Новинки коллекции: "Кланк" с дополнениями "Затонувшие сокровища", "Проклятие мумии" и "Экспедиции: Золото и Шёлк" (Часть 3).
Я снова приветствую всех кому интересна игра "Кланк" и продолжаю свой длинный рассказ. Пожалуй, нам осталось рассмотреть вопросы масштабирования и взаимодействия в игре, ну и конечно же, дополнения.
На мой взгляд игра неплохо масштабируется и можно спокойно играть от 2-х до 4-х человек. Но только ощущения от игрового процесса будут немного разные. На двоих на поле довольно просторно, и вы можете успешнее собирать свою колоду. Дракон будет не часто атаковать, так что игра может длиться дольше и, обычно, победный счет на 2-х игроков уходит далеко за сотню.
На 4-х участников на поле становится теснее и конфликтнее. Только и поспевай за сокровищами и картами. С одной стороны это толкание на игровом поле довольно интересное, но с другой стороны при большем количестве игроков появляется вероятность даунтайма, то есть долгое ожидание хода, из-за чего может появиться ощущение затянутости. Правда, у нас все как-то быстро ходят и нет провисания. Новые карты набираются в конце хода, поэтому пока остальные игроки выполняют свои ходы, можно наметить себе примерный план действий. Мне кажется, что наиболее оптимальный состав на 3-х игроков. Но тут, я думаю, вам надо самим попробовать и решить, каким составом вам будет комфортнее играть. Мне, например, на двоих и троих больше нравится. Я вообще не любитель больших компаний.
![Охота за самыми ценными артефактами. Кто окажется проворнее?](https://nastol.io/storage/publications/images/1143/662278/conversions/IMG_6577-web.jpg)
Теперь о взаимодействии. Прямого взаимодействия в игре как бы нет. Личная зона каждого игрока неприкосновенна. А вот косвенное взаимодействие здесь есть и оно очень ощутимо, не хуже прямого. Идёт постоянная гонка за секретами, артефактами и предметами на рынке. Есть карты, которые вынуждают конкурентов шуметь и выкладывать кубики "Клац", правда, их немного. Но если они попадутся вашим соперникам, то они попортят вам жизнь.) Также ваши соперники влияют на окончание игры и на атаки дракона, так что надо быть начеку, чтобы не остаться навечно в подземелье со своим драгоценным скарбом.
![Карты, которые портят жизнь конкурентам.](https://nastol.io/storage/publications/images/1143/662280/conversions/IMG_6574-web.jpg)
Ну, а теперь о дополнениях. Во-время первого предзаказа в прошлом году я приобрела базовую игру сразу вместе с дополнением "Затонувшие сокровища". И это всё из-за Ksedih. Сначала я не очень заинтересовалась игрой, потому что не являюсь большой поклонницей декбилдинга. Я отношусь к этой механике довольно спокойно, хотя мои последние приобретения говорят об обратном - "В поисках Эльдорадо", "Неустрашимые: Нормандия", "Тортуга 2199". ) Меня даже можно заподозрить в измене таблобилдингу.)) В общем, прочитав статью Ksedih, ох уж этот Ksedih, ))) я заказала всё и сразу. На самом деле, я ему очень благодарна, иначе бы упустила замечательную игру. А в этом году я, конечно же, не смогла пропустить предзаказ новых дополнений и приобрела "Проклятие Мумии" и "Экспедиции: Золото и Шёлк".
В базовую коробку мы сыграли всего пару раз, потом смешали её с "Затонувшими сокровищами" и уже больше не разделяли компоненты. Нам очень понравилось играть с этим дополнением. Оно добавило новое двухстороннее игровое поле, новые жетоны, новые карты с интересными свойствами и новые правила, связанные с затопленными помещениями. Всё это вместе добавило в игру приятное разнообразие.
На игровом поле появились затопленные комнаты, и добывать сокровища стало сложнее. Чтобы их достать, игрокам нужно нырять в воду. Если у вас нет акваланга, то вы должны в один и тот же ход нырнуть и вынырнуть обратно, иначе получите ранение. Когда вы ныряете раздаётся всплеск, поэтому при погружении в воду вы всегда добавляете свой кубик в область "Клац". Акваланги - это новый товар на рынке и их всего два жетона, так что на всех желающих может не хватить. Это интересное дополнение, которое я могу смело рекомендовать к покупке вместе с базовой игрой. Не пожалеете.
![Красному игроку придётся добавить один кубик "Клац", чтобы нырнуть за артефактом. А синему целых два кубика, поэтому ему лучше сначала переместиться в соседнее помещение слева, а затем потратить карты с символами движения и нырнуть за секретом.](https://nastol.io/storage/publications/images/1143/662281/conversions/IMG_6579-web.jpg)
Дополнение "Проклятие мумии" добавляет в игру то же самое, что и первое дополнение: новое двухстороннее поле, карты, жетоны, а ещё нового монстра и связанные с ним механики. По сравнению с "Затонувшими сокровищами" в этом дополнении больше нововведений. Игровое поле представляет собой пирамиду. Теперь мы спускаемся не в подземелье замка, а в мрачные глубины гробницы. Кроме Дракона у нас появился ещё один враг - Мумия. Она перемещается по игровому полю с помощью специального кубика. Игровое поле разделено на четыре зоны. Каждая зона отмечена своим символом. На кубике изображены точно такие же символы. Чтобы переместить Мумию, мы бросаем кубик и помещаем её в зону в соответствии с выпавшим на кубике символом. Все игроки, которые оказываются в этот момент в одной зоне с Мумией, получают жетоны Проклятия, которые отнимают победные очки (-2 ПО). На поле появились новые тоннели с символом Проклятия. Перемещаясь по таким тоннелям, вы также получаете жетон Проклятия. В общем, в этом дополнении всё завязано на Проклятия.
![Все игроки в зоне с Мумией получают жетоны Проклятия.](https://nastol.io/storage/publications/images/1143/662282/conversions/IMG_6582-web.jpg)
Новые жетоны имеют дополнительный отрицательный эффект, который предписывает игрокам бросать кубик Мумии. Новые карты имеют свойства, которые либо добавляют вам Проклятия, либо помогают от них избавляться. А ещё появились карты с интересными свойствами, которые срабатывают в зависимости от ваших кубиков в области "Клац".
![Пример карт из дополнения "Проклятие Мумии".](https://nastol.io/storage/publications/images/1143/662289/conversions/IMG_6569-web.jpg)
![С этими картами ваши кубики "Клац" дадут вам некоторые преимущества.](https://nastol.io/storage/publications/images/1143/662283/conversions/IMG_6570-web.jpg)
Дополнение "Экспедиции: Золото и Шёлк" добавляет два новых варианта игрового поля, новые правила, жетоны и фишки. У игроков появляются дополнительные возможности для получения победных очков. Карты в этом дополнении отсутствуют.
На одной стороне находится шахта гномов. Здесь мы можем за 2 навыка разрабатывать золотые жилы, которые приносят нам монеты и ПО. Но для того, чтобы отметить найденную нами жилу, мы должны тратить свои кубики, так что много жил разработать не получится, слишком рискованно.
![Желтый может потратить 2 навыка и раскопать соседний прииск золота. За это он получит 2 монеты. Зелёный уже нашёл золотую жилу и выложил свой кубик.](https://nastol.io/storage/publications/images/1143/662285/conversions/IMG_6587-web.jpg)
На другой стороне у нас логово паучихи. Вы можете заменить фишку Дракона на фишку Паука. Большинство помещений и тоннелей покрыты мерзкой липкой паутиной, через которую сложнее пробираться. Для этого вам придётся тратить дополнительный символ движения или атаки. Но если вам удаётся убрать паутину, вы получаете её жетон, который в конце игры принесёт вам ПО. Чем больше у вас таких жетонов, тем больше ПО. Правда, вашим усердием могут пользоваться другие, ведь вы им облегчаете путь. Но вы, в свою очередь, тоже можете пользоваться чужими стараниями.)
![Все соседние с артефактом тоннели покрыты паутиной. Синему игроку придётся прокладывать себе путь. Зелёный уже пробрался в кристальную пещеру, получил большой секрет и жетон паутины.](https://nastol.io/storage/publications/images/1143/662287/conversions/IMG_6589-web.jpg)
Ещё на поле, в верхнем правом углу, находится тайник Паучихи. В нём вы можете с помощью навыка получить какие-нибудь награды, но для этого вы тоже тратите свой кубик, как и при разработке золотой жилы.
![Тайник Паучихи. Награды стоят дорого - 8 навыков.](https://nastol.io/storage/publications/images/1143/662288/conversions/IMG_6591-web.jpg)
Ну, а теперь самый актуальный вопрос: можно ли смешивать все эти дополнения и играть с ними на разных игровых полях? Да, можно, но с некоторыми ограничениями. Если вы играете НЕ на поле с затопленными помещениями, то вам не нужно добавлять акваланги на общий рынок, потому что вам не придётся плавать. Если вы играете НЕ на поле с пирамидой, то вам не понадобится Мумия. Вы не сможете её перемещать, так как на других игровых полях нет отмеченных символами зон. Но проклятия вы всё ещё можете получать из-за эффектов некоторых карт, но их у вас будет гораздо меньше, чем при игре с Мумией. Что касается карт, то особых карт, относящихся конкретно к дополнениям, не так уж много. Вы можете сбрасывать их и заменять следующими картами в колоде или пользоваться только некоторыми их свойствами, игнорируя специфические. Остальные же карты в дополнениях имеют свойства похожие на базовые. Они также убирают кубики "Клац", исцеляют, позволяют набирать карты, получать монеты и т.п. Колода карт Приключений с дополнениями получается очень интересной и разнообразной.
![Пример особых карт. Например, получив карту "Охотники на мумий" вы игнорируете её свойства, но пользуетесь символами параметров.](https://nastol.io/storage/publications/images/1143/662290/conversions/IMG_6573-web.jpg)
Есть ещё интересное дополнение похожее на "Экспедиции: Золото и Шёлк". Оно называется "Clank! Expeditions: Temple of the Ape Lords" ("Экспедиции: Храм Повелителей Обезьян"). На одной стороне поля храм, на другой - джунгли. В этом дополнении появляются двигающиеся компоненты. Это новые жетоны, которые могут поворачиваться и менять направление тоннелей и условия их прохождения. Хотелось бы, чтобы Лавка Игр локализовала и это дополнение тоже, тем более, локализовывать там нужно только правила и название. А ещё есть "Кланк в космосе" и "Кланк-легаси". Такое разнообразие "Кланков" говорит о популярности игры. У неё большой открытый мир и можно придумывать новых дополнений столько, сколько хватит фантазии у авторов.)
![Общий вид игрового поля из дополнения "Clank! Expeditions: Temple of the Ape Lords". Фото взято с BGG.](https://nastol.io/storage/publications/images/1143/662303/conversions/image-web.jpg)
Игра "Кланк" относится к жанру америтреша. К такому простому семейному америтрешу наподобие "Запретного острова", но покомплекснее. Игра отлично подойдёт в качестве гейтвея для знакомства с жанром и механикой декбилдинга. Обычно для знакомства с декбилдингом рекомендуют "Доминион" или "Звёздные империи", но мне кажется, что и "Кланк" с этим отлично справится. У меня, конечно, есть игры и посложнее, но поскольку, я отношу себя к казуальным гикам, семейные игры мне хорошо заходят. Кроме того, я должна учитывать предпочтения тех, с кем я обычно играю, а это немаловажный фактор.
Вот такой своеобразный обзор у меня получился. Спасибо всем, кто не поленился и терпеливо прочитал все три части. Следующая публикация будет про игру "Эверделл". Кому интересно, заглядывайте. А пока желаю всем отличных игр в компании замечательных друзей! До встречи!
@Ksedih кстати, также пишет на Настолио :)
Обзор очень понравился, как я писала ранее, Кланк прошёл мимо меня, но теперь захотелось сыграть :)