Игры "типа Мафии". И небольшая "кул стори"...
Всем привет, на связи «Своя Атмосфера»! Хотелось бы немного поговорить об игротеках и настолках для них. Поделиться парой мыслей на основе почти 5-ти летнего стажа детских и подростковых игротек.
Начну, пожалуй, с «кул-стори». Собирали мы, значится, детей «на настолки». Но никто толком не понимал что это такое. Когда слышат «приходи играть в настолки», «приходи на игротеку» или «пойдём сыграем в настольные игры», то реакция чаще всего «ну мнээээ, чёт скууучнооо». Очень трудно объяснить, показать, завлечь на игротеку непосвящённых, особенно когда это дети и подростки. Те кто хоть раз ходил, те уже в курсе и гораздо охотнее откликаются на приглашения, а вот с новичками туговато… Поэтому одной из первых попыток завлечь стали коротенькие живые видео прям с процесса игры, которые можно просто кинуть, например, в ватсап. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, как говорится. Подход неплохой, приток игроков вырос, но не сказать чтоб сильно. Многие, посмотрев на коротенькое видео, решали что игротека это хоть и весело, но надо разбираться, читать правила, сидеть и скучно просчитывать варианты… Но это был шаг в нужном направлении. А затем случилось ЭТО. Начиная с лета 2022 года, молодёжный центр БОСС, где я и проводил игротеки, сделал ход конём. Начал звать детей на МАФИЮ. И как бы мне не сомнительна казалась эта игра (у неё слииишком много «костылей» и условностей – это тема для целого видоса), но подход сработал и дал отличный результат! Все знают что такое Мафия, поэтому поток желающих поучаствовать вырос солидно так. Поначалу так и было, пришли на Мафию – играем в Мафию. И тут на сцену выхожу я. «А давайте я Вам покажу игру, похожую на Мафию, но интереснее?», «Давайте сыграем в игру, там тоже есть тайные роли, как в Мафии, но чуть больше влияния на игру?», «Давайте сыграем в Мафию, в которой никто из игроков не выбывает?», «Давайте сыграем в настолку, там тоже нужно обманывать и притворяться, чтобы тебя не раскрыли?» и так далее. И вот, в итоге, дети приходя «на Мафию» самозабвенно играют в настолки, сыграв за весь вечер 1, максимум 2 партии в саму виновницу происходящего. Да и саму эту Мафию мы каждый раз модифицируем вводя новые роли, новые фазы, новые подправила и тому подобное. Конечно, баланса в этом скорее всего никакого, но один-два раза попробовать вполне достаточно!
Вот такая вышла «кул стори», а теперь собственно к теме нашего сегодняшнего разговора. Итак, увидев, что ребята приходят активнее на призыв «на Мафию», чем на сами настолки, я активно затарился похожими играми. А теперь хочу поведать вам очередной НедоТОП-5 – «Настольные игры с тайными ролями, «типа Мафии»»!
Итак, начнём с нашей отечественной разработки – «Письма Призрака»! Игра для 2-12 игроков.
Эта игра, на самом деле, вполне себе добротный сплав классической «Мафии» и «Мистериума». А также игра похожа на «Криминалиста». Выкладывается поле с уликами: 3 ряда по 4 карты. Игрокам раздаются тайные роли: детектив (простой игрок, типа «мирный» из Мафии), убийца (он будет загадывать улики), свидетель (знает убийцу, но не должен спалиться) и/или эксперт (знает загаданные улики, но также не должен спалиться) и собственно призрак (а-ля ведущий). Все засыпают, просыпается убийца и выбирает в каждом ряду по одной карте: его мотив, орудие убийства и место происшествия. Затем убийца засыпает и просыпается свидетель. Призрак указывает на убийцу. Просыпается эксперт, призрак указывает на загаданные улики. Все засыпают, все просыпаются, игра началась. Теперь игроки набирают карты улик и по одной отдают взакрытую призраку. Призрак их все смотрит и оставляет только те, которые по его мнению могут натолкнуть игроков на верные улики, которые загадал убийца. Тут появляется двойное дно: если призрак не выложил карту, значит этот предмет не имеет отношения к делу. Но призрак не должен показывать какие карты он сбросил. Тут-то и появляется поле для манёвра у убийцы: «да это точно не ключи от машины, я ведь только что призраку давал карту с машинкой, а он её сбросил». Так проходит три раунда, а затем все игроки голосуют за улику в каждом ряду. После этого все голосуют за того за столом, кто по их мнению был убийцей. Если 3 попадания из 4, то победили детективы. Но не спешите радоваться, теперь убийца может попытаться отгадать, кто свидетель и/или эксперт, а если угадает, то он победит.
Играется вполне бодро, в коробке есть альтернативные роли и уникальные карты способностей. А возможность играть «вдвенадцатиром» пришлась как нельзя кстати!
«Маскарад». Игра на 6-13 человек (можно и меньше, но это уже не то). Далеко не новая игра с достаточно солидным порогом вхождения. Каждому игроку раздаётся по карточке роли в открытую. Затем все игроки должны максимально хорошо запомнить кто у кого и получить по 6 стартовых монет. После этого все карты переворачиваются и игра началась. В свой ходи игрок делает одно из трёх: просто смотрит свою карту, чтобы узнать кто он, либо, не глядя, меняет (или делает вид, что меняет) свою карту и карту любого игрока, либо, третий вариант - назвать свою роль. Если игрок называет себя, то происходит следующее: все игроки поочереди, начиная с игрока слева от заявившего роль, должны либо согласиться, сказав «я верю», либо опровергнуть, сказав «нет, этот персонаж я». Если все согласны, все верят, то игрок НЕ ПЕРЕВОРАЧИВАЯ и НЕ ПОКАЗЫВАЯ свою роль просто выполняет заявленное действие. Каждая роль обладает уникальным действием, будь то добор или обмен монет, изменение карт, подглядывание карт у других игроков или отбор денег у самого богатого. Однако, если хотя бы один игрок не согласен, то все спорщики должны перевернуть свои роли. Если среди перевёрнутых карт есть тот, чью роль называли, то этот игрок и выполняет заявленное действие своей роли, а все обманщики должны скинуть по одной монете в суд. Победит тот, кто первым получит 13 монет.
Сложность «Маскарада» в его пороге вхождения. Все роли уникальны, у каждой своё действие, а называть роль надо по памяти. Однако после 2-3 партий, когда все роли выучены, игра идёт гораздо бодрее. После «Маскарада» игроки делятся на два лагеря: одни заявляют, что «Маскарад» самый топ, 10 из 10, а другие ничего не поняли и больше никогда не хотят в него играть.
«Шериф Ноттингема». Игра на 3-6 человек. Немного отойдём от тайных ролей в сторону старого доброго блефа. В этой игре мы будем провозить товары под носом у шерифа. Если совсем вкратце, то мы кладём карты товаров в мешок и заявляем, что мы везём. «Я везу 4 яблока», кричит прожжённый торгаш с бегающими глазками. Тут Шериф, один из игроков, должен решить: поверить и пропустить без досмотра или вскрыть мешок и удостовериться лично, не затесалась ли там среди яблочек пара-тройка контрабандных товаров. Можно договариваться на любых условиях, предлагать и требовать взятки, подкупать товарами и давать обещания. Каждый раунд Шерифом будет становиться новый игрок. Да, здесь нет тайной роли, однако блеф тут цветёт и пахнет.
Особо много про эту игру не буду распыляться, я её уже неоднократно упоминал, взять тот же отчёт с Ижевского настолкемпа.
«Тайный Волан-де-Морт». Игра на 5-10 человек. Каждому игроку раздаётся карта принадлежности к фракции, здесь это «Орден Феникса» - красные, и «Пожиратели Смерти» - зелёные. Среди «Пожирателей» есть особая роль – «Лорд Волан-де-Морт». Цель каждой фракции – принять n-ное количество своих законов (зелёных либо красных). «Пожирателей» меньше, но они знают друг друга и знают кто Тёмный Лорд. А «Орден» и сам Тёмный Повелитель не знают никого. Игра идёт следующим образом: По часовой стрелке передаётся титул Верховного Чародея. Когда игрок становится Верховным, он должен выдвинуть кандидата на пост Министра Магии. Затем все игроки голосуют за этот состав (Верховный + Министр). Если большинство «ЗА», то состав одобрен. Тогда Верховный Чародей тянет 3 карты законов, сбрасывает одну и передаёт две Министру. Министр же в свою очередь одну карту разыгрывает, а последнюю сбрасывает. Если принят зелёный закон, то разыгрывается особый эффект, будь то проверка роли, внеочередной министр и или даже приговор к «поцелую дементера». Ещё один важный момент, когда принята половина зелёных законов наступает ответственный момент. Когда происходят выборы министра магии, если большинство «ЗА», то Министра спрашивают «Ты Волан-де-Морт?», и если ответ «да», то все «Пожиратели» побеждают. Поэтому Волан-де-Морту выгодно втираться в доверие, возможно даже принимать красные законы, всё для того, чтобы в нужный момент ему передали власть. Игра очень атмосферная, очень политичная, тут действительно можно вычислять и читать игроков. Круто, рекомендую!
Итак, недоТОП-один мафиеподобных игр для подростков – это «Непостижимое»! Что, купились? То-то же))) Если честно, то «Непостижимое», бесзусловно, крутая игра. Но слишком уж долгая партия, слишком долго надо «держать лицо» и обманывать. Поэтому для нашего формата игротеки, этот вариант не подходит.
«Ночь Ниндзя». Игра для 5-11 человек. И, вершина нашего недоТОПа, игра, в которую играют больше всего, играют чаще всего, играют буквально каждый раз – Ночь Ниндзя. Каждый игрок получает карту клана: клан Журавля или клан Лотоса (красные и синие). Также на карте указано число, на сколько ты важный представитель этого клана: 1 – предводитель, 5 – уборщик. В конце игры, все выжившие открывают карты ролей и клан, в котором выжил самый высокопоставленный член, тот клан и побеждает. Раздав карты ролей, игроки получают по 3 карты и методом драфта оставляют себе по 2. Карты – это действия, которые разыгрываются в строгом порядке. Сначала шпионы, потом мистики, потом трикстеры, потом слепые убийцы, потом синоби и в самом конце кукловод. Если игрока выбивают из раунда, то и карты разыгрывать он больше не может. Ограничение в 2 карты на игрока заставляет всех за столом прислушиваться и доверять, ведь те, кто проверяют роли, зачастую не имеют карт для убиств, а те, у кого убийцы, тем сложно проверить роль наверняка. Крутая игра, всегда есть что обсудить, всегда есть поле для блефа, для обмана.
Для меня ближайший аналог это, как ни странно, Тайное Послание или Послание Лавкрафта. По духу очень похоже, тоже есть пара карт, тоже надо выбивать других игроков. Ночь Ниндзя практически полностью вытеснила Послание Лавкрафта, которое оставалось одной из самых часто играемых настолок на протяжении лет 4-5 наверно. А один этот факт уже о многом говорит!
Вот такой вот вышел недоТОП, надеюсь вам было интересно и полезно с ним ознакомиться. Поделитесь Вашим мнением в комментариях, с чем согласны, чего не хватает, какие игры по вашему должны были попасть в эту категорию, а может Вы поделитесь Вашим опытом подростковых игротек. Будет очень интересно почитать!
P.S. Статья и видео вышли уже давненько, мы с ребятами ввели "Две комнаты и Одна Бомба" в рацион. И это, простите за тавтологию, БОМБА! Зашло отлично, ребята с упоением играют, изучают роли, строят тактики-галактики, блефуют, вдвойне блефуют, втройне блефуют! Но об этой игре как-нибудь в другой раз... Хехе:)
С вами был Twilight Fox, канал "Своя Атмосфера"!
ВК: https://vk.com/svoyaatmosferanov
Ютуб-канал: https://vk.com/svoyaatmosferanov
Подкасты на MAVE: https://svoya-atmosphera.mave.digital
Подкасты на Яндекс.Музыке: https://music.yandex.com/album/23241450?dir=desc&activeTab=about
Подкасты на ВК: https://vk.com/podcasts-118800124
Стримы на WASDе (иногда даже по настолкам!): https://wasd.tv/twilight-fox
Спасибо за просмотр, с вами был канал «Своя Атмосфера», до скорых встреч! Пока!