Nucleum. Термоядерные комбокруты
Настольная игра Nucleum - новинка 2023 года, довольно сложное евро про параллельную вселенную, где широкое распространение получила атомная энергетика, и игрокам предстоит построить инфраструктуру позапрошлого века где-то в Центральной Европе, судя по знакомым названиям городов.
Обзорщики называют Nucleum внебрачным сыном Брасса и Плотины. Мне же в Плотину играть не доводилось, так что сравнения будут только с Брассом, хотя сходство вижу только в построении инфраструктуры и использовании ресурсов на поле.
Внешний вид и наполнение
Коробка Nucleum стандартного размера (в отличие от Брасса, у которого коробка в два раза меньше по высоте и объему) и битком набита компонентами, что крышка едва закрывается. Помимо всего прочего там лежат таинственные картонные расчески с не менее таинственными буквами, обведенными в круг. Зиплоков положили с запасом. Из макулатуры в коробке не только основные правила и правила соло-игры, но и чек-лист для ачивок. По этой игре плачет продуманный органайзер, но он бы точно сделал коробку дороже. Без таких удобств игра стоит довольно недорого. Возможно странные картонные расчески - это и есть органайзер, но нигде в коробке не было никакой инструкции, как собирается этот нефигурирующий нигде компонент. На BGG есть целый тред, где люди тоже понять не могут, как собрать эту штуковину, но некоторые все же делятся примерами сборки, подобранной методом тыка. Оставлю это на развлечение будущему хозяину своей коробки
Игровое поле
Поле состоит из двух частей - основной доски с игровой областью (города разных цветов с ячейками под здания, импорт угля, ячейки под железную дорогу) и треком победных очков, и бокового поля, где расположился рынок тайлов действий и контрактов, а также Milestone трек, чем-то напоминающий треки Коимбры. Инфографика есть, что позволяет игре быть языконезависимой. Текст фигурирует лишь в правилах и на памятках игроков
Планшет игрока
Планшеты игрока двуслойный (чем Нуклеум дает прикурить Брассу), в нем также выкладываются тайлы зданий, которые можно построить и запитать, а также другие строения - ветряки (турбины) и урановые шахты. Тайлы зданий уникальны и выкладываются в один слой, не стопками, как в Брассе, также есть пары ветряк-шахта. Помимо зданий в планшете есть треки дохода и выемки под тайлы действий и под тайлы контрактов. Также у игрока будет приставной планшет для технологий.
Куда не глянь - везде бонусы, пассивные абилки, ништяки. Главное не забывать их активировать. Но и это еще не все. В игре присутствует асимметрия. сначала ее почти нет, но с прокачкой своего движка у вас начнется термоядерная комбокрутка. Движок и асимметрия, в основном, качается с помощью открытия технологий. Также в главном планшете есть выемка для ништяка одной из пар ветряк-шахта, который у всех уникален. Сам набор компонентов асимметрии называется в игре Экспериментом (А, B, C, D). Набор тайлов действий тоже у всех свой. Действия там одни и те же, но их комбинации разные. Каждый такой тайл имеет масть и два варианта действия. Он двухсторонний, и на другой стороне вы найдете железную дорогу, которая нужна для создания инфраструктуры. Мультиюз карт уже много где есть, а вот мультиюз тайлов я сходу не припомню в какой игре встречался.
Что можно сделать в свой ход
Вариантов хода всего 3. Но зато какие
- Выложить тайл действия на свой игровой планшет (если нет свободных ячеек, то этот вариант невозможен). Таким образом можно в любом порядке выполнить изображенные на нем действия (5 основных либо получение ресурсов) и завершить контракт, который вы приберегли на своем планшете (либо фиолетовый с поля, который приберечь нельзя). В 5 базовых действий входит Развитие, Контракт, Урбанизация, Индустриализация, Запитка здания. Все базовые действия описаны в памятке игрока, но на тайлах они могут фигурировать с бонусом или скидкой. Для этого никакой памятки нет, что жирный минус составителю правил. Также в наборе стартовых тайлов есть тайл без действий и без железной дороги на обратной стороне. С его помощью можно использовать одно из базовых действий со скидкой в одну монетку (по лору наша валюта называется Талер)
- Выложить тайл действия на игровое поле. Этот ход тоже позволит делать действия с тайла, и даже больше. Тайл можно положить как угодно в подходящую ячейку, а можно по принципу домино. Таким образом можно делать больше, чем два действия в свой ход, а также соперник сможет выполнять действия не в свой ход, если его тайл стоит рядом и совпадает по масти с вашим. Это элемент позитивного взаимодействия, которого нет в Брассе. Когда перегон (из 1, 2 или 3 тайлов) завершен, то тайлы переворачиваются на сторону с железной дорогой и образуют перегон между городами, а его хозяева гребут бонусов лопатой. Отметить, какому именно игроку принадлежит участок железной дороги, нужно миплом, который останется там стоять до конца игры
- Перезарядка - действие, позволяющее вернуть в запас выставленные на свой планшет тайлы действий, получить доход и отметиться на треке Milestone. Этому варианту хода выделена отдельная сторона памятки игрока, так что расписывать не буду
5 базовых действий
- Развитие позволяет купить на общем рынке 1 или 2 тайла действия
- Контракт - взять один из золотых или серебряных контрактов. Взял контракт - положи в ячейку. Положил в ячейку - получи соответствующий бонус. Нет свободных ячеек - делать действие нельзя. Выполнить контракт можно будет только в первом варианте хода, но и это не всегда так. Некоторые технологии позволяют сделать это и во втором варианте хода
- Урбанизация - строим городские здания, платим монетками
- Индустриализация - строим промышленные строения - шахты и ветряки, платим миплами.
- Запитка здания - самое замороченное действие. Можно запитать одно здание с помощью урана и\или угля, а можно обойтись энергией ветряков. Уран сразу не доступен, нужно чтобы кто-то выложил Nucleum Present токен в башенку АЭС, а также иметь уран на шахте. Уголь можно импортировать из-за границы карты. С каждой покупкой цена на него будет расти. Ветряки не только повышают КПД АЭС, но и сами немножко вырабатывают энергию.
Какие в игре есть ресурсы
- Талеры. Ну собственно сами деньги, на которые можно покупать тайлы действий и строить здания, а также импортировать уголь. Также придется платить дань хозяевам ветряков, если вы хотите ими пользоваться
- Рабочие, они же миплы. Нужны для строительства промышленной инфраструктуры - железной дороги, шахт и ветряков
- Уголь. Нужен для выработки энергии для запитки зданий, покупается за деньги
- Уран. Нужен для выработки энергии для запитки зданий. Появляется при строительстве шахт
- Звезды. Звезды - это единица измерения достижений, которые позволяют выставляться на Milestone треке. Их можно получить разными способами, но в основном, при запитке зданий
Деньги, рабочих и победные очки мы получим при подсчете дохода. Также можно конвертировать 1 уран в 1 мипла, либо 1 мипла в 1 талер в любой момент, включая финальный подсчет очков, так как эти ресурсы дают и победки (но немного). Причем это не шило на мыло, а реально полезный обмен. Взять заем как в Брассе нельзя.
Запитка зданий и выполнение контрактов, а также последний уровень на Milestone треке позволяют открывать технологии, которые и делают асимметрию более выраженной. Для описания технологий у каждого игрока будет своя памятка. По сути они состоят из мгновенных бонусов, пассивных абилок и дополнительных условий для финального скоринга ПО
Стратегия
Конечно, вариантов получения победных очков много. Куда развиваться лучше подскажет планшет с персональными технологиями, хотя и на него можно забить и топить в завершение контрактов. В любом случае, одной партии не достаточно для каких-то определенных выводов, чем и хороши качественные добротные евро типа Nucleum. В конце игры победные очки приносят как продвижения по трекам, так и запитаные здания. Немного принесут ресурсы. В процессе игры ПО тоже можно нагребать и нагребать. Не даром одним из триггеров конца игры является достижение одним из игроков на треке ПО отметки 70. Попробовать топить в разные стратегии мотивирует лист с достижениями
Как заканчивается игра
У нас есть 5 вариантов триггера конца игры. При достижении двух из них (трех для игры вдвоем) нужно будет завершить круг и сыграть еще по одному ходу. Никаких раундов, никакого определенного количества ходов
Ожидание - реальность
Обзорщики обещали 0 рандома, но это не так. В Брассе рандом обеспечивался приходом карт. В Нуклеуме есть колода из нескольких карт, но они нужны лишь для сетапа. Они делают каждую партию не похожей на предыдущую. Рандом обеспечивается рынком тайлов действий, они же тайлы железнодорожных перегонов. Также часть контрактов и тайлов действий всегда остается неиспользованной. В общем, рандом таки есть, и даже больше, чем в Брасс
Не знаю, как играется Плотина, но в Брассе игралось все горааааздо проще. Действия простые и однообразные, никакой асимметрии, определенное количество ходов. В Nucleum же сложность нарастает с каждым кругом, появляются пассивные абилки, дающие либо бонусы, либо супердействия, не говоря уже об эффекте домино, позволяющее сделать действия не в свой ход. Кстати да, раундов и эпох тут нет и ты не знаешь, сколько ходов будет длится партия, хотя по триггерам конца игры это будет предсказуемо.
Выводы
Игра довольно навороченная. Разобраться в правилах Ласерды как будто было даже проще, но именно в Nucleum дело во множестве нюансов, которые нужно запомнить, либо каждый раз сверяться с правилами. Кризисности как будто бы и нет, но на карте потолкаться придется. В любом случае игра подстроится под вашу компанию: хочется играть как мрази - дави, подрезай, угоняй нужные тайлы и контракты на рынке, забивай нужные оппоненту ячейки. Хочется дружелюбной партии и синергии - комбите друг с другом тайлы действий, делите ветряки. Оставлю ли я себе игру? Нет, не мое. Вообще мои вкусы мимо топов. Точно также мне не заходит Арк Нова и Белый замок и что еще там в хотнесах рядом сидит.
Кому подойдет эта игра
- Любителям сложных евро
- Тем, кому нравятся комбокруты, когда делая одно действие можно сделать еще кучу действий, а еще сделать их так, чтобы делать действия не в свой ход
- Любителям прокачивать движок. Тут прям есть куда топить и что выкручивать.
- Ценителям как позитивного, так и негативного взаимодействия
- Тем, кто любит пощекотать нервы, но не слишком, чтобы не гореть от кризисности
- Тем, кто оценит ломящуюся от компонентов коробку
- Тем, кто не боится продираться через сложные правила и искать в них пояснения в процессе игры