ДОМ ПАВЛОВА / СОЛО-ВАРГЕЙМ ОТ АВТОРА НЕУСТРАШИМЫХ
Уже по заголовку можно догадаться, почему я обратил своё внимание на Дом Павлова от GaGa Games. Ведь если вы смотрели наш недавний выпуск подкаста с текущим топ-10 любимых игр, то вы наверняка помните, что линейка Неустрашимых занимает аж четвёртое место в моём личном рейтинге. Поэтому мне было очень интересно узнать, что получилось создать Дэвиду Томпсону на поприще соло-гейминга, да и тема Сталинградской битвы привлекала.
Про сеттинг нужно рассказать отдельно, так как атмосфера и историчность в этой игре выходят на первый план. Игра переносит нас в Сталинград осенью 1942 года - разгар Великой Отечественной Войны и Сталинградской битвы, где небольшая группа из четырёх солдат, возглавляемая сержантом Павловым, смогла взять под контроль стратегически важный четырехэтажный дом на площади 9-го января, который впоследсвии стал важнейшим опорным пунктом при обороне города и подступов к Волге. По разным данным за всё время около 30 солдат принимали участие в обороне Дома Павлова, который смог продержаться 58 дней под мощнейшим натиском сил вермахта, пока советские войска не перешли в контрнаступление.
В этой игре вы возглавите гарнизон Дома Павлова и должны будете сдержать наступление немецких войск. Игра по сути относится к категории "tower defense" (в данном случае оборона дома), так как раунд за раундом вы сначала готовитесь к атакам, а потом стараетесь выжить и зачистить подходы к дому от нападающих. Таким образом вам нужно продержаться, пока не закончится колода карт вермахта, чтобы победить.
Игровое поле состоит из трёх секторов, на которых и будут происходить все действия: это Сталинград вдоль реки Волги, площадь 9-го января и непосредственно сам Дом Павлова. А каждый раунд игры состоит из трёх последовательных фаз: фаза Красной Армии, фаза вермахта и фаза защитников дома.
Сектор Сталинграда у Волги содержит 5 различных частей армии, подготавливая которые вы будете помогать своей обороне:
- командный пункт армии (пополняет запасы на перевалочном пункте и отправляет солдат из Дома Павлова на контрвылазки);
- командный пункт стрелковой дивизии (отправляет подкрепления солдат и оружия в дом);
- сапёрный батальон (укрепляет защиту стен дома и минирует подступы к нему);
- батальон связи (чистит вашу колоду от бесполезных карт тумана войны и позволяет выполнять четыре действия с карт вместо трёх);
- артиллерийский полк (наносит удар по позициям вермахта при наличии в доме корректировщика огня);
- зенитный дивизион (сбивает бомбардировщики, которые атакуют позиции Красной Армии у реки);
- военная флотилия (погружает и доставляет через реку к дому запасы медикаментов, патронов, провизии и саперов).
В фазу Красной Армии вы берете на руку 4 карты и можете выполнить до трёх действий, относящихся к разным частям армии, отмеченным выше. На каждой карте представлены два возможных действия, но разыграть вы можете только одно из них. Более того, каждое действие на карте можно выполнить разными способами. Часто этими действиями можно подготавливать позиции армии на Волге или снимать с них жетоны урона. Все эти карты отражают оперативные действия, выполняемые частями советской армии в Сталинграде.
В фазу вермахта вы последовательно открываете три карты и разыгрываете их эффекты. Это может быть снайперский огонь на поражение по одной из позиций в доме, это может быть минометный огонь на подавление защитников дома, это может быть и артиллерийский обстрел здания, снижающий защиту стен. Кроме этого, в секторе площади 9-го января будут появляться новые и продвигаться уже выложенные вражеские единицы пехоты или бронетехники на одном из направлений. И если они доберутся до дома, то вы проигрываете. Есть несколько карт штурма, которые обрушивают массированный удар по дому всеми жетонами врага на поле.Также среди карт вермахта встречаются бомбардировки Сталинграда Юнкерсами, которые наносят удары по позициям Красной Армии на Волге, тем самым лишая вас такой нужной поддержки. Поэтому не стоит забывать восстанавливать пострадавшие позиции. Мощность карт в колоде вермахта стремительно растёт, вы и глазом не успеет моргнуть, как на вас попрут танки.
Ну и в фазу защитников дома вы можете переместить троих солдат между боевыми позициями в доме и выполнить по одному действию тремя солдатами. В самом начале игры ваш гарнизон исторически состоит из четырёх бойцов во главе с сержантом Павловым. Поэтому вам нужно как можно скорее вызвать подкрепление. В частности это можно сделать за действие солдата на радиоточке. А также защитники дома могут атаковать подразделения вермахта, подступающие к дому, вести огонь на подавление, корректировать артиллерийский огонь, стрелять из пулемета, противотанкового оружия или миномета. После выполнения действия защитник истощается и не может действовать пока не будет разыграно действие восстановления или приказа от командира в следующих раундах. Поэтому не получится постоянно активировать одних и тех же бойцов, нужно очень мудро распределять действия между всем гарнизоном и своевременно пополнять его полезными солдатами из запаса. Помимо обороны дома, защитники могут ходить и на контрвылазки для захвата вражеских пунктов, чтобы заработать победные очки и укрепить свою победу в итоге. Но, увы, не все смогут вернуться из этих штурмов живыми, придётся дважды подумать, прежде чем рисковать жизнями бойцов.
Естественно, как и любой, наверное, варгейм, Дом Павлова не лишён рандома. Все атаки здесь проводятся при помощи бросков кубиков, направления наступления вермахта и атакуемые позиции тоже определяются кубиками. Карты из колод тоже выходят случайно. Но это тот уровень рандома, который ощущается абсолютно нормальным и естественным для этого типа игры. Потому что это игра про кризисное планирование, в которой нужно быстро подстраиваться под происходящие события. Распланировать всё на несколько ходов вперёд не получится.
Недостаточно только отбиваться от нападающих врагов, нужно ещё и снабжать гарнизон провизией, чтобы защитники не гибли от голода, нужно подвозить патроны, чистить колоду от тумана войны, восстанавливать позиции армии на Волге, укреплять стены дома, чтобы по вашим бойцам было сложнее попасть, и ещё много всего прочего. Обширный выбор стратегий и действий неоднократно поставит вас перед выбором, и это прекрасно! Это обеспечивает Дому Павлова огромную реиграбельность. При этом если вы захотите ещё сильнее разнообразить и усложнить игру, вы сможете добавить карты тактики для вермахта и карты оперативного обеспечения для советской армии.
И как бы автор ни пытался придумать костыли в виде кооперативной игры для двоих против вермахта или соревновательного режима на троих, они здесь не нужны, на мой взгляд. Это прекрасная соло-игра, которая и должна таковой оставаться. Но если вам очень захочется, то вы можете их, конечно, испытать.
Я откровенно влюбился в Дом Павлова, хоть я и не являюсь отъявленным соло-игроком. Но я с удовольствием провёл несколько вечеров за этой игрой и проведу ещё не один в будущем. Она и механически отлично работает, и рандом не напрягает абсолютно, и вызов бросает, и заставляет принимать нелёгкие решения, и, что важно, очень сильно погружает в атмосферу. После первой же партии я полез читать кучу источников по теме в поисках подробностей и даже посмотрел документальный фильм, настолько меня затянула игра. Пожалуй, Дом Павлова - это самая тематическая игра из опробованных мной, на этом я хотел бы заострить отдельное внимание.
Дэвид Томпсон смог глубоко погрузиться в историю Сталинградской битвы и обороны Дома Павлова и всё воссоздать в игре с максимальной исторической точностью: все реальные имена защитников дома, их фотографии и все события. Он даже присвоил верные специализации и характеристики определенным бойцам. Например, в игре есть солдат по фамилии Чехов с атакой 4, и он единственный, у кого есть такой высокий показатель. И я начал думать, а почему именно у Чехова такая крутая атака. Оказывается, что Анатолий Чехов был легендарным советским снайпером, на счету которого 265 уничтоженных солдат и офицеров противника, и он в том числе принимал участие в обороне Дома Павлова. И тут всё проясняется, почему у него самая мощная атака. То есть автор игры уделил внимание даже таким мелочам, и это восхищает 👍
Именно скрупулезность и вовлечение автора и сделали игру крайне атмосферной. Я в каждой партии очень переживаю за своих солдат, сражаюсь за жизнь каждого из них. Часто у меня бывали и трагические смерти ключевых бойцов, и героические подвиги в решающих бросках кубиков последней надежды. И я поймал себя на мысли, что за счет индивидуальности каждого бойца, ты к ним привязываешься в ходе партий. И ты уже постоянно бросаешь кубики на важную атаку и приговариваешь, умоляя: "Ну давай, Андрюха, родненький, не подведи! Все уже раненые, ты последний остался! Держись, братка, надо потерпеть ещё немного!"
Дом Павлова способен дарить очень яркие эмоции, если у вас будет нужный настрой. В моем случае сработало то, что мне изначально была интересна эта тема, и после партий я начал изучать её ещё глубже, что добавило +100 к атмосфере происходящего на столе. И даже тот факт, что я играл один, не делал игру скучной или унылой.
Что касается порога вхождения, то игра только при первом прочтении правил кажется сложной и с кучей нюансов. Но уже на практике всё идёт очень гладко с первой партии, все действия интуитивно понятны, а во второй партии я даже не подсматривал в памятки совсем (памятки, кстати, тут очень полезные и информативные). Поэтому порог вхождения у Дома Павлова немногим выше, чем у Неустрашимых.
Каких-то минусов я вообще не нашел, ну кроме того, что это соло-игра, что по умолчанию делает её менее привлекательной на фоне других игр. Всё-таки соло-гейминг - штука очень противоречивая в настольных кругах, и далеко не каждый вообще будет тратить время на игры в одиночестве.
Качество компонентов в коробке отличное. Оформление аскетичное и сдержанное под стать варгеймам, тут ничего удивительного. Но мне нравится, как оформлены жетоны солдат и сам дом внутри. Реиграбельности полно, одна и та же тактика из партии в партию не прокатывает, явной победной стратегии не вижу. Длительность партии может варьироваться. Если вы продержались до самого конца, то у вас уйдет часа два. Но вы то можете проиграть и спустя час, тут всё от вас зависит.
Итоговая оценка - 8,5 сбитых Юнкерсов из 10 🔥 На мой взгляд, Дэвиду Томпсону удалось сделать идеальный гибрид атмосферного варгейма и тауэр дефенса с доступным порогом вхождения и увлекательным процессом. Так что, если вы практикуете игры в соло (или хотите попробовать, каково это сидеть одному за столом) и вам нравится военная тематика, могу смело рекомендовать Дом Павлова!
Кто-нибудь играл в Дом Павлова? Поделитесь своими мыслями об игре! Пробовали играть вдвоем или втроем?