Игры моей коллекции: Легенды Дикого Запада
Вступление
Приветствую всех любителей настольных игр. В этот раз, покинув земли славных ярлов, я отправилась на запад, в далёкие прерии, где правят доллары, виски и огнестрельное оружие. Это путешествие я совершу вместе с игрой "Легенды Дикого Запада" и, надеюсь, вы присоединитесь ко мне. Но приготовьтесь, путешествие будет о-о-о-очень долгим. )
Небольшое отступление. Я решила переименовать цикл своих статей. Теперь он будет называться не "Новинки коллекции", а "Игры моей коллекции", всё-таки я рассказываю не совсем о новинках, так что старое название стало не актуальным. Тогда я смогу писать не только о новых, а, возможно, о каких-нибудь старых и любимых мной играх. Например, про "BattleCon" или "Викингов" Михаэля Кислинга. Всё равно я не успеваю за всеми новыми играми. Они выходят быстрее, чем я успеваю их приобрести и поиграть. А для этого у нас есть замечательные ребята-блогеры, вот пусть они, в первую очередь, и обозревают все новинки, а я лучше буду писать о том, что мне интересно.
Итак, "Легенды Дикого Запада" - это игра в жанре sandbox или по-нашему песочница. Странное на первый взгляд название. Этот жанр подразумевает свободу и разнообразие действий. Ход игры и развитие сюжета зависит от игроков. Как дети в песочнице занимаются каждый своим делом, но при этом они могут общаться друг с другом, так и в играх данного жанра игроки занимаются чем-то своим, независимо от других, а иногда вступают в контакт между собой. Также песок является универсальным строительным материалом, из которого можно слепить всё, что угодно. Стоит только посмотреть какие красивые скульптуры делают профессионалы! Жаль только, что он не такой прочный, как глина или камень. А ещё меня всегда завораживала песочная анимация. Одним словом, песочница подразумевает творческий подход в игровом процессе. Надеюсь, мои пространные рассуждения немного разъяснят вам название жанра. )
Предыстория
"Легенды Дикого Запада" стали для меня первой игрой подарившей настольный опыт в жанре песочницы, и пока единственной. Ещё до её локализации я всё посматривала на игру "Merchants & Marauders" ("Торговцы и Пираты"). Меня привлекла в ней тема морских приключений. Как говорит само название, в игре вы можете взять на себя роль пирата или торговца, или совместить и то, и другое. Вы будете модернизировать свой корабль, нанимать команду персонажей с разными свойствами, участвовать в квестах, торговать и т.п. Очень интересной мне показалась механика, основанная на присутствии в игре четырёх европейских стран, с которыми связано довольно любопытное взаимодействие. Например, если вы нападёте на голландский торговый или военный корабль, то Голландия объявит вас в розыск и назначит награду. Если вы снова ограбите голландское судно, награда за вашу голову увеличится. Вы можете состоять в розыске у нескольких стран. Охоту на вас будут вести корабли всех наций, которым вы досадили, как нейтральные, так и других игроков, принадлежащих к этим нациям. Для них вы будете персоной нон-грата и не сможете торговать в их портовых городах. Чем больше награда за вашу голову, тем вы желаннее в качестве добычи. Но в игре есть разные способы получить помилование. Некоторые страны могут находиться в состоянии войны, и тогда у вас будет возможность воевать за свою нацию и получать за это награду. В общем, много интересных моментов я отметила для себя в "Merchants & Marauders" и мне очень хотелось её попробовать. Но я не торопилась брать её на английском.
В то время как раз началась бурная волна локализаций и я была уверена, что "Merchants & Marauders" кто-нибудь да возьмёт. Но возникли какие-то неведомые трудности, и игра так и не вышла на русском языке. А тут Лавка Игр объявила о новом проекте, и я заинтересовалась, что же это за новая песочница такая? Изучив "Легенды", мне показалось, что она немного похожа на "Торговцев и Пиратов", но представляет собой более облегчённую версию, менее комплексную, и раз они обе песочницы, значит, имеют схожие черты, присущие жанру, поэтому для первого знакомства несложная игра, да ещё на русском языке, пожалуй, подходила лучше всего. Это и стало решающим фактором моего выбора.
Второй причиной стал сеттинг. Ковбои, как и пираты, для меня примерно на одном уровне интереса, хоть и не так любимы как викинги. На тот момент в моей коллекции были три игры про дикий запад - "Бэнг", "Кольт Экспресс" и "Револьвер". Две первых являются самыми популярными представителями данной тематики на нашем рынке. Обе представляют собой азартную перестрелку в духе вестернов для весёлой компании: "Бэнг" с тайными ролями и значительной долей рандома, "Кольт Экспресс" с возможностью планирования и просчёта соперника, а ещё в нём, благодаря теме ограбления поезда, динамичности действий и объёмным компонентам, игровой процесс ощущается невероятно кинематографичным, за что я люблю "Кольт Экспресс" больше, чем "Бэнг". "Револьвер", к сожалению, на данный момент является раритетом и никогда не выходил на русском языке, и очень зря. Это увлекательное дуэльное противостояние с отличной атмосферой. Но все эти игры относятся скорее к патигеймам и филлерам, а мне хотелось иметь в коллекции какой-нибудь более масштабный вестерн, с историей и приключениями. Оправдались ли мои ожидания? Об этом будет далее, в разделе с впечатлениями, а пока остановлюсь на правилах игры.
Игровой процесс
В игре "Легенды Дикого Запада" вы берёте на себя роль одного из персонажей. Ваша цель заработать больше всех Очков Легенды (ОЛ) - так здесь называются победные очки. Все персонажи в игре - это реальные исторические личности, заслужившие популярность разными деяниями в период становления США. Ваш персонаж может развиваться в двух направлениях - либо вы станете легендой преступного мира, либо наоборот - знаменитым представителем закона и порядка. В течении партии вы можете менять свой образ жизни - преступник может раскаяться и встать на праведный путь, а маршал поддаться искушению и ограбить банк. Свой путь вы будете определять сами и, таким образом, сможете создать новую историю известного персонажа. Возможно, Джесси Джеймс станет правой рукой шерифа и бичом преступного мира, а Алан Пинкертон, который при жизни преследовал Джесси Джеймса, в игре прославится как отчаянный грабитель и глава бандитского клана. Всё может быть. )
Развитие вашей карьеры отслеживается с помощью маркеров вашего цвета на специальных треках: Преступника и Маршала. Продвижение вашего маркера приносит вам какой-нибудь одноразовый бонус. Кроме этого преступники каждый ход получают указанные ОЛ, а маршалы получают их только в конце игры. Так что им нужно бдеть и не давать преступникам продвигаться слишком далеко, почаще их арестовывать и сажать за решётку. Это важный сдерживающий момент в игре за маршалов и хорошая возможность развития их карьеры.
Правила игры не сложные, но в них много деталей, связанных с разными действиями. Основной игровой процесс заключается в перемещении между локациями и в выполнении действий этих локаций. Все они отмечены на игровом поле символами, а более подробно описаны в правилах. Есть специальные памятки с кратким описанием всех действий и столкновений. В первых партиях они вам особенно понадобятся. Отдельно стоит отметить действия не связанные с локациями - это перемещение и сражение с другими игроками. А ещё есть действия, которые вы можете предпринять, разыгрывая определённые карты. Как видите, в игре довольно много всего. Будет, чем заняться.
Ход игрока состоит их трёх фаз:
1. Фаза начала хода. Можно назвать её фазой пополнения или дохода. Игрок должен выбрать одно из трёх: взять 20 долларов; или 10 долларов и одну покерную карту; или две покерные карты.
2. Фаза действий. Самая продолжительная фаза хода. Игрок может выполнить три действия в любом сочетании. Действия могут повторяться. Например, вы можете совершить два перемещения, остановиться в салуне и сыграть в покер. На этом ваша фаза действий завершится.
3. Фаза конца хода. Разыгрываются карты сюжетов, если выполнены их условия. Потом необходимо сбросить карты до предела руки. Игрок-преступник получает ОЛ в зависимости от положения его маркера на треке Преступника.
В игре есть несколько вариантов столкновений. Они возникают в процессе действия перемещения, когда вы встречаетесь с другим персонажем. Это может быть либо нейтральный персонаж, либо персонаж другого игрока. В зависимости от этого столкновения разыгрываются немного по-разному. Но прежде, чем рассматривать примеры столкновений, пожалуй, стоит рассказать про карты в игре.
Карты, как всегда, дополняют игровой процесс интересными решениями. Кроме карт персонажей, целей, сюжетов и предметов в игре есть универсальные покерные карты, которые являются ценным подспорьем для каждого игрока. Все покерные карты имеют масть и достоинство, как у обычных карт, но кроме этого, каждая из них обладает ещё и своим особым свойством. Как я упоминала выше, они могут предоставить вам разные действия. Некоторые обладают бонусом, который вы можете добавить к действию и таким образом улучшить его. Конечно же, эти карты понадобятся вам для игры в покер.
Чаще всего вы будете использовать эти карты в сражениях. При определении победителя вы будете сравнивать их значения. Побеждает, как обычно, игрок с более старшей картой. Но это было бы слишком просто и прямолинейно, если бы не карты со свойством реакции и бонуса способные преподнести сопернику неприятный сюрприз и переломить ход сражения в свою пользу. Кроме этого на результат битвы влияет ваше оружие, предметы и способность персонажа.
Если вы столкнулись с нейтральным персонажем, то его роль берёт на себя любой другой неактивный игрок. В этом случае вы не тратите действие. Для схватки с такими персонажами используется специальная колода боевых карт. Соперник берёт некоторое их количество и выбирает одну, которую сыграет. Количество взятых карт, зависит от типа персонажа. Если вы сражаетесь с простым бандитом, ваш соперник будет выбирать только из двух карт. Если вас настиг сам шериф, то соперник будет тянуть четыре карты и выбирать из них. Если это охрана банка, то три карты. Боевые карты не имеют масти, но у них есть достоинство и эффект. Карты с бОльшим значением предоставят вам небольшую компенсацию, а карты с меньшим значением всегда имеют негативный эффект, даже если вы победите.
Игра завершается по достижении одним из игроков определённого количества ОЛ. Они отмечаются специальным жетоном на треке ОЛ. Короткая игра - 15 ОЛ, средняя - 20 ОЛ, а длинная - 25 ОЛ. Мы обычно играем короткую или среднюю партию. На самом деле, даже короткая игра получается не такой уж и короткой. )
В локализованной версии есть сразу два расширения "Всякая всячина" и "Плохой, хороший, добрый". Они добавляют дополнительных персонажей с их целями и новые карты сюжетов. Кроме этого в расширении "Всякая всячина" появляются легендарные предметы. Они уникальные и обладают новыми интересными свойствами, более мощными. Но их можно приобрести только при розыгрыше определённой карты сюжета.
В расширении "Плохой, хороший, добрый" нейтральные бандиты получают роли. На серые подставки наклеиваются специальные наклейки с названием бандита и номером. Теперь при столкновении с ними вы будете открывать карты бандитов и отыгрывать дополнительный эффект в зависимости от роли.
К игре уже вышло два дополнения "Ante Up" и "Blood Money". Лавка Игр анонсировала локализацию "Ante Up", но пока ещё не озвучила конкретные сроки. В дополнении "Ante Up" появляется новое игровое поле, по которому будет перемещаться поезд, и игроки смогут его грабить. А то какой же это дикий запад без ограбления поезда?! Кроме покера игрокам в салуне будет доступна новая игра. Также добавляются новые персонажи, предметы, покерные карты, карты событий и соответствующие им жетоны.
Про дополнение "Blood Money" на русском языке пока нет подробной информации. Но я кое-что откопала на англоязычном сайте издательства. С этим дополнением игра немного усложняется. Теперь, если игрок получает раны больше трёх, он берёт карту травмы. Они имеют негативные последствия и ограничивают игроков в выполнении действий. В игре появляется кубик риска, который игроки могут при желании бросить и испытать судьбу, в случае успеха они получают что-то полезное, в ином случае получают ранения. Появляется странствующий торговец, который перемещается по полю и продаёт обычные и легендарные предметы. А ещё с этим дополнением игроки смогут приобретать локации в свою собственность и будут иметь от этого какие-то привилегии. Карты сюжетов заменяются новой колодой и персонажи ещё дополнительно отмечают на специальном треке очки истории. Было бы здорово, если бы Лавка Игр предоставила нам на предзаказе сразу оба дополнения. Кто знает, может поэтому они пока и не объявляют сроки.
Впечатления и Особенности Игры
В игре "Легенды Дикого Запада" хорошее качество компонентов и приятное оформление. Все карты плотные с приятным покрытием, поле из твёрдого картона, неплохие миниатюрки, но до качества миниатюр из той же Unmatched, они не дотягивают. Оформление мне напомнило иллюстрации из приключенческих книг моего детства - Р.Стивенсона, Ф. Купера, Дж. Лондона, Ж. Верна и т.п. Стиль рисовки очень похож. Только в моих книгах рисунки были чёрно-белыми, а здесь они цветные. Одним словом, ностальгия. )
Главная особенность игры, и мне кажется, что это вообще особенность всех песочниц, - в ней нет прописанного сюжета, поэтому если вам очень нравятся игры с богатой нарративной составляющей, то в "Легендах" наличие сюжета вам покажется очень скудным. Художественный текст присутствует только на картах сюжетов и состоит всего из 2-4 предложений, а некоторые вообще из одного. Но не стоит сразу разочаровываться, в любом случае, игре стоит дать шанс. Здесь сюжет создаётся иным способом. В подобных играх очень важно, насколько хорошо компания собравшихся людей сможет погрузиться в тему, насколько хорошо они будут отыгрывать свои роли и как будут взаимодействовать друг с другом. Создание антуража, шутки и цитаты из знаменитых вестернов только приветствуются. Таким образом, процесс игры и впечатления напрямую зависят от самих игроков. Помните о творческом подходе? Вот здесь он вам и понадобится.
Когда я играю в евро, я могу так увлечься механиками, что совсем забываю о теме. Думаю, еврофилы меня поймут. ) Вообще, в евроиграх тема чаще присутствует в качестве декораций для основного действа. В "Легендах" же механики очень простые, не глубокие, и даже, можно сказать, незамысловатые, поэтому концентрировать своё внимание только на механиках нет смысла. Они присутствуют здесь больше как инструменты для воплощения истории. Именно создание атмосферы является ключевым фактором игры. Приведу в качестве примера нашу последнюю партию в "Легенды", которую мы сыграли пару месяцев назад.
Это была партия на четверых (2 на 2). У нас были два маршалла ("Док" Холлидей и Энни Оукли) и два бандита (Билли Кид и Белль Старр). О ролях мы договорились заранее. В процессе игры у нас сложились очень интересные взаимоотношения между персонажами, а отсюда и получилась своя история. Билли Кид постоянно грабил Белль. Он не грабил представителей закона, ему доставляло бОльшее удовольствие донимать именно Белль. Небрежно поигрывая пистолетом, лениво выговаривая фразы, он говорил: "Не пора ли тебе, крошка, поделиться своим богатством со старым добрым другом?" В ответ он слышал: "Ничтожество! Мерзкий негодяй! Ты ещё поплатишься за это!" Билли лишь криво ухмылялся, забирал деньги, скот или золотые самородки, садился на своего верного Пилигрима и растворялся в ночи, оставляя Белль изнывать в бессильной злобе. Она, конечно же, не оставалась в долгу и постоянно натравливала на него шерифа, из-за чего Билли приходилось не раз хлебать тюремную баланду, и даже как-то пришлось унизиться и поработать в офисе шерифа. Но потом всё повторялось снова. В общем, эти двое были явно не равнодушны друг к другу. )
"Док" Холлидей хоть и был маршаллом, но любил больше времени проводить в салуне и кабаре. Преследовал он в основном Билли Кида, а вот Белль не трогал. Их встречи сопровождались обычно таким разговором: "Ай-яй-яй, милочка, что же вы снова за старое взялись? Чужой скот воруете?" "Что поделать, господин маршал... Как ещё бедной девушке выжить в этом жестоком мире?" "Ладно-ладно, но в другой раз не попадайтесь." "Уж постараюсь, господин маршал." И весь этот разговор сопровождался обворожительными улыбками с обеих сторон.
Самым непримиримым борцом с преступностью стала Энни Оукли. Благодаря её стараниям, бандитские убежища довольно быстро опустели, а новые преступники неохотно появлялись в тех местах, так сильно они были напуганы громкой славой Энни. Но главной её целью была Белль. Энни возмущал тот факт, что очаровательной разбойнице всё сходит с рук. "Этот "Док" ни на что не годен! Только пьёт и в покер играет! Нужно брать дело справедливости в свои руки!" Таковы были мысли девушки. Энни не проведёшь кокетливыми ужимками, поэтому она продолжала неумолимо преследовать свою соперницу. Белль повезло пораньше купить скакуна, и это давало ей преимущество в движении, позволяя благополучно скрываться от преследования. Пришлось и Энни озаботиться приобретением лошадки. Но внезапно случилось то, чего она совсем не ожидала. Белль сама напала на неё, изрядно потрепала и снова сбежала. Ох, можете себе представить, как это разозлило Энни! Теперь месть стала для неё делом чести!
Вот такая история у нас получилась. Это я ещё не описала подробно все погони, перестрелки и разыгранные сюжеты, но поверьте, было весело. В результате, победу одержал "Док", обойдя всего на одно очко Белль, а вот Билли оказался в проигрыше, так ему и надо, нечего было обижать беззащитную девушку. ) Но не всегда бандиты конфликтуют друг с другом, бывает, что и маршалы не брезгуют возможностью пострелять в своих конкурентов, а преступники проявляют удивительную солидарность. У них образуется что-то наподобие бандитского братства. Правда, их союз длится до поры до времени. В общем, как вы пожелаете так история и сложится, нужно лишь приложить к этому свои усилия.
Теперь я хотела бы остановиться более подробно на таких деталях игры, как карты целей и сюжетов. Я думаю, что лучше сразу знать об особенностях, связанных с ними. В игре есть личные цели, привязанные к определённому персонажу. У каждого по четыре. Из них на игру выбираются три. Играя за одного и того же персонажа у вас всегда будут приблизительно одни и те же цели. С одной стороны это должно компенсироваться за счёт большого количества персонажей, но с другой стороны цели не отличаются особым разнообразием, многие из них повторяются. Получается, что цели на самом деле не такие уж и индивидуальные, и вовсе не отражают характер и интересы конкретного персонажа. Они скорее нейтральные, и подходят каждому из них. Мне показалось, что вполне можно было сделать одну общую колоду целей для всех и не заморачиваться личными. Это внесло бы чуть больше разнообразия, особенно для игры за полюбившегося персонажа.
Мне как евроигроку было непривычно, что у карт целей не указана награда. Мне нравятся игры с целями, но обычно на их картах сразу написаны условие и награда, и я, таким образом, могу оценить свои риски и возможности по отношению к каждой из них. Здесь же вы получаете какое-то количество ОЛ (1, 2 или 3) и эти ОЛ вы тяните случайно из мешочка, а оценить риски вообще невозможно, так как вы и сами не знаете, сколько усилий потратите на выполнение цели. Например, вы можете спокойно перегнать скот без всяких препятствий, а иногда вам приходится сталкиваться с разными трудностями, то вас арестуют не вовремя, то ограбят и заберут скот, поэтому потраченные вами силы и награда никак не связаны между собой, а сама награда определяется довольно интересным способом. Чем больше целей вы выполняете, тем больше у вас шансов подкорректировать её. Выполнив первую цель вы берёте один случайный жетон, выполнив вторую, тяните два жетона и теперь к ним добавляете ранее полученный жетон, затем выбираете из этих трёх два, которые оставите. Например, за первую цель вы получили 1 ОЛ, а за вторую вытянули 2 ОЛ и 3 ОЛ. Конечно, теперь вам лучше оставить себе два последних жетона, а самый первый сбросить в общий запас. Ну, а когда вы выполните третью цель, у вас будет выбор из пяти жетонов. Лично мне понравился такой необычный подход к определению награды.
Цели в игре не являются обязательными, они скорее представляют собой дополнительную возможность получения ОЛ, а так как в игре есть много других способов заработка ОЛ, то можно победить даже не выполнив ни одной цели. В правилах, кстати, новичкам рекомендован вариант игры без целей, но мне кажется, с ними всё равно интереснее играть. Кто откажется от дополнительных возможностей? Да и новичкам цели задают некое направление для развития, так как действий много, и игрок, который впервые садится за игру, затрудняется с чего ему начать, а тут у него какая-то конкретная цель имеется.
Реализация в игре карт сюжетов вызвала, пожалуй, больше всего споров. Мне самой, например, очень нравится как просто и элегантно реализована механика приключений в игре "Серп". В начале игры на отмеченные места игрового поля выкладываются специальные жетоны, и игроки сами решают, когда им поучаствовать в приключении. Жетон убирается и зачитывается специальная карта. В течении партии доступных жетонов становится всё меньше и меньше, и вам нужно ещё успеть принять участие в приключении. Возможно, что-то подобное я хотела видеть и в "Легендах", но автор пошёл своим путём, зачем ему повторять за Великим и Ужасным Джейми. )) Но насколько удачно это получилось - вопрос открытый.
В конце каждого хода игроки проверяют, выполнилось ли условие карты сюжета. Всего есть пять типов условий и они не совсем равнозначны между собой. Например, такое условие как "завершите ход за пределами города" выполнить совсем не трудно, а такое как "потратьте 80$ одним действием" требует некоторых усилий со стороны игрока. Заработать 80$ не сложно, но ведь их надо ещё где-то раздобыть. Поработать в руднике на шахте, например, или совершить успешное ограбление банка, а потом уже игрок может отправиться в кабаре и весело там покутить, или затариться как следует в магазинчике, если, конечно, по дороге его не ограбят. Но это ещё не всё. Указанное условие нужно выполнить не один раз, на 2-4 игроков его нужно выполнить дважды, а на 5-6 - трижды. Таким образом, игра побуждает игроков участвовать в сюжетах совместно. К сожалению, из-за такой особенности карты сюжетов срабатывают не так часто, как хотелось бы. Особенно мало они разыгрываются при небольшом количестве игроков. Легендарные предметы становится сложно получить. Бывает так, что вы начали сюжет, а другие игроки в нём не заинтересованы и занимаются какими-то своими делами, или выполняют условие другого сюжета, и вам приходится ждать или самому его завершать. Зато, в этом случае, вы получите все награды единолично.
Карты сюжетов в игре, также как и цели, обладают больше дополнительной функцией, хотя участие в них часто приносит игрокам приятные бонусы. Основной акцент в игре всё-таки сделан на ту историю, которая возникает на основном игровом поле между персонажами, а карты сюжетов лишь вносят приятное разнообразие.
Снова в качестве примера приведу сюжет из нашей последней партии. Билли и "Док" решили совместно поучаствовать в приключении. Оба радостно предвкушали получение каких-нибудь наград, но в результате оказались втянуты в драку в одном из салунов городка. Вероятно, произошёл классический сюжет наподобие "Это был мой бифштекс!" или "Мне не нравится твоя рожа!", ну а там пошло-поехало. ) Местные пьянчужки их так хорошо отделали, что недругам пришлось на время заключить перемирие и разойтись в разные стороны залечивать свои раны. Сюжет оказался забавным и приятно дополнил основную историю.
Существует мнение, что в игре есть одна выигрышная стратегия - добыча золота. Вы работаете в шахте, затем сдаёте золотые самородки в банк, а полученные деньги тратите в кабаре. Занимайтесь этим всю партию и победа вам обеспечена. Почему-то у нас это стратегия не работает. Во-первых, на протяжении всей партии выполнять одни и те же три действия совсем неинтересно. Неудивительно, что человек потом встанет из-за стола и скажет, что ему было скучно. Я сама обычно сочетаю несколько разных стратегий. Во-вторых, что же это за оппоненты такие, которые, видя как вы промышляете золотишком, спокойно закрывают на это глаза и ничего не делают?
В одной из партий у нас была разыграна такая ситуация: бандит ограбил старателя, который был маршалом, и радостный отправился в банк, предвкушая получение награды, но там на него внезапно напал другой бандит и, в свою очередь, ограбил его, а заодно выполнил свою цель, и такие ситуации у нас случаются постоянно, поэтому мне сложно сказать, какая стратегия в игре самая выигрышная. В "Легендах" нужно суметь поймать удачу за хвост и воспользоваться ею. Вот это, наверное, и есть выигрышная стратегия. )
Напоследок обсудим количество участников. Игра поддерживает состав от 2 до 6 игроков. Играть большим составом (4-6), конечно, веселее, сильнее конкуренция и постоянно происходит столкновение интересов. Но, к сожалению, с увеличением количества игроков увеличивается время партии и ожидание своего хода, т.е. возникает даунтайм. В "Легендах", правда, есть возможности нивелировать даунтайм, например, когда вы берёте на себя роль нейтрального персонажа в чужой ход, или вам приходится отбиваться от атаки активного игрока или шерифа, а для игры в покер приглашаются все персонажи, находящиеся в одном городе. Но, к сожалению, при большом количестве игроков совсем избежать даунтайм всё равно не получается, поэтому я сама точно не сяду играть на шестерых. Для меня наилучший состав - четыре человека. Мне кажется, если игра имеет простые механики, то она не должна слишком затягиваться, поэтому мы чаще всего играем короткую партию, так как она позволяет хорошо повеселиться и не затягивает излишне игровой процесс.
На меньшее количество игроков (2-3) тоже можно играть, но есть свои особенности. У игроков больше свободы действий, и вы можете вообще никак не соприкасаться друг с другом, но это большой минус для тех, кто любит плотное взаимодействие. На мой взгляд, это как раз самый интересный момент в игре - схватки, аресты, грабежи. Поэтому даже в дуэльной партии я предпочитаю играть вариант с противостоянием "маршал против бандита". Хотя вам никто не мешает устроить соревнование нескольких бандитов или маршалов, а как при этом взаимодействовать, решать вам. Есть люди, которые не любят конфликтность, и "Легенды" позволяют играть мирно, но мне кажется, что игра без этого многое теряет.
На трёх игроков есть проблемы с распределением ролей. Вариант "бандит против двух маршалов" не очень хорошо себя показал. Мы как-то попробовали его и, в результате, вся партия представляла собой дуэль двух законников, а мой герой-бандит просто был удобной грушей для битья. Меня подрезали на каждом шагу, и я совершенно не могла нормально выполнять свои действия, и поэтому очень сильно отстала по очкам. Возможно, мне нужно было более умело маневрировать между ролями, побыть немного маршалом, а потом снова вернуться к бандитским делам. Я же слишком упрямо отстаивала свою роль преступника, но ничего хорошего из этого не вышло. Слишком рьяные маршалы мне попались. ) Вариант "маршал против двух бандитов" показал себя гораздо лучше, хотя сдерживать сразу двух бандитов не просто. Но в любом случае, вам нужно самим попробовать все возможные варианты и решить, какой из них для вас наиболее играбельный.
В дуэльном варианте появляется дополнительный нейтральный персонаж - Человек в Чёрном. У него есть своя колода карт и он выполняет свой ход после всех игроков. Он действует непредсказуемо, поэтому невозможно предугадать, что он будет делать в настоящий момент. Единственное, что игрокам известно - он нападает всегда на героя с наибольшим количеством ОЛ. Таким образом, он необходим для баланса, чтобы у игроков не было слишком большого разрыва по ОЛ, кроме того он тоже получает ОЛ как один из конкурентов.
Мне кажется, использование Человека в Чёрном в игре является опциональным. Мы, например, и без него неплохо играем. Дело в том, что Человек в Чёрном добавляет ещё один дополнительный элемент случайности. Когда играешь с живыми игроками, то можно предполагать их возможные действия. Например, у меня есть два жетона скота и 120 $, и вдруг один персонаж направляется в мою сторону. Явно он приближается не для того, чтобы поздороваться и поговорить о погоде, а у меня что-то не очень подходящие карты для сражения, поэтому лучше убраться от него подальше. Пусть это будет выглядеть невежливо, но зато безопасно. С Чёрным Человеком так рассуждать не получится. Может он сейчас нападёт на нейтрального бандита и всё обойдётся, а может он ограбит вас и заберёт какой-нибудь предмет, а может быть деньги. Если вас устраивает эффект неожиданности от действий Человека в Чёрном и вам не хватает соперничества, то следуте рекомендации правил и включите его в игру.
Заключение
Ну что ж, теперь подведём итоги. Понравился ли мне данный жанр? Появилось ли у меня желание приобрести другие игры-песочницы? "Легенды Дикого Запада" оказались довольно занятной игрой, которую приятно иногда разложить в веселой компании ради удовольствия, или, как сейчас модно говорить, ради фана. ) Не представляю, как в неё можно играть с серьёзными лицами, погрузившись в свои размышления. Это выглядит странно. Для этого у нас есть комплексные евро, а здесь нужно веселиться.
Жанр sandbox мне показался любопытным. Это редкий жанр, и сделать идеальную песочницу, мне кажется, очень сложно. Но мои главные предпочтения всё же не изменились. В моей коллекции большинство игр представляют собой евро разной категории сложности и сочетания механик, игры на контроль территорий и скирмиши, есть немного амери и абстрактов. Я оставила "Легенды" для разнообразия. В настоящее время, мне кажется, у этой игры нет конкурентов. Если вы знаете другую достойную песочницу на тему Дикого Запада, напишите в комментариях. Но я лично ничего такого не припоминаю. Так что "Легенды Дикого Запада" единственные в своём роде.
Конечно, приобретать все известные песочницы я не буду. В этом случае решает сеттинг. Если бы я была большой поклонницей космоса, я взяла бы "Ксию", если фэнтези - то "Runebound". Возможно, мне, как поклоннице "Звёздных Войн", было бы неплохо попробовать "Внешнее кольцо", но пока меня больше всего привлекает игра "Merchants & Marauders". Пожалуй, из всех песочниц мне хотелось бы попробовать именно её. Но не знаю, смогу ли я осуществить своё пожелание в ближайшее время. Этой осенью анонсировано столько всего интересного! Откуда только средства раздобыть? Банк что ли ограбить? )
Как не хочется, дорогие читатели, с вами прощаться, но пора, я итак накатала огромный лонгрид. В следующей статье я хотела бы написать про "Чемпионов Мидгарда", но возможно, будет что-то другое. Поживём-увидим. Желаю всем здоровья и отличных партий в любимые игры! А я пока пойду и снова посмотрю "Поезд на Юму". ) До встречи!
Пиратов и мародеров если брать, то обязательно с дополнением, там очень много интересных модулей. Ксию тоже не рекомендую пропускать.