Древнее знание (игра о времени, которое неумолимо)
Сегодня занырнём под пирамиды и прошвырнёмся по улицам великих городов прошлого. Будет длинно и увлекательно, как история у костра, так что готовьте себе чай и вкусняшек! Автор статьи является диким поклонником игр про разного рода древности (в числе фаворитов такие игры как Арнак, Хора, Инновация, Прага, 7 чудес и так далее). Игра с первых партий покорила сердце и стала одной из любимых в своём жанре. Но обо всём постепенно. Погнали!
Время занесло песком и эту игру так, что автор статьи в далёком 2022-м мельком увидел новость о том, что коробочка будет локализована, удивился заманивающему посту про древности, немного хмыкнул и… благополучно о ней забыл. Так что приезд такой замечательной игры стал для меня прекраснейшим подарком под ёлку. Итак, открываем нашу с вами замечательную коробку и видим…
В игру положили органайзер, благодаря чему всё хранится ровно и красиво, как мы и ждём от евро (ах да, друзья, это всё-таки евро, но об этом далее). Компоненты звёзд с неба не хватают: это привычный нам картон средней толщины, без особых покрытий и наворотов, планшеты как планшеты (по прошествии нескольких дней ничего не выгибается). Карты (а здесь это самое важное) прекрасно выглядят: у нас здесь 149 основных картонок стандартного размера 63*88 и 50 карт технологий 41*63. Жетончики тоже обычные, к компонентам вопросов нет… Но фишка первого игрока сделана в форме забавной птицы. Все, кто впервые видят игру, говорят, что это пингвин, но нет, это всего лишь бог мудрости из Египта - тот самый бог Тот (ну вы поняли).
Механически игровой процесс очень прост: есть три фазы (действия, хронология, упадок) и у игрока на столе лежит планшет времени, в котором 12 ячеек под монументы и 5 под артефакты. Каждый ход вы сперва совершаете два действия на выбор из пяти возможных (одно и то же можно играть дважды):
- Создание (монумента или артефакта, выложив карту из руки в нужную вам ячейку и скинув дополнительные карты с руки, если требуется)
- Изучение (выбираете доступную технологию прошлого и забираете себе, применив её эффект или просто накопив победных очков на будущее, иногда требуется выполнить небольшое условие в духе «иметь сколько-то монументов нужного цвета в прошлом»)
- Передача знаний (это возможность сберечь те самые древние знания; дело в том, что почти на каждом из монументов, который вы размещаете, хранится определённое количество жетонов табличек, которые нужно успеть «спасти» - сбросить до того, как монумент уйдёт в небытие)
- Раскопки (то, что умерло, умереть не может, но может принести вам немного карт: вы можете повернуть ваши старые развалины, чтобы получить две карты за каждую повёрнутую карту, но предел руки равен 10)
- Поиск (просто возьмите одну карту из колоды, дёшево и сердито, как иронично говорят разработчики, действие это не особо эффективно и выполняется только если вас, что называется, «прижало»)
В конце хода наступает фаза упадка: все монументы, находившиеся в ячейке 1, уходят с доски в прошлое (игровая зона слева от планшета см.фото), прочие сдвигаются влево, в этой же фазе срабатывают особенности разрушающихся монументов (иногда они очень сильные и дают дополнительные крутые возможности, а иногда монумент просто уничтожает сам себя, если вы не успели сбросить с него все таблички, тут у игроков может и пригореть).
В таком неспешном темпе карты крутятся до тех пор, пока в сбросе у кого-либо не окажется 14+ карт, после чего круг доигрывается до конца и мы считаем победные очки. В процессе игры порой мы будем не успевать «очищать» наши монументы и все утраченные таблички будут отнимать наши победные очки, но это вовсе не повод для расстройства: игра очень тонко сбалансирована и при определённых условиях накопление разбитых табличек - это одна из победных стратегий (получить минуса, чтобы потом обратить их на пользу - это про данную игру).
Так что же здесь такого особенного и где может развернуться стратегическая мысль? Отвечу, что видел очень много игр, где заявлялась инновационная фишка, которая должна была сделать игру особенно увлекательной, но в итоге почти не влияла на игровой процесс (привет обратный драфт из игры Предвиденье). В «Древнем знании» инструмент уходящего в прошлое движка отлично работает и тематически, и механически: вы всё время находитесь на счётчике и пытаетесь принимать оптимальные решения, пока не стало слишком поздно, а иногда наоборот сидите и ждёте, пока нужная вам карта «доедет» в конкретный слот, и тогда закручиваете потрясающую комбинацию.
На данную механику работает и возможность принудительно состарить или укрепить ваши монументы: дело в том, что у каждой карты есть цифра-слот, в который она играется, но при выкладывании карты вы можете сбросить добавочные карты, которые вам не нужны, и сыграть ваш монумент в другое место! Например, не в 6-ю ячейку, откуда он будет ехать в прошлое десять тысяч лет, а к примеру в 3-ю, просто сбросив три карты, что порой бывает важно, когда игра близится к завершению и вам нужно опередить соперника по темпу выставления и ухода монументов. А порой планшет занят и вы можете играть монумент только в соседние ячейки. Именно в этой гибкости и состоит изюминка игры.В завершение данной особенности упомянем особенно сильные монументы, которые дают крутые бонусы: на них как напоминание стоит специальный символ замка и передвигать при выставлении их самопроизвольно не получится, также по правилам игры нельзя сыграть карту сразу в прошлое, придётся набраться терпения.
Упомянем ещё несколько особенностей, которые важно знать перед тем, как вы сядете играть в «Древнее знание»:
- Древнее знание - это спокойная и вдумчивая игра, но она очень абстрактна. Предполагаю, что если вы нетерпеливы и сразу хотите от настольных игр «настольного ВАУ», а также не любите игры про комбо-вомбо (которые ещё и не сразу срабатывают), прохладно относитесь к истории и археологии, то игра вам не зайдёт. Смело проходим мимо.
- Игра вовсе не беззубая, как по началу кажется; авторы умело продумали и избежали момент «копания в своём огороде». Здесь есть масса возможностей повляять на противника от «все сбрасывают карту» до «положите на монументы ваших противников таблички, усложнив им жизнь».
- 149 уникальных карт с достоверными памятниками истории, многие из которых дожили до наших дней. На всех картах упомянуто их местонахождение, и в целом всё в игре очень красиво и грамотно оформлено. Всё же некоторые эффекты на картах повторяются, и если другой игрок вытянул вашу любимую карту, вы сможете найти похожую, главное организуйте себе добор карт.
- Необходимость выбрать стартовую руку: в начале игры вы получаете 10 карт и оставляете из них 6, если выбрать некомбящиеся карты, можно сильно просесть, но такие ситуации редки. для новичков есть 4 «стартовых» руки по 6 карт и это облегчает порог входа при освоении игры.
- Большое количество стратегий, приводящих к победе, и не очень высокая цена ошибки делают игру комфортной даже для новичков в этом жанре. При этом игра достаточно глубокая и опыт игрока влияет на эффективность движка. Тем не менее для того, чтобы освоиться в игре, потребуются одна-две партии.
- Не очень много фидлинга (возьня с компонентов в игре), подсчёт очков в конце партии так же очень прост и быстр. В целом партия занимает около 40-50 минут на двоих. Тем не менее даунтайм порой встрчеается (в основном тогда,когда тебе нужно выбрать карту из предложенных. Порой выбор ыбвает из 8-ми карт и поэтому, очень рекомендую по началу не запариваться и выбирать на удачу понравившуюся карту, с опытом всё придёт и вы будете лучше понимать, что оставить, а что - сбросить.
- Возможность играть командами 2 на 2! Крайне редко вижу такое в евро играх, но в данном случае всё вполне годно и многообещающе - у пары союзников есть возможность совещаться о планах, меняться 1 картой в ход, ходят они условно одновременно, но не могут показывать друг другу руку, а победу приносит сумма очков двух игроков. Данный режим мы пока не тестировали, но после того как освоим статья будет дополнена впечатлениями, пока что сама возможность играть 2 на 2 уже радует и кажется интересной.
Хотелось бы поблагодарить создателей за переосмысление игр на построение движка, у них получилась крепкая и достойная игра, с маленьким порогом вхождения, но большим потенциалом и вариативностью. Предполагаю, что для многих игра станет приятным открытием в новом 2024 году. На этом пока всё, до новых встреч всем любителям древностей и необычных настольных игр!