Прет-а-Порте (Pret-a-Porter)
Совсем недавно у нас в клубе появилась заветная коробка Прет-а-Порте, только-только поступившая для бекеров с Кикстартера. Это одна из очень ожидаемых игр в уходящем году. Те, кто были в Москве на Игроконе, могли в живую пощупать эту игру и даже с прототипом русских правил. Издатель «Звезда», который и будет локализовывать игру, привез тогда один экземпляр с Эссена.
Краткий обзор
Прет-а-Порте — это экономическая стратегия с увлекательным и необычным сеттингом в мире моды. Само название означает «Модель одежды, представляемая крупными модельерами и готовая для массового производства». И в целом уже из этого можно догадаться, что игроки будут модельерами или домами моды, создающими свои коллекции одежды и старающиеся стать лучшими и самыми богатыми в мире.
Игра длится 4 квартала по 3 месяца, то есть целый игровой год (ну или примерно 1,5-2 часа реального времени). И здесь закладывается основная реиграбельность, так как то, как именно мы будет зарабатывать победные очки в текущем месяце (раунде), определяется при сетапе игры рандомным раскладыванием плашек «Показа мод». В остальном, Прет-а-Порте представляет из себя игру на построение движка с размещением работников: нам нужно за первые раунды так построить свое производство, нанимая работников, арендуя здания и заключая контракты, чтобы перед ближайшим показом мод заработать максимальное количество Престижа и денег, которые в последующем конвертируются в победные очки.
Во время игрового раунда мы сначала размещаем наши фишки действий, планируя действия, которые собираемся совершить. После этого, собственно, совершаем эти действия и применяем какие-то новые эффекты. Стоит заметить, что большинство совершаемых нами действий будут повышать уровень затрат. И тут прослеживается четкая необходимость все время считать, иначе в конце раунда может оказаться, что вам не хватает средств. Это вынудит вас взять кредитные деньги. А вот доход игроки будут получать только в конце квартала при показе мод, когда продадут свою коллекцию. При грамотном подходе это действие может комбиться с дополнительными эффектами и давать существенный прирост дохода!
Честно признаться, не совсем понятно, почему Звезда указывает для этой игры присутствие непосредственно прямого взаимодействия между игроками. По крайней мере, в механиках это не прослеживается. Мы не можем какими-то методами забрать ПО у противников или испортить их «движок». Единственное, как можно подгадить оппоненту — это быстрее забрать вкусную карту, чем он. В остальном же это скорее песочница в своем планшете, хоть и выглядящая довольно интересно. Но стоит отметить, что мы еще не успели сыграть пробные партии, поэтому суждения выстраиваются чисто теоретические! Возможно, практика покажет какие-то нюансы, которых мы не увидели при изучении.
Версия Кикстартера
Перед общим обзором компонентов хочется немного осветить версию Кикстартера, так как этот момент вызвал у нас максимальное недоумение.
Во время кампании часть дополнительных целей были альтернативные арты на карточках Дизайнов. Возможно даже от известных художников, честно говоря их имена ни о чем не говорят)). И это ожидалось, как нечто интересное, так как вместо стандартных иллюстраций будут более красивые и уникальные. В итоге же бэкеры получили комплект колоды карт Дизайнов с, честно говоря, отвратительными артами. Это, разумеется, все вкусовщина и исключительно ИМХО. Но родные «стоковые» арты на картах смотрятся значительно интересней.
В остальном же дополнения в версии с Кикстартера чисто косметические. Есть небольшое дополнение в виде компании, но его мы хотим изучить отдельно.
Компоненты
Рассматривать и крутить в руках компоненты игры можно бесконечно. Дизайн — это один из весомых аргументов обзавестись или поиграть в эту игру. Она доставляет визуальное эстетическое удовлетворение.
Разумеется, в кикстартеровской версии компоненты имеют улучшения. Например, это утолщенный картон. И тут он действительно толстый. Деревянные фишки все очень аккуратно вырезаны и окрашены, а рисунки на них сделаны с помощью шелкографии, поэтому вряд ли когда либо сотрутся. Принт на картах и жетонах яркий и вкусный, вырезка очень качественная: жетоны выдавливаются на 11 из 10 баллов. Не могу вспомнить другую игру, где жетоны выдавливались бы также легко, при этом не выпадая заранее, когда только берешь печатный лист. В целом, это та игра, в которую очень приятно играть.
Есть, правда и ложка дегтя. Отдельно хочется упомянуть идущий в комплекте органайзер (точно такой же будет и в локализации от Звезды, поэтому все ниже сказанное будет актуально для русской версии). Он прекрасен, на самом деле. По крайней мере, в своем классе. Толстый пластик, продуманная компоновка, все компоненты в отдельных ячейках. Все сделано на высоком уровне. Но из-за одного нюанса мы незамедлительно достали его из коробки и заменили органайзерами от Meeple House.
Он открытый. А следовательно, коробка не может храниться никак иначе, кроме как в горизонтальном положении. Более того, тут нет даже удобного прижима планшетами или картой, к примеру, служащими крышкой в таких ситуациях. Стоит повернуть коробку немного на бок, и все посыпется. А жетонов здесь сотни и сортировать их — то еще удовольствие.
Разумеется, для кого-то это не будет весомым аргументом. Поэтому мы и похвалили изначальный органайзер. Он хорош и как игронайзер в том числе. Но для тех, кто любит хранить коробки вертикально, либо часто их перемещает (как мы), такой способ не подойдет.
Игронайзер
После распаковки сразу захотелось попробовать сделать что-то более удобное и функциональное. И решение нашлось довольно быстро, как только игра была разложена в игровое положение один раз. Так что мы можем сразу вам выдать список модулей, которые помогут укомплектовать игру по-уму:
- UTS М05 (не обязательно) — 1шт.
- UTS M02 — 1 шт.
- UTS M01 — 5 шт.
- UTS M04 FOUR — 2 шт.
- UTS M04 TWO — 4 шт.
- UTS M03 — 1 шт.
Сетап занимает не более 7-8 минут. Давайте пройдемся послойно по всей укладке:
Слой первый
UTS М05. Это не обязательно. Во-первых, потому что не у всех она есть (только у бэкеров компании МН) и в свободной продаже ее нету. Плюс ко всему, она забирает лишние несколько миллиметров, на которые как раз не закрывается крышка.
Слой второй
UTS M02
- Жетоны Тренда
- Жетоны PR (ИМХО, это жетоны пиара, но Звезда не захотела их переводить… )
- Жетоны Качества
- Жетоны Престижа
- Жетон трека времени
- Жетон первого игрока
- Жетоны типов одежды
- Деньги
В центральной ячейке получается удобная картотека денег. Во время хранения между двумя половинками хранятся жетоны первого игрока и типов одежды. Во время же игры они в действии и не мешают, а деньги легко достаются, если потянуть за уголок. Если во время игры аккуратно брать и класть деньги на место (как кассиры, раскладывая их по номиналу), то выходит удобная касса!
UTS M04 TWO
Используются для хранения компонентов игроков. В одной половинке все фишки и жетоны одного цвета, в другой — 40 единиц денег, которые всегда выдаются на старте. Таким образом, если в конце игры вы уложите туда необходимое количество денег, то потом ускорите себе старт. Сверху карта-памятка прижимается крышкой.
UTS M01
Используется, разумеется, для хранения карт Контрактов, Работников, Зданий, Кредитов и Дизайнов. Все они стакаются (укладываются друг в друга без крышек, кроме верхнего — у него крышка остается).
Слой второй
UTS M04 FOUR
Хранят в себе материалы разных цветов. И стоит отметить, что отсюда они достаются значительно удобней, чем из родного органайзера! Там вроде как и пытались сделать удобно, но по факту эти абстрактные фишки ниток застревают и их приходится выковыривать. Тут же за счет скругленной формы ячейки они достаются легко и интуитивно.
Также в оставшихся двух ячейках мы храним жетоны Стилей и Трансформации стиля.
UTS M03
Служит для хранения плашек Показов мод. Достаются они легко, как карты, за счет выступа на дне.
UTS M04 TWO
Оставшиеся два модуля покрываются оставшихся двух персонажей.
Слой третий
За счет того, что башенка в стаке немного выше двух обычных модулей по высоте, здесь удобно укладываются планшеты игроков. Но на самом деле одна половина органайзера получается на несколько миллиметров выше другой. Это видно по тому, как лежит сложенное поле. И здесь можем дружно ожидать от Meeple House анонса решения с заниженными по высоте модулями, так как именно их здесь и не хватает. Карт в игре не много, поэтому обычные модули тут чрезмерны. Можно смело заменять пониженной высотой все UTS M04 TWO и UTS M01. Это позволит уложить все очень аккуратно и ровно, и крышка будет закрываться полностью.
И еще одно важное замечание. Когда Meeple House анонсировали прозрачные модули, я был скептичен, так как серые модули все же хорошо выделяют лежащие в них компоненты. Если прозрачные модули и применимы, то в редкий случаях. И Прет-а-Порте стал именно таким случаем! Когда нужно карты или жетоны уложить прямо на отведенное место на игровом поле, нет ничего лучше прозрачных модулей. Здесь они показали себя на все 100%. Поэтому именно для этой игры я бы рекомендовал брать исключительно прозрачные модули. Нельзя закрывать такое красивое оформление!
Локализация от Звезды
Ожидалось, что выйдет она чуть позже, но неожиданно Звезда анонсировала игру к концу 2019 года. И вроде как коробки начали даже поступать на оптовые склады. Однако, почти нигде ее купить невозможно, так как никогда такого не было и вот снова: логистика не справляется. Тем не менее, игру уже в ближайшем будущем можно будет увидеть на прилавках!
Локализованная версия представляет собой ретейл версию, это значит, что в ней не будет результатов дополнительных целей Кикстартера. Тем не менее, в коробку входят улучшенные деревянные компоненты. Наклейки, правда, придется клеить самостоятельно, никакой печати.
В качестве подарка по случаю сверх успешной компании, ребята из Portal Games (а может и Звезда выбила плюшку?) сделали нам подарок в виде 10 альтернативных карт Дизайнов. Но на наш взгляд, они не нужны. Стоковые карты имеют прекрасные арты и не требуют альтернатив!
Ожидаемая розничная цена 120 BYN (3500 рос. рублей).
Заключение
Какого-то заключения пока делать не хочется. Мы должны сначала сыграть несколько партий, чтобы сформировать выводы об игре. Уже приходящие отзывы гласят, что игра прекрасна. Что ж, посмотрим в деле! На данный момент мы сделали все возможное, чтобы вы шли в магазин уже подготовленные!
Ну и, разумеется, минчане, вы всегда можете прийти в наш клуб на Тимирязева 23 и опробовать эту игру в деле, приняв окончательное решение о покупке! У нас вы найдете английскую версию с Кикстартера, доступную, пока что, только для игры в клубе. О доступности в прокате вы сможете узнать из новостей в наших социальных сетях и в новостях этой группы, поэтому подписывайтесь и вступайте в сообщества!