В подписке Nastolio.Premium нет рекламы, зато есть много других крутых штук ;)

В публикации упоминается:

13 018

Обзор настольной игры «Ужас Аркхэма. Карточная игра: Забытая эпоха» Welcome to the Jungle

В 1925 году я приехал в Оклахому для исследования легенд о змеях, а вернулся оттуда, испытывая перед змеями страх, который останется со мной до конца жизни. Я понимаю всю бессмысленность этого страха, так как наверняка существуют естественные объяснения всему, что я видел и слышал, но, тем не менее, он полностью овладел мною. Я не был бы столь сильно потрясен этим, если бы случившемуся не соответствовало древнее поверье. Будучи этнологом – специалистом по американским индейским племенам, я привык относиться скептически к разнообразным экстравагантным мифам, хотя знаю, что белые люди могут попасть под влияние краснокожих, когда в жизни сталкиваются с тем, что напоминает причудливые выдумки. Но я не могу забыть того, что видел собственными глазами в кошмарном доме для душевнобольных в Гатри.

Г.Ф. Лавкрафт, З. Бишоп

Я уже не раз признавался в любви к карточной версии «Ужаса Аркхэма», для меня это эталонная игра, идеально сочетающая основы старшей версии с наработками в жанре кооперативных LCG («Живая Карточная Игра»), приправленная соусом из иных миров авторской кухни Г.Ф. Лавкрафта. Одним из главных достоинств карточного «УА» является неповторимость каждого нового сценария; удивительно, что все вроде и строится на основе убийства монстров и сбора улик, но каждый раз этот процесс выворачивается под совершенно новым, зачастую неожиданным углом. За прошедшие полтора года моя страсть, как и запал разработчиков серии, не погасла; а совсем недавно на русском языке вышло третье большое дополнение открывающее очередной цикл - «Ужас Аркхэма. Карточная игра: Забытая эпоха». На данный момент я успел пройти все вышедшие на русском языке сценарии, а также добрую часть кампании «Забытой эпохи» на языке оригинала, о нововведениях которой и пойдет речь в этом обзоре. В статье могут содержаться незначительные спойлеры нового дополнения, а также предыдущих циклов, а особо опасные места я буду отмечать специальным предупреждением. Если вы совершенно не знакомы с серией карточного «Ужаса Аркхэма», то рекомендую ознакомиться с обзором (без спойлеров) базовой коробки с игрой.

Внутри этого огромного чемодана хранятся: базовая версия игры, два полных цикла, два отдельных сценария и базовая коробка цикла "Забытая эпоха", увы, но скоро и он станет мал.
Внутри этого огромного чемодана хранятся: базовая версия игры, два полных цикла, два отдельных сценария и базовая коробка цикла "Забытая эпоха", увы, но скоро и он станет мал.

В серии «Arkham Files» мне всегда нравилась атмосфера, создаваемая главным оппонентом – Древним, а различия между ними все больше подчеркивались от игры к игре. Во второй редакции «УА», различные Древние вводили лишь некоторые дополнительные правила, затем, в «Древнем Ужасе» каждый имел собственные условия победы, отдельные колоды контактов, набор монстров, так далее. Наконец, в карточном «УА» история и атмосфера каждого из Древних доведена если не до абсолюта, то подобралась очень близко к нему. При прохождении любой из компаний карточного «УА» перед игроками выстаивается полноценная история с вменяемым началом и разветвленной концовкой, а последствия принятых решений, как и результат прохождения сценария непременно скажется в будущем. [Спойлеры к предыдущим дополнениям] Например, в «Наследии Данвича» перед игроками ставится непростая задача закончить начатое героями рассказа «Ужаса Данвича», где героям предстоит посетить многие памятные места, встретить знакомых персонажей, и, в конце концов, бросить вызов самому Йог-Сототу прямо в его царстве. Пожалуй, это дополнение по духу наиболее близко творчеству самого Лавкрафта: сельские культы, полумертвые деревни, богопротивные ритуалы. Схоже и при этом абсолютно иным образом выстроен цикл «Путь в Каркозу»; теперь нам предстоит отправиться за кулисы театральной жизни, посетить светские приемы, побывать в Париже и его катакомбах, и все только ради того, чтобы в попасть в чертоги призрачной Каркозы, на встречу с Королем в Желтом. [Конец спойлеров]

Как и любое дополнение "Забытая эпоха" привносит новые карты сыщиков, по четыре на каждый класс, многие из них несут новые механики, которые будут развиваться в последующих выпусках
Как и любое дополнение "Забытая эпоха" привносит новые карты сыщиков, по четыре на каждый класс, многие из них несут новые механики, которые будут развиваться в последующих выпусках

На этот же раз игрокам придется отправиться в опасное путешествие в сердце джунглей, при этом опасность будут представлять не только привычные сыщикам монстры и культисты, но и смертельно опасная местная фауна, и даже хитроумные ловушки с засадами аборигенов. Раз дополнение посвящено путешествиям, механику перемещения по джунглям завезли. В большинстве сценариев цикла игрокам придется самостоятельно разведывать и добавлять в игру новые локации, чтобы достичь желаемой цели. С помощью действия «разведка» игрок обращается к одноименной колоде, состоящей из карт локаций и напастей, а там, как и в настоящем путешествии, может повезти, а может, и нет. Игрок открывает верхнюю карту колоды разведки и, если она оказывается локацией, то вы присоединяете ее к игровому полю и перемещаете туда своего сыщика, но всегда имеется вероятность вытащить карту напасти, например, свернуть на опасную тропинку и угодить, к примеру, в яму с кольями. А кто сказал, что путешествие в первобытных джунглях будет легкой прогулкой?

Определенных сыщиков можно обнаружить только в новеллах
Определенных сыщиков можно обнаружить только в новеллах

Важнейшим нововведением любого из циклов карточного «УА» являются новые действующие лица, которым и предстоит бросить вызов новым опасностям. «Забытая эпоха» также не стала исключением и предоставила игрокам пять новых сыщиков. Новые герои, как обычно, колоритные и каждый со своей тактикой и особенностями. Возьмем, к примеру, Лео Андерсона: ветерана войны, лидерские качества которого воодушевляют сторонников идти за ним в самые опасные уголки земли. Лео очень эффективно взаимодействует с союзниками и при правильном подходе сможет вести за собой небольшую армию верных головорезов. Беглец Кальвин Райт, на первый взгляд, не может похвастаться выдающимися способностями, однако, каждое ранение делает его значительно сильнее, а новый представитель класса мистиков: отец Матео и вовсе показался мне одним из сильнейших магов в игре. В общем, новые сыщики не подкачали, также не стоит забывать и о новичках, которых постепенно добавляют в новеллах, а ведь каждый новый сыщик – это возможность построить новую колоду с уникальным геймплеем… Так что найти время, чтобы изучить каждого из персонажей не так-то просто. Иногда просто зависаешь на arkhamdb, изучая творчество в искусстве колодостроения игроков со всего мира, и удивляешься разнообразию тактик и подходов.

Встречайте новых героев!
Встречайте новых героев!

Одним из главных открытий «Забытой эпохи», в моем случае, стало достаточно сильное изменение «меты» игры. Раньше наиболее эффективной связкой были сильный боец и активный сборщик улик. Многофункциональные персонажи оставались на подхвате, либо были заточены для соло-прохождения, а вот сыщики, специализирующиеся на «уходе» от монстров, никак не могли отыскать себе место, ведь в большинстве случаев супостата куда эффективнее быстро убить, нежели обездвижить. [Незначительные спойлеры к «Забытой эпохе»] Отныне проклятье «бесполезности» снято! Дело в том, что в «Забытой эпохе» далеко не каждого противника следует убивать. В игре появилась новая механика «возмездия», теперь за победу над монстрами можно получить не только победные очки, но и очки расплаты, которые символизируют внимание и враждебность Отца Змей к сыщикам, а этого, поверьте, лучше избегать. Тут на арену и выходят «ловкачи», основной задачей которых является не убийство, а обезоруживание противника. В общем, если планируете отправиться в путешествие по полным опасностей джунглям, то не забудьте взять с собой «выжившего» или «ловкача», который с легкостью обездвижит тварь, и да, будьте аккуратны со змеями и местными жителями, все-таки это их земля… [Конец спойлеров].

Издатель положил в коробку с "Забытой эпохой" толстую стопку исправленных карт, среди которых можно найти нового сыщика, а также альтернативную уникальную карту для Роланда (хранитель из базы)
Издатель положил в коробку с "Забытой эпохой" толстую стопку исправленных карт, среди которых можно найти нового сыщика, а также альтернативную уникальную карту для Роланда (хранитель из базы)

Я решил взять небольшое интервью с создателем паблика: «Arkham Horror LCG\Ужас Аркхэма: Карточная Игра», крупнейшего сообщества в России, посвященного понятно какой игре, а главное с большим поклонником карточного «УА» Василием Гудковым.

1. Привет! Огромное спасибо за развитие русского сообщества любителей карточного «Ужаса Аркхэма». Расскажи, как сам пришел к игре? Как давно играешь? При каких обстоятельствах родилась мысль создать группу о карточном «УА»?

Привет. Играю в игру с момента релиза базового набора. К игре приобщился очень просто: хороший знакомый познакомил с настольными играми и первой моей LCG (ЖКИ) – «Аndroid: Netrunner». В дальнейшем я все больше проникался LCG, интересовался, какие игры в этом жанре были, есть и планируются к изданию. Застал кончину предыдущего проекта в жанре LCG по мифам Г.Ф.Лавкрафта – Call of Cthulhu: The Card Game. До выхода карточного «УА» развивал группу по своей любимой карточной игре Warhammer 40.000 Conquest The Card Game, организовал турниры по ней, однако, игру в итоге закрыли, после чего в душе образовалась пустота. К счастью, в скором времени анонсировали карточный «УА», который и заполнил освободившееся место. К тому же в свое время я играл в «Ужас Аркхэма. Второе издание».

2. Кстати, о сообществе. Знаю, что вы проводите крутые ивенты, зачастую требующие не только редких сценариев, но и большое количество человек. Расскажи о таких встречах, а также как так вышло, что в игру для 4ех игроков может в рамках одной партии играть намного больше участников?

Сами эти сценарии не редкие и вполне обычные. Продаются в коробочках, как и все, но выходят с большой задержкой в розницу. Для игры несколькими группами требуется набор для каждой группы. На сегодняшний день таких сценариев всего два: «The Labyrinths of Lunacy», для партии в который мы дважды собирались в Москве и «The Blob That Ate Everything», до которого мы пока не добрались. На самом деле, никакой особой хитрости в этих сценариях нет, а игроки все еще находятся в группах до 4-х сыщиков, лишь косвенно взаимодействуя с остальными группами. Два игрока из разных групп не встретятся в какой-либо локации никогда. Однако, такой сценарий предоставляет уникальный опыт, словами который не передать. Возможно в «The Blob That Ate Everything» что-то изменили, но он еще не вышел в розницу.

3. Ты наверняка слышал, что на русском языке вышло очередное Deluxe-дополнение «Забытая эпоха», я даже начинал его прохождение в твоей компании, но завершить путешествие в сердце смертоносных джунглей мне только предстоит. Расскажи о своих впечатлениях от полного прохождения сценария?

Во-первых, мне понравилась сложность, а также некоторое улучшение слабых сторон игры. На мой взгляд, лучшая сторона «Забытой эпохи» - техническая. Распечатав базовую коробку цикла и засев за первые два сценария, мы очень долго не могли их осилить с положительным результатом, хотя до этого обычно играли на сложном и иногда на экстремальном уровне сложности. Оказалось, что мы просто не были готовы к тому, что преподнесет нам очередной цикл. Благодаря этому мы поняли, что старые тактики, которыми легко проходятся Данвич и Каркоза, не работают эффективно как раньше и нужно вырабатывать новые стратегии прохождения. По итогу мы стали играть лучше.

Некоторые сценарии «Забытой эпохи» оказались похожи друг на друга, что, безусловно, является минусом цикла. Возможно, мне так показалось из-за общей тематики и декораций. Я не большой фанат джунглей, но сценарии было интересно играть. Активно следил за сюжетом и строил свои догадки, что же нас ждет в будущем. Я знаю, что многим не понравилась введенная в кампании цикла механика «припасов», но я ее воспринял в целом положительно.

4. Продолжая беседу о «Забытой эпохе», расскажи, как изменилась игра в этом цикле? Есть ли кардинальные изменения тактики игры, к чему готовиться тем, кто только планирует освоить это дополнение?

Игра изменилась однозначно в лучшую сторону. Один из самых слабых аспектов игры, а именно уход от монстров, стал значительно полезнее. Начиная именно с «Забытой эпохи», в команде стал частым гостем сыщик, способный хорошо уклоняться, ведь отныне игра это поощряет. Безусловно, вы все еще можете играть по старинке, без ловкого сыщика, однако его помощь сделает прохождение сценария значительно комфортнее. Еще я хочу предупредить игроков о том, что сценарии стали ощутимо сложнее, а последствия порою могут оказать важное влияние на дальнейшее развитие кампании.

Если решитесь играть на высокой сложности, то магам может пригодиться новая механика «запечатывания» жетонов хаоса. Конечно, у мистиков и раньше были возможности повлиять на рандом, но теперь они могут не только сами успешно пройти проверку, но и помочь остальной команде, убрав опасный жетон хаоса из мешка. Практически в каждом сценарии есть жетон, способный разрушить даже самые далеко идущие планы, а его «запечатывание» оградит сыщиков неприятного сюрприза в самый ответственный момент.

5. Я знаю, что ты в своей любви к карточному «УА» ушел значительно дальше локализованных дополнений. Приоткрой завесу тайны, не потеряли разработчики темп? Продолжают ли удивлять новые сценарии?

Продолжают, и еще как! В основном, конечно, за счет новых механик. Недаром карточный «УА» занимает 21-е место в общем зачете настольных игр по версии BGG и первое место в категории «кастомизация». Каждый сценарий разработчики стараются сделать уникальным, но, к сожалению, без спойлеров не обойтись, поэтому не стану портить впечатления. Естественно, не обошлось и без переосмысления старых сценарных ходов, но, готов дать словно, менее интересно от этого не стало.

Так же разработчики продолжают удивлять не только сценариями, но и новыми картами сыщиков, создавая все новые комбинации и типы. В современных дополнениях выходят карты для искателей способных, не сбрасывая, держать по 16 карт в руке, и это не предел.

6. Что же, учитывая твой опыт, какой сценарий выделишь в качестве любимого? Какое дополнение? Насколько хороши Return-дополнения, скажешь о них пару слов?

Если брать «Забытую эпоху», то это безусловно пятое дополнение цикла: «Глубины Йота», а также первое: «Нити Судьбы». «Глубины Йота» является, по сути, бесконечным сценарием сложность которого постоянно растет. «Нити Судьбы»... Да вы сами его скоро опробуете, благо локализация выйдет в ближайшее время. Если рассматривать все вышедшие сценарии, то я не готов выделить какого-то одного фаворита. Все по-своему хороши. «Return» отлично меняют старые циклы, внося разнообразие и изменения, однако, не всегда получается отлично. Тот же «Мискатоникский музей» из «Наследия Данвича» (прим. авт. – один из любимых сценариев в данном цикле) несмотря на усложнение, к сожалению, все еще кажется очень простым и скучным.

Спасибо за интересную беседу!

Начало опасного путешествия
Начало опасного путешествия

Подытоживая статью, хочу отметить, что разработчики ни на секунду не опустили планку качества и продолжают удивлять от сценария к сценарию. Если вам понравились предыдущие циклы, то насчет «Забытой эпохи» можете не переживать, она вас также не разочаруют. В случае, если вы еще только раздумываете о том, чтобы только опробовать карточный «Ужас Аркхэма» (впрочем, довольно необычно в таком случае читать обзор дополнения, ну да ладно), то я вам могу только позавидовать. Игра живет и не перестает развиваться, на языке оригинала почти закончен пятый сюжетный цикл, вышло множество самостоятельных сценариев, некоторые из которых рассчитаны на совместную игру сразу нескольких команд сыщиков! Очень надеюсь, что в скором времени до локализации дойдут и «Return»-дополнения, которые обновляют старые сюжетные циклы, позволяя по-новому взглянуть на, казалось бы, знакомые сценарии. В общем, серия растет и развивается, ежедневно расширяя армию поклонников, и надеюсь, что вам, как и мне карточный «Ужас Аркхэма» доставит не меньше потрясающих партий!

Всем удачных партий и успехов на кубах!

Вавилонов М. (название кликабельно).

К слову, в настоящее время, в группе я участвую в феврочеллендже от OMGames, каждый день выходят новые заметки о настольных играх, подписывайся!

Очень рад, что сумел заинтересовать! Почитайте, у меня есть обзор на базовую версию карточного "УА", ссылка в начале статьи

Nastolio.Premium

И другие бонусы.

Подключить за 299 рублей
article-commentsarticle-communityarticle-viewscontent-delimeterfooter-social-fb-activefooter-social-fbfooter-social-instagram-activefooter-social-instagramfooter-social-telegram-activefooter-social-telegramfooter-social-tgchat-activefooter-social-tgchatfooter-social-twitter-activefooter-social-twitterfooter-social-vk-activefooter-social-vkfooter-social-youtube-activefooter-social-youtubegame-edit-attributesgame-edit-authorsgame-edit-categoriesgame-edit-componentsgame-edit-descriptiongame-edit-duplicatesgame-edit-filesgame-edit-imagesgame-edit-infogame-edit-linksgame-edit-mechanicsgame-edit-namegame-edit-relationsgame-edit-videoslogo-gold-borderlogo-goldmarket-advantages-searchmarket-advantages-sellmarket-advantages-watchmarket-user-menu-bookmarksmarket-user-menu-feedbackmarket-user-menu-offersmarket-user-menu-profilemarket-user-menu-wishlistmenu-alarmmenu-chats-activemenu-chatsmenu-communities-activemenu-communities-hovermenu-communitiesmenu-donate-activemenu-donate-hovermenu-donatemenu-editor-activemenu-editormenu-events-activemenu-events-hovermenu-eventsmenu-games-activemenu-games-hovermenu-gamesmenu-market-activemenu-market-hovermenu-marketmenu-newmenu-notificationsmenu-profile-activemenu-profile-hovermenu-profilemenu-publications-activemenu-publications-hovermenu-publicationsmenu-push-activemenu-pushmenu-services-activemenu-services-hovermenu-servicespremium-advertpremium-collectionpremium-contestpremium-dice-borderpremium-dicepremium-meeple-housepremium-soonscore-dice-1score-dice-10score-dice-2score-dice-3score-dice-4score-dice-5score-dice-6score-dice-7score-dice-8score-dice-9score-dice-active-1score-dice-active-10score-dice-active-2score-dice-active-3score-dice-active-4score-dice-active-5score-dice-active-6score-dice-active-7score-dice-active-8score-dice-active-9score-dice-hover-1score-dice-hover-10score-dice-hover-2score-dice-hover-3score-dice-hover-4score-dice-hover-5score-dice-hover-6score-dice-hover-7score-dice-hover-8score-dice-hover-9score-dice-nonesearch-activesearchstub-communityuser-menu-exituser-menu-profileuser-menu-settingsuser-social-bgguser-social-emailuser-social-fbuser-social-instagramuser-social-kickstarteruser-social-siteuser-social-telegramuser-social-teserauser-social-tiktokuser-social-twitteruser-social-vkuser-social-youtube