Развлекаемся с телками! Обзор на «Великий западный путь»
Ох, как же я не любил евро-игры в начале настольного пути. Для меня они все казались «симулятором калькулятора», где победит тот, кто придет с листочком и ручкой и распишет каждый свой ход. Из-за того, что там мало взаимодействия с другими игроками, мало кто помешает. Но «Великий западный путь» изменил мое мнение насчет этого жанра.
Я не разбойник, грабящий караваны. Я лишь ковбой, который пасет коров
В «Великом западном пути» мы – ковбои в Америке 19 века, желающие разбогатеть на перегоне скота на восток континента. Геймплей сводится к тому, что мы проходим путь из Техаса в Канзас-Сити, чтобы там продать скот, который вывели в пути. Останавливаемся в салунах, поместьях, фермах и так далее. Дойдя до Канзаса, мы продаем коров и начинаем сначала. И так несколько раз. Казалось бы – скукотища. Но автор игры – Александр Пфистер – так завернул фундамент игры в разные механики, что получилась интересная, бодрая и (я не устану говорить) гениальная игра.
Костюм, шляпа, хорошая работа и одинокое пьянство по выходным – вот что украшает мужчину
Игра на набор победных очков с добавлением механики колодостроя, где карты представляют стадо, которое мы перегоняем. Да, в основе геймплея мы перемещаемся по зданиям и получаем с этого бонусы. Но в этих бонусах - в том, через какие заведения вы построите свой маршрут, и будет зависеть успех в партии. Ведь на каждой остановке вы что-то делаете. Например, сперва продаете определенную породу коров, затем нанимаете рабочего или строите свое здание. И таких действий много. Если я буду перечислять все, это займет пару страниц.
Когда вы дошли до Канзаса, начинаете мини-игру. Сперва вы заполняете рынок труда и размещаете препятствия на карте. Потом продаете коров. Здесь необычная схема: каждая корова имеет свою ценность. Но только каждая уникальная порода будет приносить очки. В примере ниже вы получите только 7 очков. Так как у нас две карты галловейской породы – будет считаться только одна карта. Итого, 2+2+3.
Эти очки и будет ваш доход и предел, до которого вы отправите свое стадо. А если ваш поезд еще не доехал до пункта, куда вы пригнали скот, за доставку еще придется заплатить. Потом вы отправляетесь к старту карты и начинаете путешествие по новой. Нарративно это никак не объясняется, так что давайте представим, что ковбой разбогател и ушел в закат, поехало следующее поколение. Игра же заканчивается, когда трекер на рынке труда выходит за его рамки.
Прежде всего, житель равнин должен был иметь чувство направления.
По пути мы будем нанимать себе команду. Всего специалистов три вида. Ковбои удешевляют стоимость новых пород. Строители помогают строить здания, которые приносят победные очки. Чем больше строителей было задействовано, тем больше очков. А инженеры помогают нам во время перегонки скота на поезде. Чаще всего игроки стараются нанимать специалистов одного профиля, ведь так получается больше выгоды, чем если брать всех понемногу. К слову, какой-то одной выигрышной стратегии здесь нет, у каждой есть свои плюсы и минусы. Но быстро «переобуться» с одной специальности на другую не получится.
В конце игры мы получаем очки за каждые накопленные 5 долларов, наши постройки, города, в которые пригнали скот, железнодорожные станции, жетоны опасности, от которых вы избавились, самих коров и так далее. Всего пунктов 12. Конечно, я не сказал об огромном количестве нюансов. Например, о пределе руки или допдействиях. Но их настолько много, что рассказать лаконично и понятно не получится. Тут только книга правил на 20 страниц, написанных мелким шрифтом.
Дивные американские пейзажи
«Великий западный путь» второй редакции – это еще и про красоту и эстетику. Игра сделана на 5+ во всех аспектах. Приятные иллюстрации, шикарные компоненты. И это была первая игра с двухслойными планшетами! Когда я в нее первый раз сыграл, в голове была мысль: «А что, так можно было?!» Так удобно, когда ничего никуда не слетает.
Ну и миплы ковбоев. Сделать съёмные шляпки для каждой фигурки было удачным, милым и гениальным решением.
Посмотрел еще раз на первую редакцию - дизайнеры сделали работу над ошибками. Более сочные и яркие арты, более дружелюбное оформление, ну и, как я понял, для удобства добавили мешочки и органайзер. От первой редакции у меня бы не было столько восторга, в том числе из-за дизайна. Хотя я тут узнал интересную деталь: в первой редакции вместо разбойников были индейцы. Механически ничего не изменилось. По факту их заменили, чтобы не было проблем на расовой почве. XXI век, товарищи!
Конечно, можно и придраться к некоторым аспектам. В первую очередь есть вопросы к органайзеру. Он неудобный, в него все с трудом влезает, особенно если карты в протекторах. Ну и если игру сложить вертикально, внутри все превратится в картонную кашу. Ну и чисто моя придирка – немного скучно задизайнили рабочих. Можно же было сделать более живой задний фон, а то такое ощущение, что вместо дизайна взяли трех рандомных людей с улицы и попросили их сделать фото как на паспорт.
А что с реиграбельностью?
С ней все хорошо. Во-первых, здания имеют две стороны, что уже создает большое количество комбинаций. Во-вторых, из-за того, что вы строите свои заведения в любом месте, карта из партии в партию создается совершенно новая. Всегда можно попробовать разные тактики в игре. А их тут, как я говорил, три. Технически можно еще добавить их подвиды, но основа будет все равно одна – вы делаете упор на одну специальность.
Еще после первой редакции сделали небольшую перебалансировку игры и добавили несколько элементов из дополнения в базовую коробку. Плюс мини-дополнение с симментальской породой коров. Они по ходу партии будут взрослеть, и от этого их ценность увеличится. Поэтому, если вам надоело играть стандартной колодой, добавьте этих рыжих красавцев!
Под конец еще расскажу о масштабируемости игры к количеству игроков. Она, на мой взгляд, не удалась. Изменяется по факту количество шагов за ход и система штрафов. Но тут нужно, по моему мнению, менять что-то с игровым полем. Оптимально играть втроем. Вдвоем будет слишком много места для построек, что немного обесценивает некоторые постройки и размещение препятствий. Вчетвером же наоборот тесно - построек будет слишком много, а это ломает стратегию через строительство и растягивает время партии.
Подытожим
«Великий западный путь» – отличное евро, которое раскрыло для меня этот жанр в настольных играх. Оригинальный геймплей на перемещении рабочего с декбилдингом, шикарные компоненты и уникальные партии не оставят вас равнодушными к этой игре.
+ Крутой продакшн с отличными компонентами
+ Отличное оформление
+ Оригинальный геймплей не похожий на другие игры
+ Хороший баланс: ни одна из специальностей не сильнее и не слабее других
– На общем фоне дизайн специалистов слабоват
– Слабо продуманный органайзер
А теперь о цифрах:
Моё количество партий: 11
Оценка на BoardGameGeek: 8,43
Рейтинг BGG: 34/20 (общий топ/рейтинг в категории «Стратегии»)
Время партии: 75-150 минут
К «Великому западному пути» есть еще и дополнение: «Дорога на север». Оно есть как для первой, так отдельно для второй редакции игры. К сожалению, я пока не смог его пощупать. Но, быть может, оно у меня появится и будет повод вернуться к этой игре в своем блоге?
А какая игра открыла для вас жанр евро? Пишите в комментариях! Не забывайте подписаться на мой телеграм-канал и ставить лайки, ведь любой отклик для начинающего блогера — на вес золота.