848

Новинки коллекции: Эверделл.

Приветствую всех. Продолжаю писать о новых играх в моей коллекции. Надеюсь, в этот раз у меня получится не растягивать публикацию на несколько частей. Я чрезмерно увлекаюсь и начинаю слишком детально рассматривать игру, разбирать её механики и возможности, совсем как любопытный ребёнок, которому интересно разобрать механизм по частям и посмотреть, как же он работает. ) Настольные игры ведь тоже представляют собой своеобразный механизм, только вместо железных деталей - картонные, пластиковые и деревянные. Так и тянет в них покопаться. )

Следующей игрой, которую я поддержала на предзаказе стала игра "Эверделл". Я узнала о ней ещё до локализации. Сделала себе корявый перевод, прочитала его, и игра мне очень понравилась. Кампания по предзаказу проходила на площадке CrowdRepublic. Но это была какая-то очень грустная кампания. Было так много негатива в комментариях, постоянные разборки с сотрудниками. В немногочисленных на тот момент отзывах высказывалось мнение, что в игре нет ничего нового, что всё это мы уже видели и т.п. Со стороны же издательства не хватало заинтересованности. Нужен был какой-нибудь увлекательный материал для привлечения покупателей. Не было достигнуто ни одной сверхцели. ( Производство самой игры затянулось. Кампания была в январе, а игра приехала только в декабре. Пришлось ждать почти целый год. Несмотря на все трудности проекта, я была уверена, что игра хорошо покажет себя со временем, и я рада, что не ошиблась. "Эверделл" прочно занял место в сотке BGG, а на просторах интернета появились положительные отзывы.

Игра привлекла меня в первую очередь своей темой. "Эверделл" предлагает нам погрузиться в трудовые будни антропоморфных животных. Атмосфера игры мне напоминает теплый и уютный мир сказок Кеннета Грема и Беатрис Поттер. Теперь, благодаря Эверделлу, я имею возможность в него погружаться. Я не встречала до этого евроигр с подобной тематикой. В последнее время она становится всё более популярной. Появились "Корни", "Dale of Merchants", филлер от "Звезды" "Звериное Королевство", а у "Cosmodrome Games" скоро выйдет "Squire". Возможно, есть ещё какие-нибудь игры про антропоморфных зверюшек, о которых я не знаю или не помню.

Подготовка игры на 3-х человек. Общий вид.
Подготовка игры на 3-х человек. Общий вид.

Обычно тема в евро представляет собой обёртку для игровых механик, поэтому её при желании можно изменить. Игровой процесс от этого не сильно поменяется. Но мы, обычно, принимаем решение автора и издательства дать игре именно ту тему, которая оказалась для них наиболее желаемой и подходящей. В "Эверделл", на мой взгляд, тема является большим плюсом игры. Можно было дать игре название любого европейского города, а существ заменить на обычных людей разных специальностей: Судья, Трактирщик, Учитель, Архитектор и т.п. Ничего не изменилось бы, но игра стала бы типичным евро, каких немало. Придав игре сказочности, автор добавил в неё свою особенность и оригинальность, а замечательное оформление помогло создать подходящую атмосферу. Все компоненты в игре очень качественные, приятные тактильно и визуально. Название ресурсов и событий тематичные: вместо дерева ветки, вместо фишек абстрактной еды - ягоды и т.п. В правилах есть вставки художественного текста, которые немного знакомят нас с миром игры, а в конце описана история возникновения Эверделла.

Река в Эверделле. На одном берегу ресурсодобывающие локации, на другом простые события.
Река в Эверделле. На одном берегу ресурсодобывающие локации, на другом простые события.

Порой надоедает постоянно играть роль каких-нибудь средневековых или восточных торговцев, глав корпораций, крутых предпринимателей или знатных вельмож. Думаю, иногда хочется почувствовать у себя пушистый хвост, острые зубки, когтистые лапки, и задуматься над тем, как обустроить свою уютную норку и сделать зерновой запас на зиму. "Эверделл" предлагает нам стать проворной пушистой белкой, усердно пыхтящим ёжиком, белой шустрой мышкой или смешной зелёной черепашкой. Выбирайте, какая шкурка вам больше по душе. )

Фишки существ под сенью Вечнозелёного Древа.
Фишки существ под сенью Вечнозелёного Древа.

Несмотря на хорошо оформленную тему, "Эверделл" всё равно остаётся евроигрой, в которой главная цель - набор ПО. Поэтому не нужно ожидать от неё развития сюжета или отыгрыша роли. Хотя, если у вас есть желание, можете всю партию изображать, например, странноватую черепаху, командующую своими меланхоличными работниками. Можете даже одеть соответствующую роли одежду. )

Многие жалуются на красивое трёхмерное дерево. Говорят, что оно мешает во время игры. Мне кажется, на 2-х и 3-х игроков оно совсем не мешает, если только в вашей кампании есть слишком эмоциональные личности, которые машут руками и очень торопливы в движениях. Ну, так можно не только дерево снести, а и всю игровую зону. У нас пока такой проблемы не возникало, но вот на 4-х игроков действительно появляются неудобства. Обычно, играющие рассаживаются с разных сторон игрового поля и получается, что четвёртому игроку как раз придётся расположиться напротив дерева, которое будет закрывать ему обзор игрового поля и доступ к картам и фишкам. В этом случае, вы можете поставить дерево в сторону рядом с полем в качестве красивой декорации так, чтобы видеть памятку по сезонам, а остальные компоненты разместить на место дерева.

Ну, а теперь перейдём от темы и оформления к игровому процессу. В игре "Эверделл" мы будем добывать ресурсы, строить город, заселять его разными жителями, принимать участие в значимых событиях и, конечно, получать за всё это ПО. В игре довольно простые правила. Каждый игрок выполняет в свой ход одно действие. Вы либо выставляете своего рабочего на локацию или событие и выполняете указанное действие, либо, если у вас есть необходимые ресурсы, разыгрываете карту с руки или с поляны в свой город. Поляна представляет собой общий для всех игроков рынок карт. Так как игроки выполняют по одному действию, игра проходит динамично. Иногда, правда, бывает, что кто-то подзависнет, но это некритично.

Пример Лесных Локаций. В каждой партии они выбираются случайным образом.
Пример Лесных Локаций. В каждой партии они выбираются случайным образом.

Я уже писала о том, что очень люблю механику таблобилдинга (построение игровой зоны), поэтому всегда с особым интересом отслеживаю игры с подобной механикой. Кроме таблобилдинга в игре есть ещё и миплплейсмент (размещение рабочих). В евроиграх это обычно очень удачное сочетание. Ещё присутствуют менеджмент ресурсов и карт и механика сбора сетов. Несмотря на то, что нам всё это уже неоднократно встречалось в других играх, в игре "Эверделл" все эти механики просто отлично вписываются в тему и прекрасно взаимодействуют друг с другом. И вообще, кто сказал, что на знакомых механиках нельзя создать увлекательную и по-своему оригинальную игру?

Механика таблобилдинга интересна тем, что разыгрывая карты (или тайлы) в свою игровую зону, игроки используя их эффекты и комбинации, получают всё больше и больше разнообразных возможностей. Это доставляет одновременно и большое удовольствие от процесса, и ощущение развития. Сначала вам доступны только двое рабочих, нет ни одного ресурса в резерве и ни одной карты в личной игровой зоне, но, постепенно, ваш город будет расти, и у вас появятся другие новые способы получения ресурсов и разыгрыша карт. Очень интересно, когда свойство одной карты влияет на другую, а её свойство, в свою очередь, активирует третью и так получается целая цепочка дополнительных действий.

В любой игре, где есть карты или тайлы, требуется некоторое время, чтобы разобраться с их свойствами. Конечно, в больших и комплексных играх порог вхождения более высокий, но и в простых семейных играх он тоже есть. Помню, как мы в первый раз играли в "Замес". Партия длилась долго, так как каждый игрок в свой ход сначала читал свойства карт и пытался понять как же их лучше применить. Правила объясняются за две минуты, а вот осознанно играть, с разными тактическими уловками, нужно было ещё научиться. Так и в "Эверделл" не получится сразу хорошо сыграть. Подобные игры начинают приносить удовольствие с приобретением большего опыта. Поэтому я, обычно, не высказываю мнение об игре после первой партии. Мне обязательно нужно сыграть как можно больше партий и разным составом, чтобы потом сделать обдуманные выводы.

Для более быстрого освоения, я опишу вам основные взаимодействия карт. Первая связка - это постройка и существо. Если вы играли в "7 чудес", то эта связка будет вам знакома. Когда вы строите подходящее здание, то оно позволяет вам бесплатно сыграть указанное на этой карте существо. Очень полезная взаимосвязь, которая помогает вам экономить ягоды. Не стоит этой возможностью пренебрегать. Но для каждого существа требуется своя отдельная постройка. Например, вы не можете разыграть двух Лавочников, имея только одну Лавку, для этого вам необходимы две Лавки.

На карте постройки в нижнем правом углу указано, какое существо вы можете разыграть бесплатно, а на карте существа в верхнем левом углу написано название необходимой постройки. Чтобы показать, что вы уже воспользовались Лавкой, вы должны поместить в нижнем углу карты жетон Закрытой Двери.
На карте постройки в нижнем правом углу указано, какое существо вы можете разыграть бесплатно, а на карте существа в верхнем левом углу написано название необходимой постройки. Чтобы показать, что вы уже воспользовались Лавкой, вы должны поместить в нижнем углу карты жетон Закрытой Двери.

Следующая связка помогает вам участвовать в особых уникальных событиях. Каждое такое событие требует от вас наличия двух определённых карт, необходимость задействовать одного своего рабочего, а также дополнительные условия активации. Из-за этого они становятся довольно трудновыполнимыми. Что касается рядовых событий, они требуют от игроков наличия трех карт одного типа. Эти события выполнять проще. Всего в игре пять типов карт. Но на выполнении событий нужно концентрировать своё внимание. Мы, например, в первых партиях совсем забывали о них, настолько были увлечены своей игровой зоной. ) А в последней партии на троих нам удалось выполнить два особых и три обычных события.

Если в вашем городе поселятся Гробовщик и Веточник, то вместе с ними вы сможете потрудиться над созданием лекарства от квакоты, а со Следопытом и Судом вы поможете задержать и наказать неуловимых расхитителей жёлудей.
Если в вашем городе поселятся Гробовщик и Веточник, то вместе с ними вы сможете потрудиться над созданием лекарства от квакоты, а со Следопытом и Судом вы поможете задержать и наказать неуловимых расхитителей жёлудей.

Наиболее интересные связки возникают при активации свойств разных карт в вашем городе. Они и являются основным элементом таблобилдинга, предоставляют игрокам дополнительные действия и создают те самые интересные цепочки. Приведу подробный пример взаимодействия карт (см. фото и описание ниже).

Пример взаимодействия карт. Читайте описание далее.
Пример взаимодействия карт. Читайте описание далее.

Начинается раунд Весны. У вас в городе уже построены Ферма и Смоловарня, установлен Кран и поселился почтенный Историк, а также у вас в запасе есть 1 ветка и 1 галька, оставшиеся с прошлого раунда. Сначала вы активируете урожайные свойства ваших зелёных карт и получаете 1 ягоду и 1 смолу. Затем в свой первый ход вы решаете построить Лавку и сразу же получаете 2 ягоды, так как у вас построена Ферма, и 1 карту за свойство Историка. В следующий ход вы бесплатно разыгрываете Лавочника, так как Лавка позволяет вам это сделать и снова берёте карту. После этого вы тратите 2 ягоды и разыгрываете Почтальона. Так как вы сыграли Существо, то за свойство Лавочника получаете 1 ягоду. С помощью Почтальона вы бесплатно строите Суд. Смоловарня позволяет вам поселить в город Дворника, а Дворник активирует эту же Смоловарню. Затем вы решаете воспользоваться Краном и бесплатно строите Вышку. Так как вы построили Сооружение, то свойство Суда позволяет вам взять 1 любой ресурс, кроме ягоды. Вы берёте гальку, ставите своего рабочего на Вышку и копируете лесную локацию, которая приносит вам ещё ресурсы. Так как у вас много ягод, вы нанимаете Следопыта, пользуетесь его свойством и отправляете рабочего за 2 ветками и картой. У вас достаточно ресурсов, чтобы построить Монастырь. После его строительства снова срабатывает свойство Суда. Ваш рабочий отправляется в Монастырь и посылает соседям ёжикам гуманитарную помощь - 2 дерева, а вы за это получаете 4 ПО. Дела благотворительности очень ценны в глазах жителей Вечнозелёной Лощины. У вас ещё остались ягоды и вы можете снова кого-нибудь нанять или приберечь их на следующий сезон. Свойства синих карт в итоге принесли вам следующее: Историк - 8 дополнительных карт, Лавочник - 3 ягоды, а Суд - 2 строительных ресурса. Главное, не забывать их активировать. На этом примере вы можете оценить сколько же всего можно сделать за один сезон.

Следует принять во внимание, что "Эверделл" больше тактическая игра. В начале партии у вас несколько карт на руке и восемь карт на поляне. Опираясь на них, вы можете что-то запланировать, но как всё сложится в дальнейшем и осуществятся ли ваши планы, вы не можете знать наверняка, поэтому вам потребуется гибкость в решениях и действиях.

На процесс значительно влияет наличие случайности в игре. Да, это снова господин Рандом собственной персоной. ) Лично мне нравится вызов случайности, когда игроку нужно сделать всё возможное из того, что даёт ему игра в тот или иной момент, и судя по рейтингу, подобный вызов привлекает не только меня. В связи с наличием случайности очень важными действиями в игре становятся прокрутка колоды, обновление общего рынка и набор карт в руку.

Самым ценным ресурсом в игре являются именно карты. В первой партии мы ещё не знали хорошо их свойства и больше делали акцент на размещение рабочих. Из-за этого строительство города давалось нам очень тяжело. Постоянно чего-то не хватало - то ресурсов, то карт, то рабочих. Например, локация предлагает нам два действия: взять три ветки или две ветки и карту. Мы выбирали первое и, в результате, очень страдали от нехватки карт, да ещё умудрились сбросить пару карт на добор. В общем, я оправдываюсь тем, что это была ознакомительная партия.) Так что, лучше взять меньше ресурсов, но получить новые карты, которые потом дадут вам больше возможностей.

В игре 27 карт со свойствами сброса и добора. Колода довольна большая и кажется, что карт для пополнения руки мало на такую огромную стопку, но их небольшое количество компенсируется наличием специальных локаций на игровом поле, которые также предоставляют игрокам новые карты. Не стоит их игнорировать, потому что с помощью таких локаций и карт, вы сможете контролировать рандом и вам будет легче осуществлять свои замыслы.

Ещё я встречала мнение, что игра якобы становится неинтересной, когда вы изучите все возможные варианты комбинаций. Мне же показалось, что как раз наоборот, когда все игроки хорошо знают все карты, то игровой процесс становится интереснее в плане конкуренции. В этом случае разрыв в очках получается минимальным. У нас бывает всего 1-2 очка. В результате, чувствуешь, что буквально вырвал у соперника победу в честной и трудной борьбе.

На самом деле, не очень интересно играть с начинающими игроками. Разница в опыте слишком ощутима. Поэтому я начинаю давать новичкам советы, а потом сама же и проигрываю. ) Но что же, приходится мириться с этим фактом. Ведь чтобы с тобой играли на равных, нужно ещё научить соперников играть.

В "Эверделл" можно играть любым составом. Есть хороший соло режим, где вы можете посоперничать с коварным крысиным королём Ругвортом. А вот на 2-х игроков, к сожалению, рынок карт будет обновляться реже, поэтому вам нужно будет ещё больше сосредотачивать своё внимание на прокрутке колоды. Лично мне больше нравится играть на 3-х человек. Число "3" для меня вообще какое-то магическое. ) Именно таким составом я чаще всего люблю играть во многие игры.

В игре есть небольшое прямое взаимодействие между игроками, но оно больше дружеское, а не конфликтное. В примере выше при активации Монастыря белки отдали ёжикам 2 дерева и получили 4 ПО. Единственное, чем вы можете навредить сопернику - это поселить в его городе Шута, который отнимет в конце игры 2 ПО. Косвенное взаимодействие здесь гораздо обиднее, когда соперник забирает необходимую вам карту, занимает одноместную локацию или забирает событие, в котором вы хотели поучаствовать. Например, у меня в городе было две Фермы, карта Мужа в руке и карта Жены на Поляне. Я могла бесплатно разыграть обе эти карты. Сначала я сыграла Мужа, а в следующий ход соперник забрал Жену и мне это было очень неприятно. Но я сама допустила ошибку. Мне надо было сначала разыграть Жену, а потом Мужа, так как он у меня итак был в руке и никуда бы не делся. Как видите, ещё одним важным моментом в игре является последовательность, в которой вы играете карты. Это может значительно повлиять на ваши действия.

Пример карт с дружеским сотрудничеством. Вы можете воспользоваться Почтой в городе другого игрока. Соперник за ваше посещение получит 1 ПО. На таких локациях есть табличка с надписью "открыто".
Пример карт с дружеским сотрудничеством. Вы можете воспользоваться Почтой в городе другого игрока. Соперник за ваше посещение получит 1 ПО. На таких локациях есть табличка с надписью "открыто".

У игры есть одна особенность, и для кого-то это может быть минусом, как и наличие случайности в игре. В течение партии вы играете непрерывно без пауз. Вам не нужно ждать, чтобы какой-то игрок доигрывал раунд. Вы можете спокойно переходить к новому. Это хорошо, но из-за этого все участники заканчивают последний сезон в разное время. Например, вы уже завершили партию, а кто-то всё продолжает ходить и вам приходится ждать, когда же игра, наконец, подойдет к финалу. Можно подсчитать свои ПО, пока другие ходят, а потом налить себе чашечку чая или кофе и перекусить, дожидаясь окончательного результата. Мы обычно так и делаем. Тем более, что я не разрешаю есть за столом во время игры, поэтому чашечка чая становится особенно актуальной. ) Ну и самый долгий ход последнего игрока у нас длится где-то примерно 10-15 минут, не больше. Поэтому я не могу считать этот недостаток таким уж серьёзным.

К игре "Эверделл" уже вышло три больших дополнения. Недавно Hobby World объявили о локализации первого из них - "Pearlbrook". Этой новостью они очень порадовали поклонников игры. Надеюсь, в этот раз кампания по локализации пройдёт благополучно, и Hobby World не заставит нас долго ждать. Что же конкретно добавляет это дополнение? Новые фишки животных: аксолотли, утконосы, выдры и скворцы. Меня особенно покорили аксолотли. Я раньше и не знала, что существуют такие удивительные существа. Они невероятно милые и забавные. Однозначно мои будущие фавориты.) Появляются новые речные локации, в которых мы сможем добывать драгоценный ресурс - жемчуг. Устанавливать связи с подводными жителями нам будет помогать посол-лягушонок. С помощью жемчуга мы сможем создавать украшения, которые дадут нам ПО, ресурсы и свойства. А ещё мы сможем строить достопримечательности - чудеса Эверделла. Они приносят много ПО, но их строительство требует больше времени и ресурсов. Ну и конечно, добавляются новые карты построек, существ, событий и лесных локаций. Думаю, если вам нравится базовая игра, то это дополнение обязательно нужно брать.

Карта украшения Весы и фишки жемчуга из дополнения "Pearlbrook".
Карта украшения Весы и фишки жемчуга из дополнения "Pearlbrook".

"Bellfaire" является модульным дополнением. Вы можете добавить к базовой игре все компоненты или что-то частично по желанию. "Bellfaire" предлагает альтернативное поле Ярмарки для замены базового, чтобы модно было играть без дерева, фишки существ - кардиналы и жабы, новое постоянное событие "Цветочный фестиваль", для которого требуется наличие в городе карт всех пяти типов, локацию "Рынок" с действием обмена ресурсов и общие цели - награды "Пальмовая ветвь", новые лесные локации и уникальные события с более простыми условиями. А ещё игроки могут выбрать себе постоянную способность, которая будет действовать на протяжении всей игры.

Компоненты из дополнения "Bellfaire".
Компоненты из дополнения "Bellfaire".

Про дополнение "Spirecrest", к сожалению, я мало знаю. Ещё не успела перевести правила. Но по общему описанию я поняла, что это дополнение расширяет возможности действия Путешествия. В базовой игре мы просто выставляем рабочего на локацию Путешествия, сбрасываем карты и получаем ПО. Здесь же мы по-настоящему путешествуем. Открываем новые земли, встречаем больших существ, которые помогают нам в пути, их даже можно оседлать. На путешествие влияют специальные карты погоды, затрудняя или облегчая нам игру. Выглядит любопытно, но как всё это работает в реальности, не могу сказать. Если кто-то уже играл с этим дополнением, поделитесь впечатлениями.

Жабы едут на лосях, аксолотли на козлах. ) Все фотографии дополнений и последнее описание к фото взяты с BGG.
Жабы едут на лосях, аксолотли на козлах. ) Все фотографии дополнений и последнее описание к фото взяты с BGG.

Несмотря на недостатки, в "Эверделл" хочется играть снова и снова. Уж не знаю, что за приворотное зелье положил Джеймс Уилсон в свою игру. Но оно особенно действует на таких сентиментальных и любящих сказки людей, как я. )) Самыми пряными ингредиентами этого зелья, думаю, являются обманчиво миловидные зверюшки и механика таблобилдинга.

Ну что ж, я завершаю публикацию. Всем желаю уютных осенних настольных вечеров. Следующая статья будет про "Иниш". До встречи!

article-commentsarticle-communityarticle-viewscontent-delimeterfooter-social-fb-activefooter-social-fbfooter-social-instagram-activefooter-social-instagramfooter-social-telegram-activefooter-social-telegramfooter-social-tgchat-activefooter-social-tgchatfooter-social-twitter-activefooter-social-twitterfooter-social-vk-activefooter-social-vkfooter-social-youtube-activefooter-social-youtubegame-edit-attributesgame-edit-authorsgame-edit-categoriesgame-edit-componentsgame-edit-descriptiongame-edit-duplicatesgame-edit-filesgame-edit-imagesgame-edit-infogame-edit-linksgame-edit-mechanicsgame-edit-namegame-edit-relationsgame-edit-videosmarket-advantages-searchmarket-advantages-sellmarket-advantages-watchmarket-user-menu-bookmarksmarket-user-menu-feedbackmarket-user-menu-offersmarket-user-menu-profilemarket-user-menu-wishlistmenu-alarmmenu-chats-activemenu-chatsmenu-communities-activemenu-communities-hovermenu-communitiesmenu-donate-activemenu-donate-hovermenu-donatemenu-editor-activemenu-editormenu-events-activemenu-events-hovermenu-eventsmenu-games-activemenu-games-hovermenu-gamesmenu-market-activemenu-market-hovermenu-marketmenu-newmenu-notificationsmenu-profile-activemenu-profile-hovermenu-profilemenu-publications-activemenu-publications-hovermenu-publicationsmenu-push-activemenu-pushmenu-services-activemenu-services-hovermenu-servicesscore-dice-1score-dice-10score-dice-2score-dice-3score-dice-4score-dice-5score-dice-6score-dice-7score-dice-8score-dice-9score-dice-active-1score-dice-active-10score-dice-active-2score-dice-active-3score-dice-active-4score-dice-active-5score-dice-active-6score-dice-active-7score-dice-active-8score-dice-active-9score-dice-hover-1score-dice-hover-10score-dice-hover-2score-dice-hover-3score-dice-hover-4score-dice-hover-5score-dice-hover-6score-dice-hover-7score-dice-hover-8score-dice-hover-9score-dice-nonesearch-activesearchstub-communityuser-menu-exituser-menu-profileuser-menu-settingsuser-social-bgguser-social-emailuser-social-fbuser-social-instagramuser-social-kickstarteruser-social-siteuser-social-telegramuser-social-teserauser-social-tiktokuser-social-twitteruser-social-vkuser-social-youtube