"Авторский" метод ранжирования игр
Всем привет ! Хочу поделиться своей методикой ранжирования игр в личной коллекции.
В статье хочу рассмотреть основные положения своего метода оценки игр, рассказать по каким параметрам и критериям я ранжирую игры. В конце приведу итоговое ранжирование основной части своей коллекции.
Для начала несколько положений о сути метода и жанрах игр для которых он подойдет.
Во-первых, ранжирование строится на субъективной оценке владельцем коллекции всех игр по ряду объективных параметров. Выделено пять таких параметров, каждый из которых разделен еще на пять критериев. По каждому критерию выставляются баллы от 0 до 2, и суммированием формируется итоговый балл по соответствующему параметру (0-10). Затем по среднему значению всех 5 параметров определяется итоговая оценка и занимаемое игрой место в коллекции. Для себя я выделил следующие параметры и их критерии:
- Механики (количество, связанность, интерес, алгоритмичность, сложность)
- Игровой процесс (окончание, разнообразие, даунтайм, планирование, влияние)
- Наполнение / Качество (разнообразие, качество, удобство, понятность, хранение)
- Реиграбельность / Игровой период (желание, возможность, длительность, наличие дополнений, зависимость от дополнений)
- Атмосфера (оформление, тематичность, компоненты, погружение, тема)
Во-вторых, данный метод хорошо себя проявляет при оценки евро-игр, ареа-контролов, сложных карточных игр (колодострои, построение движков) и других соревновательных жанров средней и высокой сложности. Простые игры и патигеймы вполне ожидаемо будут находится на замыкающих позициях, поэтому логичным было бы решение не оценивать их вместе с другими более комплексными "родственниками" (в моем рейтинге будут представлены подобные игры, поскольку размер коллекции на текущий момент не требует "чистки"). Кооперативные проекты не могут быть ранжированы по предлагаемой системе.
В-третьих, оценки играм я выставляю после минимум двух партий в основном режиме (в большинстве случаев с разным количеством игроков) и подробно изучив/попробовав дополнительные режимы при их наличии (соло-мод, кооператив). При наличии дополнений или модулей базовая версия также играется сначала с расширениями по отдельности и затем с некой их комбинацией.
Далее хотелось бы подробнее рассказать о каждом параметре с демонстрацией соответствующего ранжирования личной коллекции. Начнем с параметра ...
Механики
Данный параметр является одним из ключевых, поскольку отражает направленность и целостность игры, а также позволяет оценить необходимость владения данным продуктов в зависимости от игровых предпочтений игрока.
Рассмотрим критерии:
Количество
механик - оценивается количество представленных в игре механик (я не утверждаю, что механик должно быть много, однако наличие всего одной сильно упрощает игру и значительно убавляет интерес к ней). Выставляемые баллы:
2 - несколько нормально или хорошо
реализованных механик / уникальная механика
1 - одна хорошо реализованная
механика
0 - одна нормально или плохо
реализованная механика
Связность механик - отражает взаимодействие механик друг с другом. Выставляемые баллы:
2 - механики дополняют друг друга
1 - механики дополняют друг друга,
но есть доминирующая
0 - одна механика, либо механики “перекрывают
друг друга”
Интерес к механике - личное отношение игрока к механике/совокупности механик представленных в игре. Выставляемые баллы:
2 - Интересно
1 - Нейтрально
0 - Неинтересно
Алгоритмитчность механики - оценивается присутствие в игре победных алгоритмов (на старте обязательно нужно сделать определенное действие и т.д.). Выставляемые баллы:
2 - Полное отсутствие или
разнообразие
1 - Два-три алгоритма
0 - Один алгоритм
Сложность механики - сложность освоения механики (оценивается не определенный тип механики, а конкретное представление подобной в игре). Выставляемые баллы:
2 - Оптимально (достаточно
сложно/достаточно просто)
1 - Сложновато / Простовато
0 - Слишком просто / Слишком Сложно
Далее переходим к следующему важному параметру ...
Игровой процесс
Данный параметр является одной из ключевых позиций для многих игроков и позволяет оценить насколько подойдет игра определенной компании.
Рассмотрим критерии:
Окончание игры - количество победных условий / путей к победе / окончания игры. Выставляемые баллы:
2 - Несколько равноценных условий
победы / окончания игры
1 - Одно условие победы и Разный
путь / Несколько условий окончания, но есть доминирующий
0 - Одно условие победы и Один путь
к победе
Разнообразие процесса - доступность выбора действий и свобода принятия решений во время игры. Выставляемые баллы:
2 - Оптимальная доступность и свобода действий
1 - Достаточная доступность и свобода / Оптимальная
доступность и нет свободы и т.д
0 - Мало выбора и нет Свободы
Даунтайм - длительность ожидания своего хода. Выставляемые баллы:
2 - Отсутствие или незначительное
присутствие
1 - Некритичное / веселое ожидание /
Ожидание + планирование и т.д
0 - Критическое
Планирование - разнообразие возможностей планирования своих действий. Выставляемые баллы:
2 - Хорошее / разнообразное планирование
1 - Слишком сложное планирование /
стандартное планирование
0 - Отсутствие планирования
Влияние других игроков - оценка влияния действий других игроков. Выставляемые баллы:
2 - Оптимальное (достаточно
комфортно и конфликтно)
1 - Комфортно, но слабо конфликтно /
Конфликтно, но слабо комфортно
0 - Критически
конфликтно, либо крайне обособлено
Следующим рассмотрим параметр крайне важный для меня лично ...
Наполнение / Качество
Качество компонентов и наполненность ими игры сильно повышают качество игрового опыта и вовлечение в каждую партию.
Критерии:
Разнообразие компонентов - наполненность игры различными компонентами (карты, жетоны, планшеты, маркеры и т.д.). Выставляемые баллы:
2 - Множество компонентов
1 - Один основной тип и есть
вспомогательные
0 - Один тип компонентов
Качество игры - качество коробки и исполнение компонентов. Выставляемые баллы:
2 - Высокое качество (высоко детализированные миниатюры, плотный картон, двухслойные планшеты)
1 - Стандарт (картонные жетоны, деревянные фигурки)
0 - Плохо выполнено (тонкий картон, плохая вырубка и т.д.)
Удобство использования - удобство раскладки и размещения компонентов в игровой зоне, доступность всех элементов во время партии. Выставляемые баллы:
2 - Удобно
1 - Частично удобно, частично нет
0 - Неудобно
Понятность использования - оценка иконографики и описания игровых элементов, а также логичность их использования во время партии. Выставляемые баллы:
2 - Интуитивно понятно, удобные
памятки и т.д
1 - Понятно, но требуется освоение
0 - Непонятно / требуется частое
обращение к правилам
Хранение - удобство и качество хранения игровых составляющих. Оценивается только то, что идет изначально в коробке. Выставляемые баллы:
2 - Крайне удобно (хороший
органайзер / присутствие игронайзера, разделение компонентов и т.д.)
1 - Стандарт (компоненты комфортно
помещаются в коробку, есть мешочки и т.д.)
0 - Неудобно (что-то не помешается,
нет мешков и т.д)
Далее рассмотрим еще один ключевой параметр любой настольной игры ...
Реиграбельность
Важный параметр отражающий длительность "жизни" игры. Также в этот раздел включена оценка Игрового периода, то есть длительности партии, расширения игры (за счет модулей и расширений) и объема игрового опыта, получаемого в каждой партии.
Выделенные критерии:
Желание играть снова - оценивается тяга к возвращению в игру снова и снова. Выставляемые баллы:
2 - Есть желание (есть готовность играть регулярно)
1 - Нейтрально (можно сыграть при случае)
0 - Отсутствие желания (одной партии хватило)
Возможность играть снова - оценивается наличие дополнительных сценариев / других стартовых условий, новых стратегий, режимов и т.д. Выставляемые баллы:
2 - Высокая (разные стратегии, есть
доп. режимы, ассиметрия (2-3/3))
1 - Средняя (доп. режимы или другие
стратегии или ассиметрия)
0 - Отсутствует (игра на один раз)
Длительность - комфортность времени партии по мнению игрока / игроков. Выставляемые баллы:
2 - Комфортно
1 - Долговато / Быстровато
0 - Слишком долго / Слишком быстро
Наличие дополнений - наличие / отсутствие расширений базовой игры. Выставляемые баллы:
2 - Несколько существенных
дополнений
1 - Одно существенное дополнение и косметические
0 - Нет дополнений / Только
косметические
Зависимость от дополнений - требовательность игры к наличию дополнительных модулей или расширений. Выставляемые баллы:
2 - Отсутствует (игра хороша без
дополнений)
1 - Ощущается (игра хороша, но
требуется доп. контент)
0 - Без дополнений слишком скучно /
просто и т.д.
И, наконец, переходим к заключительному параметру ...
Атмосфера
Наиболее субъективный и для ряда игроков далеко не самый значимых параметр. Однако для меня является достаточно существенным, как при выборе игр в коллекцию, так и при предложении вариантов во время игровой сессии.
Кратко о критериях оценивания:
Оформление - общее оформление игры. Выставляемые баллы:
2 - Красивое оформление
1 - Хорошее оформление, но нет
внимания к деталям
0 - Слабое оформление
Тематичность - соответствие механик и игрового процесса теме. Выставляемые баллы:
2 - Игра выполнена в стилистике темы
1 - Тема затронута, но недостачно
раскрыта
0 - Не соответствует или
противоречит теме
Компоненты - соответствие компонентов и их оформления теме. Выставляемые баллы:
2 - Компоненты подчеркивают и
раскрывают тему
1 - Частично оформлены
0 - Противоречит теме / Тема не
раскрывается
Погружение - вовлечение в игровой процесс за счет темы. Выставляемые баллы:
2 - Сильное
1 - Нейтральное
0 - Отсутствует
Тема - интерес к теме по мнению игрока. Выставляемые баллы:
2 - Нравится
1 - Нейтральный
0 - Не нравится
И обещанное в самом начале итоговое ранжирование игр моей коллекции.
Надеюсь, что данный метод может оказаться кому-то полезен.
Если понадобится шаблон Excel-таблицы с готовыми формулами и фильтрами, готов буду поделиться (контакты есть в профиле.)
На этом у меня все, буду рад комментариям.
До новых встреч !