В подписке Nastolio.Premium нет рекламы, зато есть много других крутых штук ;)
Pro Nastolki

Сообщество «Pro Nastolki»

Краснодар

Блог о настольных играх

В публикации упоминается:

351

ЛАКРИМОЗА / РЕКВИЕМ БУДЕТ ДОПИСАН 🎻

Ещё осенью 2022 года, когда проходила выставка Essen Spiel, я заприметил на ней игру "Лакримоза" от каталонского дуэта авторов и отметил её в нашем подкасте как одну из наиболее интересных для меня новинок с выставки. И вот в скором времени стартует предзаказ Лакримозы на русском языке от GaGa Games. И я искренне рад, что эта игра станет доступной для российского настольного сообщества, потому что лично мне игра очень понравилась, и я считаю, что она заслуживает внимания, о чём я подробнее и расскажу далее.

По традиции начну с сеттинга игры. Великий австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт умер в 1791 году, и последним музыкальным произведением, над которым он работал вплоть до последнего дня, был Реквием, на который он получил заказ от австрийского графа ранее в том же году. Последней частью произведения, к которой Моцарт успел приложить руку, стала Лакримоза - самая узнаваемая и популярная часть Реквиема. Жена Моцарта Констанция, боясь, что граф не заплатит за недописанное произведение, тайно обращалась к другим композиторам с просьбой дописать сочинение, над которым в итоге работало несколько учеников и друзей Моцарта после его смерти.

Моцарт, путешествующий по Европе
Моцарт, путешествующий по Европе

Лакримоза - это евро средней сложности для 1-4 игроков, где вы будете выступать в роли богатых покровителей Моцарта, которые спонсируют завершение Реквиема и стараются оставить яркий след в мемуарах жены, вспоминая о наиболее значимых событиях из жизни бок о бок с Моцартом. Таким образом, игра проходит одновременно в двух временных отрезках: ещё при жизни Моцарта, когда он писал свои шедевры и путешествовал с гастролями по Европе, и уже после его смерти, когда вы дописываете Реквием. Игра длится пять раундов, в которых все игроки совершат по четыре хода (итого ровно 20 ходов за партию).

Игровое поле
Игровое поле

В игре реализована классная механика построения колоды, я бы даже сказал улучшения колоды. В начале партии вы получаете колоду из девяти карт с действиями и бонусными ресурсами, которую в ходе игры вы будете улучшать, приобретая новые более мощные карты. Но при этом у вас в колоде всегда будет оставаться ровно 9 карт, так как каждая новая карта обязательно заменяет одну из старых на ваш выбор. Получается своеобразный декбилдинг с моментальной чисткой колоды.

Каждый игрок имеет двухслойный планшет, в который он будет разыгрывать карты (да да, именно "в" планшет, так как здесь карты вставляются в прорези на манер Акватики), отмечать текущие ресурсы и доход, а также размещать тайлы с бонусами композиторов. В свой ход игрок добирает в руку до четырёх карт из своей колоды и должен одновременно разыграть две из них. Если вы вставляете карту сверху планшета, то вы будете выполнять действие(-я) с этой карты, а если вы играете карту под низ планшета, то вы получите указанные на ней ресурсы в конце текущего раунда.

Планшет игрока
Планшет игрока

Таким образом в игре реализовано мультифункциональное использования карт. В ходе игры перед вами всегда будет стоять важный выбор, какие карты тратить на выполнение действий, а какие на получение ресурсов в будущем, опять же исходя из тех карт, что вам сейчас пришли на руку. Но в ходе каждого раунда вы прокрутите полностью вашу колоду, следовательно планировать все действия на раунд следует заранее. Этой механикой Лакримоза напомнила мне такие игры, как Лиссабон, Ла-Гранха или Newton от Симоне Лучиани.

Всего в игре есть пять вариантов действий на картах: записать воспоминания в дневник, заказать музыкальное произведение, представить/продать музыку, путешествовать и участвовать в написании Реквиема.

Выполняя действие дневника, вы сможете купить себе с рынка новую карту действий, и эта карта сразу же заменит ту, что вы сыграли в этот ход под низ планшета. Старая карта удаляется из колоды до конца игры, а новая принесёт ресурсы в конце раунда и замешается в колоду. В более поздних раундах эти карты обычно имеют уже по два действия и большее количество и разнообразие ресурсов. Чем больше вы их приобретёте, тем больше действий потом сможете выполнять.

Карты действий и сочинений
Карты действий и сочинений

За действие заказа вы сможете приобрести с рынка карту музыкального произведения Моцарта, которую положите перед собой. Они бывают четырёх жанров: опера, симфония, религиозная музыка и камерная музыка. Эти карты сочинений и их жанры необходимы для выполнения целей, получения бонусов городов, получения ПО или денег. Кстати, на всех этих картах представлены реальные сочинения Моцарта с годом их написания.

Выполняя действие представления/продажи музыки, вы сможете либо использовать одну из ваших карт сочинений (повернув на 90 градусов) и получить деньги за концерт (1 раз за раунд для каждой карты), либо продать это произведение и получить ПО, но лишиться этой карты.

За действие путешествия вы сможете переместить фигурку Моцарта в один из городов Европы, заплатив за дорогу, и взять себе цель или бонус из этого города. Для целей обычно необходимо иметь в конце игры музыкальные произведения конкретных эпох или жанров или принимать участие в написании тех или иных разделов Реквиема. Но цели можно получить только в трёх городах, в остальных можно получить ресурсы, победные очки на определенных условиях, доп. действия и прочие плюшки. Иногда за некоторыми бонусами/целями может развенуться настоящая гонка, поэтому на этом поле тоже иногда выгодно увести Моцарта подальше от вкусных тайлов, чтобы соперникам как минимум было дороже до них добираться. Единственный нюанс, который я здесь заметил, - хотелось бы, чтобы тайлы с целями обновлялись почаще на поле, иначе, если их никто не берёт, то они так и будут там лежать, а обновить их иным способом нельзя.

Зона путешествий
Зона путешествий

Выполняя действие Реквиема, вы сможете нанять одного из двух выбранных на партию композиторов для участия в его написании. Вы выбираете, в каком разделе и какую инструментальную партию вы хотите написать, и размещаете на поле Реквиема свою фишку музыкального инструмента с нотой выбранного композитора. Также вы получите бонус композитора - это может быть как одноразовый бонус, так и постоянный, например, дополнительное действие на игру или доп. ресурсы, доход или ПО. На поле Реквиема реализована механика ареа контроля/мажорити в пяти разделах произведения. В конце игры по каждому разделу будет определяться большинство участия одного из двух композиторов, и те игроки, которые нанимали победившего композитора в том разделе, получат увеличенные ПО.

Это ещё одна классно реализованная механика, которую я бы хотел отметить в Лакримозе. Основное взаимодействие между игроками завязано именно на поле Реквиема (если не считать типичные подрезания нужных карт или целей). Если внимательно следить за соперниками и видеть, фишки каких музыкальных инструментов они уже потратили, можно ворваться и существенно повлиять на расклад сил там, где они уже ничего не смогут предпринять, отхватив себе приличные ПО. Или можно сразу постараться занять редкие свободные места, чтобы соперники вообще не смогли там разыграть свои фишки и получить хороший бонус. В общем мажорити мне здесь понравилось 👍

Поле написания Реквиема
Поле написания Реквиема

Естественно все эти действия требуют траты ресурсов, в игре их представлено четыре вида: деньги (нужны для всего), очки таланта Моцарта (больше нужны для приобретения карт произведений, их представления/продажи), очки передвижения (в основном для путешествия между городами) и очки сочинения (в основном для написания Реквиема). Причем различные источники могут давать вам либо постоянные фишки этих ресурсов, которые могут храниться у вас сколько угодно, либо краткосрочные ресурсы, которые вы отмечаете на соответствующих треках вашего планшета. Такие ресурсы сгорают в конце раунда, их нужно тратить в первую очередь.

С обзором геймплея на этом всё, так что перейду непосредственно к впечатлениям. В лице Лакримозы мы получили крепкое комплексное евро с прекрасно работающими механиками, богатым и качественным наполнением и приятной глубиной игрового процесса. Если вы опытный евро-игрок, то скорее всего от Лакримозы у вас мозги не будут кипеть, как от игр Ласерды, но я был приятно удивлен возможностями игры. Здесь есть простор для выстраивания разных стратегий, планирования на несколько ходов вперёд, подрезания соперников, возникает даже и ресурсная кризисность. По глубине и сложности игрового процесса я бы скорее сравнил Лакримозу с Вечной Зимой, Руинами острова Арнак (с дополнением Лидеры), Труа, Лоренцо Великолепным, Путешествием Марко Поло II или Obsession.

Бонусы композиторов
Бонусы композиторов

Это отличное евро, которое можно разложить в пределах 2-х часов. Мы втроем тратили примерно 105-110 минут на партию. В среднем выходит 35 минут на человека. На мой взгляд, это отличное время партии для игры подобного уровня. Самое главное, что она не кажется затянутой, и за 20 ходов можно вполне успеть сделать всё, что задумано. Играться хорошо будет в любом составе. Вдвоем нет никаких ботов, просто на поле Реквиема закроется больше мест для создания плотности борьбы. Вчетвером партия может, конечно, слегка перевалить за два часа, но с опытом игра идет заметно быстрее.

Реиграбельности вполне хватает. На каждую партию выбирается пара композиторов из четырёх возможных, каждый со своими уникальными бонусами. Кстати говоря, некоторые сочетания оказались более кризисными, но есть пара и попроще, которую советуют для первой партии. Общая колода карт с действиями и сочинениями внушительная, многие карты не успевают выйти на рынок. Хотелось бы, наверное, побольше разнообразия в целях, и чтобы их можно было лучше прокручивать из общей стопки (о чём я упоминал ранее), но мы и имеющиеся цели ещё не все видели. Также в начале игры случайным образом закрывается часть позиций в Реквиеме, что тоже каждый раз вносит свои коррективы по планированию на этом участке игры. Так что в плане реиграбельности всё хорошо.

Одна из целей в Париже
Одна из целей в Париже

Что касается тематичности игры. Как и во всех евро-играх, восприятие сеттинга здесь во многом зависит от самих игроков. Если игрок захочет погрузиться в тему и изучить её подробнее, то он сможет проникнуться сеттингом. Вообще я считаю, что абсолютно в любом евро всегда главенствуют механики, а сеттинг выступает фоном для всего происходящего. Как ни крути, к любой евро-игре можно привинтить другой сеттинг, и она будет так же работать, такова особенность жанра. Но сложно не признать, что тематика Лакримозы выглядит крайне специфичной и, вероятно, не всех сможет привлечь с первого взгляда в отличие от более попсовых антуражей.

Но за что я всё-таки люблю такие редкие и уникальные сеттинги, как в Лакримозе, что они несут ещё и познавательную функцию. При помощи таких игр я всегда узнаю для себя что-нибудь новое, и я от этого прям кайфую. Для меня такие настолки выходят уже за рамки просто игры. Это не просто какая-то абстрактная ферма или колонизация выдуманной планеты, это реальная история, которую авторы со всем вниманием к деталям постарались отразить в настольной игре, а мне в данном случае было крайне интересно познакомиться с ней поближе. Сразу после первой партии я полез читать про историю написания Реквиема, про его структуру, про то, какие части какой композитор дописывал и т.д. И я даже полностью прослушал Реквием, который длится без малого 60 минут, хотя я далеко не фанат классической музыки. И вот уже с полученными знаниями в повторной партии я осознанно замечал ещё больше деталей, относящихся к сеттингу игры. Так что, как говорится, красота в глазах смотрящего. Если вы такой же увлекающийся человек, как и я, тогда Лакримоза может стать для вас ещё и хорошим проводником к новым знаниям.

Фишки музыкальных инструментов
Фишки музыкальных инструментов

К качеству компонентов у меня нет никаких вопросов. Толстенный картон, качественные двухслойные планшеты, отличный лён на картах и множество деревянных компонентов. Оформление игры выдержано в строгом, а местами даже аскетичном стиле, но выглядит всё очень приятно и тематично. Иконографика интуитивно понятная, вообще даже не приходилось заглядывать в правила. Я, конечно, играл в зарубежную коробку, но если в российском издании будет аналогичное качество, то это жирнейший плюс игре 👍

Моя итоговая оценка - 8,5 симфоний из 10 🔥 Мои ожидания от игры полностью оправдались. Я получил то, чего и ждал от Лакримозы - недолгое отличное евро средней сложности с интересной смесью механик 👍 Рекомендую всем любителям евро как минимум попробовать Лакримозу. Игра подойдет как опытным игрокам, так и тем, кто переходит от более простых игр уже к более комплексным стратегиям. В общем, не зря я в прошлом году обратил внимание на Лакримозу после Эссена, игра не подвела 😊

Кто-нибудь уже играл в Лакримозу? Напишите в комментариях, мне будет интересно почитать ваши мысли об этой игре 😊

Nastolio.Premium

И другие бонусы.

Подключить за 299 рублей
article-commentsarticle-communityarticle-viewscontent-delimeterfooter-social-fb-activefooter-social-fbfooter-social-instagram-activefooter-social-instagramfooter-social-telegram-activefooter-social-telegramfooter-social-tgchat-activefooter-social-tgchatfooter-social-twitter-activefooter-social-twitterfooter-social-vk-activefooter-social-vkfooter-social-youtube-activefooter-social-youtubegame-edit-attributesgame-edit-authorsgame-edit-categoriesgame-edit-componentsgame-edit-descriptiongame-edit-duplicatesgame-edit-filesgame-edit-imagesgame-edit-infogame-edit-linksgame-edit-mechanicsgame-edit-namegame-edit-relationsgame-edit-videoslogo-gold-borderlogo-goldmarket-advantages-searchmarket-advantages-sellmarket-advantages-watchmarket-user-menu-bookmarksmarket-user-menu-feedbackmarket-user-menu-offersmarket-user-menu-profilemarket-user-menu-wishlistmenu-alarmmenu-chats-activemenu-chatsmenu-communities-activemenu-communities-hovermenu-communitiesmenu-donate-activemenu-donate-hovermenu-donatemenu-editor-activemenu-editormenu-events-activemenu-events-hovermenu-eventsmenu-games-activemenu-games-hovermenu-gamesmenu-market-activemenu-market-hovermenu-marketmenu-newmenu-notificationsmenu-profile-activemenu-profile-hovermenu-profilemenu-publications-activemenu-publications-hovermenu-publicationsmenu-push-activemenu-pushmenu-services-activemenu-services-hovermenu-servicespremium-advertpremium-collectionpremium-contestpremium-dice-borderpremium-dicepremium-meeple-housepremium-soonscore-dice-1score-dice-10score-dice-2score-dice-3score-dice-4score-dice-5score-dice-6score-dice-7score-dice-8score-dice-9score-dice-active-1score-dice-active-10score-dice-active-2score-dice-active-3score-dice-active-4score-dice-active-5score-dice-active-6score-dice-active-7score-dice-active-8score-dice-active-9score-dice-hover-1score-dice-hover-10score-dice-hover-2score-dice-hover-3score-dice-hover-4score-dice-hover-5score-dice-hover-6score-dice-hover-7score-dice-hover-8score-dice-hover-9score-dice-nonesearch-activesearchstub-communityuser-menu-exituser-menu-profileuser-menu-settingsuser-social-bgguser-social-emailuser-social-fbuser-social-instagramuser-social-kickstarteruser-social-siteuser-social-telegramuser-social-teserauser-social-tiktokuser-social-twitteruser-social-vkuser-social-youtube