Ядреные мыши - Отголоски
Отголоски
Присаживайся, дружок, я расскажу тебе сказку. Сказку про четырех юных и дерзких мышек, которые отправились в дикий враждебный постапокалиптический мир, добывать сыр для своей мышиной колонии.
Краткое содержание обзора
Аааааа, это бомбическая игра! Люто-бешено рекомендую. Я много наслышан (хотя и не играл) в Мыши и тайны. До дыр заиграл Плюшевые сказки и немало поиграл в Команавтов. Так вот. Отголоски это идеально отполированые механики и душевный мышиный сеттинг.
С точки зрения контента будет много разбора механик, чуть-чуть спойлеров сюжета (совсем чуть чуть!) и сравнение с Плюшками и с Команавтами.
Сеттинг и лор
Случилась Катастрофа и человечество исчезло. Совсем. Никто не знает, как и почему. Остались материальные предметы, полуразвалившиеся дома, ржавеющие машины, почтовые ящики, красные туфли и прочие артефакты великой цивилизации. Наша колония грызунов - живет в одном доме на одной улице в одном, некогда великом городе. И однажды, старейшина племени призвал к себе свою наследницу и сказал - Агапит, ты стал совсем взрослым. Пора. И отправил наших юных Сталкеров, в смысле, Добытчиков, за пропитанием для племени. Задача первой миссии очень проста - добраться через разрушенный город до Автомата с едой, и принести оттуда пачку Луковых колечек. *это не спойлер, и так все узнали бы, как только открыли книжку*. )
Так или иначе - мы играем за группу мышей. Вернее, две мыши, хомяк и морская свинка. У каждого из которых есть понятная ролевая специализация. Мезия - мышь, снайпер. (он мальчик!) Мастак - хомяк, механик, (по мне так лучше был бы Звоночек, он Ringr), Ворчунья - морская свинка, рукопашный боец, Тихоня (Шептунья? Whisper) - мышь, защитник.
Берем из колоды заданий первую миссию, стартовые карты предметов и способностей и ничтоже сумняшеся устремляемся в приключение!
Миссии
Сюжет игры раскрывается через миссии. Нам дают вводную, рассказывают истории. Потом мы отправляемся в приключение. И по завершении - узнаем, чем все закончилось. В самом начале у нас нет выбора. Первая миссия это луковые колечки. Дальше - мы будем выбирать из пачки имеющихся миссий. На игровую сессию надо брать одну Основную миссию и одну Дополнительную. В процессе прохождения кампании мы будем находить новые миссии, сюжетные вотэтоповороты и добавлять карточки этих миссий в пул доступных.
У каждого задания есть таймер времени. В Плюшках и Команавтах завершения таймера (ребенок проснулся \ пациент проснулся) это безусловный провал. Играли играли три часа, всем спасибо, ребенок проснулся, плюшки убежали. Бесило неимоверно. А как же поэксплорить, пособирать лут, вот это все? В Отголосках все сделано лучше. Да, есть таймер на миссию. Да, он довольно жесткий. Но если вы гуляли дольше - ничего страшного, вы все еще вправе выиграть. Просто когда вы вернетесь домой, вы узнаете, что за время вашего отсутствия, вашу колонию постигли неприятности. Чем дольше гуляли - тем больше. Печально? Несомненно. Руинит ли это партию? Вовсе нет. Наоборот, появляется возможность как-то контролировать ситуацию и взвешивать риски. Стоит ли бежать вон за тем вкусным лутом, или бог с ним, надо убираться побыстрее! Очень приятное ощущение.
Макрокарта
Тут есть макрокарта!!! Город разделен на квадратики, по которым мы перемещаемся. Каждый квадратик - определенная страница в книге приключений. Двигаем жетон партии по макрокарте, смотрим на какую страницу надо зайти - листаем.
Каждая страничка это страница книги, кусок приключения, который надо пройти, чтобы потом двинуть дальше.
Вы наверное скажете, что как же так, ходить по одним и тем же клеточкам из одного и того же старта? Но нет. Во первых, как я расскажу чуть дальше, в разных ситуациях даже на одинаковой страничке вы увидите разное. А во вторых, довольно быстро вы найдете транспортные средства и сможете делать вжиииииу через город. Прекрасная геймдиз идея, одобряю!
Книга приключений
Здесь так же как и в Плюшках и в Команавтах, книга представляет собой кусок игрового поля, куда высаживаются наши персонажи и которое надо пройти.
На поле есть клетки по которым мы перемещаемся, есть Находки, места Интереса и конечно же, могут быть Враги.
Находки надо собирать, места интереса посещать, врагов бить. При этом некоторые враги могут оказаться нейтралами, и тогда с ними можно поговорить. Со скорпионами договариваться в принципе не о чем, а вот блуждающая группа мышей кочевников может оказаться вполне договороспособна, причем настолько, что согласятся присоединиться к вашей колонии.
В зависимости от того, на какой миссии мы находимся, книга может предложить прочитать особый кусок текста, относящийся только к нашей миссии.
В зависимости от наших действий, от выборов и того, что вообще совершают наши персонажики - мы будем читать разные куски текста, узнавать разное, встречаться с разными персонажами, переходить на новые страницы. С нами будут происходить разные штуки, набигать враги, двигаться механизмы и многое многое другое. Приключение. Сказка. Мышки )
И так мы приключаемся, пока не пройдем миссию или погибнем. Но лучше, кнчн, пройти с победой )
Карты вместо кубиков
Основной движок в Плюшках и Команавтах - кубики. Запускаем лапку в мешок, достаем пять кубиков разного цвета, которые и определяют возможности персонажа на этот ход. Красные кубики - сила, Зеленые - ловкость, Желтые - внимательность, Синие - выносливость \ защита, Черные - опасность. И особый вид кубиков джокеры, там они были фиолетовые.
В Отголосках все работает практически так же, кроме того, что кубиков нет. Вместо них в коробку положили колоду экшен карт.
Берем колоду действий, тянем с нее пять карт со значениями от 1 до 3. Это, по сути, готовый бросок кубика. Ровно те же самые цвета, ровно та же логика. Карту Бедствия - разыгрываем сразу. Если попались черные карты - отправляем на трек Опасности. Оставшиеся цветные карты - смотрим и думаем, как можем разыграть.
Зелеными картами можно стрелять и преодолевать испытания на ловкость (например, залезть куда-то), красные карты - чтобы бить и передвигать супертяжелые предметы. Синими картами мы проходим проверки на защиту и выносливость. А чтоб найти полезный предмет в груде хлама - надо использовать желтую карту. Белые карты являются универсальными картами (на них все четыре иконки), а еще за белые карты активируются уникальные способности персонажей.
Выложенную карту можно (и нужно!) усилять. Способности героя идут в плюс, и к карте можно пристраивать "хвостик" - докладывать еще карты, важно чтобы они совпадали или по цвету (красная к красному) или по значению (к единице можно добавлять единицы другого любого цвета)
А еще, в процессе миссии, можно совершить какое-то героическое деяние и в колоду добавятся фирменные карты мышек, тройки. На старте каждой мисии они вне колоды )
Лично мне очень, очень жалко кубичков. Очень мне нравится этот процесс поиска в мешке. Но что поделать. Говорят, карты позволяют в определенной степени сбалансировать рандом, и это хорошо. Многим любителям игр евро-стиля вариант с картами нравится гораздо больше. Да и в целом - отличная механика получилась, на самом деле. Где надо простая, где надо - можно закомбить и накрутить.
Перемещения
Если вы хотите переместиться своим персонажем по страничке книги приключений - это просто. Каждая единичка на экшен карте может переместить вашего персонажа на 1 клеточку. Играете любую карту, двигаетесь. Выложили карту на 2 - перешли на 2 клеточки. При этом, на поле есть цветные линии - например зеленые линии говорят "только очень ловкая мышка проберется здесь" . Красные линии - только для сильной мышки. Что это значит? Это значит, что эту линию можно пересечь только картой зеленой масти. Ну или, с преодолением. Выложить карту (карты) суммарно на 3 или более по стоимости. Тогда не очень ловкая, но очень старательная мышка тоже сможет преодолеть препятствие. Здесь я могу только поаплодировать такому решению Страшно бесило в плюшках бросать кубик на каждое перемещение. А если я набросал мало? Так и плестись позади? В Команавтах сделали сильно лучше, там значительно укрупнили зонирование и просто 1 кубик шел за 1 зону. Но это привело к серьезному замедлению перемещений. Здесь же - я наблюдаю очень органичный вариант.
Проверки. И все таки кубик роляет!
Например, мы видим жетончик находки и хотим поискать, вдруг там вкусный сыр? Что делать? Правильно, выкладывать желтую или белую карту (можно с усилением) и заявлять проверку. И вот в этот момент вступает в игру кубик. Берем белый кубик, бросаем. На кубике цифры от -2 до 3, что выпало - прибавляем к результату, смотрим. Да, это означает что если вы пытаетесь пройти проверку 2 и выложили карту ценностью 2, то с вероятностью 4/6 у вас будет все хорошо, а вот с вероятностью 2/6 - ничего не получится. Хотите увеличить шансы? Добавляйте карточек!
Есть еще групповые проверки, когда все мышки должны сделать какое-то одно большое дело. Они играются без кубика и накапливаюся. Просто первая мышка заявляет первую карту (цвет\номинал), остальные мышки должны оказаться на этой же клеточке и подбрасывать карты, подходящие или по цвету или по номиналу. Набросали много - проверку выполнили. Например - оттащили камни и открыли вход в заветный вендинговый автомат с луковыми колечками!
Атаки. Они же - встречные проверки
Да какие они встречные проверки. Так и говорите - атаки. Вонзалово. Кусочек сыра не прячется от вас и не бьет в ответ. А вот например, если попытаться ударить врага - он явно очень активно постарается сделать так, чтобы по нему не ударили. И тут к нам приходит черный кубик. Который уже усиливает врага. Точно такой же как белый, от -2 до 3. Берете и бросаете.
И если вдруг кубик за врага брошен удачно, а ваш собственный - не очень, то увы, проверка не пройдена, враг не побит.
Пример:
Мезия стреляет по скорпионам на другом берегу реки.Заявляет атаку зеленой картой 2, добавляет к ней зеленую 1 (по цвету) и красную 2 ( по номиналу). У нее +2 от персонажа на зеленые проверки и +1 от арбалета. Итого 8.
Защита лидера скорпиона 5.
Кидаем кубики....
На белом кубике -1. На черном +3. Итого стало 8-1 = 7 против 5+3 = 8. Мезия промахнулась.
И вот примерно в этот момент у игроков начинает гореть и полыхать. =) я же все сделал, собрал нужные карты, выложил, закомбил... А вот так. Расклад-с, батюшка.
И мне кажется, что это очень антуражное решение, по трем видам проверок. Передвигаться просто. Персонаж неплохо контролирует себя и четко понимает куда может добежать. Что-то найти или сделать - уже входит элемент случайности. Скорее всего у тебя получится. Но может и нет. А если чуть вложить сил сверх необходимого - то точно получится.
Если же против тебя враг - то все становится гораздо сложнее. Или старайся изо всех сил, собирай комбу на картах, или дуй на кубики, бросай с подкрутом с левой и старайся выиграть на кубиках. Все способы хороши )
Враги
Враги классные. Стильные техногенные крысюки. Мышки кочевники. Гекконы рейдеры, ух. В Плюшках некоторые враги были прям неприятные. Я все понимаю, они должны быть кошмарами и вот это все - но неприятно. Чисто по человечески. Не люблю я игры про зомби и механический паук с отрубленной кукольной головой это прям буэээээ. Игра при этом классная сама по себе. Но вот от врагов корежит. В Команавтах враги суперские. Стильные, каждый предствлен цветным стендиком. И герои стендики. И вот ровно за это команавтов хейтили разные любители пластика. Как же так, тиграм недокладывают мяса, а любителям пластика - пластика.
В этом отношении в Отголосках все прекрасно. Персонажики стильные минечки. Монстра - по механике Плюшек, то есть со своими индивидуальными карточками, но при этом выглядит ... приятно. Стильно. Постапокалиптично.
Бонусом - миньки с проливкой. Не знаю, будет ли это в русскоязычном издании, но для таких лодырей как я - это прям сказка. Я не умею красить, у меня лапки. А пролитой минькой можно играть прям сразу - и она смотрится хорошо. Сразу из коробки, что весьма удобно.
Ох, а еще от врагов нельзя убежать. В прошлых книжках ты убегал со страницы - и как бы все. Злобные злодеи, которые только что изо всех сил с тобой стукались - тут же забывали про все и отправлялись по своим делам. А тут нет. Непобежденные враги отправляются в специальное хранилище Дикой Охоты. И да. В какой-то момент они обязательно придут за вами. Неожиданная, но очень логичная механика. Лайк автору!
Мышиное поселение
А после того, как наши мышки вернулись домой - ого, выясняется, что у нас еще есть менеджмент базы! Целое аж мышиное поселение ждет своих добытчиков.
В колонии живут мышки, у них есть настроение, есть запасы сыра, и полезных шестереночек. Если мы гуляли слишком долго - в колонии происходят неприятности, набигают мародеры, тараканы грызут припасы, происходят природные неприятности....
Если сыра не хватает - будет падать мораль. Если мораль достигла ноля или количество населения в колонии достигло ноля - увы, кампания проиграна.
А шестереночки? За них можно строить разные апгрейды. Например, мастерская даст вам право перед новой миссией взять бесплатно каждой мышке по одному дополнительному предмету. Конечно, строим первым делом! Вот только стоит она аж 15 шестеренок, а где ж их взять... Ищите, Собиратели, ищите!
А еще в миссиях можно получать Ключики. Не больше одного за миссию. И эти ключики дадут вам.... Что-то очень полезное )
Кампания
По итогам выполнения миссии вы добавите в колоду парочку новых карт миссий. И это и будет вашим следующим приключением, развитием кампании, развитием сценария. Всего в колоду миссий можно положить что-то около 25 миссий. Но их не надо выполнять все. Наоброт, скорее всего вы не увидите все миссии за время прохожения (и это здорово!) Условие победы в кампании очень простое. Надо выполнить Мечту для каждой мышки участника. Один хочет сад, другой мастерскую, третий - чтобы колоний доросла до 20+ мышек... Просто суммарно все четыре мечты требуют так много ресурсов, что это невозможно заполучить за одно или два задания. Вам придется исследовать мир, все дальше и дальше. И когда наконец вы накопите достаточно - сможете стать самыми знаменитыми Добытчиками и передать свое дело новому поколению Мышей ) .
Дополнения
Вы не поверите, авторы прямо в правилах написали что работают над допами. Новые персонажи, новые районы города, новые враги. А если у вас есть Мыши и Тайны - то вы прям сходу сможете взять оттуда фигурки и добавить к своим Отголоскам. Правда, всего лишь Тараканов и одну птицу из Хвостов и Перьев), но все же все же! Очень люблю я допы и надеюсь что их тоже локализуют )
Выводы
- Отголоски - это прекрасная книга-игра, с проработанными механиками и с очень достойным сеттингом и лором. Кстати, я уже говорил, какие тут классные мышки? )
- Играть можно с детьми, а можно играть и со взрослыми на серьезных щщах. И там и там вполне может зайти, зависит исключительно от компании.
- Любителям бить друг друга по лицу - проходим мимо. Это кооператив. Да, можно альфить. Нет, не нужно, и так весело )
- Любителям сухой евроты и полного просчета действий - проходим мимо. Даже у меня горело в процессе от кубов, которые могут заруинить любую атаку и любую серьезную проверку.
- Если вам понравились Мышки - берите, не сомневаясь. Это Мышки, только со всеми улучшенными механиками. Видна титаническая работа, когда в каждой новой игре автор пробует новые варианты, и то, что работает - берет в игру, что не работает - оптимизирует и переделывает.
- Если у вас были такие же претензии к Плюшкам или Команавтам, какие были у меня - берите. Тут всё починили, правда, Наташ. Совсем всё.
- Если вы не пробовали ни Мышей, ни Плюшек, но вам интересна сама концепция книги-приключения - тоже берите. Как минимум, Отголоски стоят того, чтобы попробовать этот жанр. Крепкие отточенные механики и приятный сюжет.
Спасибо за обзор! Очень интересно читать в сравнении с подобными играми.
Тут @incitement вроде говорила, что русские миньки тоже будут с проливкой (если я ничего не путаю))
Если я тоже ничего не путаю, то да. По крайней мере, я жду такие))