Anno 1800
Игра по мотивам градостроительного симулятора от Ubisoft. Здесь вам так же предстоит обустраивать свои острова, управлять рабочей силой, производить востребованные товары и торговать с другими игроками.
В октябре игра вышла на немецком, на английском только в следующем году. Соответственно на Spiel.digital весь контент был только на немецком, в том числе игровые столы в Tabletopia. Там можно потыкать в игру, а любительский перевод правил на английский есть на BGG. Собственно основная информация оттуда (и могут быть неточности, как минимум в названиях) и из интервью.
Игра на 2-4 игрока
На трансляции представитель Kosmos говорил, что игра крутая, возможностей море, есть комбо-вомбо и чувствуется накал к концу партии.
Разработка
Автор игры, Martin Wallace не играл в компьютерную версию, но пользовался помощью друга-геймера. Он также разрабатывал ещё несколько игр на основе компьютерных (но ни одна из них ещё не была издана), а ещё участвовал в создании Brass: Birmingham. И если там разнообразие обеспечивается случайным распределением карт и рынками, то тут дело в картах миссий, они могут не только задавать условия получения очков, но и добавлять действия. А ещё тут тоже есть пиво.
Самым сложным моментом при создании настольной версии было большое разнообразие ресурсов. Решение изящное: ресурсы представлены постройками и производятся в момент, когда вы выставляете на них рабочего нужного цвета, и используются в тот же ход, то есть физического воплощения у них нет. Но некоторые виды ресурсов всё же урезали. Также в игру "не влезло" военное дело, упор на экономический аспект.
Геймплей
У каждого игрока свой планшет острова. На нём изображены районы, постройки и корабли. Со старта у вас есть 4 фермера, 3 рабочих и 2 ремесленника + карты населения (отражающие их требования) и корабли с морскими жетонами. Жетон первого игрока получает игрок, последним покидавший пределы страны. Второй получает одно золото, третий два и четвёртый три. В начале партии случайным образом (или как захотите, в правилах предложено несколько раскладов) выкладываются 5 карт миссий (всего в коробке 20).
Рабочие (все виды, то бишь "население") представлены цветными кубиками. Их в игре пять видов (фермер > рабочий > ремесленник > инженер > инвестор), им соответствуют районы на планшете игрока и сами постройки.
Лирическое отступление. В правилах написано "кубики населения" , а вот в списке компонентов эти кубики нарисованы со значками и получаются такие гексы. В иллюстрациях к примерам же обозначение скачет то туда, то обратно.
Чтобы получить нужный в этот ход ресурс, вы ставите кубик указанного цвета на рабочее место (на постройке их может быть несколько) на своём планшете. Кубик остаётся на месте и больше ничего не приносит.
Для некоторых действий кубик-рабочий нужен сам по себе, в этом случае он просто ставится слева от планшета игрока.
За указанное на районе количество золота вы можете вернуть кубик на родину и сразу же использовать.
Также могут требоваться жетоны исследования и торговли, они лежат на кораблях и убираются так же влево,
Каждый ход игрок делает одно из действий:
- Построить (за указанную цену перенести постройку с общего планшета на свой)
- Сыграть карту населения (специалисты, дают золото и очки влияния)
- Сменить карты населения (убрать с руки вниз колоды до 3 карт и взять новых; есть 3 отдельных колоды)
- Увеличить рабочую силу (взять до 3 новых кубиков по цене, указанной на районе + взять карту населения за каждый)
- Поднять уровень населения (заменить до 3 кубиков на кубики следующего уровня — от фермера до инвестора)
- Освоить Старый свет (за жетоны исследований добавляем себе острова с плюшками)
- Исследовать Новый свет (за жетоны исследований, чем дальше — тем больше, добавляем себе остров, с которого сможем покупать ресурсы, и берём 3 карты Нового света)
- Взять карты экспедиции (за два жетона исследований берём до трёх карт, они приносят победные очки)
- Провести городской фестиваль (если больше нечего делать — веселись; берём жетон фейерверка, возвращаем все кубики населения и корабли на родину).
Получается, что у вас нет действия "выставить рабочего", но вы будете это делать для того, чтобы получить ресурс, необходимый для основного действия.
Предполагается, что даунтайма нет — у вас же всего одно действие. Но с таким разнообразием есть некоторые сомнения...
В игре много зданий (35 видов, каждого по 2 + доки) и хочется построить их все, но не выйдет — так же как в компьютерной игре, вам просто не хватит места. Но можно заменить одно здание на другое, тогда прошлое вернётся в общий пул.
Дополнительно в свой ход можно активировать карту населения (использовать одноразовый эффект) или карту миссии, если у вас достаточно ресурсов.
Если нужных ресурсов у вас нет (или вы не хотите их использовать), вы можете купить их у другого игрока с соответствующей постройкой, потратив жетоны торговли (количество зависит от уровня населения, которое его производит). Игрок-продавец получает 1 золото.
Игра заканчивается, когда один из игроков сыграет последнюю карту с руки. Доигрывается этот раунд и следующий. В конце игры подсчитываются очки за карты населения, карты экспедиций (на них условия на наличие определенного населения), золото (1 очко за 3), жетон фейерверка (выдаётся тому, кто стриггерил конец) и выполнение миссий.
Правил много, но повсюду иконографика. Компоненты практически не зависят от языка, я нашла надписи только на картах миссий, и то — имена и названия.
Первые отзывы
Вот что успели отметить на BGG:
- хорошо играется вдвоём
- игра на построение цепочки производства/апгрейда (для кого-то минус, для кого-то плюс)
- Не такая сложная, как другие экспертные игры, но всё ещё не семейная
- Классное взаимодействие между игроками в виде торговли
- Мало темы
Поделитесь, какие впечатления от игры сложились у вас и чем она вас заинтересовала?
Считаю, что надо как минимум попробовать, и скорее всего надо брать :)