В подписке Nastolio.Premium нет рекламы, зато есть много других крутых штук ;)

В публикации упоминается:

191

Не кочегары мы, не плотники…

Удивительно, но всё-таки нередко многое познаётся в сравнении. Недавно благодаря Ане нам с Женей довелось попробовать новую игру, разработанную российским автором. Подписчики моего канала знают, что я хорошо отношусь к отечественным играм и считаю, что наши авторы исправно демонстрируют профессиональный рост. Оттого в моей коллекции прекрасно себя чувствуют многие российские игры. Однако, при всём моём уважении к чужому труду, конкретно эта игра оставила после себя очень плохое впечатление. Настолько, что мы даже не стали доигрывать партию, потому что: а) действо занимало просто неприлично много времени (за почти два часа мы сыграли только два раунда); б) игра была откровенно сырой в ряде аспектов.

Так вот. В процессе обсуждения мы с Аней вспомнили «Уголь», ещё один российский проект, выпущенный небольшим кемеровским издательством «Хромой мипл». Игру также разработали и издали собственными силами, без помощи «больших братьев». Но, несмотря на потенциальное клеймо «самиздат», она работала гораздо лучше и смотрелась значительно более проработанной в сравнении с тем, во что мы поиграли перед состоявшейся дискуссией. В результате мне захотелось освежить свои впечатления, а также показать «Уголь» Жене, поскольку в моей единственной партии она участие не принимала. И вот теперь, спустя ещё несколько партий вдвоём, я готов продолжить разговор об «Угле». (В том числе потому, что больше этого практически никто не делает.)

Для начала ещё раз пройдёмся по основам игрового процесса на тот случай, если вы не читали ни одной из моих предыдущих заметок. Итак, нам предстоит возглавить различные угледобывающие компании, которые будут – как это не странно – добывать уголь и сбывать его на внутренний и внешний рынки. Вдобавок к несомненной озабоченности о личной выгоде мы всё-таки не станем забывать и о таких вещах как безопасность на производстве и забота об окружающей среде. Собственно, заниматься этим нам предстоит на протяжении 6 раундов; хотя игра может закончиться и раньше, если кто-то из игроков рекультивирует (то есть, проведёт экологическое восстановление) оба своих участка. Однако все эти тематические заходы всё равно будут оцениваться по тому, кто наберёт больше всего победных очков.

Игромеханически в «Угле» всё смотрится приземлённей, что, правда, не удивительно, тема обязывает. Действия в игре осуществляются с помощью вариации механики выставления рабочих, здесь проходящих под названием фишки финансов. У каждого игрока имеется по 15 таких дисков, уютно располагающихся на треке расходов. В свой ход игрок берёт самый крайний диск на этом треке и кладёт его на одну из ячеек действий. Позднее, в качестве альтернативы, у вас может появиться возможность поместить диск на карту с соответствующим эффектом.

Сами действия в «Угле» организованы достаточно хитрым образом. Во-первых, они условно делятся на шесть групп, в которой может содержаться от одного до трёх разных типов действий. Так, например, добыча или безопасность имеют собственный ряд мест под диски, а, скажем, покупка участка, разведка и заём втиснулись вместе. Во-вторых, для каждой из этих групп имеется по четыре ячейки. То есть, за раунд вы какой-то из рядов сможете использовать не больше указанного количества раз. А когда вы кладёте диск, то выполняете не все три, а только одно из этих действий. И, наконец, в некоторых ячейках имеются дополнительные эффекты (или бонусы в некоторых местах) для того или иного действия. Самым простым примером будет добыча. Чаще всего выполнение этого действия будет увеличивать (если смотреть на цифры соответствующего трека) или уменьшать (если говорить об их влиянии) уровень безопасности на вашем предприятии. Что, в свою очередь, повышает шансы на возникновение какого-либо чрезвычайного происшествия (выражается последнее в получении штрафного жетона).

Действия, которые вы будете выполнять, тоже очень простые. Например, покупка участка позволит вам получить новый участок с различными запасами угля для дальнейшей выработки и соответствующим требованиями по его добыче. Разведка удвоит потенциальное количество угля в одном гексе. А заём предоставит столь нужные денежные средства, но сократит количество доступных вам действий на одно. По крайней мере, пока вы его не выплатите обратно. И тому подобное. Кстати, если вы используете какую-то группу действий все четыре раза в раунде, то получите указанный дополнительный бонус. Например, можно вернуть бесплатно фишку, ушедшую на получение займа.

И вкратце это всё. Звучит достаточно незатейливо, я знаю. В чём же тогда вызов игры? Разумеется, деятельность угледобывающей компании оказывается сложнее, чем кажется. Потому что авторы организовали ряд узких мест, которые будут нам препятствовать. В принципе, пару из них я уже упомянул – в раунд вы сможете выполнить не более 15 действий, а конкретное действие доступно не более четырёх раз за раунд. Да, вы получите полезный бонус при этом, однако учитывая взаимосвязанность всего процесса приходится балансировать между выполнением разных действий и наседанием на одно из них. И не всегда удаётся набрать все четыре, но, полагаю, что с опытом появится и умение.

Что дальше? Разумеется, деньги. В «Угле», как и в жизни, они представляют собой основной источник всех головных болей. Ведь их всегда мало. Начну с того, что в начале у вас денег просто нет (здесь я не беру в расчёт стартовые условия некоторых компаний). Да-да, вы полный ноль на старте игры. Что в каком-то смысле неоднозначно с точки зрения общей реиграбельности, но об этом позже. Дальше, чем больше действий вы выполните в раунде, тем больше денег вам придётся отдать в конце раунда задействованной круглой рабочей силе. А если вы не сможете рассчитаться, то вам придётся взять заём, что в свою очередь лишает вас одного рабочего (а ещё может стать источником отрицательных очков в конце игры). Пускай даже временно. А ещё деньги нужны на приобретение различных зданий, карт специалистов и технологий. В общем, всё как в жизни.

Есть и другие узкие места, которые делают вашу простую угледобывающую жизнь сложнее. Участков у вас может быть только два, а на каждой карте есть ограниченное количество гексов с фиксированными запасами угля. Часть из которых, кстати говоря, будут занимать построенные здания. Не столь большой у вас и склад под добываемый уголь в начале игры, а вагоны, которыми вы будете возить свою продукцию, также не отличаются большой вместительностью. Если будете игнорировать вопросы безопасности на своём предприятии, то будете очень активно получать жетоны ЧП. Если это запустить, то можно уйти в нехилый минус в конце игры (как насчёт возможности заработать -256 очков?). А, например, контракты на поставку угля в ту или иную страну имеют определённый срок действия, и если вы не успеете исполнить его за это время, то готовьтесь попрощаться с частью ваших честно заработанных.

В общем, можно увидеть, что ограничений «Уголь» обеспечивает большую кучу и преодолевать вам есть что. При этом, следует признать, выполнены они органично, поэтому игровой процесс не скатывается в преодоление трудностей исключительно ради самого факта. Всё здесь работает, решения принимаются. Они хоть и не сложные, однако для хорошей игры учитывать приходится многое. Есть и ещё одна интересная особенность, где «Уголь» немного нарушает привычный темп экономических игр.

Заключается она вот в чём. Нередко в евроиграх, особенно более современных, игроки на протяжении первой половины партии создают некий движок из ряда элементов, который выходит на полную (ну, или практически достигает своего апогея) как раз в районе последних раундов. А вот в «Угле» это не совсем так. Хотя вы выстраиваете некий движок, маскирующийся под производство, так или иначе ограниченные запасы угля на доступных участках вынудят вас постепенно уходить с выполнения контрактов на всё более активную рекультивацию отработанных областей. Потому что а) партия может закончиться раньше, если игрок озеленит оба своих участка; б) победные очки за участки вы получите только при полной их рекультивации. Совсем игнорировать это нельзя, потому что с этого можно дополнительно заработать очков 10-15 (а итоговый счёт ограничивается десятками, не сотнями), но оно же словно бы создаёт определённый характер игры, который может прийтись не каждому по вкусу.

Речь про рельсовость игры. Процесс «Угля» можно разделить на три условных этапа. В первой трети игры вы будете разворачивать и оптимизировать своё производство, набирать займы и заключать первые контракты. Во второй трети вы стремитесь выполнить как можно больше контрактов, исходя из имеющихся запасов. В третьей, самой скоротечной, вы будете пытаться завершить рекультивацию своих участков и избавиться от как можно большего числа жетонов ЧП. В этом плане «Уголь» наводит на ассоциации с «Агриколой», которую тоже любят обвинять в рельсовости. При этом многие упускают гибкость, обеспечиваемую картами улучшений и профессий. Надо полагать, в «Угле» тоже имеется подобное, реализуемое через свойства выбранной на партию компании и приобретаемыми картами технологий и специалистов. Разумеется, подтверждение этому предположению дадут новые партии.

Несмотря на ряд интересных решений и крепкий игровой процесс, к «Углю» всё-таки есть определённые нарекания и/или вопросы, хоть они и не портят общего удовлетворения от игры. Например, зачем было введено ограничение в два участка на игрока? Почему, скажем, нельзя оставить открытой возможность выполнять контракты и дальше в качестве альтернативной «стратегии» на партию? Подобное ограничение воспринимается ещё острее по причине того, что возводимые нами постройки также занимают место на участках, дополнительно ограничивая наши возможности. Кстати, зданий бы тоже хотелось чуть больше, опять же для обеспечения разных стратегий. Не знаю, правда, насколько этот момент может обеспечить реальная угольная промышленность.

Не до конца понятна полезность внутреннего рынка. В наших партиях мы его использовали редко, и то, скорее, для сброса остатков продукции, не требовавшейся для имеющихся контрактов. Иного назначения пока я увидеть не могу. Да, конечно, оттуда вроде бы можно приобретать уголь для своих целей, но для этого сперва необходимо построить торговый дом. А также нужно, чтобы туда чаще сбрасывали уголь другие игроки. Возможно, данный аспект не раскрывается при игре вдвоём. Как вариант, можно не сбрасывать уголь в конце раунда, что подталкивало бы к покупке оттуда в каких-то ситуациях. Но словно бы нет особенного стимула взаимодействовать с внутренним рынком (всё как в жизни, прям), потому что этот момент не приносит никаких победных очков.

Возможно, стоило вообще убрать внутренний рынок, а вместо него добавить покупку угля у других игроков, что привнесло бы пласт позитивного взаимодействия. Затрудняюсь сказать, как с подобным обстоят в угледобывающей промышленности, но, например, в горнодобывающей промышленности используется практика, когда одна компания продаёт другой промежуточную продукцию. Не исключено, что и с углём поступают аналогично. Дополнительное взаимодействие никогда не будет лишним (разумеется, речь о положительном типе). В «Угле» же оно есть, но в целом ограничивается стандартным набором: купить потенциально нужную другому игроку карту или продать уголь на внутренний рынок, снизив потенциальный доход. Свойства компаний позволяют получать небольшой бонус при использовании другими игроками какого-то действия (что, кстати, не всегда удобно отслеживать в процессе). И, в общем-то, всё.

Тем не менее, думается, самым большим вопросом в отношении «Угля» у потенциального покупателя будет оформление и качество компонентов. Первое довольно сильно отдаёт духом игр десятилетней давности (хотя я не вижу в этом проблемы) и уступает современной настольной продукции. Качество компонентов тоже не поднимается выше уровня «терпимо». Жетоны очень плохо выдавливаются, фишки угля производят впечатление кустарного производства. Спорным можно назвать и решение сделать кучу планшетов – мне кажется, это можно было бы сделать проще и (вероятно) несколько снизить стоимость печати и сделать цену чуточку доступнее.

Все эти моменты имеют место быть, отрицать сложно. Но! Здесь же можно задать и вопросы в ответ. Как минимум, с чего я, человек, который никогда не занимался изданием настольных игр, могу однозначно утверждать о том, что то или иное можно было сделать лучше, не владея исходными данными? Ребята из «Хромого мипла» вложили в производство свои средства, которые, надо полагать, были не безграничными. Думается, их вряд ли было достаточно, чтобы всякие красивости и «делюксовости». Они приняли решение использовать местные мощности, которые не имеют опыта в печати настольных игр. Однако подобное тоже правильно, поскольку необходимо развивать и свои технические возможности. Они замахнулись на издание достаточно комплексной игры собственного авторства, а на такое готовы пойти не все наши издатели крупнее.

Поэтому, как мне кажется, стоит посмотреть на «Уголь» трезвым взглядом, абстрагировавшись от озвученных спорных моментов. Ведь главное что? Игра. И в этом качестве «Уголь» держится молодцом. Это интересная экономическая стратегия, ещё и тематичная. Она использует не самую затасканную тему, хоть кому-то она может прийтись не по вкусу. Однако этого должно быть достаточно, чтобы предоставить ребятам из «Хромого мипла» определённый кредит доверия. Я уверен, о многих вещах, которые мы громко называем недостатками, издатель как минимум осведомлён и сделал надлежащие выводы из полученных уроков. Не стоит забывать, для них это был первый подобный опыт, набор обязательных шишек здесь неизбежен. Поэтому лично я продолжу следить за деятельностью ребят из Кемерово и смотреть на их новые проекты.

Ну, а также играть в «Уголь» и ждать дополнение, над которым вроде бы ведётся работа.

Этот и другие обзоры и заметки можно прочитать в Телеграм-канале "Заметки настольщика".

Nastolio.Premium

И другие бонусы.

Подключить за 299 рублей
article-commentsarticle-communityarticle-viewscontent-delimeterfooter-social-fb-activefooter-social-fbfooter-social-instagram-activefooter-social-instagramfooter-social-telegram-activefooter-social-telegramfooter-social-tgchat-activefooter-social-tgchatfooter-social-twitter-activefooter-social-twitterfooter-social-vk-activefooter-social-vkfooter-social-youtube-activefooter-social-youtubegame-edit-attributesgame-edit-authorsgame-edit-categoriesgame-edit-componentsgame-edit-descriptiongame-edit-duplicatesgame-edit-filesgame-edit-imagesgame-edit-infogame-edit-linksgame-edit-mechanicsgame-edit-namegame-edit-relationsgame-edit-videoslogo-gold-borderlogo-goldmarket-advantages-searchmarket-advantages-sellmarket-advantages-watchmarket-user-menu-bookmarksmarket-user-menu-feedbackmarket-user-menu-offersmarket-user-menu-profilemarket-user-menu-wishlistmenu-alarmmenu-chats-activemenu-chatsmenu-communities-activemenu-communities-hovermenu-communitiesmenu-donate-activemenu-donate-hovermenu-donatemenu-editor-activemenu-editormenu-events-activemenu-events-hovermenu-eventsmenu-games-activemenu-games-hovermenu-gamesmenu-market-activemenu-market-hovermenu-marketmenu-newmenu-notificationsmenu-profile-activemenu-profile-hovermenu-profilemenu-publications-activemenu-publications-hovermenu-publicationsmenu-push-activemenu-pushmenu-services-activemenu-services-hovermenu-servicespremium-advertpremium-collectionpremium-contestpremium-dice-borderpremium-dicepremium-meeple-housepremium-soonscore-dice-1score-dice-10score-dice-2score-dice-3score-dice-4score-dice-5score-dice-6score-dice-7score-dice-8score-dice-9score-dice-active-1score-dice-active-10score-dice-active-2score-dice-active-3score-dice-active-4score-dice-active-5score-dice-active-6score-dice-active-7score-dice-active-8score-dice-active-9score-dice-hover-1score-dice-hover-10score-dice-hover-2score-dice-hover-3score-dice-hover-4score-dice-hover-5score-dice-hover-6score-dice-hover-7score-dice-hover-8score-dice-hover-9score-dice-nonesearch-activesearchstub-communityuser-menu-exituser-menu-profileuser-menu-settingsuser-social-bgguser-social-emailuser-social-fbuser-social-instagramuser-social-kickstarteruser-social-siteuser-social-telegramuser-social-teserauser-social-tiktokuser-social-twitteruser-social-vkuser-social-youtube