Дерево и Птицы: лайтовые настолки глазами гика
Буквально с разницей в неделю опробовал в клубе две игры, которые наделали много шума в сфере настолок и которые сильно ждали многие игроки (особенно те, кто вписался в предзаказ): «Эверделл» и «Крылья». Поскольку я по мере сил слежу за новыми релизами, о локализации этих двух новинок тоже узнал вместе со всеми и бросился собирать информацию, ведь – подумать только! – обе игры стремительно ворвались в рейтинг ста лучших игр по верcии BBG и сейчас занимают там 67 («Эверделл») и 25 (!) («Крылья») места. То есть игроки всего мира поставили им невероятно высокие оценки, а значит, стоит присмотреться к новинкам повнимательнее.
Однако после знакомства с правилами и разглядывания компонентов у меня возник определенный диссонанс: исключительное по замыслу и воплощению наполнение коробок, с одной стороны, и совершенно не вдохновляющие правила, которые не дают понять, чем же этот незамысловатый по своей сути процесс так захватил всех геймеров, с другой стороны. И поскольку цена у обеих коробок была не маленькой, я решил воздержаться от предзаказа и подождать, пока игры появятся вживую. И вот одна за другой они появились в клубе «Настольный город».
Несмотря на мой скептицизм, попробовать обе игры было интересно, хотя, забегая вперед, скажу, что не разделяю общих восторгов по поводу предложенного авторами «Эверделла» и «Крыльев» процесса. Однако надо сказать и о том, что процесс все-таки есть, и он вполне себе увлекательный. Но обо всем по порядку.
Конечно, нельзя не сказать о дизайнерских изысках: в одной коробке нас поджидает целое дерево, вокруг раскинется лес с няшными фигурками не миплов, а натуральных зверушек: белочек, ежиков и прочих; в другой коробке мы обнаруживает планшеты размером с небольшое игровое поле, крутые кастомные кубы, гору птичьих яиц разных цветов и дайстауэр в виде скворечника, выполняющего роль кормушки. Что тут сказать, работа художников и дизайнеров становится все более востребованной в играх. Подобное и не снилось создателям настолок 20 лет назад, поэтому многие нынешние игроки в своих впечатлениях отмечают довольно блеклый дизайн старых игр, хотя я бы назвал его минималистичным: «Trajan» или «Urland». Поэтому в плане художественного оформления Эверделл» и «Крылья» не только являются лучшими представителями настолок, но даже и своеобразными эталонами.
Но с оформлением связан и главный минус обеих игр: самые впечатляющие компоненты не очень тесто связаны с игровым процессом. Точнее, авторы постарались сделать так, чтобы дерево, кормушка и цветные яйца были вписаны в игру, но без них собственно процесс ничего не потерял бы. На ветвях дерева мы раскладываем общие цели, а в его стволе держим колоду карт, на этом функции данного компонента заканчиваются. Безусловно, дайстауэр в виде кормушки – это неплохо, но башня очень небольшая, так что говорить о том, что кубы как следует в ней повращаются, нельзя (впрочем, для игры кубы не настолько важны, как, например, для «Времен года»). А цветные яйца – это только для «порадовать глаз» игрокам, никакой функциональной нагрузки цвет не несет (по большому счету яйца тоже можно было заменить жетонами, подобным жетонам корма, но, конечно, тактильно и визуально выбранная форма намного лучше).
Игровой процесс в обеих играх достаточно прост. В «Эверделле» используется механика расстановки рабочих, роль которых выполняют те самые зверушки, собирающие в лесу дерево камни, смолу для постройки своего поселения. Собственно, у игрока два действия: собрать какие-то материала/ресурсы (в том числе карты) либо разыграть карты (с руки или из общего пула). Если коротко, то это все. А вот если говорить о деталях, то карты в игре можно достаточно занятным образом комбинировать, чтобы получать единовременные или перспективные выгоды. При этом у нас есть имеются как карты-здания, так и карты-жители, которые в этих зданиях могут размещаться, повышая их значимость и прибыльность. Таким образом, мы строим карточный движок, который, если постараться, позволит к концу игры выполнить пару общих целей и заработать на несколько ПО больше соперников. Хотя в этом процессе ведущую роль играет большая случайность в выходе карт. Эту случайность авторы несколько нивелировали тем, что у игроков есть общий пул карт для розыгрыша, и тем, что колода прокручивается достаточно быстро, так что есть шанс получить нужные карты. Но точно такие же шансы и не получить, например, короля в свой замок.
У этого процесса есть несомненный плюс: все становится ясно не к концу первого раунда, как в некоторых играх (а то и в конце партии), а после двух-трех ходов, так что игра подходит для игроков всех уровней. Кроме того, «Эверделл» практически идеален для семейных посиделок: няшное оформление и неконфликтный игровой процесс позволят получить удовольствие игрокам любого возраста.
В «Крыльях» у игрока тоже, по сути, есть только два действия, однако механика получается более сложной прежде всего из-за синергии карт. Собственно, здесь мы преследуем цель построить собственный птичий заповедник, и будем заселять его в процессе игры. Для этого нам тоже нужно будет получать ресурсы и разыгрывать карты, но механически это все реализовано иначе. Игрок в свой ход может: сыграть карту с руки (выложить птицу на свой планшет в определенную область) или активировать ряд с птицами (или без птиц), чтобы получить ресурсы, привязанные к этому ряду, а затем последовательно воспользоваться свойствами птиц (очень напоминает основную механику «Санта-Марии»). В общем-то, по механике – это все. Но детали опять же делают незамысловатый процесс увлекательным. Кроме того, что птицы размещаются в разные регионы, им еще и требуется разная пища при розыгрыше (надо позаботиться о наличии соответствующей еды); они приносят разное количество ПО; их абилки действуют сразу, при активации или как реакция на действия других игроков; их кладки вмещают разное количество яиц; они позволяют выполнять цели. И вот тут открывается достаточно широкий простор для комбинаторики, который, к сожалению, сильно зависит от выхода карт. Колода проматывается достаточно медленно (в ней 170 (!) карт), и поиски каких-то запланированных цепочек птиц далеко не всегда будут успешными. С одной стороны, это заставляет искать новые комбинации в каждой партии, с другой, невезение в выходе карт может привести к большой разнице между конечными ПО у игроков.
Но в итоге о «Крыльях» можно сказать, что это такая же няшная по оформлению и такая же лайтовая по процессу семейка, как и «Эверделл». Более того, не могу вспомнить, чтобы мне когда-либо еще встречались игры, настолько заточенные под семейный досуг. Как правило, даже в евро типа «Каменного века» есть моменты, которые позволяют сильно насолить другим игрокам, перебив нужную цепочку действий или забрав важные в данный момент ресурсы. Здесь же взаимодействие и агрессия сводятся тому, что, во-первых, есть карты, которые дают бонус не только хозяину карты, но и прочим игрокам, во-вторых, позволяют кому-то получить бонус при активации другими игроками определенных свойств (это иногда напрягает, но не настолько, когда карта интриги в «Lords of Waterdeep» лишает тебя честно нажитого имущества).
В итоге могу сказать, что обе игры не отвечают моим предпочтениям, мне нравится просчет и расчет на будущее, чтобы рандом выступал как некие начальные условия партии либо происходил вследствие запланированных действий игроков и так или иначе бы контролировался. Но при этом я не откажусь сыграть в «Эверделл» и «Крылья» еще: очень уж наглядно протекает прогресс (мы получаем не абстрактные ПО, а застраиваем поселение или заселяем заповедник-планшет), очень быстро ты получаешь отдачу от своих действий, что не может не радовать. При этом никто не вторгается в твои владения, размахивая мечом или еще чем, чтобы разрушить или отобрать что-нибудь. И я уверен, в этом и кроется секрет успеха обеих игр: простые механики, не требующие ломать голову над ходом, отличные компоненты, наглядный игровой процесс, в который можно вникнуть с первых же ходов. Это все, что нужно, чтобы получить удовольствие, а ведь именно для этого мы и садимся за стол!
И черт с ней, с победой!
Фото взяты из https://vk.com/boardcity