Первые впечатления об игре "Эверделл"
Планировал выложить этот текст ещё на праздниках, так что не стоит удивляться ёлке в верхнем кадре. Игру ждал долго, узнал про неё через неделю после окончания предзаказа, так что сразу было решено купить игру как только она поступит в розничную продажу. История с локализацией вышла долгая, но могу сказать, что даже зная что получу игру только в декабре, а не в мае, как изначально планировалось издателем, то всё равно поучаствовал бы в предзаказе.
Геймплей
В "Эверделле" нам предстоит взять под своё управление группу милых животных и построить собственный город и не абы какой, а самый лучший. По механикам это таблобилдинг с размещением рабочих. В распоряжении каждого игрока имеются карты, представляющие собой различные здания и существ, из которых и будет состоять наш город, в котором есть 15 ячеек под будущие строения и жителей. Так же в игре имеется четыре вида ресурсов, среди которых ветки, смола и галька, требующиеся для постройки зданий и ягоды для призыва существ. И наконец у нас есть рабочие, которых мы будем отправлять в различные уголки леса для добычи так необходимых нам ресурсов и карт.
Теперь поговорим про игровой процесс. В свой ход каждый игрок выполняет только одно действие из трёх возможных на выбор.
- Выставить рабочего. Выбираем место на поле или, в редких случаях, на картах в городе, выставляем туда рабочего, получаем награду. В большинстве локаций может быть только один рабочий за раз, они обозначены замкнутым овалом, в остальных ограничений нет. Локации на поле дают нам ресурсы и карты, локации на картах в городах дают нам выполнить какое-либо особое действие. Так же есть События, на которые можно выставить рабочего только выполнив определенные условия, после чего другие игроки уже не смогут выполнить это же событие; они в конце игры приносят своему владельцу победные очки.
- Сыграть карту. Выбираем карту с руки или с поляны, платим требуемые ресурсы, после чего выкладываем её в свой город. Существо можно сыграть бесплатно, если у вас в городе есть определенное здание, но это работает только один раз для одной копии здания. Карты бывают 5 видов, которые я для простоты опишу игровыми эффектами, а не реальными названиями: долговременный доход, одноразовый доход, скидки/бонусы, локации, ПО в конце партии за постройки/существ в городе. Карты бывают уникальными, такая карта может быть только одна на город. На самих картах так же указано число ПО, которая она принесет в конце игры.
- Начать подготовку к следующему сезону. Игра длится календарный год, начинается зимой и заканчивается поздней осенью. Когда вы не хотите или не может сыграть два других действия вы начинаете подготовку. В начале каждого сезона вы будете забирать своих рабочих с поля, получать новых, а так же получать бонус, в зависимости от сезона. Игроки могут продвигаться по сезонам неравномерно, соответственно и партию закончат не одновременно.
Партия заканчивается когда все игроки достигли последнего сезона и больше не хотят или не могут выполнить ни одного действия. Подсчитываются победные очки со зданий, событий, особых карт и жетонов накопленных в течении партии, набравший наибольшее число ПО побеждает и становится правителем величайшего города во всём Эверделле.
И ещё пара нюансов о которых следует знать. Помимо основных локаций на поле, есть лесные, которые тянутся случайным образом в начале каждой партии, 3 для 2-3 игроков и 4 для 4 игроков. Так же говоря про События, есть четыре основных, которые есть всегда, и 4 особых, которые вытягиваются случайным образом в начале партии. А ещё в последнем сезоне открывается возможность отправить своего рабочего в путешествие, которое принесёт в конце партии дополнительные победные очки.
Впечатления
Теперь перейдём к впечатлениям. Сразу оговорюсь, что в евро я играл мало, и мнение будет базироваться только на моих впечатлениях.
Начнем со стратегии. В игре много разных комбинаций карт, которые можно накручивать. Не бывает совсем "плохой руки", хоть в начале партии и может показаться что вам не идут какие-то нужные карты, но постепенно вы раскручиваете те, что выпали, и всё получается хорошо. Думаю, это зависит от опыта, и к определенному моменту чувство "неудачной руки" пропадёт. К тому же в игре достаточно механизмов позволяющих сбросить совсем уж ненужные карты и получить за них ресурсы или другие карты (хотя это в основном случайные лесные локации). Даунтайм зависит исключительно от людей, когда играете в первый раз и не знаете карт, то на их изучение каждый раз требуется время, но потом всё становится быстрее. Ну и как и почти любое евро вы будете страдать, если в вашей компании будет человек пытающийся просчитать всё.
Про реиграбельность пока сложно говорить, т.к. наиграно не так уж много партий, но пока ситуации складываются немного по-разному от партии к партии, в зависимости от вышедших лесных локаций и стартовой руки. В игре много разных карт, которые можно комбинировать, лесные локации и особые события тянутся случайным образом в начале партии, что способствует образованию разных игровых ситуаций и стратегий.
В игре практически нет взаимодействия, что характерно для евро игр. Другой игрок может взять карту с общего рынка, которую вы так хотели или поставить рабочего на то место, куда наметились вы, но это практически всё и обычно такое не сможет полностью сломать вам игру. Ещё на некоторые карты сыгранные игроком могут выставлять рабочих другие игроки и использовать их эффекты, а тот кому принадлежит карта получит победное очко. Ну и ещё есть конкуренция за обычные и особые события, на этом, вроде бы, всё.
В игре потрясающе красивые компоненты и арт! Ресурсы очень приятно держать в руках и они красиво смотрятся на столе. Изображения на картах необычайно милые, но тут, конечно, на вкус и цвет. Поле необычной формы смотрится свежо и интересно обыгрывается в дополнениях (если судить по картинкам в интернете, надеюсь Хоббиворлд всё-таки договорятся о выпуске дополнений на русском). И, конечно, камень преткновения, гигантское дерево в центре поля. Оно настолько же красивое, насколько бесполезное для игры. Все его функции сводятся к подсказке о действиях при подготовке к сезонам, месту размещения ваших будущих рабочих и особых событий и картхолдер для колоды. И это вполне полезные свойства, но оно большое и нависает над половиной поля укрывая в тени почти все обычные события, из-за чего некоторые игроки могут в принципе забыть об их существовании. Свойства довольно быстро запоминаются, а проблем с тем чтобы разместить компоненты без него не возникает. Оно несомненно привлекает внимание и на игротеках каждый будет спрашивать что это за игра с гигантским деревом. Для себя я решил раскладывать его только в партиях с новыми игроками, для эффектности, а в обычное время играть без него.
По времени партии в среднем закладывайте примерно по 30 минут на человека. Вчетвером играя в первый раз с объяснением правил у нас ушло около двух часов, а вдвоем играется за час. Опять же уточню, это если никто не пытается просчитать всю игру наперёд и не думает над ходом по 30 минут.
Итог
По итогу могу сказать что игра мне очень понравилась как своим исполнением, так и механиками. Это довольно обычное евро в красивой обёртке без инновационных геймплейных решений, но всё что в этой игре есть работает отлично и хорошо сочетается друг с другом. За счет исполнения можно даже прочувствовать атмосферу постройки городка с милыми животными, но это если погружаться в игру. Как я и говорил взаимодействия практически нет, так что стоит иметь это в виду, если этот параметр для вас критичен. Качественный оверпродакшен, за который я ни капли не пожалел денег. Буду надеяться на локализацию допов.