Самая нетолерантная часть настольного мира
Кликбейтный заголовок!
А речь пойдёт про абстрактные стратегии. Да, сегодня я хочу просто поделиться своим небольшим опытом партий в игры такого типа.
Не так давно на настольном сайте с самым большим населением BGG (Board Game Geek) значительно переработали энциклопедию типов, механик и прочего. Я не сторонник изобретать велосипед, поэтому почему бы не пользоваться терминами, широко распространёнными и уже кем-то систематизированными.
Так вот, согласно BGG, абстрактная стратегия — это тип игр, как правило имеющих следующие характерные особенности:
- Отсутствие темы
- В основе лежат простые прямолинейные механики
- Нет закрытой информации
- Чтобы победить, нужно получить тактическое преимущество над другими игроками (оккупировать большую часть поля, уничтожить все фигуры игрока или что-то подобное)
- Полное или почти полное отсутствие элемента случайности
- Как правило, чёрные играют против белых (шучу! этого правила, конечно, нет)
Конечно, это не непреложные законы, они нарушаются, и сегодня я даже буду упоминать игры, которые идут вразрез с некоторыми из них, но всё равно остаются абстрактными стратегиями.
Конечно, как и у многих из вас, моё знакомство, — я имею в виду вообще самое-самое начало, — с миром настольных игр началось с шахмат. Только в отличие от многих, мне шахматы ещё и преподавали в начальных классах. Я не знаю больше никого, у кого бы был такой предмет в школе, поделитесь, если вы из таких! А то я один абстрактный в поле воин. :) В общем, в шахматы я играла в школе и с дедом, в нарды у отца в военном училище с курсантами, когда он был в наряде, и я заходила к нему в гости. С братом, вроде играли в поддавки и шашки (но это не точно).
Наверное, из-за этого где-то в глубине души меня всегда тянуло к играм красивым, но не особо тематичным. Есть вот какая-то устойчивая в голове ассоциация, что настольные игры должны быть схематичными, а если хотите крутую историю — читайте книги. Простите мне мой снобизм! Я всего лишь человек из интернета.
Так, долой лирику! Давайте просто поглядим на стратегии, в которые мне доводилось играть, а иногда даже выигрывать, в последние пару лет.
И начнём мы с самой старой игры из моего списка (не вообще, а из моего списка!)
Коридор
Ссылка. Игра, которая почему-то многим нравится, меня как-то не зацепила. Есть поле с щелями, в которые нужно вставлять дощечки, преграждая тем самым путь фигурам. Кто быстрее других доберётся до противоположного края доски, тот и победил.
Если нравится натурализм, то и оформление игры понравится, она вся такая деревянная-деревянная. В целом, проходнячок, по моим ощущениям.
Блокус
Блокус стал для меня первой авторской абстрактной стратегией. Страшно представить, что я сыграла в него 8-9 лет назад... Он тогда меня знатно удивил. Да что говорить, тогда каждая дизайнерская настолка меня удивляла, всё было в новинку.
Идея у Блокуса прикольная: у каждого игрока есть набор фигур, как в сложном тетрисе. Единички, двоечки, троечки, четвёрочки и пятёрочки (по количеству квадратиков). Есть строгие правила, по которым можно выкладывать их на поле, а цель — выложить больше других. Здесь, как и в предыдущей игре, вы можете только мешать другим делать крутые ходы, но не можете уничтожать фигуры других игроков. Кто смог выложить больше всех суммарно квадратиков в фигурах, тот и красавчик.
Вообще, наверное, одна из моих любимых игра этого семейства, но что-то никак не возьму себе.
Taluva
Ооо, первая партия в эту игру... Это было суперское ощущение. Именно эта коробка по-настоящему показала, как много может скрываться в простых, казалось бы правилах. Это первая игра из списка, не удовлетворяющая одному из критериев абстрактной стратегии: здесь есть случайность, ведь вы тянете в закрытую тайл из стопки.
Правила игры сложно рассказать вкратце. У вас есть три типа построек, каждая из которых выставляется на поле по своим правилам, при этом наличие на поле одних построек косвенно или прямо влияет на возможность выставления других. Ход состоит из двух фаз: тянете случайный тайл местности и присоединяете его к полю, затем выставляете на поле домик или домики. Непривычный элемент состоит в том, что вы никак не привязаны к выложенному тайлу, что практически нивелирует элемент случайности. Строиться вы можете где хотите, лишь бы это не противоречило правилам. Задача, если очень условно, выставиться быстрее других. Разумеется, есть несколько способов, которыми можно вам помешать. :)
Бомбическое противостояние на вулканическом острове, стратегичное, но тактичное. Если кто-то не пробовал эту игру, крайне настоятельно рекомендую. Единственная проблема — её фиг достанешь. Я уже давно хочу обновить свою уродливую немецкую старую коробку и купить другую, но это непросто.
Улей
Ну... С этой игрой мы как будто повязаны. Даже делали на неё обзор на канале Board Game Community. Улей в каждый дом!
У этой игры, как и у предыдущей, нет игрового поля. Ну вернее, если в Талуве игровое поле выстраивается по ходу игры, то тут его нет. Ну, или игровые фишки и есть поле... Сложнооо... Несмотря на отсутствие такого важного элемента, пожалуй, из всех игр, которые сегодня будут названы, Улей наиболее похож на шахматы. Загибаем пальцы:
- Чёрные играют против белых! (ну всё, всё, в последний раз!)
- Есть несколько типов фигур, каждая из которых ходит по своим правилам
- Чтобы победить, нужно запереть королеву.
Но это только в первом приближении. На самом деле, тут есть парочка прикольных нюансов, делающих игру оригинальной. Первая особенность, как я уже упоминала, это отсутствие игровой доски. Ваше поле — это ваши фигуры, улей, состоящий из насекомых. Такой вот настольный дуализм...
Дальше, количество фигур, задействованных в партии, постепенно увеличивается. Вы сами решаете, в какой момент и какую фигуру добавить к вашей армии, можно вообще выставить только треть из доступных и выиграть. Ладно, я вру, очень вряд ли вы так победите. Ну и кушать фигуры тут нельзя, так что их число будет только расти, но не уменьшаться.
Ну и напоследок, запирать королеву не обязательно самостоятельно. Вам главное, чтобы королева противника была окружена со всех сторон, а уж своими или чужими... Не так и важно.
В общем, прикольная тема (хоть её и нет), очень классно сделанные фишки и недурственный геймплей. Всем играть в Улей, кто ещё не сделал этого.
Onitama
По-настоящему достойный представитель околошахматных абстрактных стратегий. Ходят слухи, что там есть "имбовые" карты. Ну... наверное. Но только тут ведь нет руки, все карты в той или иной степени общие. Вообще, механика довольно оригинальная, постарайтесь представить: всего в игре задействовано пять случайных карт-правил, которые диктуют, как могут ходить ваши фигуры. Из этих пяти правил два находятся у вас, а два у вашего противника. Пятая лежит в стороне, но вы прекрасно видите её и можете подстраиваться под неё, ведь именно она придёт к вам в следующем ходу. Так вот, самая главная фишка — этой пятой картой был... Альберт Эйнштейн. Ой всё, убейте меня. В общем, картой в сторонке становится та, которой ваш соперник ходил в предыдущий ход. То есть каждый раз, когда вы выбираете, по какому правилу подвигать фигурку, вы точно знаете, что через ход по нему же сможет сходить ваш противник. А значит вам нужно выбирать не только опасный для него ход, но и безопасный для себя. Механика — огонь.
Ну, остальное, как в тривиальном абстракте: ходите фигурками по полю, цель — либо убить императора, либо занять его клетку.
Плюсом игре будет, что она офигенно сделана и смотрится. У меня могла бы быть претензия к неформатной коробке, но тут она очень органично вписана в общий стиль игры. Умная и красивая дуэль, что ещё нужно?
Хару Ичибан
Следующая игра это Хару Ичибан от Бруно Катала. Пожалуй, про неё я могу сказать немного. Го-подобная игра. Мне почему-то такие не очень заходят. Я даже не очень хорошо помню, как именно нужно захватывать поле, но кое-что я помню! Больше всего мне в ней не нравится один момент... В общем, вам нужно разыгрывать на аукционе, кто ходит первый. И вот если вы сделали одинаковую ставку, то первым ходит тот, кто раньше скажет "Ква!" В абстрактной стратегии! Серьёзно?! Бруно, что тебе сделала Го?
Ekö
Как же круто она выглядит. Эта коробка из тех, где борьба ведётся на уничтожение противника. Не обязательно тотальное, потому что походу битвы вы можете выиграть и другим способом. Но будем честными, всё же более прямолинейный способ — выкосить врага. Ту много всякого прикольного, правил не на две строчки, но и не на десять страниц. Есть император и есть простые воины, есть парочка интересных, но не новаторских правил по тому как можно ходить и кого можно есть. Любопытно, что игра начинается с поля, целиком заполненного фишками игроков. И их ряды стремительно начинают редеть. Чем меньше у вас фишек, тем их меньше, остановить вымирание невозможно, можно лишь распорядиться им эффективнее других.
Довольно необычный опыт, хотя и есть недостаток. В конце игры может случиться ситуация, что один игрок будет выбирать, кто победит из других двух оставшихся на поле. Поэтому есть предположение, что лучше играть в эту прекрасную коробку вдвоём.
Santorini
Поправьте меня, если я ошибаюсь, но это одна из самых известных абстрактных стратегий в мире. Лично я её не люблю, я даже не знаю, почему. Возможно, тот случай, когда оформление не зашло. :) Но меня что-то и игровой процесс особо не затягивает, хотя я понимаю, что игра-то неплохая.
Бывает.
Симпатичная трёхмерная ходилка-строилка, цель которой — первым залезть на третий этаж. Ну и отсюда уже разворачиваются нюансы, вроде того, что подниматься можно максимум на один этаж выше текущего положения, третьи этажи можно закрывать крышами, в общем, механики , которые и делают игру игрой. Красивенькая, к тому же.
LYNGK
Признавайтесь, кто из вас наслышан про GIPF project? А кто из вас хочет собрать полную коллекцию? Я одного такого знаю. :) LYNGK — часть этой прекрасной серии, и она сломала мне мозг.
Правда, за партией в эту игру я чувствовала себя тупой. Хотя вообще-то, не сказать, что она дико сложная. В одной стопке не может быть двух фишек одного цвета, вы ходите по прямой до конца. Если очень приблизительно, то это все правила.
Я пока не нашла ответа, почему мои шестерёнки не справились с этой задачкой. Но игра мне понравилась! Выглядит немного неформатно, есть у игры, как и у всей серии, какой-то свой стиль, но сразу говорю, он на любителя. Фишки выглядят ровно как нарисованы на коробке, краплёные такие.
Сундук войны
Ещё один коробас, или точнее сказать, картонный сундук, который не отвечает всем требованиям к абстрактной стратегии. Сейчас поведаю, в чём его особенность.
У каждого игрока есть набор воинов, которые ходят по особым правилам. Подождите, почему правила начинаются, как будто это опять шахматы? Да всё, на этом сходства заканчиваются. Во-первых, набор воинов у игроков разных (по 4 у каждого), во-вторых, вы их драфтите.
Дальше — интереснее. За каждый тип войск вы получаете фишки, но если вы думаете, что вам просто дадут их все, то вы ошибаетесь, дадут лишь часть. Фишки эти многофункциональные: они же и юниты, они же и усилители, они же и валюта, они же и жетон перехвата инициативы. Используете их как валюту — по одной покупаете за них оставшиеся в запасе фишки того же типа (берсерка за берсерка) и... закидываете их в мешок. И с этого начинается ваш бэг-билдинг (формирование мешка). Грамотная закупка и приличная такая щепотка удачи и будут задавать тон вашей битвы. А вам надо, напоминаю, либо победить всех врагов, либо занять определённое число точек на карте. Как можно при такой цели полагаться на мешок? На деле это очень даже работает, причём дуэльный режим и командная игра на четверых это совершенно разный опыт. Быстрая дуэлька против продолжительной жёсткой войны. И в обоих случаях формирование мешка вполне функционирует.
Мне понравилось, но чисто как новые ощущения. Играть в такое регулярно меня почему-то не тянет, но масса моих знакомых натурально подсели.
SHŌBU
Это свежайший опыт, буквально прошлонедельный. И мне прям зашло!
Тут не одна игровая доска, тут их четыре — две тёмные, две светлые. Чтобы победить, нужно вытолкнуть все камушки противника хотя бы с одной. Один ход делаете обязательно мирный, никого не трогая, другой, если хотите агрессивный, но строго на доске другого цвета.
Иногда очень сложно побороть искушение подвигаться на двух тёмных полях или на двух светлых. Каждый раз вспоминаешь, что надо на разных и заламываешь руки от разочарования.
А, я забыла одну очень важную деталь, которая объяснит вам, почему это может быть сложно. Потому что действия на двух досках должны быть идентичны. Сходили на два вперёд — будьте добры повторить на другой доске. Не можете? Надо выбирать другой ход.
Держим в голове, что противник не меньше вашего стремится к победе, а значит будет спихивать ваши камушки, и игра превращается в настоящую пространственную головоломку.
Оформление в духе классических китайских игр. Дерево, камушки. Мастхев!
Надеюсь, вам было интересно. Напоследок скажу, что на статью меня вдохновила недавняя покупка, которая пока только едет ко мне. Покажу вам.
Спасибо, очень познавательно