"Нафаня! Сундук с произведениями искусства украли!" (Обзор настольной игры Проект А.Р.Т.
Бытует мнение, что настольным играм свойственно устаревать.
Конечно же, есть бессмертные мастодонты и классические игры, которые прекрасно чувствуют себя по прошествии стольких лет, после выхода сонма хайповых новинок с классным продакшеном, с неизведанной ранее темой, которые всегда в доступе, всегда на слуху и все хотят в них поиграть.
Но бывает и так, что бодрые новички появляются на рынке и смещают с пьедестала проверенную временем классику, которая уже обросла фанбазой, множеством дополнений, но уже подрастеряла былой «потанцевал». Для меня так произошло с «Пандемией», которая в своё время была нами заиграна (к тому же после 2020 года играть в настолки про распространение болезней стало не так весело), превозмогание всяческих заболеваний наскучило, и игра отправилась, что называется, на полочку.
И вот нежданно-негаданно пришли вести о локализации нового проекта (тонкий каламбур, да), который при более детальном рассмотрении мне показался все той же Пандемией, только с разными, что называется, тюнингами. Что интересно, её также решило локализовать издательство «Стиль жизни», которое подарило отечественному рынку как саму «Пандемию» (и ее тематические ответвления) и три её «Легаси»-версии (памагити, до сих пор не одолел даже первую).
Проект А.Р.Т. - за авторством команды Бенуа Тюрпена и Флориана Сирикса (пощадите, я учил только английский и испанский), которые знакомы по, хотя бы «Бумажным кварталам» и «Добро пожаловать на Луну», а также «После нас» и «Ковбой Бибоп» и под оформлением нашумевшего художника Венсана Дютре (уж он-то не нуждается в представлении?). При детальном рассмотрении он может показаться вам вполне знакомой игрой. И вот почему. Но сперва, как все любят – лирическое (или можно сказать, лорное) отступление.
В этой игре вы выступите в роли членов Агентства Розыска Творений - команды спасателей произведений искусства, сражающихся против враждебной корпорации «Белая рука», виновной в краже бесчисленных драгоценных арт-объектов по всему миру.
Короче говоря, горстка бравых молодцов и девиц, объединённых благой идеей, борются с. преступным сообществом «Белая длань» - как здесь обойтись без оммажей Властелину колец? Ваша цель – отыскать определенное количество предметов искусства: артефактов давно забытых эпох, картин, скульптур, музыкальных произведений (интересно, в каком формате они хранятся?) и иных представителей высоких жанров. На выбор, кстати, даётся ни много ни мало, а целых 6! – карт, каждая со своими разными условиями старта игры и разными механиками, что неплохо так разноображивает игровой процесс и даёт своеобразный буст партий эдак на -дцать.
Ресурсов в игре три - это пистолеты, которые задействуются при зачистке городов и изгнании оттуда «агентов Сарумана», бензин, который расходуется для перемещения между городами, и рации, которые вы расходуете на найм союзников. А еще есть универсальный ресурс – здоровье ваших персонажей, которое можно расходовать как джокер – но только при условии отсутствия целевого ресурса. И да, если кто-то из героев погибнет, вы проиграете.
Как и в прочих кооперативах, все в игре подчинено фазам: сперва игроки (и это важно!) – в произвольном порядке набирают по две карты миссий и, не показывая их друг другу, договариваются, что они будут играть. Вы можете только намекать друг другу, что должны потратить, где за эффект розыгрыша миссии появятся агенты, белой руки и какие ресурсы выполнение миссии вам принесет. И заодно – о порядке, в котором будете играть свои миссии, естественно, намёками. Вы тратите и получаете ресурсы, раскладываете по городам новых агентов и, если к концу раунда в каком-либо городе их накопится более пяти - город будет захвачен этой преступной бандой (чувствуете флэшбеки?) - когда все города на карте падут под натиском «Белой длани», вы проиграете. И если в запасе закончатся фигурки агентов – также проиграете. И если окончатся карты миссий…. (где мы могли это видеть?).
Но это не все – на всех картах есть определённые символы, соответственно – те самые произведения искусства (которыми отмечены также города). Собрав 3 таких символа – соответственной локации появляется ящик, который необходимо спасти от агентов. Чтобы его подобрать и приблизить себя к победе, вам нужно оказаться в городе, где есть артефакт и нет противников – а потому нужно активно перемещаться по карте и зачищать локации. Делается это – сравнивая количество агентов и их текущую силу (чем больше вы собрали ящиков – тем она выше) и результаты броска кубиков всех причастных персонажей – плюс купленные за потраченные рации кубики союзников.
В сухом остатке картонное переложение «Охотников за сокровищами» 2014 года выпуска (это, конечно же, не так – просто напомнило тематикой) и похоже на «Пандемию» - и совсем нет. Я сыграл уже четыре партии, опробовал несколько карт, и могу сказать, что сейчас Проект А.Р.Т. ощущается куда интереснее. На бумаге игра простая и кажется, что как будто примитивная. А потом снисходит понимание, что в коробке завезено с лихвой кризисности и если удается выиграть – то исключительно на тоненького, и с необходимостью жестко, нет, не так (ЖЕСТКО – согласовывать свои действия с товарищами). Как в патигейме удовольствие вам дарит не гейм, а сама пати – в «Проекте» ваша главная задача – не разобраться в хитросплетениях механик и «взломать код» игры – а наладить взаимодействие с командой. И если этот тумблер «щелкает» - тогда игра приносит удовольствие.