Опять докопались до Марса!
Ох и сколько уже вышло игр про Марс. То его исследуют с научной точки зрения, то воюют против его жителей. Меня всегда притягивала романтика этой красной планеты - что в компьютерных/настольных играх, что в фильмах или книгах. И сегодня я расскажу об одной из самых красивых, самых атмосферных игр сеттинга. Расскажу о «На Марсе».
Гештальт закрыт
«На Марсе» - евро-игра на выполнение действий от автора Виталы Ласерды. Его настолки славятся красивым дизайном, проработанными правилами и огромным количеством нюансов. И с того момента, как я начал увлекаться настольными играми, у меня была мечта – пополнить коллекцию игрой этого автора.
И действительно, когда берешь в руки эту огромную, тяжелую коробку, есть ощущение, что у тебя премиальный продукт. И начинаешь все рассматривать, раскладывать по крутому органайзеру. В общем, просто от уже владения получаешь приятные ощущения.
Его дар – его проклятье
Немного подробнее о правилах. Чтобы освоить их, я потратил пару-тройку вечеров, прочитал несколько раз гайды, посмотрел видеообзоры и летсплей. Затем для надежности сыграл в соло-режиме. И только так я смог до конца разобраться в этой настолке. Лично мне такие сложные правила по душе – копаться в них, искать логику. Но к сожалению, я знаю, что многих это наоборот отпугивает. Так что если не готовы к «ломанию мозга», лучше выбрать другую игру.
А как мы колонизируем-то Марс?
В свой ход каждый игрок делает два действия – основное и второстепенное. Основные делятся на два типа – которые можно сделать на орбите и которые можно сделать на поверхности красной планеты. В первом случае вы получаете технологии, чертежи зданий и ресурсы. И все полученное, уже используете на планете. А на поверхности уже строите новые здания, улучшаете уже действующие.
Второстепенные действия есть базовые, такие как получить ресурс со склада или подвигать робота до двух клеток. А есть те, которые открываются при получении космического корабля или при создании чертежей. В большинстве они повторяют основные действия, с той разницей, что их можно делать в любом месте.
Поймать тот самый баланс между «остаться на месте ещё пару ходов» и «уже пора отправляться на другую половину карты» очень сложно. Но выиграет в итоге тот, кто окажется смелее. И сделает минимум ошибок, конечно.
Очки для победы дают за построенные чертежи, улучшение зданий и выполнение контрактов. То есть практически за любое действие, просто в разном количестве. Таким образом нужно продумать для себя алгоритм – например, какой контракт со временем принесет тебе больше пользы. И использовать его.
Хочу отдельно выделить шкалу LSS. Это такая «игра в игре», которая работает на строительстве зданий. Когда вы создаете свое производство – шкала двигается. Например, возводя теплицу, можно получить очки за каждую ракету в ангаре. И плюсом один из четырех бонусов – возможность забрать кристалл или минерал, забрать рабочего, переместить робота. От себя добавлю: строить что-то одно не стоит. Здесь есть маркер уровня колонии. Если вы будете строить больше однотипных зданий, чем позволяет уровень колонии, бонусов не получите.
Фух, вроде основу я рассказал. Впрочем, это только около четверти всех правил. Но всё-таки мы тут рассказываем про игру, а не пересказываем правила, так ведь?
Сложно, но логично
Итак, партия началась. Если вам все же удалось освоить правила, то равнодушным вы уже не останетесь, игра раскрывается по полной. Таких ощущений у меня не было ни с одной другой игрой. Это особая вовлеченность в процесс, комплексность действий, продумывание последствий. Из минусов – можно потерять связь между мозгом и телом. Но вы точно ни о чем не будете жалеть.
Кстати, для такой комплексной игры она достаточно быстро играется. Если не считать объяснение правил, можно управиться за полтора-два часа. Хотя по опыту «Брасса» или «Великого западного пути» я ожидал минимум 180 минут чистого геймплея.
Кроме того, как бы Ласерда не старался, какие бы большие «напоминалки» он не сделал, часть правил забываешь во время партии. Например, получить кристалл, сделать какие-то дополнительные действия.
Немного об одиночном режиме
По сравнению с тем же самым «Великим западным путем» соло-режим в «На Марсе» ощутимо слабее. В него не хочется играть снова, так как по факту тебе просто говорят, что нужно сделать, а ты выбираешь как. Мое мнение – хотелось бы какого-то более естественного челленджа, а не как здесь – завысить планки, требуемые для прохождения, а дальше сиди и думай, что делать.
Однако этот режим отлично подойдет для обучения игре. Можно хорошо разобраться во всех правилах и действиях, чтобы уже с реальными противниками быть на высоте, а иногда и давать подсказки.
Марс в иллюминаторе
Отлично написанные правила и комплексность игры – это безусловно главные черты игры. Но немаленькую долю известности игре принесло и издательство Eagle-Gryphon Games, которые создавали само наполнение. Ощущение «дорого-богато» - дело рук издателя. Благодаря «На Марсе» я полюбил деревянные компоненты в играх. Хотя раньше думал, как бы миплов из «Корней» заменить на пластиковые.
И ни один обзор игры от Ласерды не обойдется без упоминания Иена О’Тула. Это один из самых востребованных иллюстраторов настольных игр. Он умудрился передать не только красоту и эстетичность игры, но и её атмосферу. Смотря на арты, невольно начинаешь в голове строить мультики, представлять, как работает то или иное производство, как бегают ученые по лабораториям или как крутится Марс в иллюминаторе орбитальной станции.
Подытожим
Меня многие отговаривали от «На Марсе» в качестве первой игры Ласерды. Но она меня изначально интересовала больше всех. И все мои ожидания от игры оправдались. Да, чтобы игроки были на одном уровне нужно по-хорошему или поиграть в другие его проекты (как говорят, их база одинаковая), или в целом осваивать настолку одновременно и иметь общую наигранность. Но, как мне кажется, после 3-4 партий уже не имеет значения, сколько вы сыграли. Потому что здесь главное – знать, как не допустить ошибки, к которым игра бескомпромиссна.
И не бойтесь больших игр. Достаточно одного человека, который сможет разжевать правила и ответить на все ваши вопросы, чтобы можно было комфортно сыграть без подводных камней. Это уже можно сказать не только про «На Марсе».
+ Шикарное оформление
+ Наикрутейшие компоненты
+ Относительно быстрые партии
+ Отполированные правила
+ Логичный геймплей
+ Отличный органайзер
– Хочу немного придраться к органайзеру. Блин, почему он так плохо рассчитан на протекторы? Хотел такую игру одеть в премиум протекторы, но тогда все внутри может превратиться в кашу из карт. Нехорошо для игры, от которой ждешь идеальности во всем.
– Эта игра может отпугнуть новичков или тех, кто только вкатывается в хобби. Можно просто свихнуться от количества партий и температуры серого вещества в мозгу во время партии.
А что по цифрам?
Моё количество партий: 4
Оценка на BoardGameGeek: 8,22
Рейтинг BGG: 48/37 (общий топ/рейтинг в категории «Стратегии»)
Время партии: 90-150 минут
Это был самый объемный обзор, который я писал. И игра действительно его заслужила. Конечно, теперь у меня появилось огромное желание попробовать его другие проекты. Но это пока будет в необозримом будущем.
А вы играли в Ласерду? Какую его игру считаете лучшей/хотели бы попробовать первой? Делитесь в комметраиях! Не забывайте подписаться на мой телеграм-канал и ставить лайки, ведь любой отклик для начинающего блогера — на вес золота.