271

Игры моей коллекции. Новинки отечественных авторов. Часть 2. Акватика

Вступление

Всем привет. Задержалась я со второй частью статьи по причине отдыха с младшей дочерью в санатории в первой половине февраля. За это время я очень сильно соскучилась по своим настолочкам. Мы, конечно, брали с собой небольшие коробочки, но это были детские карточные игры от Банды Умников и Djeco, так что мне пришлось утолять свой настольный голод просмотром летсплеев. По возвращении на меня навалилось много разных забот, но я всё же продолжаю своё любимое дело, и сегодня мы отправимся в подводный мир вместе с игрой "Акватика" от молодого и амбициозного издательства Cosmodrome Games. Автор игры - Иван Тузовский, человек очень позитивный, весёлый и креативный.

Подробную предысторию моего интереса к игре я описала в первой части, но если у вас нет желания её читать, то я ещё раз кратко упомяну об этом. Впервые я увидела "Акватику" на Эссенской выставке в 2019 году и игра мне очень понравилась, но предзаказа пришлось ждать очень долго. Космодромы просто истомили всех желающих. Но зато игра быстро добралась до наших полок. Предзаказ состоялся в феврале, а уже в мае я раскладывала игру у себя на столе. Вот бы все предзаказы приходили также быстро! Но меня очень удивили и даже огорчили продажи игры на предзаказе, тем более, что цена была довольно привлекательной. Я думала, что её разберут за пару дней, а вышло совсем иначе. Неужели у людей до сих пор есть предубеждения насчёт русских авторов и их проектов? А ведь в последние годы качество отечественного геймдизайна значительно улучшилось. Но ничего, думаю, будет как с "Эверделлом", люди распробуют и оценят. А возможно, у людей тогда просто не осталось денег после бурных новогодних праздников. )

"Акватика" - это евро средней сложности. Сейчас появилось новое модное слово в настольном лексиконе - "мидкор". Вот оно как раз лучше всего определяет жанр игры - евромидкор. Такие игры пользуются популярностью и нередко определяются в категорию к семейным играм. Однако, "Акватика" скорее подходит семьям с игровым опытом, совсем для новичков, мне кажется, будет немного сложновато.

Коробка с игрой и основные компоненты внутри удобного органайзера.
Коробка с игрой и основные компоненты внутри удобного органайзера.

Тема игры, оформление и качество

В первую очередь игра привлекает своим сеттингом. Подводный мир такой удивительный и загадочный, так и манит в свои глубины. На тему фэнтезийного подводного мира мне приходит в голову только "Бездна" от Бруно Катала да "Океания" - простая семейная игра от Hobby World, так что это не часто встречающийся в настольных играх сеттинг. В детстве мне очень нравилось смотреть документальные фильмы Ж. И. Кусто и представлять, что в этом красивом мире живут человекоподобные существа - русалки, серены, могучие короли, рассекающие волны на морских коньках. "Акватика" как раз позволяет нам окунуться в этот таинственный мир.

Подготовка к игре. В "Акватике" небольшое количество компонентов, поэтому раскладывается она быстро, что является несомненно плюсом.
Подготовка к игре. В "Акватике" небольшое количество компонентов, поэтому раскладывается она быстро, что является несомненно плюсом.

Оформлена игра соответствующим образом - в синих, бирюзовых и голубых тонах. Иллюстрации красивые. Мне нравится рассматривать карты акваторий, даже жалко, что они небольшого формата. Красоты должно быть много. ) Морские жители напоминают иллюстрации из фэнтезийных книг. Качество в игре хорошее, но карты мне показались слишком тонкими. С акваториями ещё понятно, ведь они должны просовываться в прорези на планшетах игроков, а вот карты жителей могли бы быть и поплотнее. Они постоянно в руках и, мне кажется, будут быстро стираться, поэтому для них лучше сразу приобрести протекторы. Миниатюры скатов сделаны хорошо, очень приятные на ощупь, только на диких скатах плохо видны эффекты. Приходится приглядываться или подходить ближе, чтобы найти подходящего ската. Мне кажется, в этом случае, бледно-сиреневый цвет был не лучшим решением, тут нужно что-то поярче - бордовый или тёмно-фиолетовый, а может даже белый. На стартовых скатах плохо различаются оранжевый и красный цвета. Что касается правил, то они, также как и в "Тортуге 2199", написаны хорошо, лишних вопросов не вызывают.

Королевских любимцев окружил хоровод диких скатов. На их брюшках изображены разные эффекты.
Королевских любимцев окружил хоровод диких скатов. На их брюшках изображены разные эффекты.

Цель игры и игровой процесс

В игре мы берём на себя роль одного из королей подводного мира. А желание каждого короля - расширить свои владения и увеличить богатства королевства. Иначе какой же ты король? Добиться этих целей нам помогают наши подданные и ручные скаты. Да-да, в этой игре у нас в качестве домашних питомцев будут скаты. Цель игры набрать наибольшее количество очков процветания (ОП). Мы получаем их за приобретённые нами акватории, которые были отложены в победную стопку, за наших подданных в руке и за выполненные цели.

Карты королей. Одни из них имеют стартовый бонус, предоставляя игрокам некое преимущество уже в начале игры, в дальнейшем они не используются, другие же дают постоянный мощный бонус и работают в течении всей партии.
Карты королей. Одни из них имеют стартовый бонус, предоставляя игрокам некое преимущество уже в начале игры, в дальнейшем они не используются, другие же дают постоянный мощный бонус и работают в течении всей партии.

В игре очень интересные механики: управление картами (handmanagement) и построение руки (handbuilding), которое напоминает построение колоды, но у нас здесь нет колоды как таковой, из которой бы мы получали карты. У нас есть только карты на руке и сброс. Приобретая карту с рынка, вы сразу забираете её в руку и уже в следующий ход можете её использовать, а с помощью особой карты "Матрона" можно вернуть всех жителей из сброса, и они снова станут вам доступны. Таким способом мы управляем картами морских существ. Подобные механики дают игрокам широкий и интересный выбор для принятия решений.

Стартовые карты жителей. Каждый набор имеет свой символ и цветовую идентификацию.
Стартовые карты жителей. Каждый набор имеет свой символ и цветовую идентификацию.

С акваториями связаны другие не менее интересные механики. Это своеобразный меняющийся таблобилдинг с уникальной механикой погружения карт. Даже не знаю как её назвать "по-научному". Я не очень сильна в английском, но я бы назвала её cardexhaustion - истощение карты или cardexploitation - эксплуатация карты. Но, мне кажется, слово "истощение" лучше отражает действие, которое мы выполняем с картами акваторий в течение игры. Хотя в правилах оно называется эксплуатацией, но это слово скорее подразумевает использование карт в течение неопределённого времени, а в игре карты акваторий имеют ограниченное количество ресурсов, а значит, в какой-то момент они прекращают работать.

У каждой акватории есть уровни глубины, где-то их больше, где-то меньше, и эти уровни дают нам разные эффекты. Одни приносят ресурсы, другие дополнительные действия, а на некоторых уровнях ничего нет. Когда мы воспользуемся всеми уровнями, т.е истощим или исчерпаем полностью возможности карты, она больше не сможет давать нам свои эффекты, и тогда её можно будет заскорить, т.е. отправить в победную стопку ОП, но для этого нужно выполнить специальное действие, отмеченное символом сундука. В конце игры акватории, оставшиеся на планшете игрока, не принесут ОП.

Карты акваторий. Они бывают четырёх типов: Акулий залив, Затонувшие корабли, Древние цивилизации и Подводные вулканы. Сверху указана цена завоевания или покупки карты. Слева - уровни глубины с ресурсами и эффектами. Внизу указаны очки процветания и тип карты. Некоторые акватории дают ещё в качестве награды дикого ската (см. первую сверху карту).
Карты акваторий. Они бывают четырёх типов: Акулий залив, Затонувшие корабли, Древние цивилизации и Подводные вулканы. Сверху указана цена завоевания или покупки карты. Слева - уровни глубины с ресурсами и эффектами. Внизу указаны очки процветания и тип карты. Некоторые акватории дают ещё в качестве награды дикого ската (см. первую сверху карту).

Ход игрока происходит следующим образом: он выбирает карту персонажа в руке и играет её, отправляя в сброс. Каждый житель позволяет выполнить какое-то действие или несколько действий, некоторые из них даются на выбор. Основные действия связаны с получением карт акваторий. Их можно получить двумя способами: купить за золото или завоевать с помощью силы. Вам часто будет не хватать ресурсов, которые вам дают существа, и тут вам на помощь придут ранее приобретённые вами акватории и ручные скаты. Используя их, вы сможете получить дополнительные ресурсы. Акватории в этом случае продвигаются на следующий уровень глубины, открывая доступ к новым бонусам, а скаты переворачиваются эффектом вниз и становятся недоступны, пока вы не перевернёте их обратно с помощью специального действия.

Пример карт существ, доступных для найма.
Пример карт существ, доступных для найма.

Эффекты карт дают вам не только ресурсы. Некоторые, например, позволяют нанимать бесплатно жителей или возвращать в руку подданных из стопки сброса, другие отправляют акватории в победную стопку, а ещё есть полезные эффекты, которые помогают продвигать карты акваторий. Такие эффекты особенно полезны, если на карте есть пустые уровни. Некоторые позволяют продвинуть карту до самого конца, в этом случае, вы ничего не получите с пропущенных уровней карты, но зато сможете её быстрее заскорить. Таким образом, сочетая розыгрыш карты жителя, продвижение карт акваторий и применение скатов, вы можете запустить целую цепочку разных действий.

Пример хода игрока. Сначала игрок решил воспользоваться эффектом первой акватории, чтобы продвинуть вторую карту на два уровня и получить, таким образом, доступ к трём монетам. Затем с помощью последней карты он продвигает третью акваторию до самого конца и получает в награду дикого ската с бонусом "+1 сила". Потом игрок снова использует первую акваторию, чтобы заскорить третью карту. Он убирает её в победную стопку, освобождая место для новой акватории.
Пример хода игрока. Сначала игрок решил воспользоваться эффектом первой акватории, чтобы продвинуть вторую карту на два уровня и получить, таким образом, доступ к трём монетам. Затем с помощью последней карты он продвигает третью акваторию до самого конца и получает в награду дикого ската с бонусом "+1 сила". Потом игрок снова использует первую акваторию, чтобы заскорить третью карту. Он убирает её в победную стопку, освобождая место для новой акватории.
Вот так будет выглядеть планшет игрока, после выполненных им действий. Но это ещё не всё. Теперь он поднимает четвёртую акваторию, и её эффект позволяет забрать существо из сброса. Игрок забирает Вербовщика. Следующим действием он переворачивает ската, который продвигает ту же четвёртую акваторию на один уровень и, таким образом, она доходит до конца, а игрок лишается двух монет. Теперь он снова использует первую акваторию и отправляет в победную стопку четвёртую карту. А с помощью пятой заскоривает первую, так как и она теперь тоже полностью исчерпана.
Вот так будет выглядеть планшет игрока, после выполненных им действий. Но это ещё не всё. Теперь он поднимает четвёртую акваторию, и её эффект позволяет забрать существо из сброса. Игрок забирает Вербовщика. Следующим действием он переворачивает ската, который продвигает ту же четвёртую акваторию на один уровень и, таким образом, она доходит до конца, а игрок лишается двух монет. Теперь он снова использует первую акваторию и отправляет в победную стопку четвёртую карту. А с помощью пятой заскоривает первую, так как и она теперь тоже полностью исчерпана.
Наконец, игрок разыгрывает карту Купца с руки, который даёт одну монету и позволяет купить акваторию. Всего у игрока 5 монет за счёт сыгранного существа, второй акватории и оставшегося стартового ската. Он покупает акваторию за 4 монеты, и в этом случае, не использует ската, сохраняя его бонус для следующего хода.
Наконец, игрок разыгрывает карту Купца с руки, который даёт одну монету и позволяет купить акваторию. Всего у игрока 5 монет за счёт сыгранного существа, второй акватории и оставшегося стартового ската. Он покупает акваторию за 4 монеты, и в этом случае, не использует ската, сохраняя его бонус для следующего хода.
Напоследок игрок помещает карту купленной акватории в первую ячейку, применяет эффект пятой акватории и бесплатно нанимает Казначея Черепаху. В результате, этого хода игрок заскорил три акватории, которые принесли ему в итоге 13 ОП, и взял в руку два существа. Обратите внимание, что все эти действия являются свободными, и вы можете разыграть их сколько угодно до или после розыгрыша карты существа.
Напоследок игрок помещает карту купленной акватории в первую ячейку, применяет эффект пятой акватории и бесплатно нанимает Казначея Черепаху. В результате, этого хода игрок заскорил три акватории, которые принесли ему в итоге 13 ОП, и взял в руку два существа. Обратите внимание, что все эти действия являются свободными, и вы можете разыграть их сколько угодно до или после розыгрыша карты существа.

Впечатления и особенности игры

"Акватика" производит впечатление идеальной игры. Все механики в ней слаженно работают, а все игровые элементы очень хорошо переплетены между собой, ни один из них не выпадает из общей канвы и не ощущается лишним. Игра буквально вся вылизана, вычищена, ровно выстроена, не зря же автор посвятил её разработке несколько долгих лет. Если память мне не изменяет, идея игры возникла где-то 2012-ом году. Но, как мы с вами знаем, идеальных игр не бывает, так что даже идеальная "Акватика" для кого-то может показаться совсем не идеальной, а её плюсы превратятся в минусы и наоборот. Я хочу остановиться на некоторых особенностях, которые могут вызвать противоречивые впечатления у игроков, а отметить для себя достоинства и недостатки вы сможете сами, поиграв в игру.

1. В "Акватике" мало взаимодействия между игроками. Эта особенность присуща многим евроиграм и, думаю, у поклонников жанра не вызывает негатива, но для кого-то это может быть критично, ведь некоторые любят, чтобы за столом было горячо, и присутствовал накал страстей. В игре есть несколько персонажей, которые могут повлиять на соперников, как положительно, так и отрицательно. Но таких карт мало, в основном, всё взаимодействие сводится к тому, что кто-то заберёт нужную вам карту или опередит в выполнении цели. Но, на мой взгляд, даже такое взаимодействие для евроигры - это очень неплохо, особенно борьба за цели.

Пример существ с взаимодействием. Действие разведки Скользкого Угря позволяет обновить рынок доступных акваторий. Это может как помочь, так и помешать соперникам.
Пример существ с взаимодействием. Действие разведки Скользкого Угря позволяет обновить рынок доступных акваторий. Это может как помочь, так и помешать соперникам.

2. В "Акватике" есть определённые триггеры окончания игры:

1) Один игрок выполняет все четыре цели.

2) Заканчивается колода жителей.

3) Заканчивается колода акваторий.

Игра не завершается моментально. У вас будет ещё один раунд, чтобы успеть сделать что-то полезное.

Не думала, что эта особенность, вызовет разногласия у моих друзей. Дело в том, что некоторые еврогеймеры предпочитают, чтобы в игре было определённое количество раундов. Это позволяет им, хорошо зная игру, лучше планировать свою стратегию. Из-за триггеров вы точно не знаете, в какой момент игра завершится, и в результате, вы хотите воплотить свою стратегию быстрее оппонента, поэтому игровой процесс превращается в гонку. С одной стороны, игра предлагает спокойный медитативный процесс, где вы, в основном, копаетесь в своём планшете, но, с другой стороны, нужно поглядывать за соперниками, чтобы понимать к каким целям они стремятся, и успеете ли вы их опередить.

Жетоны целей в игре. Они двухсторонние. Всего 10 целей, из которых на партию выбирается четыре. Описание всех целей есть в правилах. Например, самая верхняя цель требует иметь 4 акватории одного типа, а внизу справа цель предписывает иметь пять существ с действием завоевания и т.п.
Жетоны целей в игре. Они двухсторонние. Всего 10 целей, из которых на партию выбирается четыре. Описание всех целей есть в правилах. Например, самая верхняя цель требует иметь 4 акватории одного типа, а внизу справа цель предписывает иметь пять существ с действием завоевания и т.п.

Каждый игрок может выполнить четыре цели, но награда будет разная в зависимости от первенства, т.е. самый первый игрок получит 8 ОП, второй - 5 ОП, а третий, четвёртый и пятый по 3 ОП. Разница между первым и последними местами 5 ОП, и хотя основные очки мы получаем за акватории, эта разница может значительно повлиять на окончательный счёт. Нравится ли вам ощущение напряжения от присутствия гонки или больше предпочитаете спокойное и чёткое планирование, решать вам.

Для того, чтобы отметить выполненную цель игроки используют своих стартовых скатов. В данном примере красный уже заработал на целях 21 очко.
Для того, чтобы отметить выполненную цель игроки используют своих стартовых скатов. В данном примере красный уже заработал на целях 21 очко.

Прежде, чем купить игру, я изучаю разные материалы. Ожидая "Акватику", я прочитала немало всяких статей и игровых дневников. В некоторых из них я отметила для себя интересные наблюдения авторов и затем сравнила их со своими наблюдениями.

3. В одной статье автор предположил, что в игре есть выигрышная стратегия, основанная на покупке дешёвых акваторий, которые помогают быстрее выполнять цели. Мне эта мысль показалась любопытной, и мы решили провести своеобразный челлендж, чтобы проверить, действительно ли так хорошо работает данная стратегия. Мы сыграли три партии на двоих. Один игрок старался строить стратегию на дешёвых акваториях, а другой на дорогих. Что ж, я могу согласиться с автором в том, что цели, связанные с акваториями проще выполнять с помощью недорогих карт, но ведь есть ещё и другие цели. Например, нанять жителя за 5 монет, или приручить диких скатов (этот бонус как раз доступен на более дорогих картах), или набрать в победной стопке 15 ОП, для этого, например, достаточно двух акваторий по 7 и 8 ОП, в то время, как дешёвые дают всего от 1 до 3 ОП. Дорогие акватории заскорить, конечно, сложнее, так как у них больше уровней глубины, но с другой стороны они предоставляют игрокам более интересные бонусы, те же действия продвижения, например.

В общем, по итогам всех трёх партий победу одержал второй игрок. При этом счёт получился разный. В одной партии ему удалось победить с отрывом всего в два очка, в другой уже было 10 очков разницы, ну а последняя закончилась с разгромным счётом в 23 очка. Так что стратегия дешёвых карт лично у нас не оправдалась. Но на результаты, конечно, ещё влияют такие факторы, как опыт и настроение. А вообще игра показала, что держаться крайних стратегий не просто. Игрокам в какие-то определённые моменты могут понадобится разные акватории, иногда бывает выгодно взять что-то недорогое, иногда наоборот, кроме того в игре есть акватории средней цены, которые приносят 4 и 5 ОП. Они являются хорошим подспорьем для приобретения более дорогих карт, а когда удаётся нарастить мощь, то пренебрегать дорогими акваториями нет смысла, так как всё-таки не цели приносят основные ОП, хотя борьба за них всегда идёт очень активная. Но одному игроку захватить первенство во всех целях всё равно не удастся, поэтому происходящее на вашем планшете играет наиболее важную роль.

4. Другой автор в своём дневнике выразил некоторое разочарование игрой. По его мнению, она своим внешним видом намекает на насыщенный игровой процесс, а по сути является несложным филлером на 40 минут. У меня же эта особенность вызвала как раз противоположное впечатление. Игра за небольшое время даёт ощущение, что ты поиграл в полноценную евростратегию, не хардкорную, конечно, но вполне умную и увлекательную. Я лично ценю подобные игры. Но, получается, кому как...

Ну, и последнее, что осталось отметить, - "Акватика" играется хорошо любым составом, и даже имеется неплохой соло-режим. Сильного даунтайма я не ощутила, но на 4-5 игроков, думаю, он вполне возможен.

Очень жду дополнение, которое по словам автора усложняет игру, и оно как раз может привлечь внимание тех, кому базовая "Акватика" показалась слишком легковесной. На канале Настолки Live был стрим с автором игры, где ребята сыграли в "Акватику" с дополнением, а ещё Иван показал свою новую разработку "Astrum", за которой я тоже внимательно слежу, и хотя я не очень люблю абстракты, но эта игра со своими прозрачными полиминошками выглядит весьма любопытно и привлекательно. Кому интересно, рекомендую посмотреть стрим, правда, я сама его ещё не смотрела, ) так что надо мне исправляться и последовать своей же собственной рекомендации. )

Так выглядит коробка долгожданного дополнения.
Так выглядит коробка долгожданного дополнения.

Ну, что же, на этом я прощаюсь с вами. Очень надеюсь, что ненадолго, хотя я могу временами пропадать. ) Что поделать?.. Всем добра!

P.S. Хочу поделиться радостью. Кое-что из моего списка пожеланий уже начинает сбываться. Ну, и конечно, как же я без очередной коробочки любимого "Замеса". )
P.S. Хочу поделиться радостью. Кое-что из моего списка пожеланий уже начинает сбываться. Ну, и конечно, как же я без очередной коробочки любимого "Замеса". )
article-commentsarticle-communityarticle-viewscontent-delimeterfooter-social-fb-activefooter-social-fbfooter-social-instagram-activefooter-social-instagramfooter-social-telegram-activefooter-social-telegramfooter-social-tgchat-activefooter-social-tgchatfooter-social-twitter-activefooter-social-twitterfooter-social-vk-activefooter-social-vkfooter-social-youtube-activefooter-social-youtubegame-edit-attributesgame-edit-authorsgame-edit-categoriesgame-edit-componentsgame-edit-descriptiongame-edit-duplicatesgame-edit-filesgame-edit-imagesgame-edit-infogame-edit-linksgame-edit-mechanicsgame-edit-namegame-edit-relationsgame-edit-videosmarket-advantages-searchmarket-advantages-sellmarket-advantages-watchmarket-user-menu-bookmarksmarket-user-menu-feedbackmarket-user-menu-offersmarket-user-menu-profilemarket-user-menu-wishlistmenu-alarmmenu-chats-activemenu-chatsmenu-communities-activemenu-communities-hovermenu-communitiesmenu-donate-activemenu-donate-hovermenu-donatemenu-editor-activemenu-editormenu-events-activemenu-events-hovermenu-eventsmenu-games-activemenu-games-hovermenu-gamesmenu-market-activemenu-market-hovermenu-marketmenu-newmenu-notificationsmenu-profile-activemenu-profile-hovermenu-profilemenu-publications-activemenu-publications-hovermenu-publicationsmenu-push-activemenu-pushmenu-services-activemenu-services-hovermenu-servicesscore-dice-1score-dice-10score-dice-2score-dice-3score-dice-4score-dice-5score-dice-6score-dice-7score-dice-8score-dice-9score-dice-active-1score-dice-active-10score-dice-active-2score-dice-active-3score-dice-active-4score-dice-active-5score-dice-active-6score-dice-active-7score-dice-active-8score-dice-active-9score-dice-hover-1score-dice-hover-10score-dice-hover-2score-dice-hover-3score-dice-hover-4score-dice-hover-5score-dice-hover-6score-dice-hover-7score-dice-hover-8score-dice-hover-9score-dice-nonesearch-activesearchstub-communityuser-menu-exituser-menu-profileuser-menu-settingsuser-social-bgguser-social-emailuser-social-fbuser-social-instagramuser-social-kickstarteruser-social-siteuser-social-telegramuser-social-teserauser-social-tiktokuser-social-twitteruser-social-vkuser-social-youtube