Dungeon Universalis: идеальная игра своими руками или миньки в комплект не входят.
Dungeon Universalis это сводящий скулы олдскульный данжон краулер без минек для фанатов минек и идеальная игра для безумных самоделкиных.
Обычно я не пишу обзоры на игры, а играю в них. Или крашу миниатюры. Или делаю кастомные материалы для Dungeon Universalis...
Да, для меня это превратилось в отдельное хобби, и я не один такой, но об этом позже...
Итак, что же такое Dungeon Universalis? Ну, везде в коротких аннотациях пишут, что это Классический или, даже, олдскульный, Данжон Краулер.
Это одновременно правда, и неправда. Ну, в него можно играть и как в какой-нибудь Хероквест или Десент. А еще им можно полноценно заменить Днд, например. А еще можно на его механиках поиграть в тот же Десент. Стоп, что? Да, можно. Один чувак заморчился и конвертировал Десент под сстему Dungeon Universalis (https://boardgamegeek.com/thread/2460549/descent-universalis). Строго говоря, под Dungeon Universalis можно конвертировать с приложением определенных усилий любой другой данжон краулер. Или, скирмиш, например. Ну, фэнтэзийный, конечно. Ну, или можно очень заморочиться и конвертировать вообще все что угодно)).
Знаю, что вы скажете, а зачем, если там и так все прекрасно работает? На это у меня ответ один: проходи мимо, казуал))
Итак, почему же это так легко сделать? Все потому, что система изначально создавалась для этого! Она по-своему гениальна в своей простоте. Основа механики - броски 2д6 для проверки любых навыков против стандартной сложности в 10. Есть модификаторы, разумеется. Ну и встречные проверки, в драке, например. Т.е. и персонаж и монстр, например, кидают, по 2д6, прибавляют модификаторы и смотрят, у кого больше. Да, на любой чих тут кидаются 2д6 или 1д6. Если вы не любите кидать кубики все время, игра не для вас.
Что еще можно с этой системой? Ну по умолчанию тут все происходит на стандартных плоских полях в клетку... Но игра позволяет играть и на поле без клеток с 3д элементами. Можно играть в коопе, можно с Оверлордом как в Десенте, а можно и с полноценным ДМом.
Но это пока только про систему разговор. По масштабу игра сравнима с Мрачной Гаванью. Только в основной книге приключений миссий примерно столько же.
Как вообще происходит игра по умолчанию? У вас есть большая карта мира. По ходу повествования в разных местах на ней разблокируются миссии. Некоторые сюжетные, некоторые самостоятельные. Путешествия по миру есть шанс напороться на случайное событие, которое зависит от типа местности. Еще при определенных условиях на карте появляются жетоны угрозы и двигаются в вашу сторону. Это такой таймер чтобы вы не слишком расслаблялись. Когда он до вас дойдет, может случиться что-то неприятное. Так же на карте есть населенные пункты, а в них разные места для посещения, вроде рынка, таверны или кузни. Есть, кстати, реки и моря, чтобы попасть на какой-нибудь остров, придется туда плыть, а по пути вас могут ждать например, пираты. Причем, эта встреча может быть отыграна либо как простая проверка навыка, скажем, либо, как полноценное приключение! Например, идете вы после сложного квеста в город потратить золото и восстановить силы... А его штурмуют! И вот, извольте, полумертвыми героями надо отстаивать стену!
А еще, кстати, в игре есть полноценный таймер и даже смена времен года, а зимой лед сковывает море и перейти на какой-нибудь остров можно пешком.
Что еще по содержанию коробки? Ну, куча карточек, например, карты магии, 16 школ по 6 карт каждая, между прочим. И вам их вечно будет не хватать, т.к. придется делиться с врагами.
Это, кстати, еще одна любопытная особенность игры: персонажи игроков и монстры механически работают совершенно одинакого. У всех та же сетка статов из 14 показателей, все пользуются одним и тем же набором навыков, тем же оружием. Единственное отличие, то что делает героев - героями - очки фортуны, которые можно тратить на перебросы кубов при проверках и для спасброска от смерти. Навыков тут, кстати, тоже дофига. Например навык, который есть у некотрых особо злобных тварей, называется: "Схватить и съесть", надо ли говорить, что от этого только очки фортуны и спасут))
Насчет врагов: в базовой игре помимо книги правил (написанной, кстати, ужасно) и книги приключений, есть бестиарий. А в бестиарии этом 36 фракций (ну точнее 24, остальное - нейтралы сгруппированные по категориям). А в каждой фракици по 5-12 существ. И почти каждое из них может быть в нескольких конфигурациях. Например, есть у нас скелет. Он может быть лучником без брони, а может быть латником с щитом и мечом или копьем и т.д. А местный лидер нежити, скажем, вампир, может быть начинающим магом или прокачанным воином с соответствующим набором навыков. Ну то есть, вы поняли, какое разнообразие? При этом 12 фракций в кампании вообще не участвуют! А ведь есть еще один бестиарий. Там, помимо прочих, есть Гондор, Мордор, Ланнистеры, Старки и т.д. И вы не подумайте что это чисто смена декораций, они и играются по-разному благодаря разному набору навыков.
Вы спросите, а нафига? Так как раз для того чтобы используя эту систему можно было играть в разных сеттингах, в разных приключениях. Хотите игру по Властелину колец? Пожалуйста! По Игре престолов? Конечно!
Как следствие такого богатства - отсутствие двух вещей: отдельных карточек монстров (на самом деле их потом сделали для фракций что используются в кампаниях), что может быть крайне неудобно, и миниатюр. Есть картонные жетоны, и для некоторых этого будет достаточно. Вообще, можно было докупить миниатюры героев и главного гада, но я брать не стал. Игра позиционировалась примерно так: у вас куча кикстартерных игр, которые вы купили ради миниатюр? Прекрасно! Вот вам игра, чтобы с ними играть! Этим меня и подкупила. Если бы я знал, что моей коллекции в примерно 5000 миниатюр будет НЕДОСТАТОЧНО! Не, ну то есть можно взять гоблинов и сказать что это у нас кобольды. Благо в этом плане игра крайне дружелюбна. В бестиарии вместо картинок монстров, черные силуэты. И это работает. Дешево и сердито. Автор экономил на чем мог чтобы игра смогла увидеть свет. А еще это позволяет обходить авторские права и включать в игру всяких Бехлодеров и т.д.
Помимо достоинств, у игры есть и свои недостатки, помимо ранее озвученных. Дело в том, что игру делал испанец. И перевод на английский не очень удался.
Ну, откровенно говоря, он настолько не удался, что я психанул и решил переписать описание всех навыков и сделать их в виде карточек (карточки в игре есть, но не ко всем навыкам и только для героев и даже на них не хватает - экономия, вы поняли).
И тут завертелось, и я подумал: а че бы не сделать несколько своих навыков?
Ну и потом оказалось, что игра оптимизирована на игру с оверлордом, а я ее для соло брал. А это значит, что кое-что надо доделать чтобы автоматический оверлорд полноценно работал.
А еще я решил: пока я это делаю, дай-ка я и карточки монстров сделаю. Да еще под свою коллекцию подгоню...
А еще хотелось поиграть за ведьмака, а текого класса не завезли (при том что в игре уже есть с десяток рас и с десяток классов), надо кастомного сделать...
В общем, очнулся я примерно через год. Перелопатив всю игру. Переделав всех монстров, все навыки, всю магию, все оружие, все классы и все расы и захоумрулив кучу всего другого.
И самое удивительное? Игра не сломалась! Работает отлично! О чем это говорит? Система идеальная! Можно заменить все ее составные части, а она станет только лучше! (Ну, субъективно, конечно)
Но факт остается фактом: из оригинальных компонентов я использую около 10%. Ввел кучу всего нового, выбросил кучу "лишнего", а она все равно работает!
А другие психи пилят другой кастомный контент. Например, случайные генераторы подземелий и приключений. И их я тоже попробую! Когда пройду кампанию. И доведу до ума свои самодельные начинания...
Судя по количеству придуманных хоумрулов - пора уже свою игру делать !:)
Ну, то что у меня вышло - почти полная конверсия) т.е. фактически это уже другая игра.
Чисто гипотетически, если оставить в стороне вопрос авторских прав, можно было бы пойти еще дальше и порвать связь с оригиналом, переработать те части что еще остались от оригинальной игры и что дальше?))
У нас издать такое невозможно было и во времена более зеленой травы, что уж говорить сейчас. Да и даже на кикстартере сейчас эта игра выглядит белой вороной. Да и в принципе многие говорят уже о закате кика...
Впрочем, если кому-то интересно, я мог бы поделиться исходниками, и можно было бы сделать пнп на русском))