Культурный шок и другие цивилизации (Clash of Cultures + Civilizations)
Я и забыл что у меня есть обзор на эту замечательную во всех отношениях игру. Но вот Лавка Игр решила мне о нем напомнить в честь своей кампании по предзаказу второго издания ;)
* * *
Я уже рассказывал о своей любви к компьютерной Цивилизации, которая сопровождает меня уже почти 30 лет (да, да, я такой старый) с первой игры серии и до последней (кто бы чего не говорил, шестая – самая лучшая). Конечно, нормально, что с тех пор как я занимаюсь настольными играми, я всегда искал игру, близкую по духу к моему компьютерному идолу. Если задуматься, это началось даже намного раньше, когда я начал участвовать и разрабатывать в форумных исторических симуляциях. В целом, хлебом меня не корми, дай поуправлять цивилизацией и привести ее к вершинам развития.
До недавнего времени , к сожалению я остался разочарован в настольных версиях Цивилизации Fantasy Flight Games – первая была громоздкой и , по моему мнению, недостаточно динамичной, а вторая , хотя и была хорошей игрой (Цивилизация: Новый Рассвет), была очень далека по духу от компьютерного первообраза. Самое близкое, что я нашел это была игра “Сквозь века“, но она однобоко раскрывала тему и по сути ограничивалась древом технологического развития. Но я не хотел только развивать научно свою цивилизацию, я хотел видеть как она растет и процветает, как становится влиятельной и доминирующей на планете. Как не крути , а “Сквозь века” такого ощущения не дает. И я было уже отчаялся найти то что хочу, когда друг пригласил меня сыграть свою любимую игру “Clush of Cultures“. Я посмотрел картинки в BGG и решил что это какая-то военная игрушка, к которым я не пытаю особой любви. Дело в том что я считаю себя дипломатом и пацифистом, и в связи с этим всегда чувствую себя неловко когда приходится в игре выбрать военный путь. Во-первых , там все почти всегда на ладони и выигрывает более тактический склад ума, который у меня, смею сказать, полностью отсутствует. В войне я начинаю действовать реакционно и ухожу всегда в глухую защиту. Вот такой я трусливый вояка. Другое дело если мне дать спокойно обмозговать и провести переговоры – мне всегда удавалось формулировать так свои предложения, что они выглядят привлекательно для оппонентов. В большинстве случаев оно так и есть, но в перспективе я получаю больше выгоды. Вот так, взял и раскрыл всем свою стратегию, теперь со мной в John Company никто в переговоры не полезет
И так , я все же пошел из вежливости. Еще на объяснении правил я понял , что эта игра имеет потенциал мне понравиться. Быстрые ходы, довольно много путей развития, хорошо налаженный баланс механик, дающий время самую плохую ситуацию обернуть и превратить в победу. В конце игры я просто заявил: “Я хочу эту игру!”. И в принципе это реально, так как базовая игра все еще продается издателем, но я хотел ее с дополнением – Civilizations. С ним была проблема, так как товар был полностью исчерпан , а на рынке перекупщиков шел за непостижимые суммы. Не буду отягчать Вас историей о том как я все же успел купить ее, и скажу коротко – я убедил друга мне ее продать, за привлекательную сумму, которую я однако был готов заплатить. Теперь этот шедевр находится в моей коллекции и я больше не ищу свою лучшую цивилизационную игру – я ее нашел. Это “Clash of Cultures” с дополнением “Civilizations“.
* * *
Полностью обзор , конечно же, можно прочитать на моей страничке: http://cheshirecorner.ru/2018/10/28/clash-of-cultures/
Цивилизация 2010 даже визуально является менее громоздкой чем CoC, да и динамичнее это только если в реальном времени играть.
Както мне в это с трудом вериться. Возможно с опытом динамика приходит в старую Циву, но вот у меня от нее совсем другие впечатления.
Опыт главная проблема. Новички долго раскачиваются и играют аккуратно и всё это тянется пока кто-то не возмёт культуру, 15 технологию или не решиться атаковать столицу накопив 15-20 отрядов, предварительно прокачав их хотя бы до 3го уровня. И поэтому игра занимает от 10 до 15 ходов большая часть из которых пассивные.
На деле в самом же начале нужно стараться занять как можно больше территорий, поставить город поближе к сопернику, возможно тем самым даже закрыв ему возможность поставить свой 2-3 город. Открывать хижины и деревни (с этим в начале нужно конечно аккуратно) преимущественно на половине соперника.
В общем всё это толкает армии с первых же ходов на вражескую территорию и при определённом раскладе военным путём уже к ходу 5ому можно закончить игру.
у меня опыта мало и поътому не буду спроить, но вот этой всей раскачки в Клаше нет - система простая и по большойму счету интуитивная. Конечно это мое IMHO ;)
Вы так пишете, будто военный путь это быстро и просто, а культурная или научная победа - долго и муторно. На деле же игра сбалансирована для разных путей победы. В последней партии, помнится, мне удалось победить по науке ходу на восьмом или девятом, успешно отражая военные атаки. Но опыт в той игре решает многое, это правда.
Это самый короткий из возможных. Науку взять на 8-9 наверно только если одному играть.
В дополнениях скорость разных путей хорошо балансируется.