Как полюбить настольные игры в изоляции и не только
"2020"
Наверное так мог бы начинаться какой-нибудь сай-фай триллер родом из 80-х. Свой триллер мы конечно же получили, что заставило пересмотреть отношение и к своему хобби в том числе. Игротек стало меньше, как и возможностей где-то собраться. Казалось бы хобби начало угасать. Но нет, выход есть всегда. Тру-гика настольщика остановить не то чтобы невозможно, но кидайте ваш D20 на проверку, а там и посмотрим - остановите вы его или нет. Лазейки в хобби нашлись, нашлось и применение для Zoom\Discord\Skype (нужное подчеркнуть), людей потянуло в симуляторы и виртуальные арены, в общем show must go on! Я же как любитель соло-режимов и цифровых адаптаций, в стиле безумца из фильмов-катастроф, расчехлил очередную банку консервов, сдул пыль с клавиатуры и сел за компьютер: "я всегда знал, что это время настанет и готовился к нему заранее!"
Нет, у меня нет своего подвала с настолками на одного игрока, системой вентиляции с запасными фильтрами и кладовой, которой позавидует каждый хоббит. Но моя тяга к знакомству с механиками и желанием играть несмотря на отсутствие компании, наконец-то нашла себе оправдание. Я на самоизоляции.
Стоит отметить, что по моим личным предпочтениям игра должна быть либо на столе в материальном виде, либо в виртуальном, но так, чтобы адаптация была максимальной. Перетаскивать жетончики курсором мыши с виртуального планшета в виртуальный мешочек - такое себе удовольствие. Но каюсь, этим я тоже маленько грешен и стыдливо сворачиваю окошко Tabletop Simulator, когда жена входит в комнату: "это друг меня попросил... для челленджа..." Надеюсь она меня понимает.
Для одного челленджа в контакте я познакомился с целым пластом игр в жанре roll and draw, а также научился искать официальные пнп варгеймов: "скачать бесплатно без регистрации и смс free pnp варгеймы". Жена стала смотреть ещё подозрительнее, после того как застукала меня за этим занятием.
Не обошлось и старых добрых настольных настолок, несмотря на весь этот год. Так что в рамках ТопаТопов2020, посмотрим, что у меня получилось!
Топ неоднозначных впечатлений:
В этот топ вошли игры после которых у меня остались какие-то смутные сомнения. По порядку:
1. Властелин колец. Спросите меня какой был сюжет в базовой кампании и вы не получите ответа. Свежесть новой игры в базе быстро пропадает после пары смен полей (тактических и полей для странствий). Многие места интереса - не интересны, но догадаться о том, насколько они окажутся вам полезны можно примерно никак. Художественный текст обычно подводит вас к тому, что там будет проверка одного навыка, а по факту там что-то другое. Ну и насколько же сильно они не раскрыли тему с тактическими полями... Эх, а такая фишка вырисовывалась! И тем не менее, вот он я, сижу и прохожу кампанию из DLC и жду возможности поиграть следующий большой доп. Со мной точно всё в порядке? *жена на заднем фоне отрицательно машет головой*
2. Седьмое поколение. Сколько интриги таила в себе игра! Конверты, навыки, всё по серьёзному, по взрослому. Даже систему перекрёстков попытались допилить, но в очередной раз получилось не очень. А базовая механика, тем не менее, бесконечно скучна. Все эти абстракции с перемещением кубиков каким-то образом соединили в неестественный союз с великолепным сюжетом в жанре научной фантастики, который в свою очередь ещё и с развилочками и концовками! Содержимое конвертов по итогу не сильно впечатляет, как и навыки игроков, но вот повествовательная часть, это то благодаря чему я порекомендую сыграть в эту игру хотя бы раз. Такой бы сюжет да в хорошую механику!
3. Космический контакт. Обновлённый дедушка снова на столе! Правда из-за этого дедушкой он быть не перестаёт. Я не очень понимаю как этот космический манчкин может быть в чьих-то топах (ха-ха-ха), но возможно мне скажут: это у тебя просто компании нормальной не было! Может и так. При случае я готов дать игре шанс, хотя бы потому что здесь целых 51 (!) карта пришельцев. Поэтому как говорится: "а можно всех посмотреть?"
4. Эверделл. Красиво. Тот случай, когда выражение "дорого-богато" применяется без негативного контекста. Но, если честно, то всё тут сводится к красоте, ради красоты. А хотелось побольше и в стратегию. Ну по крайней мере я не настолько обманут моими ожиданиями, как когда-то с "Мышами и тайнами".
5. Путь героя, дополнение "Чудовища и приспешники". Видимо я снова обманул сам себя, когда подумал, что "блин, как же чертовски круто будет отправить моего прокаченного перса в бой против главгада, как же это будет эпично!" К сожалению - не будет. Финальный бой - это ровно один бросок кубов с опциональной возможностью перебросов. Мы вальнули босса и даже не поняли что это было. А вот убивать его приспешников и выведывать данные об уязвимостях и местонахождении босса, было интересно.
6. Немезида. Отличный генератор сценариев для Вселенной чужих - да. Симулятор паранойи и недоверия - да. Игра за 11 тыщ - нет. Контента здесь слишком мало за такую цену и если это всё из-за пластика, то нет, дополнительной атмосферы он за эти деньги не несёт. Если бы это дело вынесли в отдельный апгрейд пак и снизили стоимость базы, я бы даже задумался о приобретении. Пока же, в игру за такие деньги, играть чаще пары раз в месяц большого смысла не вижу - приестся. Но сценарии выходят неплохие, может быть даже как-нибудь поделюсь своим по итогам партии.
7. Поделим. На самом деле хороший филлер, но крайне чувствительный к тому, чтобы знать ваших оппонентов, если вы конечно не хотите сливать подчистую. Пригорело ли у меня после партии? Да, есть немного.
Далее - каноном для 2020 стали цифровые адаптации и одиночные режимы. Многие игры, которые ранее даже не предполагали иметь соло-режим - обзавелись им. Некоторые проекты пошли по пути наибольшей доступности и получили расширения в виде официальных ПнП модулей. Интересный тренд, на который я также немного обратил внимание. Итак, нас ждут четыре топа: соло, соло-режимы, о которых вы вероятно не догадывались, бесплатные ПнП и цифровые адаптации. Погнали!
Топ игр для соло:
1. Крылья. Одна из самых популярных игр у меня на столе в ушедшем году. Красиво, правила - простые, процесс - семейный. Автома злая и представляет определённый вызов для игрока-пасьянщика. Прекрасный способ немного размять мозг и потренироваться в выстраивании своего птичьего движка.
2. Fallout. Тоже весьма приятно выглядит на столе - тут тебе и фишечки-крышечки и иллюстрации знакомые нам по культовой игре, и фирменный юмор (взять хоть квест по написанию руководства по выживанию в пустоши). И я абсолютно не понимаю зачем в ней соревновательный режим, да ещё и такой странный. Кооп сценарии должны открыть игру для бОльшего числа игроков, а без них можно прекрасно провести время в соло, как минимум отыграв каждый сценарий по два раза и посмотрев все развилки.
3. Friday. Отличный соло-пасьянс с колодостроительной механикой. Здесь всё настолько хитро завязано вместе, что у меня до сих пор не получается победить (но я буду стараться). Казалось бы - колода карт, но как она интересно крутиться здесь: то, что было неприятностями, становится вашим новым опытом, а значит карту вы теперь будете использовать себе во благо. Мало того, что можно выбрать определённую тактику (и придерживаться её.jpeg), так тут ещё и боссы разные! Маленькая игра, которая может в реиграбельность и задаёт высокую планку для победы - очень рекомендую.
Вообще, должен сказать, что сделать хороший соло-режим (или даже целую соло-игру!) - это надо уметь. Зачастую авторы прикручивают этот режим в дополнение и даже не сами его разрабатывают, и иногда получается не очень. Но вот хороший соло-режим, увлекательный сам по себе - это настоящая заслуга геймдизайнера. Поэтому, если я вижу что игра играется от 1 человека, я сразу загораюсь идеей этот вариант попробовать. И даже бывает нахожу что-то интересное.
Топ соло-режимов, о которых вы скорее всего не догадывались:
Как я уже сказал, соло-режимы имеются даже там, где их по идее никто и не ждёт. Но ведь сама идея, а? Интригует же: ну как можно играть в Колонизаторов одному?! Или вот: наконец-то я один смогу спокойно поугадывать все эти формулы в Алхимиках, без всех этих гениев дедукции! Собственно правила режимов не новы, но в тренд неплохо так зашли. Каркассон предлагает нам застраивать строго ограниченную площадь, повышая таким образом кризисность партии. Колонизаторы оставляют вас с разбойниками на острове один на один, а последние ещё и ломают вам тайлы, что может быть критично для ваших построек. Алхимики (один из вариантов соло-режима) идут скорее как задачка на смекалку, где вы за ограниченное число ходов пытаетесь угадать формулу зелья - я бы назвал это тренингом для понимания базисов.
Топ бесплатных настольных игр (распечатай и играй, ПнП):
Немного углубившись в тему, на фоне челленджа в стиле: сыграйте 5 варгеймов (не имея в коллекции ни одного), начинаешь понимать сколь глубока и многогранна индустрия. Иногда мне кажется, что чтобы полноценно играть в настолки, да ещё и в такие, которыми сможешь удивить искушённого слушателя, достаточно иметь дома интернет и принтер. И нет, спасибо, это не тысяча и одно судоку. Это большой пласт официальных бесплатных ПнП игр, три из которых я бы выделил отдельно. Все они относятся к жанру roll and draw, модному сейчас направлению в настолках. Удачно жанр вписался и в ПнП, его легко напечатать дома на самом обычном ч\б принтере. А помимо этого из компонентов для игры часто требуются только шестигранные кубики, ручка-карандаш и резинка. И даже при таком объёме вложений игры умеют удивлять! Raging Bulls - строим загончики для быков, закрывая и отделяя их друг от друга с помощью линий, 30 Rails - прокладываем ж\д пути между туннелей и наконец 1972: Lost Phantom - варгейм (!) основанный на реальных событиях (!!) с случайными событиями (!!!), мне кажется только эти три пункта уже должны пробудить в вас любопытство.
Топ цифровых адаптаций:
Последний топ. Тут всё очень просто: Чартерстоун - это прототип-эксперимент Джейми, и лучше всего его тестировать с возможностью на переигрывание, для экологии спокойнее будет. Сквозь века - отличная настолка, но страшный даунтайм при игре более двух человек... Если есть желание почаще играть в неё, да ещё и с системой достижений - то это ваш вариант. Root - если вам надоело уже объяснять правила каждой новой компании людей, то милости просим - мимимишное оформление и туториалы присутствуют!
Фух! На сегодня хватит. Где-то на заднем плане останется топ впечатлений по мотивам настолок, которые оставили после себя приятный осадок. К нему мы ещё вернёмся, не переключайтесь. Пока же можно посмотреть некоторые впечатления, например в инстаграме: https://www.instagram.com/gaffarovroman/ (Роман Гаффаров). Рад был писать.