В подписке Nastolio.Premium нет рекламы, зато есть много других крутых штук ;)

В публикации упоминается:

1 037

«Carpe diem»: тайлоукладчики Древнего Рима

Название настолки на латинском языке не редкость: «Praga Caput Regni», «Alea Iacta Est», «Ora et labora» и др. Звучит красиво, солидно, загадочно, а то, что название непонятно, так это только плюс: привлечёт дополнительное внимание (а уж как игроки потом только не именуют эти настолки, иногда искажая названия до неузнаваемости). И вот пару лет назад появилась ещё одна игра с названием в виде крылатого латинского изречения «Carpe diem», которое означает «живи сегодня; живи настоящим». Автор этой игры Ш. Фельд, и название, как часто водится в играх немецкой школы, с игровым процессом связано весьма отдалённо.

Ш. Фельду, по моим ощущениям, меньше всех прочих авторов везёт с оформлением его творений: то невзрачные (только ленивый ещё не кинул камень в сторону «Замков Бургундии»), то безгранично пёстрые («Bora-Bora»). И «Carpe diem» не стала исключением. Не знаю, как описать это творение в плане дизайна и артов: минимализм, абстракционизм, кубизм, ташизм? Цветовые решения и вообще выбор стиля даже не назовёшь спорным, возникает вопрос, как вообще настолка с таким оформлением могла выйти в 2018 году? Чего стоит только такой факт: тайлы нужно рассортировать по цвету рубашки: светло-зелёная рубашка и тёмно-зеленая, различить эти оттенки можно только при тщательном сличении тайлов! При этом эти тайлы могли бы быть с рубашками разных цветов, а не оттенков, и это ничего бы не изменило в процессе! На самих тайлах какие-то цветные пятна символизируют то виноградник, то озеро, то луг, очертания зданий ненамного лучше.

Но насколько же изумительный процесс прячется за всем этим! Вот уж точно, если есть интересная механика, то можно играть и распечатанными бумажками.

«Carpe diem» – образец игры с простейшей механикой (в свой ход игрок просто перемещает фишку на один шаг вправо или влево, берёт один тайл из области и выкладывает его на свой планшет), но с широчайшей комбинаторикой, в рамкой которой каждый элемент увязан со всеми остальными в игре. При этом в отличие от прочих игр Фельда мы не получаем ПО на каждом шагу (можем иногда даже терять их), но у нас есть достаточно динамичные цели, достижение которых принесёт большую выгоду (конкуренция за возможность получить ПО может быть очень напряжённой).

Как это работает?

Самое простое комбо. На планшете игрока (у каждого свой планшет) расположены жетончики свитков, когда мы закрываем соответствующую клетку, двигаемся по треку свитков.

Далее. Рамка вокруг планшета в каждой партии выстраивается случайным образом. На ней стрелочки указывают, за какой вид ландшафта или здания мы получим ПО в конце, если они будут расположены так, что стрелочки будут их пересекать.

Каждый выложенный тайл – кирпичик в будущую победу. Если выкладываем, например, фонтан, получаем возможность вытянуть дополнительные цели на партию (за выполнение их получим в конце ПО), если пекарню, получаем хлеб, который понадобится в будущем при выполнении других действий, и т.д. Если завершаем ландшафт, получаем ресурсы соответствующего типа, если это зелёный ландшафт, то получаем любой тайл из нижней части игрового поля (завершили им что-то – и заработала другая цепочка) и т.д.

В конце раунда (всего их четыре) игроки должны выбрать две карты цели и отметить их маркером (в последующие раунды эти цели станут недоступны). Тут можно сильно подрезать соперника, перехватив нужную ему цель. Получаем ПО (или теряем) за каждую из двух карт, причём активировать их можно, пока хватает ресурсов. И тут как раз хлеб пригодится. Он позволяет, во-первых, во время раунда перепрыгивать на любые области за тайлами, а, во-вторых, при подсчёте за три сброшенных хлеба можно считать одну цель выполненной.

Карт целей о-очень много! На партию выходит только небольшая часть, так что реиграбельность с учётом прочего очень высока.

Ну и в конце получаем много ПО за разные достижения (трек свитков, остатки ресурсов, фонтаны), в том числе за трубы на завершённых домах (попробуйте найти трубы на фото самостоятельно). Причём трубы считаются на каждом доме по отдельности, так что чем больше дом, тем больше ПО он принесёт в конце. Но, с другой стороны, по ходу партии могут понадобиться завершённые дома, да и в фонтанах могут быть ПО за количество завершённых домов. Есть над чем поломать голову!

Застроить весь планшет целиком не получится, выполнить все цели на рамке тоже, придётся всё время выбирать, что делать, а что нет. Знает Фельд, как заставить игроков помучиться)

Обратите внимание, что застраивать планшет будет непросто. Мало того, что каждый тайл должен примыкать к другому по горизонтали/вертикали, как обычно, если вы начали выкладывать луг в горизонтальной плоскости, пристроить к нему тайл можно будет не любой стороной, повороты и «тройки» есть только у домов, остальные «двойки», а ведь строить придётся сразу в нескольких местах, так что совместить некоторые тайлы будет очень трудно.

Что в итоге? Конечно, «Carpe diem» не вышла на уровень суперхитов Ш.Фельда «Trajan» и «Замки Бургундии», в которых «плотность» комбинаций просто зашкаливает, но она точно заслуживает внимания игроков. И я уверен, что «Carpe diem» была бы намного выше в общем рейтинге на BGG (сейчас 358), если бы не оформление, которое наверняка отталкивает многих. Но надо это преодолеть, и уже через пять минут мозги будут загружены и думать об оформлении будет некогда.

Мой телеграмканал @kin_ili_dvin

Добро пожаловать, если интересно.

Автор статьи видимо не смотрел Общество мёртвых поэтов, фраза из этого фильма "Carpe diem. Seize the day, boys. Make your lives extraordinary" входит в сотню величайших фраз в истории кинематографа : ) По-русски наиболее точный перевод: лови момент. Впрочем, сухое евро от Фельда как-то сложно сопоставить с одним из любимых фильмов с великолепным Робином Уильямсом.

Вообще-то смотрел. Только фраза не из фильма, как и многие другие латинские "крылатые" выражения. Вам не нравится перевод "живи сегодня"? Я не вижу принципиальной разницы между ним и вашим. И, собственно, написал о том, что название и игровой процесс, мягко говоря, не связаны. Что не мешает процессу быть увлекательным.

Раз смотрели, то странно, что не упомянули его, так как именно благодаря фильму эта фраза вновь отрастила крылья : ) Что касается перевода, то на русском есть несколько устойчивых выражений, например, лови момент или живи сегодняшним днём. Первый вариант просто более поэтичный, на мой взгляд.

Из самых радикальных визуальных изменений- цвет и вид коробки. В самой игре изменения минимальные.

Nastolio.Premium

И другие бонусы.

Подключить за 299 рублей
article-commentsarticle-communityarticle-viewscontent-delimeterfooter-social-fb-activefooter-social-fbfooter-social-instagram-activefooter-social-instagramfooter-social-telegram-activefooter-social-telegramfooter-social-tgchat-activefooter-social-tgchatfooter-social-twitter-activefooter-social-twitterfooter-social-vk-activefooter-social-vkfooter-social-youtube-activefooter-social-youtubegame-edit-attributesgame-edit-authorsgame-edit-categoriesgame-edit-componentsgame-edit-descriptiongame-edit-duplicatesgame-edit-filesgame-edit-imagesgame-edit-infogame-edit-linksgame-edit-mechanicsgame-edit-namegame-edit-relationsgame-edit-videoslogo-gold-borderlogo-goldmarket-advantages-searchmarket-advantages-sellmarket-advantages-watchmarket-user-menu-bookmarksmarket-user-menu-feedbackmarket-user-menu-offersmarket-user-menu-profilemarket-user-menu-wishlistmenu-alarmmenu-chats-activemenu-chatsmenu-communities-activemenu-communities-hovermenu-communitiesmenu-donate-activemenu-donate-hovermenu-donatemenu-editor-activemenu-editormenu-events-activemenu-events-hovermenu-eventsmenu-games-activemenu-games-hovermenu-gamesmenu-market-activemenu-market-hovermenu-marketmenu-newmenu-notificationsmenu-profile-activemenu-profile-hovermenu-profilemenu-publications-activemenu-publications-hovermenu-publicationsmenu-push-activemenu-pushmenu-services-activemenu-services-hovermenu-servicespremium-advertpremium-collectionpremium-contestpremium-dice-borderpremium-dicepremium-meeple-housepremium-soonscore-dice-1score-dice-10score-dice-2score-dice-3score-dice-4score-dice-5score-dice-6score-dice-7score-dice-8score-dice-9score-dice-active-1score-dice-active-10score-dice-active-2score-dice-active-3score-dice-active-4score-dice-active-5score-dice-active-6score-dice-active-7score-dice-active-8score-dice-active-9score-dice-hover-1score-dice-hover-10score-dice-hover-2score-dice-hover-3score-dice-hover-4score-dice-hover-5score-dice-hover-6score-dice-hover-7score-dice-hover-8score-dice-hover-9score-dice-nonesearch-activesearchstub-communityuser-menu-exituser-menu-profileuser-menu-settingsuser-social-bgguser-social-emailuser-social-fbuser-social-instagramuser-social-kickstarteruser-social-siteuser-social-telegramuser-social-teserauser-social-tiktokuser-social-twitteruser-social-vkuser-social-youtube