CRYSTAL PALACE
Небольшой вводный оффтоп...
Для Англии это известное событие,
достойное гордости — в 1851 году была
проведена первая «Великая Промышленная
Выставка всех наций», для которого было
выстроенно отдельное временное сооружение
в Гайд-парке — по сути, прототип нынешних
ЭКСПО-центров.
Вся суть в том, что
разные страны и раньше проводили
внутренние национальные выставки, а
так же были попытки достичь международного
статуса (например Франция 1833-1836 гг.), но
расследование показало, что заморские
участники не являлись в силу слабой
заинтересованности и мотивации…
очевидно, у организаторов тех выставок
еще не было понятия о мощной PR-работе.
:)
Англичане начали проводить
скромные выставки промышленных товаров
с художественным дизайном еще в 1845-46
гг., и уровень не превышал национального.
«Общество Искусств» под патронажем
которого проводили мероприятия пробовал
заинтересовать производителей введением
призового фонда для участников, делая
ставку на состязательный дух в крови
англичан. Первые попытки потерпели
фиаско, но со временем лед тронулся...
К 1847 году были предприняты попытки привлечения участников путем улучшения качества, увеличением стоимости и ценности призов… да и организаторы буквально лично посещали производителей убеждая их принять участие в выставке. И вот, несмотря на незначительный размер (200 экспонатов), выставка имела успех — 20 000 посетителей. После этого «перелома» предложения об участии сами посыпались отовсюду и в 1848 было уже 700 экспонатов и 73 000 зрителей.
Выставка 1949 года была настолько огромна, что ее пришлось сокращать на несколько секций. А Энтузиазм публики дал необходимую поддержку проекту для выделения бюджета на проведение выставки Мирового масштаба для которого потребуется в будущем гигантский ЭКСПО-центр.
По проекту сооружение составляло в длину 1851 футов (цифра равна году открытия павильона) или 564 метра, а внутренний зал имел высоту 108 футов (33 метра). Окончательные размеры все же изменились.
Но площади более 70 000 квадратных метров (это только первый этаж) не хватало вместить всех желающих и организаторам даже пришлось создавать комиссии по отбору/отсеву экспонатов для выставки. Из 15000 участников половина были британцы, а половина — иностранцы; списки указывают на представителей не менее чем 40 различных стран, среди которых лидировала Франция.
За период с мая по октябрь общее количество посетителей достигло 6 миллионов человек. Финансовый результат полностью покрыл затраты на организацию. После погашения долгов, займов и выплат еще оставалось 200000 фунтов и фонд добровольных пожертвований.
"Хрустальный дворец" стал и одним из первых сооружений, в котором были приняты столь распространенные сейчас унифицированные элементы: все здание было составлено из одинаковых ячеек, собранных из 3300 чугунных колонн одинаковой толщины, 300 000 одинаковых листов стекла, однотипных деревянных рам и металлических балок.
Сборные элементы стандартных размеров были изготовлены в нужном количестве заранее, так что на стройплощадке оставалось их только смонтировать, а при необходимости их было столь же легко разобрать!
Впоследствии
одноимённые хрустальные дворцы
возводились для выставок в Нью-Йорке
(1853), Мюнхене (1854), Порту (1865). Повсеместно
строились гигантские стеклянные
дебаркадеры железнодорожных вокзалов,
несмотря на сложности в их эксплуатации.
Если обратиться к общему результату, то необходимо отметить, что это была не просто первая международная выставка, а первая встреча наций с мирными целями. С одной стороны, это был первый шаг в развитии международного движения, а с другой стимулирование межнациональной конкуренции.
Все развитые страны переняли опыт Британии, и такие выставки и здания стали уже нормой нашей жизни!
Вполне допустимо, благодаря этому событию мы имеем теперь международные выставки настольных игр по всему миру )))
А теперь об игре...
Авторы игры предлагают нам возглавить одну из 10 стран участниц выставки в период, когда мероприятие уже стало на слуху... с 1949 года и до ее непосредственного открытия в 1951 году.
Нам потребуется нанимать яркие и передовые умы того времени (порой даже сказочных типа Филеаса Фогга или Шерлока Холмса), а так же выкупать патенты на изобретения, строить прототипы, выбивать себе инвестиции - все ради одного: впечатлить посетителей "Всемирной выставки" прославляя свою страну.
И из описания выше легко догадаться, что по сути эта игра - евро про выставление рабочих, где мы будем получать ресурсы и обменивать их на победные очки.
У игроков четыре стартовых "работника" обозначенные кубиками (максимум в игре 6 работников). В игре 5 раундов состоящих из 7 фаз.
И первая фаза - это выбор значений на ваших кубиках. Особенность выбора в том, что чем больше точек на кубе - тем раньше "работник" взаимодействует с локацией (коих в игре 8), но так же игрок должен выплатить суммарное значение своих кубов в банк (зарплата своим работникам).
Вот тут уже на старте первый интересный момент: кто выплатит самую большую сумму, тот и станет первым игроком на раунд. Дальше игроки придерживаются очередности по часовой стрелке. Так же во время планирования смотрим на локации куда собираемся пойти - там в ячейках указано минимальное допустимое значение для допуска.
Во второй фазе - начинаем по очереди отправлять кубы в разные локации, в которых количество мест ограниченно. Как говорится - кто успел... Так же, не стоит забывать, что послав несколько работников в одну и ту же локацию эффект локации можно получить много раз.
Если вкратце, то названия - Патентный Офис, Британский Музей, Банк Англии, Вестминстер, Клуб Реформаторов, Таймс, Порт Лондона, ж/д станция Ватерлоо... эти локации тесно вплетены в историю Лондона и на каждое из этих мест можно найти море информации в интернете...
...здесь же во время Третьей фазы - активации плашек от первой к восьмой - игроки получают ресурсы, карты и прочие ништяки ))
И тут важно значение кубика, для очередности взаимодействия с локациями.
Четвертая фаза - активация нанятых персонажей, Пятая фаза - строительство прототипов из полученных ранее патентов. Шестая фаза - получение дохода со всех возможных источников и треков. Ну и обновление всего в Седьмой фазе.
Впечатления...
В игре есть планирование и риск с выставлением кубиков... можно поставить меньше всех (получить утешительный бонус) а ходить вторым, т.к. максимальное значение у соседа справа.
Или выложить невероятную сумму, а ходить последним из-за негодяя слева, выставившего на единицу больше.
Может случится ситуация, когда в нужной локации займут все места... или наоборот - у тебя кубик с пятеркой и ты ставишь его в ячейку "не ниже двух" т.к. у соперников к примеру тройки и в пустые ячейки "не ниже четырех" им не попасть.
И эта так называемая косвенная конкуренция делает игру интересной. И авторам игры было ее мало и при помощи карт прототипов можно напрямую гадить сопернику (если это хочется и это выгодно). Полный контакт.
Интересная умная система набора победных очков. Можно получать бонусы, а можно блокировать штрафы, коих у нас целый планшет.
В конце игры ты обмениваешь деньги на купюры в десять тысяч фунтов и ими можно накрыть ячейки штрафующие тебя на минус 2 очка... но если ты эти ячейки уже закрыл или получил жетоны с более сильным штрафом - то тогда деньги бесполезны...
Может как сухое евро она не всем зайдет - встречал скучающих еврогеймеров, которые позже выговаривали за несбалансированность того или иного действия... но я игру воспринимаю больше как итересный забавный патик и я знаю, чего ожидать от коробки, когда соглашаюсь поиграть в нее.
Не назову "Хрустальный дворец" любимой игрой, но крепким середняком, в который приятно сыграть большой компанией - определенно да.