Dungeon Saga. Нормальные герои всегда идут... спиной
Давным-давно, когда я еще только осваивал Kickstarter, мне довелось инвестировать в несколько любопытных проектов. Одним из таких проектов стала Dungeon Saga, малоизвестный у нас dungeon crawler, созданный компанией Mantic Games, пожалуй самым активным подражателем Games Workshop.
Долгое время коробки с игрой просто пылились на полке, но недавно я добрался таки и до Саги, и ответственно могу заявить, что у этой игры своё очарование. Хотя есть и немалая доля разочарования.
Начнем с сюжета. Зачастую в таких играх сюжет - это важная часть игрового процесса. Но от сюжета Dungeon Saga не стоит ждать многого. Основную идею игры можно описать парой клише: Жил-был хороший бог, он подрался с плохим демоном и покинул мир, оставив после себя пачку артефактов. Именно за этими артефактами и отправляется наша компания из четырех героев, противостоять которым будет злобный Некромант.
Позднее сюжет познакомит нас и с другими злодеями, среди которых будут и орки, и демоны, и даже дракон, но в основном приключении большую часть времени мы проведем, сражаясь с Некромантом и его приспешниками: скелетами, зомби, скелетами-гномами и призраками.
В поход нам предлагают отправить довольно привычный набор героев: гном, волшебник, варвар, эльф-лучник и т.д. Хотя, есть и более экзотичные персонажи. Например, Саламандра, который умеет дышать огнем на врагов. Или Наяда Охотница на Демонов, одна из способностей которой - отмена заклинаний в радиусе вокруг неё (эдакая Пария из мира Вархаммера). Кого бы вы не выбрали, в поход всегда отправляются ровно четыре героя, так что будьте готовы либо позвать друзей, либо стать мультоводом.
Тут стоит сделать важное замечание. Играть в стандартную версию игры абсолютно противопоказано, ведь она скорее всего разочарует вас своей шаблонностью и скудностью героев и их талантов. Именно поэтому все игроки в Сагу настоятельно рекомендуют играть в режиме Adventurers Companion, где игра обретает новые краски и становится похожа на ранние редакции AD&D. Вы сможете выбрать свою расу и класс, а получив опыт, прокачать персонажей, выбирая из различных умений. Так что мой совет, будете играть - играйте только в этом режиме, иначе рискуете упустить то неуловимое очарование, которое присуще игре.
С героями определились, настала пора определиться и со злодеями. Тут игра безусловно порадует тех, кто предпочитает играть за темную сторону. (как моя жена, например :). Игра поддерживает режим Оверлорда, а управлять предстоит самим Некромантом и его приспешниками.
У Некроманта есть своя колода с различными гадкими заклинаниями, пачка приспешников, а также ловушки, если вы играете в режиме Adventurers Companion. Хотя самым сильным козырем Некроманта, пожалуй остается карта, которая способна сместить игровой таймер на одно деление и тем самым подтолкнуть героев к проигрышу. В целом игровой процесс за плохиша несильно отличается от того, что мы видели в других играх, хотя есть и любопытные находки. Например, возможность поднимать скелетов прямо за спинами героев, из груд костей, разбросанных по всему подземелью.
Боевая система довольно простая, но с определенными проблемами. Атакующий игрок кидает кубики равные параметру своей атаки (combat dice), а защищающийся своей. После чего мы смотрим на выпавшие кубики, убираем все, которые меньше или равны параметру брони защищающегося, и выстраиваем кубы слева направо. Защищающийся выставляет кубики также слева направо и мы сравниваем результаты. Каждый кубик в атаке, число на котором превосходит число на кубике в защите - попал и нанес один хит.
Герои всегда получают не больше одного хита за атаку, а что происходит с врагами нужно смотреть в специальной табличке. Например, скелеты могут упасть кучкой костей с двух попаданий, а вот получив три или больше, просто рассыпаются в прах. В целом система выглядит довольно изящно но опытные игроки уже могли заметить проблему - это броня в игре. Скажем броня 4 значит, что по вам попадут лишь кубики 5 и 6 (а это 33% попадания), из которых еще надо вычесть кубики защиты. Поэтому гном с его родной 4-й броней становится практически неубиваемым, а вот маги со второй броней должны играть очень аккуратно, чтобы не умереть. Ведь если погибнет хотя бы один персонаж, то вам придется переигрывать сценарий.
Также во время сражения стоит учитывать то, как расположены герои и в какую сторону они смотрят. Лабиринт строится случайным образом, перемещение происходит по клеточками, а каждая фигурка закрывает собой определенное количество клеток. Проходить через своих или прострелить насквозь- нельзя. Кстати, у всего дистанционного оружия и заклинаний есть еще и дальность, что тоже стоит учитывать. Но самое важное в бою - это направление взгляда фигурки. Клетки спереди и по бокам считаются радиусом атаки, а вот три клетки за спиной дают пенальти на защиту. Из-за этого же есть еще одна странная особенность игры - ведь подземелья здесь довольно тесные, а это значит ,что большую часть времени и герои и враги проводят прижавшись спинами к стенкам. Перемещаются, кстати, также, бочком и оберегая самую уязвимую часть тела, что в формате эпичного приключения выглядит довольно забавно.
Так, прижавшись спинами к стенам, наши герои и проходят один лабиринт за другим, с легкостью вынося многочисленных, но все же конечных приспешников Некроманта. Баланс в игре явно смещен в пользу героев, так что игроку за Оверлорда явно стоит заранее приготовиться часто проигрывать. Впрочем, порой удается убить одного из героев - это является условием победы игрока за Некроманта. Либо задержать героев так, что они не успевают пройти сценарий за определенное количество ходов, что также подарит победу Оверлорду.
Игра словно напрашивается на различные хоумрулы. Для нас, например, одним из наиболее ценных добавлений, стала идея играть с закрытым лабиринтом, который открывается взору героев постепенно, по мере прохождения.
В игре довольно мало предметов (но много школ магии и заклинаний), особенно если сравнивать с другим похожими играми данного жанра, что впрочем, несколько повышает ценность каждой новой вещи. Ведь в том же Клинке и Колдовстве, уже с середины игры наши зажравшиеся герои пачками выбрасывали ненужный им шмот, а в магазине покупали лишь зелья исцеления. Кстати, в Саге между миссиями тоже можно посетить магазин, и не только! Если вы играете с Adventurers Companion (искренне надеюсь, что да), то у вас будет возможность посетить и многие другие места, например святилище, скрипторий или даже священную рощу.
Плюсы:
1. Ностальгия по старым редакциям AD&D
2. Очень красивые предметы декора для подземелий
3. Игра - по сути модуль для создания самостоятельных приключений
Минусы:
1. Невнятный сюжет
2. Дизбаланс в пользу героев
3. Определенные проблемы с боевой механикой и, особенно, броней
Резюмируя: Dungeon Saga довольно любопытный проект, хоть и с кучей недоработок. Самая большая ценность его в том, что он больше похож на конструктор для НРИ, чем на dungeon crawler. Этого же мнения, судя по всему придерживается и компания Mantic, которая предлагает просто шикарные наборы мебели и элементов декора, а также режим со случайно генерируемыми подземельями. Так что, если вы соскучились по старым добрым AD&D, то вперед, Сага ждет вас! И помните - берегите спину!