Настольная игра марафона — 2019
В прошлом я подводил итоги в формате «Игра марафона», при этом не делился впечатлениями обо всём остальном. В этом году появилось желание подвести и обобщённые выводы.
В 2019 году я сыграл 390 партий, и познакомился с 89 играми (без декабря). Это при том, что я пытался уделить больше времени уже знакомым играм.
Разочарование года
Разочарованием года, как ни странно стали настольные детективы в общей своей массе. Причём по разным причинам. При прохождении Детектива Игнация Тшевичека мы потеряли троих игроков, зафиналив вдвоём. Терпеливые. В целом, не понравилось, поэтому дополнение не ждали и проигнорировали. Место преступления произвело лучшее впечатление с первых партий, но оказалось мобильной игрой с настольным приложением, а не наоборот.
Большие надежды я возлагал на книги Шерлок Холмс. Детектив Консультант и Тайны Аркхема, но с ними беда — люди вокруг либо уже прошли эти детективы, либо не хотят в них играть. А мне, почему-то, интересно в них играть, хотя бы вдвоём. Вот и получается: игры нравятся, но пройти я их не могу, потому что не с кем. Беда.
Серия игр Элементарно — явилась исключением из правил и понравилась. Да, последовательность коробочек можно было бы изменить, и проходить по порядку от самой простой к самой сложной, но это мелочи. Самое главное — путный детектив поместился в цену до 300 рублей, и не потребовал к себе ни гаджет, ни сайт, ни экстрасенсорных умений Ванги.
Очарование года
Сюжет — тренд сезона. Раньше евро в нашей компании котировались нормально, сейчас же предпочтения склоняются в другую сторону. Началось всё ещё с прошлого года, когда мы проходили кампанию в Клинок и колдовство. После этого на столе появился Gloomhaven — начался за здравие, но наскучил после дюжины партий, так как сюжет в ней развивался медленно. Зато понравились другие представители. Fallout — приключения в мире постапокалипсиса — познакомил меня с культовой вселенной (в компьютерные версии я не играл). Путь в Каркозу — дополнение к карточному Ужасу Аркхема — открыл новый потенциал этой игры, задействовав те элементы, что раньше казались просто бутафорией.
Но больше всех отличился Nemesis, который каждую партию на столе насыщал так, что казалось, что ты если не участвуешь в происходящем, то смотришь об этом отличный фильм. И каждый раз — новый.
Еврота
Нет, это не значит, что мы перестали играть в евро. Не перестали, и новинки евро всё так же появляются на нашем столе. Мы не проходим мимо новинок — в начале года много играли в Калималу — концентрат мажорити и отличный пример хода не по кругу, летом познакомились с Островом Юрского периода — комплексной игрой, сшитой белыми нитками и Санта-Марией — красавицей и чудовищем в одном лице, осенью вспомнили про Королевские товары и кампанию Побег из Лонгсдейла…
Но больше всего отметился Elysium — не банальный сбор сетов. Точнее, сами сеты в этой игре может и банальны, а методы их сбора, игровые механики — вот они меня покорили. Игра не новая, но прошедшая мимо многих, что считаю большим упущением.
В дорогу
Странная премия «Лучшая игра в дорогу» в этом году даётся заочно. В этом году в дороге на кемп или на Игрокон я доставал Архитекторов Гизы, а свою игру не честно награждать в своей же премии.
Как-то так получилось, что в этом году я ещё больше втянулся в жанр roll-and-write. Очень важным моментом для игр на этой механике считаю компактность и возможность разложить такую игру не только в купе поезда, но даже в эконом-классе самолёта (а там куда меньше места).
И Дорожные сети удовлетворяют мои требования к дорожной игре если не на все 100, то на очень много. Да, взаимодействия между игроками в этой игре нет (а это второе требование к хорошему roll-and-write, которое я выделил для себя), но сам челлендж перед игроком кубики ставят интересный, что на других и не смотришь. Битва умов в равных условиях — чем не взаимодействие? А подглядывать в такой игре — себя не уважать.
Игры с детьми
Понемногу втягиваем Купаву в дела настольные. Дочке уже три с половиной, поэтому естественно, что она хочет присоединиться к нам за столом. Откровенно детские игры у неё есть — Скоростные колпачки, Погоня за сыром, Парные картинки про Малыша и Карлсона.
Но особняком стоит Cappuccino — игра, которую позиционируют, скорее, как абстракт, чем как детскую игру. Тем не менее, дочка научилась в неё играть полноценно — не сбегает посреди партии, не кидается колпачками, соблюдает правила выставления и захвата. Играет по-доброму, что иногда приносит ей если не победу, то второе место.
Забавно: я стараюсь писать обзоры на настольные игры, которые мне нравятся, даже если они не актуальны. Ведь чаще рассматриваю не качество компонентов, а игромеханические решения, об этом можно и через несколько лет после выхода игры написать. Вот только когда я сел и уместил обзор игры в один абзац… решил не публиковать. В следующем году будет аналитика игры по истечению 100 партий (возможно, шутка, ведь это контент ещё меньше кому-то нужен).
Мероприятие года
Традиционная поездка на фестиваль Игрокон 2019 в этом году прошла скомкана: на то, что бы сделать всё запланированное на конвенте, отчаянно не хватает времени.
Зато в этом году хватило времени вырваться в середине лета на Юшинкемп в Пошехонье, а там и познакомиться с замечательными людьми, и поиграть в различные игры, которые я не найду в Самаре. Неделя настольных игр на самом деле ставит игры на второй план, на первом же — люди, которые туда приезжают. Посмотреть, как в Виноделие играет Роман Шамолин, получить мастер-класс по игре в Root от Славы Юмина, наблюдать полуночные партии в Корову 006 в коттедже с Сергеем и Ольгой Ярошук, расследовать дело с гуру — Андреем Агановым и Пашей Медведевым… Продолжать можно, но бессмысленно, лучше ждать следующего года и ехать опять.
Запомнились еще и локальные мероприятия, такие как: фестиваль Метафест — действительно лагерь настольных игр, с едой на костре и ночёвкой в палатках; Хеллоуин — костюмированная игротека в кругу близких друзей.
Метафест и кэмп отличились своими партиями в Root. Они показали, что игра про лесных зверюшек может быть очень серьезной и куда злее, чем всякие Владыки Эллады или Cuba Libre. К сожалению, за осень количество партий в Root подошло к минимуму, тяжело собрать людей на неё, но она всё равно сейчас в моём топе номер 1.
А ещё каждое из мероприятий показало, что хороший абстракт может быть даже привлекательнее пати. Так на каждом из этих мероприятий у нас появлялся Azul. Не хотя признаю, что, пусть Саграда на четверых мне нравится больше, но она проигрывает Азулу в других составах. Так он сместил в этом году Саграду и занял звание лучшего абстракта.
Итоги прошлогоднего челленджа
В прошлом году я устроил себе челлендж 10×10, подобрав для прохождения не простые игры. Собственно итогом этого челленджа через год стало то, что из всего список игр в этом году мы доставали с натяжкой две.
Первая — Покорение Марса. Не часто, но и не один раз она ложилась на стол в этом году. Были подозрения, что Подводные города если не заменят, то подвинут её, но неожиданно, товарищам под водой не понравилось. А значит, Покорение Марса и дальше будет появляться на столе. А тут ещё и Кризис на подходе…
Вторая с натяжкой, потому что вместо Конана на столе обосновался идейный продолжатель, Batman. Он полноценно заменил предыдущую игру, предложив более удобный и более интуитивный процесс, оставив всё хорошее, что было ранее. Да, иконографика не огонь, но мы с ней разобрались, и за несколько партий почти запомнили. Количество сценариев здесь, по сравнению с Конаном, просто зашкаливает, и со всем мы даже не пытались успеть познакомиться.
А вот остальные игры так и не появились на столе, или появились по разу. Что и требовалось доказать — в большой коллекции много игр будет стоять на полке и пылиться. Видимо, в грядущем году одной из задач будет просеивание своей коллекции и чистка полок.
В следующем году
В целом российский рынок настольных игр вырос ещё на голову: горячие пирожки локализуют ещё быстрее, а отечественные авторы делают годноту на уровне, а то и выше зарубежных. Например, очень жду в изданном виде Амулет и Тортугу 2199, разработки Jet Games Studio, которые выходят у Лавки игр, надеюсь на появление в российских магазинах Акватики от Cosmodrome Games, жду неожиданных сюрпризов от издательств ТЁМАBREW и Экономикус.
А вот из зарубежных игр особо то и не жду почти ничего. Если стоит обратить внимание — вы мне скажите — на что, а я посмотрю
Я по инерции поглядываю в сторону Пфистеровской Expedition to Newdale, но не думаю, что её локализуют (а вот Marocaibo скорее всего выйдет у нас, хотя я её и не жду). Из ещё неизданных проектов глаз привлекает игра Oath Коула Верле, но думаю что российские локализаторы пройдут мимо, а значит стоит только подождать.
Марафон настолок в этом году жил под девизом -«настольные игры для людей». В первую очередь марафон — о людях, которые играют в настольные игры. Без друзей, с которыми мы заседаем вечерами, не было бы никакого блога. Как и без тех немногих людей, которые читают этот блог. У сайта, помимо Инстаграма, появился ещё один «аватар», теперь вКонтакте. Там проще писать что-то короткое и общаться.
В подвешенном состоянии находятся мои разработки — над пирамидами мы работаем совместно с Red Hex, но будет ли игра по настоящему издана — тот ещё вопрос, который покажет лишь время. Но первая игра студии, Гравитация: Парящие острова — издана и это греет душу. Правда, почему-то про неё мало что слышно, но этот вопрос уже к маркетингу Правильных игр.
Хочется как то разнообразить наполнение блога, но пока не приходят идеи. Travel for Board Games заглохла на старте (а зачаток статьи про Братиславу до сих пор висит в черновиках), надеюсь что с такой же скоростью не зачахнет Допрос разработчика. Если вы знаете, чего не хватает в этом блоге, вы не стесняйтесь, подскажите :)И пишите, что сами ожидаете от Нового года?
На этом последнюю статью 2019 года я завершу. Увидимся в 2020!