Лихие 1550-е: впечатления от Virgin Queen
Плюс одна игра в копилку самых крутых настольных впечатлений. Сыграли в Virgin Queen. Чтобы как-то приземлить этого монстра на настольные координаты, скажу так: берешь Fief, добавляешь в него кругосветные путешествия, колонии в Индиях, грабеж кОрованов, Непобедимую армаду, морские сражения, осады городов, строительство Суэцкого канала, казнь Марии Стюарт, отлучение Елизаветы от церкви, строительство крепостей, изучение технологий, покровительство учёным и художникам (можно Шекспиру деньжат накинуть, чтоб пьесу написал), шпионаж, политические убийства, мажорные и минорные государства, религиозные распри, политическую борьбу, династические браки, по-настоящему злую дипломатию, шесть разных сторон конфликта со своими целями и путями к победе, сто с лишним карт с реальными историческими личностями и событиями той эпохи, и вот после всего этого получается Virgin Queen – настоящая энциклопедия по лихим 1550-м с плотным взаимодействием между игроками.
Честно говоря, давненько не доводилось играть в настолочку с таким количеством хрома. Тут даже посольство от Ивана Грозного на картах мелькает. А между тем, игра представляет интереснейший исторический период. На дворе – Реформация. В Англии на трон взошла молодая дерзкая Елизавета (та самая Virgin Queen), у неё война с хитрозадыми французами и проблемы с излишне «свободолюбивыми» шотландцами, которых науськивают хитрозадые французы. По ту сторону Ла-Манша жизнь тоже не сахар. Гугеноты шатают режим во Франции, затевают восстания и захватывают города. Испания пытается удержать слабеющими руками колонии в Новом Свете, а в Свете Старом – Голландию и Папство. Турки-османы наседают с востока, пиратствуют в Средиземном море, пробуют на зуб Священную Римскую империю и колонии Габсбургов на севере Африки. Пылают костры инквизиции, богословы идут на смерть, споря о плоти Христовой. В жерновах истории гибнет католическая старушка-Европа и рождается новая – Европа буржуазная.
Во все это безобразие игрокам и предстоит окунуться с головой. VQ – это классический Card-Driven Games. По очереди разыгрываем карты: либо как очки действий, либо как события. Есть обязательные события, есть боевые карты – в принципе, ничего нового.
Вишенки тут в другом, например, в дипломатии. В правилах есть пугающая фраза о том, что игроку на переговоры даётся не более десяти минут на ход. Меня это поначалу напрягло, ведь я ненавижу переговоры ещё с тех времен, когда по молодости получил передоз «Игры престолов». Но в VQ дипломатия отлично работает, так как есть, что обсудить с соперником: военный союз, аренду флота, проход войск через территорию соседа, условия мира, династические браки и многое-многое другое.
Династические браки – отдельная игра в игре. В отличие от того же Fief в VQ все несколько сложнее, чем «поженились – получили ПО». Победные очки, конечно, тоже можно хапнуть, но их количество будет зависеть от результатов женитьбы. Нет наследника – нет ПО, а в XVI веке с этим делом бывали проблемы. И не стоит забывать, что кого-то из молодоженов могут попросту убить новоявленные родственнички. (Хороший тамада, и конкурсы интересные, да). А ещё у разных персонажей свои абилки на женитьбу и свой модификатор на удачный брак, который снижается по мере того, как персонаж стареет. (Елизавета – хоть и карточка, но тоже человек.) А ещё браки могут приносить дополнительные карты действий или усиливать эффекты других карт, типа «если ваша королевская особа в браке с испанцем, то получите не пять, а десять отрядов» и т.д.
В нашей партии Филипп II и Елизавета Валуа в счастливом браке произвели на свет много детишек, но династию так и не основали. А моего малохольного дона Карлоса все невесты посылали… обратно в Вальядолид, отчего его габсбургская челюсть отвисала все больше. В общем, накрутили всякого, так что в игре есть серьёзный стимул искать хорошую пару для своего отпрыска, а не выдавать его за кого попало. Отчего возникают довольно комичные ситуации, когда за столом сидят два мужика и на серьезных щах обсуждают условия свадьбы двух карточек. А ведь династические браки – это только крохотная часть игрового процесса.
В игре шесть вариантов победы, включая военную, религиозную, дипломатическую, победу по очкам и т.д. За счет игровой асимметрии разные державы имеют склонность к тому или иному варианту победы, но в целом стратегии могут быть довольно гибкими и жесткой привязки к какой-то одной нет. Все зависит от политической воли игрока. Свобода действий достаточно большая даже для 4х-стратегии, которой Virgin Queen по большому счету не является, хотя находится уже где-то рядом.
А есть ли у этого настольного чуда минусы? Нуу… как бэ… в среднем получается три часа на один ход. Вот так, да. Полная кампания длится семь ходов, путем нехитрых математических вычислений получаем около двадцати часов на партию. Я лично ничего не имею против такой продолжительности игры, правда, у меня внутренний настольный таймер сбился уже давно (до 4 часов – филлер, 8-9 часов – оптимально, больше 10 часов – ну да, долго), но для полноценной партии нужно найти еще пять человек.
Да, игра очень чувствительна к составу игроков: желательно играть полным составом, поскольку соседи поджимают соседей, все друга на друга как-то влияют и не дают расслабиться. Выпадает один игрок – уже другой расклад. Мы сыграли впятером, в отсутствие Священной Римской империи мне за Испанию было очень тяжко отбиваться от османов. Конечно, в игре можно брать государства под временный контроль, но все равно Рим-марионетка и Рим-полноценный игрок – это два разных уровня давления на турка, а без игрока за Рим – испанским галерам гореть в Мессине почти гарантировано.
Чуть более подробно о нашей партии можно прочесть в отчете игрока-француза. Я только скажу, что мы сыграли два хода за шесть часов, после чего с удивлением обнаружили, что проморгали досрочную победу протестанта. Все немало обломались, поскольку только вошли во вкус и начали понимать, что вообще происходит в игре. И еще больше обломались, спустя пару дней, когда обнаружили, что протестант невольно начитерил и не мог выиграть.
Что касается общих впечатлений, то эти шесть часов были наполнены таким плотным геймплеем, войнами, дипломатией, уговорами, угрозами, торгом, подлым шантажом, неполиткорректными шуточками и т.д., что я просто не успел оглянуться, как партия пролетела. Даже в чужой ход ты настолько вовлечен в игровой процесс, что не ощущаешь даунтайма. В общем, Virgin Queen для меня – это абсолютно топовая ига. И в ближайшие настольные выходные мы планируем снова собраться тем же составов и сыграть еще разок. 1559-1598 – можем повторить.
Материал опубликован в группе "Уютные настолочки" в ВК