Аркана
Настольный интернет только-только начал отходить от повальных топов и антитопов. С одной стороны из-за них хотелось временно отписаться от всех настольных пабликов, с другой по-бомбить, потому что кому-то не понравилась любимая коробчонка, а с третьей сформировать свой топ того, что людям нравится, а я не играл. Вот бы еще кто-то полную статистику по хештегу собрал - было бы интересно. Но разговор не о том.
Среди всего лайкнутого народом было много очевидно хороших и популярных вещей, были просто хайповые коробки, было пару открытий. Удивило меня количество Тиранов Андердарка. Это и правда отличная игра, но не новинка, локализации нет, допы не выходили. Откуда столько внимания? Но люди играли и включали ее в свои "девятки". И это радует. Очень захотелось сыграть в Pax Pamir, который тоже часто встречался.
А вот еще об одной игре я впервые услышал, когда Дайс Тауер начали подводить свои итоги. И с тех пор, согласно феномену Баадера — Майнхофа, встречаю ее в каждом втором топе и в обсуждениях. Однако для меня Res Arcana возникла абсолютно из ниоткуда. Не было игры и вот она. И сразу как игра, которую ты просто обязан купить, прямо сейчас, немедленно, почему ты еще не швыряешь деньги в монитор??
Жаба во мне резонно возмутилась: "Игру не купить в России, значит придется платить за доставку, а ты жадный". Но новогоднее настроение способствовало необдуманным покупкам. Так что деньги брошены в экран, а на втором мониторе включены видосики с летсплеями. Честно говоря, выводом из них было: "Ничего не понятно, но очень интересно". Ну вот правда. Не видно на видео инфографики, поэтому ребята просто что-то делают, радуются, грустят. А почему и как это работает - кто ж его разберет.
О чем собственно игра. Тематически - об очередном соревновании магов. Ну не сидится им по своим башням, дай фаерболами померяться. Все это видано и ни раз. Где-то в виде мордобоя, где-то в виде спортивного зельеварения. В Аркане я полного смысла происходящего так и не уловил. То ли мы, наколдовав себе страшно пафосную магию, просто угрожаем друг-другу и доказываем у кого авторитет больше, то ли действительно толкаемся локтями. Но цель у нас нахапать себе мест силы и всяких древностей (включая дракошек).
Физически это выражается в условные три эпостаси. Места силы и монументы приносят очки. Чтобы их получить - нужны ресурсы, а конкретно магические эссенции. Их можно получить обвешавшись волшебными артефактами или заручившись дружбой чудесатых зверюг. Они же помогут конвертировать что-то во что-то и без этого тут никуда. Опять же ничего нового.
Случайности не случайны. А вот дальше игра начала преподносить мне сюрпризы. Глядя на видео я было подумал, что Аркана это колодострой. Есть стартовая колода, ребята что-то покупали, стандартные "Посмотри 3 карты", "Возьми еще одну карту". Но оказалось что ничего подобного тут нет. Вот 8 карт. Больше ты никогда не получишь. Никак. Совсем. И чтобы я точно не строил иллюзий по этому поводу, то стартовая колода не определена, а набирается случайно.. Случайно?? Это ж, простите, как в игре должен быть отточен баланс, чтобы любым набором из 8 карт можно было одинаково хорошо играть? И оказалось, что отточен он неплохо. В первую партию были сомнения в играбельности руки одного из участников. Там вообще был полный набор. Одна колода практически без поступления ресурсов. Вторая с кучей ресурсов, но без возможности с ними что-то делать (мне пришлось один раз даже спасовать не сделав ни одного действия). Третья же подобрана идеально (вот тебе ресурс, который нужен для этой карты, которая сделает из него победные очки. Повтори 10 раз). И даже в таких условиях партия закончилась под громкий скрежет шестеренок по тайбрейкеру.
Как, ты уже все? Аркану часто сравнивают с Сезонами. И правда: одинаковая тема, схожие механики, ограниченный стартовый набор карт, с которыми придется жить всю игру. Но есть и различия, одно из которых создает пропасть между играми. Пара десятков партий в Сезоны научила меня, что есть четкое время, за которое я должен показать себя. Вот я строю три стартовых карты, которые приносят мне ресурсы и пассивные навыки. Вот я готовлю почву под решающий удар. А вот я сотворяю громадную комбу-вомбу, которая приносит мне 70% игровых очков и занимает 20 минут реального времени на перекладывание карт и ресурсов. Цепочки комб могут быть бесконечно длинны, а (сколько там сотен карт?) создают дикую вариативность.
И эта медленная раскачка сыграет с вами злую шутку в Аркане. Ведь Аркана это гонка. Гонка, которая закончится, когда кто-то достигнет 10 очков. Сначала я подумал, что в таких условиях эти 10 очков должны достигаться неимоверными усилиями. Но вот все ткнули пальцами в экран, волшебная китайская магия выбрала тебя первым игроком и ты получил свое первое победное очко. А вот карта, которая всего за 2 ресурса дает еще одно. 20% победы - done.
В сезонах я постоянно забывал что-то активировать. Ну да всего 1 победное очко, ладно уж, потом активирую. И так из хода в ход. В Аркане мешкать некогда. Если ты можешь позволить себе забывать активировать карты, значит ты уже потратил много времени, на то чтобы сыграть ненужные. Прощелкал удачный момент для атаки соперников - а они уже спасовали и в безопасности. Каждому действию в Аркане есть свое время.
Да и реального времени уходит мало. Пока ты набираешь полученные ресурсы, соперники уже успевают сделать свои действия и снова твой ход. Если все знакомы с игрой, то даунтайм скатывается к нулю, подумать бы успеть. В итоге все это создает просто отличную плотность игрового процесса без единого провисания. Хотя есть и не такие радужные стороны. В угоду скорости были порезаны столь любимые в Сезонах длинные комбо. Да, карты здесь тоже могут синергировать. Но чаще всего цепочки короткие. Получил, потратил, вернул карты в боевое положение, повторил.
I'm watching you. Про взаимодействие в Аркане ходят споры. Для начала здесь есть атакующие способности, заставляющие противников сбрасывать ресурсы. Один видеоблогер по имени Рахдо счел их буквально единственным минусом игры. Первые пару партий я не понимал, в чем проблема. Всегда есть куча защитных карт. И чтобы хоть чуть-чуть осложнить жизнь соперникам, бедного дракона надо заставлять плеваться огнем с самого начала и ни один раз. А потом мне пришла колода, в которой не было ни одной защитной карты.. И это было больно. Буквально все ресурсы утекали на выплаты супостатам и спасало только то, что противники были заняты собой и оставляли драконов напоследок, когда я уже успевал сбежать в спасительный "пас".
Но одной лишь перепалкой взаимодействие в игре не заканчивается. Здесь не получается закопаться в свой планшет, как в евроиграх и играть с самим собой. Уже на третий круг ты постоянно считаешь победные очки противников, потом свои, потом снова противников. Затем считаешь их ресурсы и оцениваешь, как быстро они наберут еще очки. В итоге оказывается, что где-то ты недоглядел и у соперника уже на 4 ходу заветные 10 очков. А у тебя только 5. Как, что, почему, откуда? Однако в такие моменты раскрывается второе дыхание. И движок, который приносил тебе пару очков за ход, раскручивается на двойные мощности.
Ударь меня и ты увидишь кровь. Многие хвалят дизайн игры. Я был из тех, кто долго этого не понимал. Коробка мне казалась совершенно скучной, карты обыкновенными. И я люблю более мультяшные картинки, а реализм заходит с сильным трудом. Да и вообще первые партии я был так увлечен процессом, что не обращал внимания на иллюстрации. А потом с инфографикой стало совсем легко и появилось время смотреть картинки и читать названия. И оказалось, что очень даже ничего. Да, отдельно лежащие ножики не представляют ничего интересного, а вот зверюшки и пейзажики весьма хороши.
А еще ребята, игравшие со мной, обратили внимание на тематичность карт. Разбив золотую статуэтку, вы получите золото. Драконья узда - поможет вам приручить дракона. А под алхимическим самогонным аппаратом надо развести огонь, чтобы он заработал. Мелочи, но все же не могут не радовать.
Качество производства тоже отличное. Подготовка занимает считанные секунды, благодаря встроенному органайзеру. Памяток в достатке. Картон толстенный, а карты приятные на ощупь (вроде и надо бы запихать в протекторы, но без них так приятненько...)
Минусы тоже есть. Но большинство из них скорее особенности. Всего 40 карт значат, что они будут повторяться из партии в партию. И насколько хватит вариативности - непонятно. Хотя обнадеживают отчеты от людей, которые наиграли по 50 партий и хотят еще. С другой стороны малое количество карт вселяет веру в хороший баланс оных.
Все еще есть вопросы к рандому в стартовой колоде. Но это мы еще до драфта не добрались =)
Сравнивать и ранжировать с похожими играми я не хочу. Я хочу просто сказать, что Аркана внезапно ворвалась в мою жизнь и также внезапно завоевала мою любовь, став одной из тех игр, которые я хочу раскладывать всегда. Всего за час времени вы получаете плотнейший игровой процесс, скрип шестеренок, удовольствие от сработавших комб, жажду отыграться при проигрыше и приятный дизайн. А я пошел покупать доп, который почему то не взял сразу)
Читать приятно, отлично написано! Разделение на логические абзацы очень удачно придумано.
При условии, что эта игра маячит в горячих на главной странице, я в нее как-то не заглядывал ни разу. А теперь вот хочу себе копию)
Рисовка очень приятная! А если игровой процесс и правда такой простой (в хорошем смысле слова), тогда я не удивляюсь людям, которые после 50 партий хотят еще.
Пойду добавлю ее в желаемое)
А про главную - мне кажется я ее там поддерживал заходя каждые 5 минут в ожидании доставки и пытаясь убедить себя, что не прогадал)