Обет спустя пять партий
Для блога Бубылда
Итак, отыграв означенное число партий в эту замечательную игру, получше распробовав механики и местную Хронику, есть что добавить к впечатлениям после первой партии (кстати, вот они).
Получилось опробовать составами в три, четыре и пять человек, лично играл исключительно за изгнанников, пару раз становясь вассалом, но не снискав особого успеха. Да и вообще, почти во всех партиях выиграл канцлер, который был одними тем же человеком.
Кратко выделить хочется следующее:
1) Способности всего и вся.
Верле не постеснялся наполнить игру огромным количеством уникальных свойств, способностей и разного рода статусов, некоторые из которых вдребезги ломают привычный ход вещей. Чего тут только нет: безумные манипуляции с местной экономикой, комбо на найм чуть ли не всей армии за два действия, воровство советников другого игрока, внезапное превращение самого себя в вассала без согласия Канцлера и т.д. и т.п.
Фантазия автора тут изящно сплетается с художественной частью игры и её механическим нарративом, преподнося каждый раз уникальные ситуации, появление которых для игроков может стать совершенной неожиданностью. В такие моменты понимаешь для чего нужна была всё это нагромождение правил - насытить происходящее нюансами и придать процессу ещё больше свойств генератора историй. В этом смысле видны черты старого амери со всей его неуклюжестью и обаянием.
2) Баланс.
Ну, его не то, чтобы завезли. Традиционно, игра про то, чтобы нагнуть человека, который вот-вот победит, в силу чего всё, что происходит за столом, лежит на игроках. Если они не хотят или не могут принять правила Обета, а, возможно, вообще плохо представляют, чего от них ждут, партия может практически развалиться, либо заставить вовсе разочароваться в игре.
Плюс указанные способности карт, локаций и артефактов не равнозначны от слова совсем, да и не создавались такими, судя по всему. Бывало, что игрок, обвешавшись бонусами со всех сторон, просто-напросто не давал остальным шанса на победу, и никак от этого не уйти. Как бы хорошо ты не играл в игру, тебя запросто может поставить на место банальный топдек соперника.
3) Чувство беспомощности.
Вытекает из первых двух пунктов. Людей, которые любят ощущение контроля за происходящим, и не готовых взглянуть на Обет более широко, игра будет из раза в раз фрустрировать и вводить в ступор от невозможности сделать что-то толковое в свой ход: пока кто-то пробежал через всю карту и успел пару раз вступить в бой, найти реликвию и какого-нибудь интересного советника, ты можешь потратить пару минут на то, чтобы собрать пару грошей. Такое может повториться и несколько раз, а ведь есть пункт №4.
4) Даунтайм.
Присутствует, от него никуда не убежать: игра позволяет много чего сделать в свой ход, порой провернуть весьма дегенеративную комбу, и всё это очень интересно, но с вами играет ещё 3-4 человека, каждый из которых хочет того же. Лично я всегда остаюсь включенным, но людям, сколнным терять к игре интерес между своими ходами, можно разве что посочувствовать и посоветовать смириться.
5) Кингмейкинг.
Игра про кингмейкинг: он повсюду, он везде, на каждом шагу и так далее. Это не хорошо и не плохо, но привычным к умеренности в этом плане евробоярам может быть некомфортно, однако, всё так и задумывалось.
6) Система Хроники.
За пять сыгранных партий из колоды ушло 30 карт обитателей, которые были заменены новыми. На текущий момент в колоде больше всего карт Очага, которые отвечают за разного рода накопительство и распоряжение ресурсами. По идее, игры сейчас должны быть весьма миролюбивыми.
Это, конечно, не совсем так - они менее втыкательные, чем первые две-три, но всё равно, без активных терок в этой игре никуда. Ну и который раз мешающий канцлеру Король разбойников, до сих пор не отправленный по случайности в ссылку, придаёт всему перчинки.
Относительно самой механики с влиянием ваших действий на следующую партию, ощущение того, что это суперкрутая находка никуда не делось. Преемственность сильно придаёт контекста всему, что происходит, и несколько привязывает игроков к тем или иным вещам в игре. Наша столица в Трущобах с крепостью даёт мне ощущение уюта, а периодические набеги банд с выпиливанием армий Канцлера жду, как пятницу.
7) Обет - это круто.
Главный итог пяти очень разных партий в том, что игра крутая. Несмотря на вал механик, относиться, конечно, к ней надо проще - это не совсем привычное соревнование, целью которого является исключительно победа, а без пяти минут симуляция нестабильной политической ситуации в некой абстрактной стране Олежии. С заделом на условно-ролевой отыгрыш.
Игра живая, конфликтная и очень яркая, с ворохом оригинальных находок, интересно соединённых в ни на что непохожий гибрид, максимально приближенная к lifestyle-играм: один раз продравшись через правила, можно обеспечить себе и своей игровой ячейке десятки и десятки партий, в каждой из которых будет что-то новое. Имеющиеся недостатки лично для меня на впечатление от игры не повлияли.
Пока что главное во что поиграл в этом году.