Сумеречные истории
"Надо что-то написать, раньше же на пикабушке вроде неплохо получалось", эта мысль меня преследовала последнее время. Да и товарищи все ударились в инстаблогерство по настольным играм. Вот только обо всем, во что я играю уже написано, снято видео, записан подкаст и даже нарисован комикс. Так и откладывалось в долгий ящик.
Этот настольный год для меня выдался весьма удачным. Много партий, много коробок. Пусть и не новинки, зато удалось попробовать хорошие и проверенные временем игры. Особняком для моей весьма казуально-семеечной полки стояли 2 игры. 2 динозавра, которые продавались за какие-то бешеные деньги на барахолках и выглядели монструозно. Сумерки Империи и Запретные Звезды. В этом году получилось таки пощупать обоих, что для меня отдельная галочка в достижениях) Проблема с Forbidden Stars была только в цене коробки и ее редкости в нашей деревне, так что сыграть в нее было делом времени. Человек с этим гробиком был найден, отловлен и посажен рассказывать правила. С Сумерками же проблема была скорее психологического характера. Все их боялись. Это такой мифический ужас, который должен был вытянуть все деньги, место на полке и время.
Для понимания - коробка ТИ3 появилась у меня примерно год назад. Это такая себе путешественница. Насколько я знаю, она приехала в Калининград из Севастополя. В Калининграде ее забрала моя коллега и хранила несколько месяцев, прежде чем коробка таки смогла уехать ко мне в Саратов. А пробегая мимо Екатеринбурга я совершенно неожиданно для себя получил в дар органайзер к ней. Тем не менее прошел год, а сыграть так и не получилось.
Все потому, что мы боялись. Боялись, что нам не хватит времени и сил. Не хватит друзей, чтобы сыграть оптимальным составом. Вокруг этой игры витает слишком много мифов. Однако у человека с Форбидден Старс не могло не найтись и Сумерек (и, что более важно, знания правил и смелости нас усадить за стол). Так что в этом году я таки закрыл этот гештальт. Правда с четвертой редакцией, а не своей коробкой. Мы сыграли. А потом сыграли еще, в тот же день. Потому что после первой обучающей партии, я сказал, что хочу еще. Затем еще через месяц. И вот вчера.
Вчера я выходил с работы в 5 вечера со стойкой уверенностью, что в итоге напишу пост про страх, у которого глаза велики. Про то, что не так страшен зверь, как его малюют. И про прочие клишированные поговорки)
Из-за стола мы встали ближе к 4 утра.
Но выполнить план по написанию поста надо. Поэтому переходим от введения к более сухой части поста (а именно к бокальчику рислинга, праздники же). Надо было предупредить, что иногда я срываюсь, так что пост может содержать нецензурную лексику, сцены насилия, употребления табака и алкоголя, а также незначительные следы орехов. Вряд ли конечно, но я предупреждал.
Мы переходим мы к части, где весьма казуальный игрок рассказывает, что узнал про Сумерки за этот год.
Слишком сложна. Когда видишь обилие карточек, корабликов и циферек - это примерно та фраза которая всплывает в голове. Особенно когда правила тебе рассказывают несистематизированно и сумбурно. Мне повезло, у меня был хороший сенсей. Но все равно после объяснения правил я понял примерно ничего.
После первого хода вам становится понятно, как совершать действия. Как летать, как строить. После второго, в голове начинают устаканиваться карточки стратегий и какие зачем нужны. К середине партии вы поймете что вам нужно, чтобы получать победные очки. А на следующий ход вашу родную планету подомнут под себя Звезды Смерти противника (я вот уверен что Солнцами Войны их обозвали из-за копирайтов). Возможно я слишком глупенький, но почти уверен, что хорошо отыграть свою первую партию у вас не выйдет. И к этому надо быть готовым. Но зато после нее вы выйдете с ощущением, что правила-то на самом деле простые и очень лаконичные. Да в игре есть миллион карточек, с которыми надо бы познакомиться. У каждой фракции есть свои свойства, которые надо держать в голове. Но это не нужно, чтобы просто играть и познавать этот мир на собственном опыте, получая удовольствие от новых открытий и удачно примененных способностей. Ключевой момент здесь не впадать в первичный шок от раскладки и не расстраиваться от первой партии. А лучше попросите провести для вас более короткую ознакомительную партию, чтобы ошибки первых ходов не слишком долго висели на вас грузом.
Второй раз вы сядете с легким сердцем, без страха, но с ярым желанием победить.
Слишком долго. Это был наш главный страх. Ведь нужно обязательно собрать 6 человек - меньше не интересно, думали мы. Половина друзей хотела сыграть и собраться часов в 9 утра, чтобы успеть на общественный транспорт после игры. Вторая половина не встает так рано по выходным, а в ночь сидеть тоже не хочет. Именно поэтому мы так и не смогли сыграть в мою собственную коробку. В итоге первую партию в 4 издание мы играли втроем. У нас совершенно выпала фаза политики, так как некоторые фракции в ней не участвуют и все закончилось за 3 часа. Мы сыграли еще. И снова 3 часа. Впятером уложились в 4. И тут я обрел уверенность, что не так уж и страшна эта игра. 4 часа вполне укладываются в понятие долгой, но вполне нормальной, не демонизированной коробки. Для себя я отметил цифру в 50 минут на человека и успокоился.
А вчера была моя первая партия вшестером. Мы сидели 7 часов. Плюс еще полтора на правила. И на самом то деле нам требовался еще один ход, но мы решили не затягивать неизбежное. Так что понятие времени в этой игре может быть разное. И сильно зависит она не столько даже от опытности игроков (хотя это и немаловажно), сколько от длительности переговоров. Каждая фаза политики у нас превращалась в длительные обсуждения со стучанием тапками по столу. Раньше такого не было. А ближе к концу игры включились еще и подковерные игры "Как настроить всех против соседа, не спалив, что я от этого выиграю партию".
По итогу хочется сказать, что это не быстрая игра. И совсем не быстрая при большом составе. И к этому тоже надо быть готовым. Но при этом строить из коробки какого-то монстра тоже не стоит. Да и нужны ли вам партии на 6-х?
У меня нет столько друзей. Наверное самое частое, что приходилось слышать до покупки игры: "Лучше всего играть большим составом". Это звучало так убедительно, что я даже купил себе дополнение, которое позволяет играть восьмерым (как же я переоценивал размеры своего стола). К счастью, пока не пригодилось.
Из предыдущего абзаца мы узнали, что у меня был опыт на 3, 5 и 6 игроков. В каждом составе это была немного другая игра. Чем меньше людей, тем больше свободы действий и развития, тем более предсказуемы действия противников и в игру вступает его величество просчёт. При этом практически теряется фаза политики, которая чаще всего превращается в решения одного человека. Большой состав делает игру хаотичной и долгой. Кто нападет на тебя в следующей момент, какие договора и союзы сработают. Места на поле критически не хватает. Война неизбежна. Фаза политики становится местом жарких споров и вот тут уже хватает места где развернуться и любителям предсказывать исходы голосований и любителем голосовать, и строить подковерные интриги.
И казалось бы, все звучит так, как говорили. Играйте вшестером - получайте полный спектр эмоций. Но как по мне это слишком много и хаотично. Это не плохо, но лично для меня перебор. Я бы назвал идеальным составом 4 человека. Это та золотая середина, которая должна угодить всем. А 4 человека - вполне стандартная игровая ячейка для большинства настольщиков. И вот когда вам зайдет - тогда уже пробуйте безумие шестерых.
Совсем коротко хочется остановиться на "слишком дорого". Когда-то казалось так. А потом весь настольный рынок как-то незаметно подорожал. И вот уже настольная игра за 4000 это не заоблачный оверпродакшн, а вполне средняя по цене коробка. Да, покупать что-то, что может никогда и не разложится за 7-8 тысяч это все еще странно. Но если стоит цель попробовать и познакомиться, то 2019 год был для этого наверное лучшим временем, ведь на барахолках появилось много предложений 3-й редакции. Базу отдавали за смешные 2000 - и этого более чем достаточно, чтобы познакомиться с игрой и получить полноценный спектр эмоций, в случае, если никаких настольных клубов в ваших окрестностях не видно.
Возникает логичный вопрос. Может игра не так хороша, чтобы мириться со всеми этими мифами? Ради чего нам терпеть правила, пробные партии, многочасовые застолья? Мой ответ - истории.
Начнем с того, что это одна из немногих игр, где мне хотелось потратить лишние 20 минут на чтение истории твоей фракции и послушать о том, что представляют из себя противники. И это не просто кусок текста, это то что придает всему дальнейшему смысл. Вы не просто алчные до власти кланы. У каждого из вас своя мотивация, свое видение мирового устройства. Но главное - это одна из немногих игр, где после каждой партии у меня сформировывалось вполне полноценное художественное описание произошедшего.
В этой партии я как Ленин с бронивичка вещал об угнетении рабочего народа в галактике, копил сподвижников возле столицы и в итоге устроил таки на ней революцию. Оковы с моего народа были сброшены и они не хотели возвращать их назад. 3 других фракции погрязли в политических конфликтах между собой и упустили инициативу. Но главное все потеряли из виду появившиеся на окраине галактики Солнца Войны. Как болезнь желтые распространились на половину известного нам мира, не встречая на своем пути достойного сопротивления. Тем не менее планета победившего социализма смогла таки на последнем издыхании остановить эту угрозу на подступах к столице, а разобравшиеся в собственных дрязгах фракции добили остатки. Либо я устал, либо мне видятся исторические параллели там, где их нет.
Вчерашняя партия ознаменовалась интересной расстановкой сил. Половина поля была занята воинственными фракциями, вторая - союзом из ученых и вируса, паразитирующего на их знаниях. Всю игру приходилось договариваться и заключать непростые и хрупкие коалиции, чтобы суметь сдержать лидеров, сумевших заключить прочные и взаимовыгодны союзы в самом начале. Трагическая развязка практически очистила поле к стартовым позициям. Война приносит лишь смерть. Войну невозможно выиграть. Но дипломатия сделала свое дело. Хрупкие альянсы создали кредит доверия между игроками. Паразитические союзы исчерпали себя. В любой другой игре это можно было бы назвать "кингмейкингом". Здесь этот недостаток скорее породил галактический хеппи энд, расставив героев и злодеев на свои места.
Этими описаниями партий я хотел сказать, что игра заставляет вас не просто передвигать солдатиков по полю. Она вовлекает в происходящее полностью, без оглядки на сложности и время. Она заставляет вас общаться и спортить. На самом деле я бы даже обозвал ее самым хардкорным патигеймом) Я не могу советовать вам купить ее. Но я однозначно советую попробовать и не откладывать в пыльный угол, как я)