Смотрим на Living Forest
Living Forest, или Живой Лес в локализованном виде, стала неожиданным открытием последнего сезона. При скромной оценке в 7.3 балла игру наградили самой престижной настольной премии Kennerspiel des Jahres в категории для продвинутых игроков. Попробуем разобраться, заслужены ли эти регалии.
(Статья была написана в августе 2022 года)
Сама игра представляет из себя несложную семейку, где мы выступаем в роли духов, спасающих лес от пожара. Наша задача набрать первым двенадцать очков по одному из трех победных условий.
Процесс простой и ненавязчивый. В начале игры у нас в распоряжении колода из 15 карт животных, 5 из которых ночные. Каждый ход мы тянем карты по одной и выкладываем в ряд. Если в нашем ряду выложено 3 карты ночных зверей, то мы останавливаемся и переходим к выполнению действий. Но есть нюанс — если мы остановимся до того как вытянем 3 ночных зверя, то получим для выполнения два действия, а не одно.
Блоггеры и обзорщики сравнивают эту механику с аналогичной в шарлатанах, но сравнение не лучшее, объясню почему. В шарлатанах фигурирует мешок, замешивающийся каждый раунд. Тут, напротив, мы продолжим играть с невытянутыми картами в следующем раунде дальше. Поэтому в Living Forest нет той радости, как в шарлатанах, когда попалось много хороших жетонов и зелье не взорвалось. Ведь в случае леса, если ты вытянул много карт не ночных зверей, то это значит, что на следующий ход придется столкнуться с армией ночных зверей, которые досрочно закончат ход (по крайней мере в начале)
Не говорю, что это плохо, просто философия игры сильно отличается, и ощущения от двух игр разные.
Если не углубляться в правила, то игра построена вокруг четырех (с половиной) действий.
- Найм новых хранителей. (Расширяем таким образом колоду, и добавляем жетоны пожара на дерево)
- Тушение пожара. (Тушим пожар, вызванный наймом новых животных????? и забираем себе жетон)
- Выращивание леса. (Видимо на случай, если главное все-таки сгорит, чтобы была мини роща на замену).
- Скачем по камням. (Действие-филлер, которым крадем у других игроков победные жетоны и получать дополнительное действие в зависимости от клетки куда прискачем).
- Забираем себе крестик, которым сбрасываем неугодное животное.
Каждый зверь дает некоторое количество очков для усиления того или иного действия, поэтому по итогу формирования стройного ряда лесных зверей. Подсчитываем символы на картах и выбираем какие действия хотим совершить в зависимости от суммарной силы.
Заканчивается же игра, когда мы выполняем одно из трех победных условий.
- Потушено 12 пожаров
- Выращено 12 разных деревьев
- Собрано 12 священных цветков
О правилах игры поговорили, теперь выскажу личные впечатления. (Да, я опустил некоторые детали, но для общей картины они не важны. а часть из них будет фигурировать дальше).
Я наиграл 7 партий в BGA и мои ощущения сильно менялись от партии к партии. Во время первой я был в восторге, а вот вторая и третья заставили сомневаться, в том так ли игра хороша, и уже к седьмой партии я сформировал итоговое мнение.
Сразу скажу, я могу играть в семейные игры, особенно если они интересные, но если я вижу возможность взаимодействовать с оппонентами и делать это больно, я это делаю. Я агрессивный и соревновательный игрок.
Игра лишь притворяется простым семейным пасьянсом, когда на самом деле в ней зашит глубокий соревновательный потенциал. Вплоть до того, чтобы знать наизусть карты базовой колоды и всех доступных зверей в магазине. Поэтому если вы хотите себе семейку, от игры в которую все мило поулыбаются за столом, а в компании у вас есть Я, то вы разочаруетесь.
Сам процесс достаточно математичен и интересен. Он предлагает вариативные стратегии игры, но каждая из них недостаточно глубока, отчего игрокам, привыкшим к задачкам потяжелее будет скучновато, а вот новичкам как раз. Плюс эти стратегии подвижны, нельзя будет придерживаться строго одного паттерна хода, придется постоянно подстраиваться под то, что происходит на поле, дабы ненароком не сгореть от наполнивших колоду варанов, вследствие непотушенного пожара.
Главной проблемой для офлайн игры я вижу муторный подсчёт очков на картах, который вы будете совершать каждый раунд. Если на BGA за тебя все мило считает компутерный друг, то тут придется постоянно пересчитывать символы на всех своих картах, на планшете с лесом, забывать сколько у вас там было для другого действия и пересчитывать все еще раз. И уже один этот фактор отваживает меня покупать игру, а оставить онлайн гостем.
Если попытаться охарактеризовать геймдизайн одним словом, то лучше всего подходит neat. Игровой процесс опрятный, баланс кажется хорошо скроенным, так как любая победная цель достижима и прозрачна. Со всех сторон есть некоторые тонкости, которые влияют на геймплей, но минорно, так чтобы ничего не сломать. Главной проблемой я вижу отсутствие фишки, которая выделяет эту игру на фоне остальных. Она хороший симбиоз разных идей, встречавшихся в тех или иных играх ранее.
Компоненты игры обычные, картонные поля, жетоны, фигурки духов (маркеры игрока). Разве что объемные диспенсеры под жетоны деревьев выделяются. От этого цена, выставленная лавкой в 2750, выглядит адекватной, но не демократичной.
Резюмируя, покупать не собираюсь. Советую ли вам? Если у вас небольшой игровой опыт или вы хотите несложную, но в достаточной степени глубокую игру, в которой есть потенциал для роста вас, как игрока, то берите. Вторым же критерием будет оформление, возможно оно продаст вам игру, а уж чего там по циферкам это дело третье. От меня игра забирает 7 баллов, а на этом мы закончим)
Пару слов по поводу шпиля.
Премии выдаются людьми со специфичными взглядами на мир, а не простыми игроками. Волей неволей происходит профдеформация и критики начинают оценивать уже за не самые важные для обычного игрока вещи. Я думаю премия была выдана именно за то, как складно сложились все куски игрового паззла. Но от этого игра не стала must-have, что мы и видим по рейтингу BGG, обычные игроки не разделили хайп критиков (а может только пока).