Обзор игры "ERA. Средневековье"
Красиво делать игры не запретишь. Видимо этот девиз выбрал для своей игры Era. Средневековье, Мэтт Ликок. 3D-миниатюры ВСЕХ(!) элементов игры – такое вы вряд ли где-то ещё видели. Собственно, именно этим изначально и привлекает настольная игра своих потенциальных поклонников. Все, кто мельком замечает эту настолку на столе, сразу начинает спрашивать: “А что это, а почему, а откуда”? И эти вопросы задаются не потому, что игра похожа на какой-нибудь “Сырный замок”, или нечто детское, где визуал компонентов преобладает над смыслом. Во всём этом нагромождении “лего”-домиков сразу чувствуется потенциал и видна работа именно что гейм дизайнера, поэтому всем сразу хочется разобраться что к чему и сесть погонять в коробочку. Но первые впечатления могут быть обманчивы, так давайте же взглянем, что же под крышкой у этой настолочки.
Я, как и многие, ждал коробку давно, чтобы потыкать все эти пластиковые домики по полю и глубже погрузиться в механики игры. Посмотреть, что скрывается за 3D-визуалом, было очень интересно и когда такой случай представился, я не преминул им воспользоваться, залипнув в игре на пару десятков партий. Так что сегодня могу чуть подробнее рассказать чего стоит ждать от Era. Средневековье, а чего нет.
О чём это?
Каждый игрок возводит своё маленькое королевство из разных построек (типа ферм, церквей, башен и прочего) у себя на планшете, пытаясь набрать побольше очков за счёт… строительства. Игра полностью сосредоточена на постройке сооружений и зарабатыванию за это победных очков. Тема, как обычно, далеко вторична, но именно здесь настолько подкреплена качественным “визуалом”, что не понять и не прочувствовать, о чём игра, попросту невозможно.
Как только вы садитесь за стол, становится сразу же очевидно, что вы развиваете свой удел, где живут крестьяне, рыцари, монахи и прочие человеки.
Что в коробке?
Об этом даже рассказывать не нужно, всё и так очевидно и понятно при беглом взгляде на стол игрой. В коробке из бумажных компонентов только буклет правил, блокнот для записи очков да картонные ширмы для четырёх игроков. Всё остальное выполнено из пластика, включая:
- планшеты игроков, на которых и будет вестись строительство:
- 36 кастомных разноцветных кубов, представляющих в Era. Средневековье население вашего королевства. Каждый цвет – это вассал определённой профессии. Например, белые – это духовенство, жёлтые – крестьяне. Грани кубов отличаются и дают разные штуки, но об этом ниже.
- И куча, огромная куча разноформатных и разноцветных построек и жетончиков.
Как в это играть?
Для кого-то это может стать откровением (для меня стало) – Era. Средневековье это игра жанра roll-n-write. Почему-то когда смотришь на весь этот массив пластика и раскидывающиеся на поле красоты, даже мысли не возникает, что принадлежность игры присуща больше простеньких игрушкам, для которых обычно нужен всего лишь карандаш и лист бумаги. Но нет, после прочтения правил и ознакомительной партии-двух становится очевидно чем является “Эра” – это тот самый roll-n-write, но усложнённый и навороченный, что перемещает игру в категорию лёгкого евро.
В начале партии каждому игроку выдаётся набор из башни, фермы, трёх домиков и нескольких стен – всё это добро можно расставить на своём планшете по личному усмотрению. После чего начинается партия.
Все одновременно бросают горсть своих кубов, затем могут сделать до двух перебросов, после чего получают набросанные на кубах ресурсы (сокровища, камень, дерево, еда – они отмечаются на планшете с помощью специальных штырьков) и начинается поочерёдное строительство зданий. Постройки оцениваются в определённое количество ресурсов, заплатив которое можно добавить на свой планшет соответствующий пластиковый кусочек. Строить можно сколько угодно, где угодно и что угодно, лишь бы ресурсов хватало. И здесь важна очередёность хода, передающаяся из раунда в раунд по кругу. Ведь тот, кто ходит первым может первым отстроить важные здания, коих ограниченное количество.
Каждое здание приносит в конце партии некоторое количество очков и имеет особое свойство. Например, самые простые домики это жилища крестьян, они принося 1 ПО в конце партии и дают вам ещё один жёлтый кубик-крестьянина. Чем больше у вас людей-кубов, тем больше собирается ресурсов за раунд и тем больше можно возвести построек (за каждый значок молотка на кубах разрешается строить 1 постройку). А это, собственно, и есть цель игры – настроить много дорогих зданий и закончить партию, исчерпав запас некоторых построек.
Итого: мы каждый раунд бросаем горсть кубов, которая от 4-ёх стартовых может разрастись до безобразия уже к середине игры. Однако в начале раунда каждый куб требует 1 единицу еды, и эта необходимость кормить подданных является балансирующим условием, за которым приходится следить, потому что если не накормить своих людей, вы будете терять победные очки (потери отмечаются на планшете).
Впечатления
Но перейдём от сухих правил к ощущениям от творящегося на столе. Во-первых, когда я увидел на коробке имя Мэтта Ликока, то, признаться честно, расстроился. Ведь я не почитатель “Пандемии” и простых механик, любимых автором. Однако сомнениям суждено было развеяться после нескольких прошедших подряд партий в новинку.
По сути Era. Средневековье представляет собой типичный roll-n-write, но ощущается он совсем по-другому, как нормальная игра, благодаря исполнению. Это удивительно, но это один из тех очень редких случаев, когда физическое воплощение даёт игре так много. Вы бросаете кубы, что-то “записываете” (с помощью пластиковых колышков) на своих планшетах, после чего прямо своими руками строите свою империю: домики, церковки, стены. Ощущения приятные и визуал на столе очень привлекает.
Если за какие-нибудь… пусть будут “Тропы туканы” (на самом деле пофиг, подставьте сюда любое название) усадить тру-настольщика, играющего только в TI в обеденный перерыв, будет проблематично, то в “Эру” легко заманить кого угодно, а там, глядишь, втянется. Ведь процесс здесь – опять же поразительно – преобладает над оболочкой, дающей игре так много.
В Era. Средневековье есть всё, присущее большой игре: сбор ресурсов, строительство, экономический менеджмент и даже выбор ветки развития своей маленькой империи. Здесь действительно можно играть очень по-разному, избрав тактику на “войне” с толпой рыцарей, или на крестьянах, собирающих тонны всего, или же уйти в монахов и добычу “книг”-очков.
Мне сложно передать ту динамику, с которой развивается каждая партия. Мы катаем кубы, перебрасываем их, стараясь подобрать комбинацию символов/ресурсов получше. Всё это с оглядкой на общий пул зданий – ведь все хотят заполучить самые желанные и редкие постройки. Кстати, ваша стратегия может и должна строиться не только на следовании генеральному плану, но и на осознании текущей ситуации и понимании какой тактики придерживаются ваши противники. Ведь можно копить ресурсы, а потом – бац – и в один ход увидеть, что все ключевые зданьица разобраны ходящими перед вами игроками.
Несмотря на то, что игра как бы мирная, косвенного агрессивного взаимодействия в ней вполне достаточно. Начиная с уведения из под носа нужных построек (особенно когда вмногером играете) и заканчивая атаками. Да-да, здесь есть и прямая агрессия. Выражается она в двух аспектах: во-первых, каждый ход игрок, набросавший на серых кубах-рыцарях больше мечей, имеет право ограбить всех своих более слабых в военном деле оппонентов. А, во-вторых, при помощи черепов на кубах можно даже здания врагу разрушать.
Вообще концепт с черепами достаточно забавно разбавляет остальные механики игры. Ведь на черепках можно как влететь под какое-нибудь событие “эпидемия”, так и наоборот нагадить оппонентам, в зависимости от выпавшего их количества. Очень живо разнообразит процесс эта маленькая механика. Ну, и покрутить кубы, конечно, кому не захочется, чтобы подогнать себе правильный финальный результат на верхних гранях – и для этого есть особое здание.
Всё течение партии Era. Средневековье выглядит так: каждый раунд вы набрасываете и крутите кубы для того, чтобы набрать нужные ресурсы и отгрохать какое-то здание, дающее много очков “за что-то”, например, за количество жителей в вашем царстве-государстве, или за пустые клетки возле этого самого отгроханного здания, или за ресурсы на складах в конце игры, или... Для максимизации очкового дохода с него вы стараетесь выполнить “условие” этого здания как можно полнее к концу игры. Естественно, вы захотите ещё и несколько таких построек, чтоб и там, и сям успеть.
И при всей этой гонке за “большими” постройками нужно успевать следит за текущей ситуацией, развивать свою инфраструктуру, добавлять нужных человеко-кубов под своё управление, отбиваться от соперников, а ещё лучше нападать на них, отбирая ресурсы посредством серых кубов-рыцрей. Напряжённенько обычно получается. Особенно с учётом ширмы, за которой производятся броски. Изначально, кстати, её не было в игре, но во время тестов, Мэтт заметил, что подавляющему большинству тестеров нравится именно ширма, придающая результату войны в каждом раунде непредсказуемости.
В общем, в целом Era. Средневековье вышла достаточно уникальной коробкой. Во-первых, благодаря содержимому – навскидку не могу вспомнить ни одной подобной игры с таким наполнением внутри. Во-вторых, механика roll-n-write как-то… не инновационно, конечно, но необычно замешана с классическим тетрисоподобным строительством на поле. Только каждая фигурка здесь обладает каким-то полезным свойством. В-третьих, при простом геймплее, в игре достаточно глубины, чтобы со временем раскрывать новые интересные стратегии. В-четвёртых, старый добрый азарт от бросков кубов никуда не делся и здесь. Я, как любитель пошвырять горсточки выстроенных в “правильный” сет кубов, это подтверждаю.
Итог
Зачастую каждую игру я советую пробовать лично. Ведь что зашло одному, не зайдёт другому, и наоборот. Особенно хорошо это можно проследить на классических играх, типа "Каркассона", или Шахматах, если хотите. Игры по факту гениальны, однако, каждый знает нелюбителей и даже хейтеров каждой из названных игр. Вот и с Era. Средневековье, возможно, та же ситуация. Она чем-то похожа на Пандемию этого же автора, только более умная (простите, любители Пандемии, я не из ваших рядов).
Рецепт настолки от Ликока достаточно прост: дайте игроку инструменты управления процессом, с которыми сможет справиться ребёнок, добавьте щепотку рандома (в данном случае кубов), внесите разнообразие за счёт большой вариации выборов – на выходе получается несложная увлекательная настолка.
У "Эры" в плюсах:
1. Необычность исполнения, которая увлекает даже нелюбителя чрезмерных украшательств (строительство "лего"-империи само по себе доставляет удовольствие).
2. Механика, выжимающая гораздо больше из жанра roll-n-write, чем видено до этого.
3. Возможность интересной интеграции расширений (и, конечно же, новые домики!), механика позволяет достаточно гибко обращаться с кубами.
4. Это roll-n-write здоровго человека, где листы не портятся а остаются всегда готовыми в употреблению, причём в 3D-формате.
А ещё это же будет серия игр под общим заголовком ERA, насколько я понимаю. И очень интересно посмотреть, в каком антураже будут следующие коробки. У меня мысли, как обычно, про космос – вот что хотелось бы увидеть на столе в "лего" варианте. Ну, а пока, будем ролять и "рисовать" церкви с пашнями.
Тетрис, лего, фигурки, кубы и roll-n-write - это просто праздник какой-то!
Раньше я думала, что она только выглядит классно.
А вот необходимость ширм мне пока непонятна: кажется, что нечего там скрывать особо. Но, видимо, надо поиграть чтобы уже точно понять.
На самом деле, как и написал в тексте, ширмы были введены автором уже после того как игра была фактически готов. Просто тесты показали, что ширмы нравятся игрокам. Ну а их необходимость диктуется количеством мечей на серых кубах игроков - кто-то может захотеть накидать на них побольше сундуков (ценный ресурс самый), а кто-то наоборот - мечей, чтобы пограбить соседей. А разница в количестве мечей и определяет кто кого будет грабить в текущем раунде.