Лонгрид по Aeon Trespass: Odyssey
Доброго времени суток. А почему бы не запилить лонгрид по ATO? Тем паче, запустили второй кикстартер. Поехали!
Небольшой дисклеймер:
1. Данный обзор мое личное мнение и взгляд на игру после 2 пройденных циклов в ATO и в районе 30 забегов в KDM, как бэкграунд. Я постараюсь быть максимально нейтральным, но все же отзыв комплиментарный. Учитывайте это.
2. На абсолют не претендую, я могу быть не прав.
3. С радостью выслушаю ваше мнение в комментариях, какого бы уровня духоты и приязни оно не было.
4. Я безграмотен и дремуч. За ранее приношу извинения если моя орфография или пунктуация терзает ваше чувство прекрасного.
Kingdom Death Monster vs. Aeon Trespass: Odyssey
Предлагаю, не томить тех кто пришел за данным сравнением и сразу расписать. Является ли АТО убийцей или скорее правоприемником KDM. Ни то и ни другое.
При казалось бы одинаковой core механике игры служат разным целям. Давайте сделаем небольшое сравнение с отступлением в аналогию. Раз уж настроение лирическое.
У нас есть два стула два велосипеда. Оба едут, оба исправны, оба прекрасно управляются и даже сидения удобные. Но вот на велосипеде марки АТО в отличии от черного мустанга двухколёсного под названием KDM есть зеркала заднего вида, подставка под бутылочку, 8 скоростей, трешетки на колесах, радиоприемник и вообще сидушка с обдувом попы. И вот ранним воскресным утром вы вышли в летнюю прохладу, сели на велосипед KDM и погнали по полям да по холмах ловя ветер лицом и любуясь видами. Кайф? Кайф!
А ваш сосед вышел во двор в тени дома вывел велосипед АТО. Поставил на подножку. И давай его настраивать для комфорта - зеркала отрегулировал, трешетки на колеса поставил, коктейль пряный в бутылочку навёл, скорости проверил, радио включил, получив тем самым удовольствие уже от подготовки к процессу поездки. И так же поехал по полям да по холмам ловить ветер лицом и любоваться красотой малороссийской природы. Кайф? Тоже кайф! Так вот и настольные прообразы наших метафорических велосипедов ровно такие же.
KDM - это босс батлер типа рогалик, где вы основную часть времени сражаетесь с монстрами. Где все события между битвам сводятся к голым игромеханическим действиям подготовки, крафта, исследований с минимумом лора и доп. контента. Часть контента есть в событиях поселения и охоты. Все действия вне битв механически и заточены на то, чтобы подготовить тебя максимально четко и информативно к чудесной механике сражения с боссами. В KDM смерть не несёт за собой огромный груз лорного подтекста, тяжких решений и и моральных дилем. Поселенцы безлики их смерть ничего не значит, когда важна жизнь поселения. Завалить компанию не так страшно, потому что приобретя опыт охоты на боссов, вы довольно быстро и просто запустите новую компанию. В KDM ваше внимание четко концентрируется на битвах и подготовке к ним. Как в рогаликах. «Вошли и вышли, приключение на 20 минут»
ATO - это босс-батлер так же с прекрасной механикой боя с боссами, со своей изюминкой, но все равно крайне похожей на KDM.
Добавляем к ней книгу историй.... 3 книги историй. С кучей великолепных и не очень историй, долгоиграющих и ничего не значащих моральных выборов, проверок, наказаний и призов к ним. Ближайшая аналогия - это книги Оскверненого Грааля.
Плюсом так же фазу путешествий на корабле, с изучением локаций, подобно 7 континенту.
Так же не забываем прокачку технологий и крафт, развитый (в отличии от KDM) до масштабов ISS Vanguard. В которых приятно копаться и не спешно разбираться вдумчиво изучая их. И куча всяких мелких ачивок, проклятий, воспоминаний и т.д. и т.п. Каждый о своим трекером)
Все вместе это рисует достаточно большую эпическую сагу в которую погружаешься и проникаешься ей. Она поглощает и вы вязнете в долгом путешествии длинной (как говорят разработчики) в 300 часов. Имея весь груз путешествия по карте, ковыряния в технологиях, приключений в книге вы привязываетесь к аргонавтам, вы не хотите умирать и завалить компанию. Завалив ее вы вряд-ли так же скоро перезапустите ее, не желая проходить весь этот путь заново. Не потому что он плохой. Он длинный и эмоционально привязывает. В АTO ваше внимание концентрируется на повествовании, нарративе и мире. Подготовка между битвами наполнена большим количеством контента. Инструменты для прокачки достаются путем различных манипуляций на карте и в книге.
Подставьте в АТО любую другую механику боя (Грааль, 7 континент, конец вечности, да хоть полимино) в ней останется куча контента для погружения в историю. В КДМ же механика боя - есть градообразующее предприятие.
Вот и получается , что KDM нужно для скорее сессионных забегов за пищей для мозгов. А АТО это огромная одиссея со своей историей. И я бы рекомендовал KDM для партий с друзьями, а АТО для долгого вдумчивого погружения в историю соло или вдвоем с тем кто часто рядом и на одной волне с тобой. Надеюсь, вопрос куда прыгать в лес или в море мы решили. Теперь давайте перейдем непосредственно к игре.
Что же нам говорит Nastolio в лице @Weird6
Aeon Trespass: Odyssey — игра-кампания о приключениях, исследования и суровых сражениях с гигантскими монстрами. Это кооператив на несколько сессий, где игрокам предстоит принимать решения. Действие происходит в альтернативной Древности, где раскалывающий реальности катаклизм убил олимпийских богов и выпустил на свободу потусторонних изначальных божеств. Игроки берут на себя роль Аргонавтов, единственных людей, способных противостоять тьме и расставить всё по местам.
Управляйте Арго и его командой, тренируйте их и отправляйте в приключения в опасные и загадочные земли Древней Греции (и не только). Открывайте тайны мира и новые технологии, которые дадут вам преимущество в бою и за его пределами. Распределяйте ресурсы и развивайте свою базу. Стройте новые здания, создавайте новое оружие и оборудование. Собирайте единомышленников и формируйте политические союзы с мировыми сообществами. И, самое главное, приручите Титанов, вооружите их, развивайте их и отправляйтесь на них в битву с грозным врагом.
Чтобы победить нужно одолеть главных противников или предотвратить кризис, если же ваши Аргонавты умрут, команда оставит вас, корабль будет уничтожен, враги доведут свой план до конца или время выйдет — вас ждёт поражение. Да, способов проиграть масса, а путей к победе не так много.
Во время сражений игроки должны общими силами одолеть одного огромного монстра, управляемого отличной ИИ-системой. Вне боя игра использует цепочку решений и матрицу выбора, чтобы отследить путь игрока. Ваши решения имеют значение и отразятся на будущих партиях и всей кампании.
Я надеюсь вы уже поняли из вышеописанного мной что этот огромный белый коробас скрывает в себе эпичную Одиссею с густым текстовым и игромеханическим нарративом и кучей механик (она очень комплексная) ни на один десяток, а то сотен часов. Она сожрет ваше время и другие игры) Как в босоногой юности это делали забытые свитки, фолыч, изметрические игры bg/iwd/nwn.
С другой стороны лезвия меча у нас одна из core механик - босс-батлер. Плоть от крови KDM, если не со всеми то с многими плюсами и минусами. Не смотря на плотную нарративную составляющую, приключаясь по книжкам и карте, вы готовитесь к битвам с боссами. А их всего 3-4 на цикл.
Боссы эволюционируют от встречи к встрече, так же внутри встречи (об этом ниже). Но эволюционируют в разной степени качественно. Первая встреча с Лабиринтозавром, уже разительно отличается от второй. Гекатон жеж остается до конца +- такой же, как при первой встрече. В плане механик и эволюций оных боссы слишком разные. Есть которые будут вызывать вау-эффект при каждой встрече. Ну а есть те на которых вы будете ходить как на работу (привет охоте из KDM).
Будьте готовы к этом перед покупкой. Игра и мир в ней огромен. Рисует его не только книга историй, но и компоненты, предметы, технологии, монстры. Да практически все компоненты игры. Но игромеханически настолку наполняет босс-батлер. Берите игру только если готовы к этому путешествию.
Зачин aka Learn to play
Простым языком - олимпийцы настолько преисполнились в свое познании, что впустили в наш мир неведомых монстров (первородных/изначальных/первобытных нужное подчеркнуть). Ну а удержать не смогли. И случился конец света, сиречь Эсхатон.
Мы - аргонавты (ЧАСТЬ КОМАНДЫ, ЧАСТЬ КОРАБЛЯ), просыпаемся на корабле... Арго. Ну как корабль. Посудина настолько большая, что я бы назвал ее город-корабль. Шторм, конечно нас соней не разбудил. А вот скачуший по палатам милаха Гекатон, таки взбудоражил нас. Ничего не помним, как после хорошей гулянки, по кораблю шастает Изначальный и натурально разносит нашу посудину. В поисках избавления от напасти мы обнаруживаем несколько титанов - мощных детин интеллектом чуть выше животных и способ превратить их в натуральных мехов. Так и даем прикурить Гекатону в Learn to play.
Я настоятельно рекомендую начинать знакомство с игрой не с прочтения 80-страничной книги правил, где воды как в трюмах Арго. А с книги Learn to play. Она весьма подробно проведет вас по всем механикам на примере нескольких дней путешествия. А уже потом в нужные моменты обращаться к книге правил. Чувствуется явный референс FFG. Несмотря на огромное количество воды и повторений в книге правил, если обращаться к ней постепенно и в нужные моменты, то проблем с игрой не возникнет. Не смотря на комплексность.
Компания
Ну а дальше наша задача вспомнить кто мы такие и разгрести последствия Эсхатона в лице изначальных и общей разрухи. На том и будем стоять 3 цикла базы и 2 допов к ряду)
Каждый цикл продлится 80 дней. На протяжении которых вы будете превозмогать все невзгоды битв с Изначальными, приключений в книге историй, событий исследования и путешествия по карте. Тут без шуток, временами вам будет казаться что весь мир против вас и что не выбери, последует наказание. Игра временами крайне сурова и карает не только битвами) Будьте готовы выбирать между жопой и тотальной жопой. Умереть можно многими способами : кончились мехи титаны для битвы, кончилась команда или корпус арго поизносился, настигла судьба и еще ряд триггеров)
Отслеживать наши успехи мы будем на планшете (с аналогичным картам из Карточного Ужаса Аркхема функционалом) где нужно собрать определенное количество жетонов успеха, чтобы тригернуть определенное событие. Таких планшетов единовременно будет как правило 2-3 (1 основная, остальные побочные квесты). Но так же и будет аналогичная карта для сбора токенов Doom олицетворяющий надвигающуюся судьбу. И лучше вам не узнавать что будет, когда вы соберете все жетоны, на всех картах Doom в цикле.
Игродень
Давайте рассмотрим один из 80 игродней. Кратенько и пошагово:
Шаг движения
Двигаетесь корабликом с тайла карты на новый вскрытый тайл
Шаг временной шкалы
Делаем отметки на временной шкале листа Арго. Важно, только пометки! Все остальное разрешается в другие шаги. Как видите ниже битвы обычно идут через равный промежуток. Вот так и ваша игровая сессия будет состоять из нескольких дней приключений и битвы.
Шаг исследования
1. Разгрываем все символы на тайлах карты. Там как правило получения успеха, дума и новых титанов.
2. Набираем карты из колоды исследования, дабы пофармить ресурсов. И подвигать преследователя.
3. Подвигаем преследователя. В определенный момент появляется аналог предтечи из Грааля, который будет гонять вас по карте. Обязательно появиться).
Важно!!! Появляется он только сюжетно. Пока книга историй не скажет, преследователя не выкладывать и соответственно не двигать.
4. Торгуемся если есть возможность.
5. Применяем акклиматизацию. Обновить колоду исследования согласно указаниям на таймлайне. Вообще в игре четко читается красная линия эскалации, развития, изменения. Так сказать основной посыл. Вот и в колоде исследования будут изменения.
Шаг экспедиции
Если на тайлах карты будут определенные символы R&R или приключения, нужно будет заглянуть в Hub приключений и продвинуться чуть дальше по мелким сайд квестам и локальным приключениям.
Шаг столкновения
Все битвы разыгрываем на данном шаге. Как правило все битвы будут привязаны к временной шкале и вы не пропустите пришествие Изначального. С каждой новой встречей с Изначальным, его уровень будет расти.
Основная механика боя - это кровь от крови босс-батлер в стиле KDM. Есть поле, есть огромный монстр и 4 студентика, которые приехали на природу самоубиваться. Двигаемся по полю, загоняем дичь между террейном, не забываем иногда активировать оный и наносим урон.
Монстр имеет колоды AI (атаки монстра), BP (реакции тире результаты попадания вашей атаки) и свой собственный лист с прописанными абилками и деталями.
По-моему разумлению крайне отличная механика, позволяющая балансировать темп битвы. Еще из отличительных особенностей битв в ATO могу назвать Vantage Points - эдакие точки лучшего обзора. И если с террейном все ясно, то вот возможность создать VP на Изначальном, это прикольно. Можно забраться на спину лабиринтозавра и устроить родео. Толку правда на малых уровнях в этом мало, но уже на высоких уровнях Изначального, это позволяет внести серьезный перевес и вне сомнения тактику в бой. По-моему мнению игра более глубокая в плане тактики нежели чем KDM. И я сейчас говорю и про монстров и про террейн и про Аргонавтов. Ну и вообще механику кубов.
Немного о ней. При атаке Изначального мы сначала выбираем цель по списку, потом кидаем кубы на защиту (в случае Ницшеанца выше, Вам нужно кинуть 3 куба на 9+). Если прокинули, то увернулись. Нет, так принимайте дары атакующего. Есть еще возможность снизить урон так же кубами с снаряжения. А так же сделать молниеносные реакции перед (или во время) атакой Изначального. В общем если правильно собраться, то противостоять возможность создатели игры заложили.
Но если вдруг урон прошел, то повышаем значение опасности на трискеле и тянем карту травмы в зависимости от уровня опасности на Трискеле Вашего аргонавта. Карт травмы много как плохих, так и хороших.
При атаке по Изначальному вы кидаете количество кубов атаки указанное на вашем планшете Аргонавта и снаряжении.
Пробили защиту (левый зеленый кулачек на листе Лабиринтозавра), тянете карту BP и уже кидаете кастомные кубы на урон. Прокинули ли значение в центре карты BP или нет, читаете реакцию на вашу атаку. С каждой вашей атакой по Изначальному растет ярость Титана на трискеле, что открывает возможность к использованию пула Кратоса. Ярость битвы захватывает Титана и делает его сильнее.
Что же таке Трискель вы спросите? А это как раз таки и есть воплощение киллерфишки данной игры под названием Inverted Combat Paradigm. А в простонародье. Нас ...ть, а мы крепчаем! Есть три показателя: Ярость - растет от атак по Изначальному, Опасность - растет от атак Изначального и Судьба - растет от всего) Плюс данного подхода в том, что чем яростнее битва и больше набитых морд, тем более мощные атаки доступны как Изначальному, так и Титанам. Но упаси вас Зевс пересечь значение в 9 на любом из трекеров Трискеля... Впрочем смерть не всегда смерть, травмы не всегда понужают, а карты Мойр (от Судьбы стакаются).... ну тут могу процитировать песню Пилота "Сумасшедшим жить легко..."
Данный подход на удивление работает. Не везде и не всегда на отлично. Но работает и явных перекосов за 2 цикла я не встретил.
По битвам вроде бы все, если не углубляться.
Шаг развития
Крафтим снаряжение, учим технологии, выращиваем/преучиваем титанов.
Технологии бывают нескольких видов: для крафта снаряжения, для плюшек в разные этапы дня и собственно для разблокировки каких- либо действий. Из ближайших аналогов - ISS Vanguard и KDM в меньшей степени.
С самого начала игры вы обрастете большим количеством карточек технологий, изученных или доступных к изучению. Поэтому сразу говорю, дабы не запутаться организуйте себе либо альбом под карты, либо блокнот с указанием всех абилок которые вам доступны и какие можете изучить и главное что вам для этого нужно. Много времени сэкономит. Правильное изучение технологий - залог успеха небольшого облегчения ваших страданий.
Шаг истории
На шаге истории вы собственно как в Граале, RPA, Миддаре, Это моя война, ISS Vanguard, Спящих богах лазаете по книге приключений и выполняете проверки, читаете текст и т.д. и т.п. Вообще в книгу историй будете лазать по любому чиху, но на данном этапе особливо.
Насчёт истории скажу, что она не такая плотная как в Граале, но и не такая графоманская как в Миддаре. К первоисточнику в лице мифологии отнеслись с трепетом, но и своего накрутили дай боже. Первый цикл прям очень хорош сюжетно, второй проседает немного в угоду геймплею. Главный минус книги в том, что авторы игры решили почему то ввести не общий список цифр к заголовкам или четкое разделение по локациям/приключениям. А разбивку по разделам геймплейных механик. Поэтому супер внимательно смотрите в каком разделе вы открываете цифру 51, дабы не ошибиться.
По обьемам. Вообще сюжетна в игре ОЧЕНЬ МНОГО. Он на карточках Изначальных, воспоминаний, титанов, в книге, на сюжетных картах успеха и дума, на оружии и вообще чуть ли не всем чем только можно. Если касать книг - 3 цикла по обьема +- как вся трилогия Грааля.
Так же от себя порекомендую периодически гуглить мифологических персонажей, события и места в сюжете. Это привнесет дополнительное погружение в сюжет. А если учитывать что Греки, аки Викинги не стеснялись в своей мифологии практически ничего, ещё и лулзов словите не дурных. На сюжет это не влияет, а погружению способствует.
Шаг завершения дня
Все открытые тайлы приобретают свойство исследованый, и тригерятся кейворды для данного этапа дня
По распорядку дня вроде бы все....
Прочее
Так же в игре есть воспоминания, ключи и подсказки, состояния, воспоминания, дипломатия, нимфы, формы богов, 10 секретных конвертов и колод и может еще чего забыл... Много в общем в игре контента. Много. Ах да, забыл)
Театр Мнестиса
В данном заведении в режиме виртуальной реальности, ака сновиденческих пируэтов происходят битвы с более мощными версиями Изначальных. В таких битвах вы ничего не теряете кроме рассудка (в реальной жизни), но и получаете не сильно много. Так сказать возможность пощекотать нервы и навестить старых знакомых)
Сложность игры
ATO - весьма и весьма сложная игра. И не только в босс-батлах но и приключениях. 6 способов завалить компанию, это не мало:
- Разыграть последнюю карту Doom в цикле. Считай заполнить ее жетонами Doom
- Потерять всю команду или крепость корпуса Арго
- Трекер судьбы Арго превысил 9.
- Закончились 80 дней.
- Начинается Битва, а у вас 0 титанов.
- Да и в книге могут вас завернуть на старт.
Будьте осторожны. Взвешивайте ваши действия и распоряжайтесь ресурсами грамотно.
Ну а уж если получилось так и вы не сдюжили. Я не вижу ничего плохого в том, чтобы нерфить вопрос смерти (насколько позволяет совесть), и делать себе небольшие поблажки в угоду продвижению истории. Вы точно не захотите прерывать эту Одиссею. И вам будет печально заново все перезагружать. Поэтому если вы совершили небольшую ошибку, сделайте себе небольшую поблажку дабы дальше продолжать путешествие. Я не призываю читерить на право и на лево. Но в самых критичных моментах перед лицом провала компании, пусть олимпийцы вам благоволят))
Слишком большая цена ошибки в эмоциональном и временном плане.
Ну вот если в кратце, то игра вышла такой. За что создателям огромное спасибо. Меня игра покорила однозначно и я скорее всего буду участвовать в новом кике.
По ресурсам:
- Кикстартер - https://www.kickstarter.com/projects/kingdomsforlorn/aeon-trespass-odyssey-second-printing
- Сайт авторов - https://intotheunknownstudio.com/
- Bgg - https://boardgamegeek.com/boardgame/242705/aeon-trespass-odyssey
- Тесера - https://tesera.ru/game/aeon-trespass-odyssey/
- TTS - https://steamcommunity.com/sharedfiles/filedetails/?id=1957681721
Прошу извинить за орфографические и пунктационные ошибки, за сумбур и сбивчивые мысли. Я старался сделать максимально информативный лонгрид. Буду рад любым комментариям.
З.Ы. По пледжам кика
- Herakles Pledge - Новая самостоятельная игра 12 грехов геракла. С новой историей и новыми механиками. 1 сезон.
- Odysseus Pledge - Основная коробка Aeon Trespass: Odyssey (1-3 циклы).
- Fates (Paracausal) Pledge - все 4 сезона новой самостоятельной игры 12 грехов геракла.
- Mortal Pledge - Основная коробка Aeon Trespass: Odyssey (1-3 циклы) + допы к ней (4-5 циклы) + Herakles Pledge.
- Last Stand of the Gegenees Expansion - Мизерный кусок нового контента (аля Осел из Грааля).
- Skyseer Titan Mini Expansion - Новый титан только для театра Мнестиса.
- Fatesinger Titan Expansion - Новый титан.
- Dice Sets - Доп. наборы кубов, штука не обязательная но дюже приятная, поверьте.
- Battle Mat - Маты, на любителя.
- Expansions Luxury Tiles - Картонные тайлы карты путешествия. Вот вообще опциональная покупка. Карты справляются прекрасно с своей функцией.
- Onwards Odyssey Mini Campaign Expansion - Больше сюжета, Богу сюжета! Если вам недостаточно того что есть в больших коробках. Вот вам еще книга) Подходит к первым 3 циклам.
- Odyssey Godforms Miniature Set - Периодически, не очень часто. Олимпийцы будут воплощаться через ваших титанов. Вот фигурки нужны для того чтобы на поле было видно что батя пришел помочь и зарешать).
- Last Tome Campaign Binder & Tuckbox - Вот эта штука очень крайне нужная. Я там выше писал про организацию сотни карт технологий и прочего. Вот для этого и нужна. Рекомендую.
- Aeon Trespass: Odyssey Expansion Box - допы к основной игре Aeon Trespass: Odyssey (4-5 циклы).
Ближе к концу кика ждите супермега оленя и апдейт пака первой печати. Ну я точно жду апдейт пак. А то там стретчи вкусные есть, которых нет в моей коробочке.
По доставке в Россию. Ситуация нынче не простая, так что телепайте Simplekick, Mars, РБГ, LotG. Авось и привезут. Или сами опять жеж, если есть возможности.