить, и подсказывать напрямую, что и как делать, у «альфы» не получится, его здесь попросту не может существовать благодаря механике.
Итак, игроки являются командой космонавтов, которые собираются лететь и летят к той самой девятой планете, выполняя для этого в каждой партии какие-то поставленные задачи. Сюжет сюда приплетён, конечно, чисто номинальный, но, знаете, вполне себе заходит. Космонавтом вы себя, может, и не почувствуете (хотя запрет на общение способствует ощущению космического одиночества), однако, истории из «бортового журнала» (так здесь называется книга заданий) вполне себе дают понять мотивацию персонажей и ощутить историю, пусть механически это и не отображено.
Что в коробке?
Набор прост до безобразия:
40 больших карточек:
36 маленьких карточек заданий:
Горка жетонов:
Буклет с правилами игры, являющийся по совместительству так называемым «бортовым журналом»: если перевернуть эту книжицу, с другой стороны обнаруживаются главы-задания, которые предстоит проходить игрокам, связанные, с позволения сказать, сюжетом.
Как в это играть?
Описание правил настольной игры Экипаж: Экспедиция к девятой планете даже самый водогонский блогер-обзорщик не сможет растянуть больше чем на пару абзацев, мне кажется. Настолько они просты. Сразу уточню, что играть предстоит вчетвером или втроём. Варианты впятёром и вдвоём – особенно вдвоём – рассматривать можно, но эта игра явно затачивалась на четверых космонавтов. Это идеальный состав. Втроём тоже добротно и кому-то даже больше нравится. Придерживайтесь такого состава, и всё будет отлично.
Итак, все сорок карт раздаются игрокам, и тот, у кого на руках оказалась ракета-четвёрка (фото) делает ход любой картой. Все остальные по кругу сбрасывают с руки карту такой же масти – тот, у кого цифра больше, забирает взятку. Стандартные правила для игр со взятками. Если карты нужной масти нет, сбрасывайте любую. Ракеты – это джокеры, бьющие любую другую масть.
Просто? Очень. А теперь нюанс и фишка этой игры – перед каждой миссией команда игроков получает задание, обычно в виде карточек заданий, которые равномерно распределяются между космонавтами. Например, вы получили задачу «красная двойка». Теперь ваша цель – забрать взятку с этой двойкой. Если все выданные задачи выполнены – команда побеждает в миссии. Если хотя бы одна задача проваливается (нужную карту забрал не тот, кому выпала задача) – миссия провалена, начинаем сначала.
Впечатления
Что же так цепляет игровую общественность по всему миру в простой игре на взятки Экипаж? Прочтя правила, этого невозможно понять, очень важно самому прочувствовать динамику и попробовать порешать этот коллективный пасьянс. Да-да, это именно что коллективный пасьянс, такой же бомбический, каким в своё время стала Hanabi, дав игрокам ощутить, что кооперативы действительно могут быть кооперативными, вовлекающими в процесс абсолютно каждого игрока за столом.
От каждого здесь зависит успех миссии, не получится уповать на лучше всех играющего Петю – он вам не подсказчик. Так как обладает такой же как и вы ограниченной информацией, только видит её с другой стороны. У игрока есть только рука и понимание какую карточку каждому из сопартийцев нужно забрать, чтобы успешно завершить общую миссию. Какие ходы и в какой последовательности вы будете совершать, чтобы дать ему сделать это – решать вам.
И это на самом деле совсем непросто, как может показаться поначалу. Вернее как, в «бортовом журнале» ровно 50 миссий (от издателя уже вышли дополнительные бонусные на просторы сети) и начинаются они с «обучающего» режима, если можно так выразиться. В первой миссии первому игроку («капитан», в терминах коробки) нужно забрать всего одну карту. И сделать это довольно просто – миссия разминочная, призванная просто показать игрокам как тут что работает. А вот затем начинается веселье: в каждой последующей миссии задачи усложняются. Мало того, что целей становится больше, так ещё они осложняются всё новыми и новыми дополнительными условиями.
Например, выполнять задачи в строго определённой последовательности, или выполнить какую-то конкретную дичь, типа забрать взятку единицей. И как прикажете это сделать, если единицу бьёт всё? Понятное дело, что механически это возможно: вы ходите единицей, а ни у кого из команды нет карт подходящего цвета – они сбрасывают всякий мусор на вашу единицу, и – вуаля – вы выполнили цель! Но есть одно но – общаться-то нельзя. Никто не знает, какие у кого карты на руках, поэтому каким образом дать остальными понять, когда и что разыгрывать, непонятно.
Но, благо автор не дурак, и запрет на общение в космосе суров, однако, есть возможности давать своим сокомандникам сигналы о своих картах на руках. У каждого игрока есть один «сеанс связи» на партию – он может выложить в открытую одну карту с руки и дать при помощи специального жетона связи является ли эта карта у него на руке единственной в этом цвете, самой старшей или самой младшей.
Без этой связи некоторые миссии выполнить невозможно, но так как количество таких сигналов строго ограничено, распоряжаться ими нужно максимально разумно. В общем-то, интерес и смысл игры Экипаж заключается именно в налаживании коммуникативных навыков у команды при практическом отсутствии для этого инструментов. Очень бодрит и даёт развернуться логическим размышлениям в головах игроков.
Для того чтобы превратить банальную игру на взятки во что-то весьма интересное нужно-то было просто добавить кооперативные условия победы и различные задачи для их выполнения. Причём задачи эти, увязанные на простой механике «возьми это, чтобы победить», часто изменяются автором на какие-то более хитрые, типа вышеуказанного требования забрать взятку единицей, или, например, требования забрать все красные карты!
И давайте уже подходить к более конкретным итогам – почему же игру возможно именно вам стоит пробовать? Что в ней может увлечь? Удовольствие от Экипажа получается благодаря обновляющимся в каждой партии заданиям. Мало того, что они выпадают случайно, из-за чего вам приходится подстраиваться под своих сопартийцев, так ещё и дополнительные условия всегда есть, что повышает реиграбельность в разы. Каждый раз новые задачки – это хорошо.
Вот вам пример прямо из первой миссии, знакомящей с базовыми концептами. Командир (первый игрок) должен забрать взятку с определённой картой. В одном случае может выпасть условная «красная единица», которую забрать будет очень просто: бросаете на стол любую красную карту, все остальные игроки должны сбросить красные и кто-то швырнёт вам единицу – миссия выполнена.
А в другой раз вам выпадет забрать «синюю девятку», а девятки на руках у вас нет. Что делать? Единственный вариант забирать её козырем (который у командира всегда есть). Но козырем нельзя ходить, если у вас есть другие карты синего цвета, так что, если кто-то бросит заветную девятку на стол, а у вас есть синие – проигрыш. Нужно суметь просигнализировать своим компаньонам о том, когда бросать девятку. В этом вся суть Экипажа – наладить контакт, не контактируя с остальными. И это круто. Игра по уровню ментальности сопоставима с Hanabi и Mind, если эти две игры вам нравятся, то рассматриваемая коробочка вам о-о-очень зайдёт.
При этом с одной группой игроков вы будете играть так, а с другой эдак. То есть, придётся под каждую группу находить свой подход, влезать в голову друг к другу и становится той самой командой, экипажем космического корабля. Если вы играли в вышеуказанные настолки, то понимаете, о чём я говорю – один и тот же сигнал от разных игроков может нести совершенно разный посыл. Задача – наладить ментальную связь и научиться считывать сигналы друг друга. При этом вам на помощь приходит не только угадайка, но и логика с математикой, что всегда повышает уровень игры в моих глазах.
Осталось только сказать спасибо автору, что он создал не только лёгкую в освоении и гениальную в своей простоте механику, но и «прокачал её, посредством беспрестанного развлечения игроков массой условий по усложнению их задач. 50 миссий из «бортового журнала» пройти за один заход точно не удастся, так как некоторые вы точно не сможете одолеть с первого-второго раза. Долгоиграющая коробочка получается. Думаю, у меня дома он ещё не раз, не два, не три… будет доставаться с полки.
Ну, и бонусные миссии подогревают интерес. У "Звезды" на сайте, насколько я понимаю, оперативно выкладываются переводы новый заданий от автора для Экипажа. Так что ещё и их предстоит пройти. А с учётом того, что перепроходить их можно бесконечно, смело ставлю игру в один ряд с великолепной Hanabi – достойный конкурент.
P.S.
А ещё в биографии автора игры Томаса Синга есть очень интересный факт – он попал в книгу рекордов Гиннеса, поставив рекорд в знаменитой классической настольной игре «Лудо».
А какой рекорд?)
Да мы как-то рекордами не запаривались, просто миссию за миссией играли, чисто интересно пройти всё и посмотреть что же там дальше. Надо посмотреть в журнале, что-то там записывали.
Я имела в виду у Томаса Синга в Лудо :)
Но вы крутые :)