КАПСУЛЫ ВРЕМЕНИ / СВЕЖИЙ ВЗГЛЯД НА ПУЛБИЛДИНГ 💥
Относительно нечасто удается поиграть в отечественные разработки, но игра "Капсулы Времени", вышедшая в начале этого года от автора Ярослава Кустова и издательства "Стиль Жизни" смогла привлечь моё внимание необычными идеей и продакшеном.
Итак, что же нас ждёт в игре! В далеком будущем люди обнаружили следы исчезнувшей высокоразвитой цивилизации на удаленной планете, от которой остались лишь гигантские капсулы, способные перемещаться во времени. И, конечно же, люди не могли не воспользоваться этим подарком судьбы для своей выгоды. Так и началась новая "золотая лихорадка" - охота за артефактами и знаниями угасшей цивилизации, к которой вы и присоединитесь!
Внутри коробки вы найдете двухуровневый пластиковый органайзер, куда очень удобно помещаются все компоненты. Все отсеки даже подписаны, чтобы не ломать голову. За такой органайзер отдельный респект, так как в игре очень много картонных жетонов, и возиться с пакетиками было бы настоящей мукой при подготовке игры. На нижнем уровне хранятся 16 пластиковых капсул - главная изюминка игры, вокруг которой всё и крутится.
Эти капсулы прям вернули меня в начало 00-х (в хорошем смысле). Помните мороженое, которое продавалось в пластиковых контейнерах-ягодках с крышкой? Клубничка, малина и другие. Так и хочется открыть капсулу, положить туда мороженого и улететь в детство..
Но класть в капсулы мы будем далеко не сливочный пломбир 😄 Механически игра представляет из себя пулбилдинг с построением движка, а эти самые капсулы служат контейнерами для ресурсов и артефактов, которые мы будем добывать в прошлом, а затем использовать для раскачки своей экономики и набора ПО.
В игре есть три основных ресурса: хронокристаллы, энергия и компьютеры, которые измеряются своей вычислительной мощностью в кубитах. За кристаллы вы сможете разыгрывать мощные карты флуктуации, дающие одноразовые бонусы, а за энергию и кубиты вы будете покупать различные артефакты на рынке или выполнять базовые вспомогательные действия.
Каждому компьютеру соответствует 6-, 8- или 12-гранный кубик в зависимости от уровня прокачки. Получая комп в свою активную зону, вы бросаете соответствующий ему кубик и узнаете, сколько кубитов он вам принёс на этот раунд. При помощи энергии можно увеличить значение кубика или перебросить его, и всё равно этот кубический рандом может довольно больно по вам ударить, но об этом немного позже.
В начале игры все ваши четыре капсулы наполняются скромными стартовыми ресурсами, а сами капсулы замешиваются в большом сетчатом мешке. В свой ход вы достаете две случайные капсулы, открываете их и отправляете всё содержимое в активную зону на вашем планшете, откуда им можно пользоваться. Все неразыгранные жетоны в конце хода также сбрасываются, ничего по умолчанию нельзя оставить на следующий раунд.
Получая любой ресурс (кроме хронокристаллов) или артефакт, вы сначала отправляете его в свою неактивную зону (считай в стопку сброса из колодостроев) и только в конце раунда распределяете все эти жетоны по двум открытым капсулам, и они пока откладываются в сторону. В каждой капсуле при этом не может находиться более 7-ми элементов. Как только ваш мешок опустеет после двух раундов, вы снова замешиваете в него все капсулы и тянете две случайные, и эта процедура продолжается до конца 10-го раунда.
Покупаемые артефакты приносят ПО и дают бонусные ресурсы при покупке, а также обладают очень полезными свойствами, которые можно разыгрывать, когда артефакты приходят вам из капсул в начале хода. Многие артефакты дают крутые плюшки только в синергии с другими артефактами такого же цвета, а некоторые требуют оплату ресурсами для активации. И в этой игре можно вертеть очень крутые комбо-вомбо, если правильно распределять артефакты и ресурсы между собой по капсулам, чтобы они потом приходили нужными наборами из одной капсулы. Например, вкидывать жетоны одного цвета вместе для их последующей синергии или размещать жетоны временных разрывов с артефактами, которые их сбрасывают.
И вот мы подошли к ещё одной интересной находке автора - это временные разрывы! Их вы получаете за различные эффекты артефактов или карт, а также на треке победных очков. Причем, чем дальше вы заходите на треке, тем больше их насыпает. Эти жетоны занимают место в капсулах и не приносят никакой пользы. По сути это аналог пустых загрязняющих карт в дэкбилдингах. Но в этой игре они могут вас и загубить. Если в конце партии в ваших капсулах окажется суммарно 6 или более таких разрывов, то вы автоматически проигрываете, даже если набрали больше всего ПО. Поэтому чиститься от них придётся регулярно и запоминать, сколько их кочует по вашим капсулам. Благо, в игре предусмотрено множество способов от них избавляться, главное - не запускать. Эти разрывы добавляют игре приятную перчинку риска и хождения по лезвию ножа!
В итоге "Капсулы Времени" получились очень интересной и свежей вариацией колодостроительной механики только с жетонами и капсулами вместо карт в колоде или жетонов в мешочке. Но есть большой плюс - в этой игре рандом прихода жетонов снижен за счет того, что вы сами распределяете их по нескольким капсулам так, что вы можете быть уверенными, что они придут в нужном вам сочетании для наворачивания запланированных комбо-вомбо. Это как разделить общую колоду в дэкбилдинге на 4 части, и каждую часть формировать обособленно друг от друга и целиком их потом вскрывать и разыгрывать. Рандом остается только в том, когда именно та или иная капсула достанется из мешка и с какой другой она придёт в паре, но внутри них у вас всё будет упорядочено, как сами планировали.
Но вот где точно рандом имеет значительное влияние, так это в кубиках-компьютерах. С одной стороны, я могу понять, зачем автор включил этот элемент в игру - чтобы добавить просчитываемому евровому геймплею эффект случайности, который заставит вас срочно менять планы на этот ход и действовать, исходя из ситуации. Кому-то это, наоборот, понравится, но у других от этого может бомбить по-страшному. Особенно когда вы регулярно бросаете единицы на прокачанных компах против высоких значений у соперника. Тем самым у него будут развязаны руки, а вы будете цепляться за каждую мелочь в попытках сделать хоть что-нибудь полезное в этом ходу.
Да, в игре есть инструменты, которые влияют на кубики: можно за счет энергии увеличить их значения или за неё же перебросить. Есть и свойства карт, которые выставляют ваши кубы на максимальные значения. Можно даже в рамках хода улучшить имеющийся комп, чтобы кинуть уже новый кубик в надежде на более высокое значение. Но это всё платные манипуляции, на которые не всегда есть ресурсы, или их банально жалко на это тратить. В общем, эту особенность геймплея я оставляю на ваш суд, так как знаю, что есть любители такого рандома (вспомним тех же Чемпионов Мидгарда).
Также у меня есть вопросик к балансу некоторых карт флуктуаций. Среди них есть откровенно более мощные, читерные карты, которые дают крутой буст игроку, который их выловил. Мне кажется, что их можно было бы как-то ограничить или, как минимум, сделать на порядок дороже для розыгрыша, чтобы хоть как-то уравнять силы.
В целом, игра оставила приятные впечатления и порадовала интересными задумками! Вдвойне приятно, что эти идеи пришли в голову российскому автору, а это значит, что наш геймдев пытается искать что-то новое и не топчется на месте. В плане продакшена игра сделана на высоком уровне западных проектов, качество компонентов ничуть не уступает - функциональный органайзер, много пластика и толстого картона! И отдельно хочу похвалить художника, который занимался дизайном коробки, очень стильно выглядит арт 👍
По уровню сложности отнёс бы "Капсулы Времени" к сегменту семейки/семейки+. По времени можно уложиться в полтора часа. Есть в правилах и вариант для ускоренной партии, где вы пропустите первые два раунда раскачки и отыграете 8 раундов, имея на старте уже несколько артефактов. С реиграбельностью всё тоже хорошо - в коробку положили большое разнообразие артефактов, можно пробовать различные стратегии построения своего движка. Масштабируется игра отлично. Что вдвоем, что вчетвером всё будет работать хорошо, так как по сути вы копаетесь в своём огороде, взаимодействие в игре минимальное (но можно накидывать разрывы другим игрокам 😈). Соло-режим тоже не забыли.
Так что, если вы любите комбо-вомбо, механику построения чего-либо (колоды, мешка, пула), не боитесь рандома в евро-играх, любите нестандартные компоненты в настолках и хотите познакомиться с необычной игрой от российского автора, то обратите внимание на "Капсулы Времени"! Тот случай, когда нестыдно за отечественную игру 😊
Кто-нибудь играл в "Капсулы Времени"? Что думаете об этой игре?