Эверделл. Обзор
Эверделл или моё принятие этой игры.
Хочу вам рассказать об очень интересной игре Эверделл. Давайте начнём с сухой статистики. Входит в 30 лучших игр. Топ 4 среди семейных игр. Имеет тысячу дополнений. Имеет безумно успешный бигбокс по сборам на кике. Так что это за зверь? А точнее будет сказать «зверята».
О чем игра
Эверделл повествует нам о сказочном лесе, где милые и дружные зверята строят свои города. Они зовут туда королей, возводят дворцы, участвуют в событиях леса и все это происходит под ветвями великого древа. Теперь без красивых фраз к сути. В базовой игре присутствует две основные механики. Первая - выставление рабочих, вторая - построение личного движка с помощью карт.
Игровой процесс
В свой ход игрок может сделать всего три вида действий и давайте начнём по порядку. Первое это выставить работника. У нас есть ряд локаций, которые всегда присутствуют в игре и они безумно просты, они позволяют нам взять ресурс. Есть ещё лесные локации, которые очень сильные и превосходят обычные локации и от партии к партии достаются разные. Их суть такая же, они лишь позволяют нам получить ресурсы. Также работника можно выставить в ещё два места, но об этом чуть позже.
Второе же действие это построить карту за ресурсы и тут Эверделл показывают всю свою красоту. Каждая карта имеет своё прекрасное и очень милое изображение. Разглядывать иллюстрации это прям отдельное удовольствие, они нарисованы мягко, приятно и заставляют тебя улыбаться!
НО! Это не все что связано с картами. Начнём с того что количество карт в вашем городе ограничено 15 сооружениями/существами, поэтому не получится строить все подряд. Как я и говорил мы можем построить карту за какие-то ресурсы и тут Эверделл пытается решить проблему многих таких игр - рандом карт на руке. Решает он это с помощью поляны. Если грубо судить, то у вас две руки, а если красиво, то это Открытый драфт карт. Одна рука у вас скрытая от других игроков, а другая открыта для использования всеми. Благодаря этому у вас может быть целых 16 карт на выбор и это отличное решение как по мне, однако вызывает другую проблему первые 10-15 минут партии могут занять просто изучения карт на руке и на поляне.
Важная и милая деталь, что когда вы строите карту сооружения, то тратите дерево, камень или смолу, но призывая существо вы всегда тратите ягодки. С картами также связана другая интересная деталь. Почти все карты сооружения позволяют бесплатно вам разыграть одно определенное существо. К примеру, на ферму бесплатно придёт муж или жена, в лавку прибежит лавочник, в дворец королева и т.д. К каждому существу привязано здание где он работает и это очень хорошо отражает тему в игре.
Добавлю про карты, что они разделяются на несколько видов. Карты урожая, что срабатывают сразу и чуть позже, они будут основой вашего движка, карты с мгновенным эффектом, карты, которые дают особенным способом победные очки , карты тригеры, которые помогают движку разгоняться (к примеру, «если играешь существо, то получай N такого-то ресурса) и самые интересные карты это карты с местами для работников. Видите ли некоторые карты позволяют выполнить очень сильный эффект если туда отправить своего работника и при всём при этом, не только вы можете это сделать, но и ваши соперники могут приходить к вам в город, поэтому тут нужно уже следить за теми картами что играешь ты и твой соперник. Чутка взаимодействия семейной игре никогда не повредит, при этом игра все ещё остаётся семейной, ведь игрок к кому пришли получить победное очко (это все ровно не столь круто как бесплатно играть карты или со скидкой строить здания, но все ещё хоть что-то).
Раз мы обсудили карты и снова вернулись к работникам, то давайте закроем с ними тему. В игре есть карты событий и жетоны событий. Если ваша Амери душа подумала, что все начнёт рушиться, будут пожары, чума и т.д. Нет! Это просто события что случаются в этом сказочном лесу. К примеру, какой-то праздник. Мы можем отправить работника на события и забрать его себе и в конце получить победные очки. Но у каждого события есть условия. У жетонов, которые всегда имеют одинаковые условия и всегда очень простые у вас просто должно быть определенное число карт какого-то типа. А вот особые, которые достаются случайно на партию заставляют собрать две определенные карты. Это обычно какое-то существо и здание и они не сочетаются между собой, однако собрав их вы получите какой-то бонус и уникальный способ получения очков. И это круто, тебе хочется забрать событие и ты вставляешь две не сочетаемые карты себе в город и получаешь за это очки.
И третье действие это переход в сезон. Мы просто забираем всех работников, получаем новых и играем эффекты своих карт которые срабатывают в эту фазу. И один раз при переходе заберем в руку две карты с поляны. Тут нету каких-то подводных камней (механик), но есть немного проблема с погружением. Это нормально когда один игрок сейчас сидит в сезоне лета так как ещё не перешёл, а второй уже в осени. Это не объяснить, это просто условность.
И самое главное что нужно уловить в игре, что она приятная. Почти все что ты делаешь работает и ты получаешь тонну удовольствия от этого. Тебе нравится твой движок, нравится ставить работника и это приятно. При этом думать в игре надо. Строить не нужные карты - ошибка. Не посчитать ресурсы и кол-во своих работников - ошибка. А теперь главная проблема. Даунтайм. Это норма для этих игр. Но первый сезон играется за 5-10 минут, ибо у вас всего два работника и максимум вы успеете построить три карты. Но под конец начинается жесть. Просто представьте. Человек с 13 картами переходит в новый сезон, 7 из них сразу начинают работать и приносить ему кучу эффектов. На эти эффекты тригериться ещё 3 карты и да, можно ходить дальше, но иногда важно посмотреть что происходит. От этого сложно сказать что игра для всех всех.
Но в чём игра хороша так это в своих компонентах. Карты очень плотные. Иллюстрации шикарно сделаны. Все ресурсы приятно держать в руках. Ягодки вообще мягкие и их можно сжимать в своих руках.
Но давайте не будем прятать это рояль в кустах. А точнее дерево.
Дерево что стоит и выполнять функцию держателя новых рабочих, и внизу хранит колоду. Оно выглядит шикарно, я поражаюсь этой детали. Одно дерево дает игре +10 баллов к оформлению, но есть проблема. Это картон, и при частых партиях дерево начнёт умирать. Картон расслаивается и дерево теряет свой прекрасный внешний вид. И ещё проблема. Оно огромное и заслоняет вид игроку который может сидеть рядом с ним. Впрочем в одном из дополнений дают дополнительное поле, где отмечено что происходит при переходе в сезон, ведь именно дерево служит напоминанием о всех эффектах перехода в новый сезон.
Дополнения
Все хороши. Мой фаворит это острые хребты, дает кризис и уникальных рабочих. Многим нравится жемчужный ручей, он даёт новые стратегии и новый ресурс. Фестиваль даёт ассиметрию и кучу модулей. В целом, все хороши и выбор за вами. Важно что игра становиться очень массивной, множество ячеек действий и множество механик добавляется и может случиться перегруз для такой семейной игры. Мой совет - ручей или хребты.
Итог
Мои личные впечатления об игре постоянно менялись от боже я готов вкинуть все деньги, до мне это вообще нужно? Игра цепляет своим оформлением и приятным игровым процессом. Можно выстраивать интересный карточный движок, где карты завязаны друг на друге и это очень интересно работает, при этом игра приятная, я получал огромное удовольствие от игры каждый раз, когда не искал в ней душную стратегию.
В Эверделл надо играть спокойно, радоваться комбо и вглядываться в прекрасные рисунки, мило общаться и пить чай. Это отличная семейка +, что важно текста на картах не много, но он есть и возможно прям во все семьи не зайдёт и покажется сложным. Игра проста и в ней всё работает отлично, вот в чём и заключается магия Эвердела, он отличное работает и позволяет забыть о личных проблемах и смеяться с того что ты всю партию не можешь найти жену. Злиться что игрок забрал твоего барда, но при этом радоваться что смог первым поучаствовать в событии.
Получать огромное удовольствие, когда строишь дорогую карту, ведь до этого твой движок сработал правильно и ты не строил ненужные карты, а все что построил правда помогает тебе. Главное что после последней партии я сказал, что я бы хоть ещё одну поиграл. Вот в чём прелесть Эвердела, он спокойный и уютный.
Мои красивые речи окончены и бегу сухо говорить о плюсах и минусах!
+Красивый продакшен
+Отличная семейная игра
+не самый глупый процесс
+не так рандомно как у братьев по жанру
+ не долгие партии
+движок интересно собирать
+реиграбельность даже в базе хороша
+- это не гик игра и в ней мало конфликта, подрезание есть, но в целом не так страшно, всегда найдёшь выход
+- база может показаться слишком простой
-даунтайм
-цена! Ты понимаешь за что платишь, но за эту цену можно взять пять племён, Иниш и другие топовые игры.
Я рекомендую игру, если вы ищите хорошую семейную игру, она приятна и красива. Если вы не готовы столько отдавать за неё, то и не потеряете ничего. Я долго думал что она делает в топ 30 BGG и наконец-то понял и этот обзор весь посвящён моему принятию этой игры.
Спасибо за внимание!
Все фото взяты с сайта BGG: https://boardgamegeek.com
Мой телеграмм канал, где я делюсь своим впечатлениям об играх, обзорами, подборками и статьями: https://t.me/catinboxbg. Буду рад, если вам интересно и вы подпишитесь.