Board Game Community Voronezh

Сообщество «Board Game Community Voronezh»

Воронеж

Наша цель - знакомство людей с миром настольных игр.

469

Мир настольных игр. Статья 2. Разъяснение всех терминов. Школы, жанры и механики. (дополненная и исправленная). Стадия бэта 2.

Задача: Создание общими усилиями единой трактовки всех терминов. Поэтому буду рад вашим комментам и разносам.

Зачем это нужно?

1) Прекращение трактовки каждого термина способом "кто как хочет".

2) Возможность полного описания любой игры одним абзацем, после которого для большинства игроков будет понятно подойдет ли им эта игра и вообще хотят они ее пробовать или нет, а не судить только по внешнему виду и летсплеям (на которые еще надо и кучу времени потратить).

Правка №1. Добавлены термины: гик, новичок, чайник, гейтвей, филлер, игротека, гм, игровой вечер, хост

Правка №2. Небольшие правки в терминологии жанров, добавление новых - ролл-энд-райт, один против всех, гонки, колодостроительная.

Я понимаю, что определение гика, новичка и чайника вызовет острую реакцию у многих. Прошу понять, что понятие гика дано именно в рамках настольных играх. Чтобы можно было конкретно выделить тех людей, которые подразумеваются в статьях. Так же и к понятию чайник ( не распространено среди настольного мира пока что ). Люди, которые либо не знают про настольные игры либо играют только в 1 игру (будь то мтг, нри, вархаммер либо какая-то 1 настольная игра) ничем не отличаются в рамках именно мира настольных игр. Они могут быть гиками в том же вархаммере, но новичками в нашем. Буду рад предложениям/изменениям (повторюсь).

Оглавление статьи:

Часть 1. Термины, не относящиеся к жанрам, типам, механикам настольных игр.

Часть 2. Школы настольных игр.

Часть 3. Жанры и типы настольных игр.

Часть 1. Термины, не относящиеся к жанрам, типам, механикам настольных игр.

Список терминов:

  • РРЦ - рекомендуемая розничная цена
  • Конфликтность - степень взаимодействия между игроками (один из главных вопросов, необходимых, но не достаточных - можем ли мы "наказать" другого игрока?). Насколько действия игрока могут помешать или посодействовать действиям другого игрока. Например, уничтожить армию/создать союз/помочь в битве/разрушить здание/подставить/кардинально поменять планы. Конфликтность бывает: отсутствует, маленькая, средняя и высокая.
  • Гик ( в настольном мире ) - человек, чрезвычайно увлекающийся нашим хобби, имеющий большой опыт (от 50) в настольных игр (разного жанра и разного уровня сложности), способный сесть за любую игру. Который может прочитать правила настольной игры и понять их с первого раза. Способен сесть за любую игру здесь и сейчас и хорошо сыграть.
  • Новичок - тот человек, который уже прошел свою первую игру - гейтвей, заинтересовался миром и хочет играть/изучать его дальше.
  • Чайник - назовем так всех потенциальных настольщиков, которые либо еще не знакомы с миром настольных игр, либо знают только пару настольных игр и играют только в них, не пробуя играть во что-то новое.
  • ПО - победные очки
  • Движок (он же двигатель) - это производственный цикл, построенный игроком из компонентов игры или присутствующий в игре изначально. Чем больше нюансов надо учесть при работе этого цикла - тем сложнее игра.
  • Рандом (от англ. random - случайный). В настольных играх это влияние случайности на выбор действий игрока и игру в целом.
  • Взаимодействие - степень важности действий другого игрока для вас. То есть, насколько вам важно, что игрок сделал свой ход именно так, а не по-другому. Если игра конфликтная, то взаимодействие в ней будет по умолчанию, но наличие взаимодействия далеко не всегда дает хоть какую-то конфликтность. Яркий пример - "Алхимики". Игра с очень сильным взаимодействием и отсутствием конфликтности. Мы постоянно следим и изучаем все действия соперника, но при этом никак не можем ему помешать или разрушить у него что-либо. Мы можем чуть-чуть изменить ход его действий. Или "дикинги" - мы постоянно смотрим, что разрушить у противника, ибо за это мы получаем ПО, порой за разрушение можем украсть ресурс с постройки, но они настолько незначительно влияют на действия, что назвать даже малой конфликтностью это нельзя (нельзя "наказать"). Взаимодействие я разделяю на отсутствует/слабое/среднее/плотное.
  • Гейтвей (Gateway) - игра, которая откроет вам врата в мир настольных игр и вы захотите в них играть. Для некоторых это может быть каркассон, для кого-то монополия, а для кого-то и игра престолов.
  • Филлер ( от англ. fill, заполнить) - игра минут на 30, которую можно раскинуть между долгими играми, либо во время ожидания остальных игроков. Филлер часто может быть и гейтвеем одновременно.
  • Игротека - 1) Собрание игр (2), предназначенных для временного пользования. 2) Помещение, где играют в такие игры (толковый словарь Ефремовой). В настольном мире изначально было придумано магазинами как мероприятия, чтобы рассказать/разыграть новые игры для повышения их продаж.
  • Игровой вечер - мероприятие, посвященное настольным играм. Подобрать игру, рассказать правила, создать атмосферу - его задачи.
  • ГМ (гейммастер, от англ. GameMaster). В НРИ это ведущий. В настольных играх - человек, знающий правила игры и который может их рассказать.
  • Хост (от англ. Host - организовать, проводить ) - человек, знающий правила сотен настольных игр, умеющий их рассказать, подобрать и создать атмосферу.
  • Жанр настольной игры - это тип настольной игры ( то есть жанр = тип ). Принадлежность к одному из видов, описанных в части 3 данной статьи.

Часть 2.Школы настольных игр.

Для начала расскажу, что такое школы настольных игр. Кому хочется почитать прям много и конкретно, то про это хорошо написано https://tesera.ru/article/boardgame_schools/ и дополнение https://nastolki.livejournal.com/2123.html.

Школ, так таковых, по сути две - это евро игры и америтреш. Описанное авторами выше помимо этих понятий относится больше к жанрам.

Евро игры можно охарактеризовать как шило на мыло. Это игры на построение движка. Мы соревнуемся на различных треках и получаем за это победные очки. Кто набрал больше всех ПО, того и тапки. Звучит просто, но на самом деле это игры на "глубоко подумать". Именно эти игры могут повышать нашу фин. грамотность, учить как создать свое дело, правильному менеджменту ресурсов в условиях кризисности.

Фотографии могут быть красивыми и сочными, но это никак не отражает сути игры. Однако, человек любит прекрасное.
Фотографии могут быть красивыми и сочными, но это никак не отражает сути игры. Однако, человек любит прекрасное.

Америтреш - это игры с кучей кубов. Американская школа игр. Рандом (от англ. random - случайный), сражения, приключения - это сюда. Как хорошо охарактеризовал одним словом этот жанр автор из ссылки выше, драма - ситуация либо череда событий, в которых происходит что-то незабывающееся, вызывающее сильные эмоции, конфликты, привлекающее интерес.

А теперь самое интересное: школы на данный момент не особо актуальны. Узнаем мы, что игра яркий представитель евро школы...что это нам даст?) Ничего.
А теперь самое интересное: школы на данный момент не особо актуальны. Узнаем мы, что игра яркий представитель евро школы...что это нам даст?) Ничего.
Перезагружаемся...
Перезагружаемся...

Самое главное в настольных играх это тематика игры, жанр и механики.

Тематику мы можем увидеть сразу, как только посмотрели на коробку с игрой и фотографиями. Кому-то нравятся пираты, кому-то лавкрафт или космос, а кому-то - мир не важен. Главное - эмоции.

А вот с жанрами и механиками уже посложнее.

Начнем с простого - жанры.

Часть 3. Жанры и типы настольных игр.

Понятия могут пересекаться друг с другом, игры могут относиться сразу к двум и более типам.

  1. Песочница - игра, в которой нам доступно множество действий. Исследования, сражения, ограбления, перевозки и все, что смогут придумать и заложить в игру. ( пример - легенды дикого запада, внешнее кольцо, ксия ).
  2. Семейная игра (семейки) - игра для всей семьи. Характерна легкими правилами, возможно присутствие огромного количества рандома (шарлатаны из квединбурга, в поисках эльдорадо и многие многие другие ).
  3. Евроигра - игра на построение двигателя, обмен ресурсов, достижения наилучшего результата в соревновательной составл2222яющей (ла-гранха, крылья, марко поло и многие другие).
  4. Патигейм - игра на вечеринку. Максимально простые и быстрые правила для почти любого количества человек (длина волны, кодовые имена, 500 злобных карт, экивоки и многие другие).
  5. Экономические игры - игры на торги, аукционы, денежные расчеты (индустрия, 1867, оркономика).
  6. Мафиоподобные - игры со скрытыми ролями. Не клоны мафии и не на основе, а просто, где главный элемент - скрытые роли. (цитадели, сопротивление, маскарад сказок, маскарад).
  7. Варгеймы - игры про войну. Либо исторические события либо в вымышленном мире. Не каждую игру с битвами можно назвать варгеймом. Варгейм - это взятая отдельно битва со множеством стычек. Здесь нет политической составляющей или дворцовых игр. В этих играх только 2 стороны и побеждает одна из. (Яркий пример - это вархаммер. К такому жанру так же относится ни шагу назад, сумеречная борьба и так далее).
  8. Контроль территорий - это игры на противостояние игроков на карте, поделенной на территории. Дипломатия, союзы, обманы - это все сюда. Здесь разыгрывается война со множеством битв, похожими на стычки. Здесь сторон может быть много и возможность бывает победить как у отдельно взятой стороны, так и вновь образованного союза, если это предусматривают правила игры. (Дюна 1978, Rex, Игра престолов, Сумерки империи, Корни, Кемет и так далее).
  9. Скирмиш игра - это игра, имитирующая 1 стычку между сторонами. По сути - более долгая и продуманная 1 битва варгейма (если в варгейме стычки были бы такими же продуманными, то игра могла тянуться несколько дней, а то и недель, хотя и такие есть). (Unmatched).
  10. Полукооперативная - игра, в которой либо побеждает 1 или несколько человек (в редких случаях по случайным обстоятельствам даже все игроки) либо проигрывают все. (немезида).
  11. Один против всех - игра, в которой присутствует так называемый оверлорд, то есть властелин, который играет за саму игру, вместо приложения/книги приключений. Он играет против команды из других игроков. Победит либо властелин либо команда. (imperial assault, ярость дракулы, наркос).
  12. Кооперативная - игра, в которой игроки действуют сообща против самой игры. (особняки безумия, андор, глумхейвен, грааль).
  13. Детективная - кооперативная или соревновательная игра, в которой мы расследуем какое-то событие. Позволяет себя почувствовать следователем. (детектив: игра о современном расследовании, связной).
  14. На выживание - может быть как кооперативом, так и соревновательной (каждый сам за себя). Игра устраивает нам критические ситуации, а мы на них реагируем, не прощающая ошибок или жестко наказывающая за них.
  15. Игра с предателем - это кооперативная игра, в которой может или обязан присутствовать "предатель"(игрок, у которого цель уничтожить других игроков либо им навредить). В эту игру нельзя играть каждый сам за себя - проиграете. Но и доверять полностью никому нельзя. Нужно найти и выявить предателя. (Немезида, Мертвый сезон).
  16. Игры на ловкость - дженга, замки и катапульты. Без объяснений -)
  17. Игры на ассоциации - когда по картинке мы должны что-то придумать или сделать. (Диксит, Имаджинариум, мистериум).
  18. Абстрактные игры - здесь все сложно. Если коротко - это шахматы, шашки. Где-то описывается, что это игры без сюжета и тематики. Либо, где это присутствует чисто символически. Давайте образно дадим этому такое определение - это игры с полем однообразным, где есть некоторое количество каких-то компонент, минимально различающихся между собой ( только цветом или небольшими визуальными изменениями ).
  19. Данж-кролер (РПГ, приключения) - игры на прокачку персонажей, исследования подземелий. Те игры, где мы исследуем мир/область, развиваем своих персонажей, покупаем вещи и тому прочее. (ктулху СМУ, особняки безумия, глумхейвен и т.д. ).
  20. НРИ - настольные ролевые игры. Игры, в которых вместо книги приключений выступает человек (гейм мастер) либо несколько человек. Который следует определенным правилам по созданию мира, его взаимодействию и изменению. Коротко - вы путешествуете по правилам, которые обговариваются изначально, по миру в голове человека-) (Pathfinder, D&D и так далее).
  21. ККИ - коллекционные карточные игры. Это бои на картах. Сюда можно отнести так же все не коллекционные карточные игры, в которых мы сражаемся армиями друг с другом. Коллекционная лишь означает, что сражаемся мы колодой карт, собранной из огромного количества разнообразия карт, которые не просто собрать и нужно покупать. И которые постоянно выходят все новые и новые. (MTG, Hearthstone и другие). Не коллекционные - это когда нам продают некоторое количество карт и они у всех игроков одинаковые. А потом из одинакового количества карт мы собираем свои колоды и играем с противником.
  22. ЖКИ - живые карточные игры. По сути - это тоже самое, что и ККИ, но, когда мы покупаем колоду дополнительных карт, мы заранее знаем, что там лежит. По сути - это игра, которая развивается большим количеством минидопов. (Карточный ужас аркхэма).
  23. Гонки - игры, где нам нужно достигнуть какой-то точки на карте как можно быстрее. Игра может быть на очки. Чем ближе вы находитесь к финишу тем больше вы получите очков. В игре может быть реализован заработок дополнительных очков. Игрок, набравший наибольшее количество очков становится победителем. (Ямайка, кубитос).
  24. Колодостроительная - игра, которая состоит почти вся из 1 механики - колодостроительной. (доминион, звездные империи). Колодостроительная механика (колодострой) - дословно "строим колоду". У нас есть стартовая колода, как правило, у всех игроков она одинаковая. Во время игры мы берем по определенным правилам карты из своей колоды себе в руку, разыгрываем эти карты и покупаем новые.
  25. Ролл-энд-райт - жанр игр, в которых мы с помощью каких-либо механик рисуем на своем планшете (листок бумаги) по определенным правилам и получаем за это победные очки. (бумажные подземелья, картографы, бумажные кварталы).

Часть 4. Механики в настольных играх

to be continued... Вкратце: Механик очень много. Понимание механик (что значит название) достаточно важно, но наличие определенных в игре нам ни о чем не говорит. Важно их удачное сочетание и процентное соотношение. Но это все можно понять только ИГРАЯ В ИГРУ. Современные настольные игры - это хорошее сочетание нескольких жанров и механик в одной настольной игре. Игры, сочетающие в себе только 1 жанр или механику найти не проблема в современном мире и такие игры интересны, как правило, только новичкам.

это не гейткипинг) это выделение более точно и узко группы людей и только относительно настольных игр как целого мира. Если кого-то греет слово гик, он может его употреблять относительно какой-то игры. Например, быть гиком в кемете. А то у нас каждый второй сейчас гик...

эти термины мало кто из новичков и даже игроков среднего уровня знает. А они встречаются в нашей жизни и каждый их трактует как хочет. Поэтому маркетологи постоянно нам продают "отличные и интереснейшие игры", мало нормальных обзоров, а описания игры так вообще хромает. Прочитав описание к игре совершенно непонятно, что там внутри, пока не посмотришь летсплей, потом почитаешь правила, а потом опять летсплей (и желательно иностранный). Я как раз и хочу все термины собрать воедино) Толковый словарь настольщика. Кому не нужен какой-то термин - тот не смотрит его просто)

я предложил на обсуждение) Есть предложения?) Давайте вместе подумаем и подправим. Я объясню свою логику. Прочитайте термин новичок и чайник ( я долго думал как правильно назвать ). Как узко отделить одних от вторых? Как более узко выделить для обзоров ( например, для кого игра ) людей? Я посчитал, что предложить вариант новичок, чайник, гик ( игрок среднего уровня не стал писать..надеюсь, это понятно, что это игрок, который не относится ни к 1 из ). Как объяснить человеку, играющему в ваху 4 года, который потратил около 200к на свои фигурки, покрасил их, знает почти все о покрасе, весь лор..что ему не будет интересна это гиковская игра? И почему там пишут гик ( он же гик?! Да?! ), а вот ему не зашло...и вообще зачем делают что-то помимо вахи?

Делить людей на сорта — некруто) в этом моя мысль.
Ну это примерно как устанавливать правила, в каком случае можно обзывать человека козлом, а в каком — бараном). Или, может, нужно гика как кмс подтверждать?)
Это ок только в том случае, если вы делаете пояснение для своих же материалов, пытаться установить такие термины для всех бессмысленно.

боже упаси гика подтверждать) это сделано только для того, чтобы человек, читая что-либо, мог понять относится это к нему или нет) А по поводу всех - никогда никто не знает как будет) Дорогу осилит идущий. Если честно, для меня настольный мир стал уже необъятной вселенной, с кучей нюансов и вкусностей, и эта научная часть, с одной стороны, никому не нужна, а с другой, без фундамента и дом не построишь.

правильно, потому что маркетологам это невыгодно. Нет терминологии, так зачем стараться? Или опустим понятие для новичков. Напишем замечательная градостроительная игра! Или это конфликтная игра! Я же и предложил это, ибо этого нет, а мне лично не хватает. Я такой один? уверен, что нет. Почему нельзя просто посмотреть описание игры и понять нужна ли тебе эта игра? Я хочу выделить людей для более точного описания в дальнейшем.

Как предложение — убрать это, и говорить непосредственно про игры. Например, про игры для продвинутых игроков и начинающих, термины, которые используются на премиях

Чайник - это что-то странное. Я еще слышала термин "казуал", но "чайник" - относительно людей, которые "еще не знакомы с миром настольных игр" - довольно странно звучит.

article-commentsarticle-communityarticle-viewscontent-delimeterfooter-social-fb-activefooter-social-fbfooter-social-instagram-activefooter-social-instagramfooter-social-telegram-activefooter-social-telegramfooter-social-tgchat-activefooter-social-tgchatfooter-social-twitter-activefooter-social-twitterfooter-social-vk-activefooter-social-vkfooter-social-youtube-activefooter-social-youtubegame-edit-attributesgame-edit-authorsgame-edit-categoriesgame-edit-componentsgame-edit-descriptiongame-edit-duplicatesgame-edit-filesgame-edit-imagesgame-edit-infogame-edit-linksgame-edit-mechanicsgame-edit-namegame-edit-relationsgame-edit-videosmarket-advantages-searchmarket-advantages-sellmarket-advantages-watchmarket-user-menu-bookmarksmarket-user-menu-feedbackmarket-user-menu-offersmarket-user-menu-profilemarket-user-menu-wishlistmenu-alarmmenu-chats-activemenu-chatsmenu-communities-activemenu-communities-hovermenu-communitiesmenu-donate-activemenu-donate-hovermenu-donatemenu-editor-activemenu-editormenu-events-activemenu-events-hovermenu-eventsmenu-games-activemenu-games-hovermenu-gamesmenu-market-activemenu-market-hovermenu-marketmenu-newmenu-notificationsmenu-profile-activemenu-profile-hovermenu-profilemenu-publications-activemenu-publications-hovermenu-publicationsmenu-push-activemenu-pushmenu-services-activemenu-services-hovermenu-servicesscore-dice-1score-dice-10score-dice-2score-dice-3score-dice-4score-dice-5score-dice-6score-dice-7score-dice-8score-dice-9score-dice-active-1score-dice-active-10score-dice-active-2score-dice-active-3score-dice-active-4score-dice-active-5score-dice-active-6score-dice-active-7score-dice-active-8score-dice-active-9score-dice-hover-1score-dice-hover-10score-dice-hover-2score-dice-hover-3score-dice-hover-4score-dice-hover-5score-dice-hover-6score-dice-hover-7score-dice-hover-8score-dice-hover-9score-dice-nonesearch-activesearchstub-communityuser-menu-exituser-menu-profileuser-menu-settingsuser-social-bgguser-social-emailuser-social-fbuser-social-instagramuser-social-kickstarteruser-social-siteuser-social-telegramuser-social-teserauser-social-tiktokuser-social-twitteruser-social-vkuser-social-youtube