Топ 100 настольных игр от Мистера Лиса (40-31 места)
Краткий обзор 100 лучших игр, сыгранных мной за 8 лет увлечения хобби. Сейчас расскажу о местах с 40 по 31.
40. Пэчворк
Одна из лучших игр Уве Розенберга. К сожалению, а может, к счастью, она только на двоих. Каждый выкладывает на своем планшете кусочки ткани различной формы. Эти лоскутки можно получить, заплатив пуговицами из своего запаса или «временем», которое отсчитывается на планшете. Любопытно, что всегда ходит игрок, отстающий на шкале времени. Поэтому иногда можно сходить несколько раз подряд. В процессе траты «времени» игрокам будут начисляться заработанные пуговицы для новых покупок. Когда оба соперника исчерпают свое «времени», подсчитываются итоговые очки — количество заработанных пуговиц минус удвоенное количество пустых мест на своем планшете. В какой-то степени «Пэчворк» можно назвать экономикой на пуговицах. Грамотно распределяй «бюджет» пуговиц и свое «время».
Отличная игра для новичков и в качестве семейки. Раньше на наших курсах развития использовали эту игру в качестве прокачки пространственного мышления.
Не сказал бы, что сильно люблю играть в детективы из-за их «одноразовости» — прошел и забыл. Но «Паранормальный детектив» изначально зацепил своей тематикой, а впоследствии механикой.
Все игроки, кроме одного, становятся медиумами-детективами. Оставшийся — это погибший призрак. Он хочет донести до остальных причину своей смерти. Медиумы задают вопросы, на которые нельзя ответить только «да» или «нет». А призрак отвечает с помощью выбранного детективом действия. В арсенале есть карты таро, спиритическая доска, прóклятое зеркало и некоторые другие приспособления.
Вместе с призраком в игре победит правильно ответивший на 5 основных вопросов или на большинство из них:
- Кто убил?
- Почему убил?
- Где совершено преступление?
- Каким способом совершено убийство?
- С помощью какого орудия?
В идеале можно и угадать всё произошедшее. Сразу хочу предупредить, что истории нестандартные. Приходится хорошо пофантазировать, чтобы отгадать произошедший случай.
Можно немного придраться к игре, что количество дел ограничено — в коробке их всего 28. Но есть специальное приложение, где постепенно появляются новые истории.
«Паранормальный детектив» заставляет поразмышлять и посмеяться над подсказками призрака. В данном случае детектив смешали с механикой «Крокодила», что дает низкий порог вхождения для любой компании. При игре я бы порекомендовал еще включить мистическую музыку.
Есть такое японское издательство «Oink Games». Оно выпускает много интересных игр в небольших коробочках, которые умещаются в кармане куртки. Но локализована у нас всего одна игра — «Предельное погружение».
По сути это продвинутая ходилка, но с необычным решением. Каждый ход игрок бросает два кубика и отправляет на дно своего аквалангиста. Там, где он остановился можно забрать жетон с сокровищем. Чем глубже опустишься на дно, тем ценнее эти жетоны. В любой момент перед своим ходом можно решить отправиться назад в подводную лодку. Но, есть нюансы. С каждым взятым жетоном сокровища происходит следующее:
- значение кубика уменьшается на единичку при броске;
- общий запас кислорода также уменьшается на единицу перед ходом игрока.
Поэтому здесь настоящее испытание на жадность. Можно глубже нырнуть за ценными сокровищами, но остальные игроки постараются, чтобы вы не выбрались из бездны, взяв больше сокровищ ближе к поверхности. Игра продолжается три раунда. Как вы уже догадались, побеждает принесший больше сокровищ в подводную лодку.
Отличный филер, который «выстрелил в этом году». Правила элементарные. Берете карту или из стопок сброса, или из колоды. Выкладываете пары карт, которые могут дать дополнительные плюшки: украсть карту у соперника, сделать еще один ход и т.д. Если кто-то набрал 7 очков картами в руке и на столе, он может объявить конец раунда. Этот игрок может дать последний шанс всем остальным, чтобы лишить их очков. В противном случае все просто считают сумму на картах. Кто больше заработает очков за несколько раундов, выигрывает.
«Море, Соль, Бумага» может многим не зайти из-за большого рандома карт. Стратегии не так много, как хотелось бы, но игра реально затягивает. Поэтому в своей коллекции оставил.Очень подкупает оформление. Изображения на картах — настоящие сфотографированные оригами.
Удивительная игра. В изначальной версии всего 16 карт, но с высокой реиграбельностью. В этому году я познакомился с подарочным изданием «Тайного послания». Оно рассчитано до 6 игроков, и карт уже в 2 раз больше.По сюжету задача игроков — передать своё тайное послание принцессе. Это приходится делать через других приближенных к королевской особе.Каждый ход игрок выбирает одну из двух карт персонажей в руке и использует ее свойство. В конце раунда победа будет за игроком сохранившего персонажа, который ближе всего к принцессе по статусу. Он получит жетон симпатии. Кто наберет больше этих жетонов за несколько раундов, побеждает.Игра просто отличная! Хочется себе в коллекцию. К сожалению, сейчас очень сложно найти коробочку даже на барахолках.
35. Черепашьи бега
Откровенно детская игра, в которую с удовольствием играю с друзьями и семьей. Однажды провел взрослую игротеку по играм гонкам. Там были «В поисках Эльдорадо», «Крути педали» и... «Черепашьи бега». Мне показалось, что черепашки даже больше зашли.
«Черепашьи бега» создал именитый и очень «плодовитый» автор Райнер Книция. «Черепашки», как мы ласково называем игру, — смесь ходилки и мафии. Каждый игрок знает только свой цвет черепахи. Её нужно привести к капустному полю. Все по очереди разыгрывают карты и двигают любую фишку животного вперед или назад. Самое прикольное, что на одной клетке черепашки не стоят рядом, а забираются на спину ранее занявшей место. И при движении нижняя черепаха будет тащить всю башенку на ней.
Всегда в магазине рекомендую игру семьям с детьми от 5 лет и выше. Однажды был даже отзыв: «За застольем сыграли с детьми в «Черепашьи бега». Потом отпрыски ушли гулять, а взрослые продолжили играть. Чуть не дошло до ставок за деньги».
34. Индустрия
Отечественная игра, которая мне искренне полюбилась. Создал ее опытный геймдизайнер Иван Лашин.
Здесь сочетается аукцион, построение движка на картах и шило-мыльный обмен. Задача игроков как можно выгоднее выстроить цепь из купленных карт предприятий, чтобы обменять свои ресурсы на деньги. Самый богатый игрок победит.
Игра меня зацепила интересным аукционом. Игроки пытаются выкупить карты предприятий, выкладывая по очереди на них жетоны капитала. У каждого игрока их четыре со значением от 1 до 4. На одну карту нельзя дважды положить жетон своего цвета и с повторяющейся цифрой. По итогам аукциона наибольшее значение позволяет забрать карту. Если на карте есть другие фишки с меньшим значением, они получают компенсацию в размере цифры на жетоне капитала.
Очень достойная отечественная игра, которую высоко оценили и на западном рынке.
«Арес» — младший брать большого «Покорения Марса». Тематика, карты, корпорации и цель те же, но играется совершенно по-другому.
Общая задача улучшить климат на красной планете. Игроки сначала разыгрывают карты фаз, которые будут использованы в этом раунде. Потом одновременно играют эти фазы. Всего их пять:
- Развитие — розыгрыш зеленых карт.
- Строительство — розыгрыш красных и синих карт.
- Действия — использование своих базовых действий и синих карт на столе.
- Производство — получение ресурсов.
- Исследование — добор новых карт.
Каждый раз надеешься, что другой игрок выберет ту фазу, которая тебе нужна, но сам не хочешь или не можешь её разыграть.
Игра заканчивается, когда красная планета становится пригодной для жизни. Игрок с наибольшими победными очками побеждает.
Многие любят сравнивать обычный «Марс» с «Аресом». Последний выделяется отличным оформлением, более быстрыми партиями из-за одновременных ходов и меньшим размером коробки. Но мне ближе изначальная игра. Потому что в «Аресе» только построил карточный движок и хочешь насладиться его работой, а игра резко заканчивается. Этим маленький Марс не обошел большой. Также сохранилось ощущение, что некоторые моменты оригинала специально не добавили, чтобы продать дальнейшем дополнения.
На мой взгляд, «Арес» лучше пробовать первым, а потом переходить к большой коробке.
Последнее в моем топе читерство — объединение двух игр на одной позиции. Различает две версии «Кодовых имен» только одно — в дуэте игра кооперативная.
У обеих игр смысл одинаковый — стараться объединить как можно больше слов одной ассоциацией, чтобы твоя команда отгадала эти слова. Выбирать придется из 25 слов. Среди них есть часть нейтральных, часть нужных игрокам, и одно скрытое слово-капкан, которое нельзя выбирать.
Кодовые имена — очень популярный патигейм на подумать. Кооперативная версия ничем не хуже изначальной.
31. Каскадия
«Каскадия» — красивая и приятная семейка про североамериканскую экосистему. В процессе предстоит выбирать жетоны местности и фишки животных из четырех предложенных. Местность и зверей выкладываете у себя. При этом стараетесь выполнить задание по размещению животных в определенную форму.
Игра рассчитана от 1 до 4 игроков, но лучше всего играть вчетвером. Время игры не сильно увеличивается.
На одном из ресурсов, где выкладываю свой топ-100, были комментарии о нецелесообразности детских игр в топах. Не соглашусь с этим. Во многие детские игры мы с друзьями в качестве филера с удовольствием играем и сами.
А вы играете в детские игры без детей?