OMGames

Сообщество «OMGames»

Екатеринбург

Эмоциональный блог о настольных играх

709

Знакомство с жанром 18XX

С 5 по 8 марта в Твери прошёл 16-й Lamp Camp — настолкэмп, куда съехались отдохнуть, поиграть и отметить международный женский день настольщики, в основном, конечно, из Москвы и Московской области, но были и представители из более дальних регионов, например, мы с Наташей с Урала.

На этом настолкэмпе состоялось моё знакомство с 18XX, а конкретно — с «1844/1854». Спасибо Косте из Meeple House за это!

18XX – это поджанр экономических евро-стратегий, посвящённый железнодорожной индустрии XIX века. В таких играх мы основываем компании, скупаем и продаём их акции, строим железные дороги и отправляем по ним поезда, за счёт чего компании зарабатывают деньги и (как этого хочется всем держателям акций, но происходит не всегда) выплачивают дивиденды, благодаря чему растут акции и акционеры увеличивают своё состояние.

Мы играли в «1844/1854» – игру той серии, что в Россию везёт Crowd Games, только на карте Швейцарии (в нашу необъятную едет карта «Россия/Канада»). Как всегда, 18XX – это кладезь новых механик, игрового опыта и впечатлений. До «1844» я играл в потрясающую стратегию «City of the big shoulders», в которой авторы сохранили от 18XX только управление акциями, и мне уже было с чем сравнить.

Даже тут «1844» проявила себя оригинально: цены акций изменялись не по одной оси, как в «CoBS», а сразу по двум, то есть в зависимости от определённых действий игроков акции росли/падали не только вверх/вниз, но и вправо/влево. И если я правильно понял, то такой механизм используется далеко не во всех играх серии и жанра, поэтому не могу знать, так ли работают акции в игре от Crowd Games.

Ещё одна очень крутая механика – это слияние акций, свойственное также карте Швейцарии, на которой мы играли. Авторы «1844» позаботились о достоверной историчности игры и использовали реально существовавшие (и даже до сих пор существующие) железнодорожные компании. Так вот некоторые из них однажды были объединены в гигантскую компанию под управлением государства, и в 5й фазе «1844» произошло то же самое. Это круто потому, что игроки сохраняют свои доли и продолжают получать огромные деньжищи, а масштаб игры чуть уменьшается, ведь шесть компаний на доске цен акций и игровом столе превращаются в одну, и продолжать играть остаётся комфортно.

Компании, оставшиеся у меня после слияния SBB
Компании, оставшиеся у меня после слияния SBB

Наконец, строительство железнодорожных путей и отправка по ним поездов. Первое довольно обычно – мы выкладываем тайлы, модернизируем их, протягиваем магистрали по всей стране. Соединение рельсами сторон света даже напомнило карту той же Швейцарии в «Билете на поезд» (видимо, это и правда столь значимая особенность страны). Выделить здесь можно постройку тоннелей и разработку горных массивов, путешествие по которым приносит в дальних фазах очень много денег.

А вот отправление поездов – вещь в игре дюже оригинальная! Покупая поезда, ты выбираешь, будут ли они перемещаться по гексам (это, конечно, медленно, неудобно да и в соседние страны на них не уехать, зато дешевле) либо по поселениям (а вот эти ребята очень крутые – на них можно отлично заработать, минуя лишние гексы). Я всегда покупал второй тип поездов и, признаться, не видел смысла на этом экономить, но, может, мне так повезло с расположением компаний на карте. Однако при переходе в четвёртую или пятую фазу все поезда превратились в гексовые, и чтобы заработать деньжат, пришлось изгаляться.

Ещё есть момент, один из немногих, что меня смутили, – это конец партии. Он наступает, когда все подготовленные для игры 14000 денег окажутся на руках игроков или в активах компаний. Это, конечно, может затянуться до безобразия, что, видимо, случилось и у нас в том числе из-за не до конца верно понятых правил и некоторых действий (например, перекупки поездов разными компаниями).

Итак, у нас были неверно трактованы некоторые правила, из-за чего ходы затягивались, а некоторые манипуляции с деньгами были нелегальны. Через 5 часов, за которые мы постоянно лазили в правила и что-то уточняли, пройдя чуть дальше середины игры, мы решили свернуться и присудить победу директору той самой объединённой компании SBB. Несмотря на это, мне очень хочется и повторить партию в «1844» на карте Швейцарии, и поиграть в другие игры серии, например, в ту же «Россию/Канаду», и в целом продолжить знакомство с жанром. При этом я бы не сказал, что «CoBS», которая считается неполноценной 18XX, менее интересна – её механизм управления компаниями и акциями мне понравился больше. Кстати, почитайте мой отзыв про «CoBS»: https://vk.com/wall-69700352_43893.

►Подписывайся на OMGames:
YouTube https://youtube.com/ohmygames
Инстаграм https://www.instagram.com/omgames_blog/
ВКонтакте https://vk.com/omgames_blog

Костя приспособил покерные фишки, потому что в таких играх очень много манипуляций с деньгами, и бумажные просто не выживают

article-commentsarticle-communityarticle-viewscontent-delimeterfooter-social-fb-activefooter-social-fbfooter-social-instagram-activefooter-social-instagramfooter-social-telegram-activefooter-social-telegramfooter-social-tgchat-activefooter-social-tgchatfooter-social-twitter-activefooter-social-twitterfooter-social-vk-activefooter-social-vkfooter-social-youtube-activefooter-social-youtubegame-edit-attributesgame-edit-authorsgame-edit-categoriesgame-edit-componentsgame-edit-descriptiongame-edit-duplicatesgame-edit-filesgame-edit-imagesgame-edit-infogame-edit-linksgame-edit-mechanicsgame-edit-namegame-edit-relationsgame-edit-videosmarket-advantages-searchmarket-advantages-sellmarket-advantages-watchmarket-user-menu-bookmarksmarket-user-menu-feedbackmarket-user-menu-offersmarket-user-menu-profilemarket-user-menu-wishlistmenu-alarmmenu-chats-activemenu-chatsmenu-communities-activemenu-communities-hovermenu-communitiesmenu-donate-activemenu-donate-hovermenu-donatemenu-editor-activemenu-editormenu-events-activemenu-events-hovermenu-eventsmenu-games-activemenu-games-hovermenu-gamesmenu-market-activemenu-market-hovermenu-marketmenu-newmenu-notificationsmenu-profile-activemenu-profile-hovermenu-profilemenu-publications-activemenu-publications-hovermenu-publicationsmenu-push-activemenu-pushmenu-services-activemenu-services-hovermenu-servicesscore-dice-1score-dice-10score-dice-2score-dice-3score-dice-4score-dice-5score-dice-6score-dice-7score-dice-8score-dice-9score-dice-active-1score-dice-active-10score-dice-active-2score-dice-active-3score-dice-active-4score-dice-active-5score-dice-active-6score-dice-active-7score-dice-active-8score-dice-active-9score-dice-hover-1score-dice-hover-10score-dice-hover-2score-dice-hover-3score-dice-hover-4score-dice-hover-5score-dice-hover-6score-dice-hover-7score-dice-hover-8score-dice-hover-9score-dice-nonesearch-activesearchstub-communityuser-menu-exituser-menu-profileuser-menu-settingsuser-social-bgguser-social-emailuser-social-fbuser-social-instagramuser-social-kickstarteruser-social-siteuser-social-telegramuser-social-teserauser-social-tiktokuser-social-twitteruser-social-vkuser-social-youtube