В подписке Nastolio.Premium нет рекламы, зато есть много других крутых штук ;)
Сумашедший кубик

Сообщество «Сумашедший кубик»

Москва

Друзья, добро пожаловать на канал о настольных играх "Сумасшедший кубик"!

В публикации упоминается:

642

Пир во время Чумы

Это перенос статьи (с разрешения) моего соавтора и автор блога - Алексея Ковалева. Приятного чтения. Орфография и пунктуация автора сохранены. К Вашему счастью, он более грамотный, чем я)

Новинка этого года, Pest, она же Чума в скорой уже локе, привлекала с самого начала многими аспектами. Необычный сеттинг, оформление, сплав зарекомендовавших себя механик. А что на выходе? Сейчас разберёмся в подзабытом мной формате текстового обзора. С оценочками, естественно.

Компоненты

Чума, как и подобает опасной инфекции, распространяется по столу с пугающими скоростью и масштабом. Уже по фото можно представить, каково будет людям с не самыми большими столами. Тут и игровое поле, и планшеты эпох, столицы с рынком и влияния, и личные планшеты игроков. На троих вполне большой стол был забит почти целиком, четвёртый бы не влез точно. Однако при этом все компоненты сделаны качественно, что радует. Нууу, почти все. И в этом первая проблема игры (нет, не размер, как могло показаться). Бонусный косметический контент вызывает в основном лишь уныние. Столица не хочет адекватно собираться в единое целое, акриловые жетоны изобилуют коцками со слезшей краской. Единственное, что радует - это двухслойные планшеты. Вот уж действительно они нужны. И контентный доп, но про него позже.

Следующая проблема игры - крайне неосмотрительный выбор дизайна игрового поля. Оно сплошь тёмное с мелкой иконографикой, что очень мешает как во время сетапа, так и в процессе партии. Поле, забегая вперёд, играет важную роль в геймплее, так что проблема не надуманная, как может показаться.

Ещё минус нужен? Он есть, да. Острая нехватка жетонов и миплов зараженных. В некоторые моменты острейшая, я бы сказал. Даже множителей не хватает. Проблему эту обсуждали ещё на BGG, но решение видится в допечатывании или покупке новых миплов где-то ещё.

Ну и добью вас эргономикой встречного органайзера. Её нет. Карты в протекторах? Не влезут. Каждые жетоны отдельно? Влезут с трудом. А достать их из предназначенных отделений и не разбросать вокруг - это целый квест. Мипл хаусы, видится мне, хорошо решат эту проблему. Но это значит дополнительные вливания.

В общем, тут выше 4/10 я не поставлю. И то с сильно натяжной

Лор

С этим компонентом наоборот, все вполне хорошо. Если, конечно, так можно говорить про еврогейм. Мы являемся членами влиятельных семейств врачей, пытающихся получить ещё больше славы на фоне эпидемии чумы за счёт излечения зараженных, развития своей сети построек и исследования заразы. Основные поставщики атмосферы тут карты, особенно разные открытия и изобретения. Рисовка в духе 14-15 веков, мрачная, но в скетч стилистике временами. Конечно, до полного погружения в атмосферу недостаточно, да и геймплей не даёт возможность назвать Чуму “влажным” во всех смыслах евро. Но некоторые детали, вроде необходимости сбора зараженных по дороге и в городах, всё же позволяют немного прочувствовать обреченность того времени.

Итого твердые 6/10

Геймплей

Pest - натуральный пойнт салат, в котором всё и вся может принести очки в копилку. Но к основным механикам можно отнести перемещение по полю, размещение рабочих и менеджмент ресурсов. Но обо всем по порядку.

Партия идёт в течении трех эпох по два раунда в каждой. Последние в свою очередь разделены на фазы чумы и помощи, действий, возвращения рабочих (они же ассистенты по лору) и определения нового порядка хода. Каждая эпоха дополнительно заканчивается получением очков за соответствующие задания на карте текущего периода и бонусов столицы, а также штрафов за умерших.

Фаза чумы и помощи даёт нам новые места для появления зараженных и возможность получить поддержку от государства в зависимости от нашего влияния. В фазу действий мы можем перемещаться по полю, строить, назначать служащих, собирать ресурсы, лечить и исследовать. Заканчивается раунд возвратом ассистентов и изменением порядка хода от наименее к наиболее влиятельному игроку.

Сердце игры - размещение рабочих на сетке 3*3 с выполнением до двух различных пересекающихся действий. Подобная механика есть и в любимой мною Барселоне, правда там она имеет большую вариативность за счёт изменения расположения тайтлов действий каждую партию. В Чуме же сетка идёт без изменений, но имеет свои прелести. Наиболее значимые действия (сбор ресурсов, строительство и перемещение) расположены на одной линии, что препятствует их одновременному выполнению. К тому же они как могут быть усилены за счёт жетонов исследования, так и ослаблены за счёт размещения в их ячейках зараженных. Исследование, лечение и назначение имеют чуть меньший вес, не подвержены воздействиям внешних факторов и тоже не могут пересекаться из-за расположения на одной линии. Отсюда и происходит весь геймплей, в котором вы можете как выполнить оба действия, так и не выполнить никакого.

Помимо основ есть в Чуме ещё несколько важных нюансов. Для начала это зоны карантина и всё, что связано с зараженными. Эти болезные и помирающие товарищи появляются на вашем планшете при перемещении между городами и в самих городах, а также в фазу чумы, а конкретно во время распространения. На планшете есть три ячейки “безвредного” карантина (они не влияют ни на что) и четыре ячейки, дающие штрафы к силе действий или к размеру склада для ресурсов. Если все они оказываются заполненными, то следующий зараженый движется напрямую на кладбище. А это уже штрафные очки в конце каждой эпохи.

Следующая отличительная черта - игровое поле и его влияние на геймплей. Помните, в разделе компонентов я упомянул дороги. Их существует четыре вида, три из которых служат путями для распространения эпидемии. Соответственно, перемещение по ним вынуждает вас забирать на планшет зараженных. Но сделать это возможно только при наличии ресурсов (хлеб и джокер - монета). Так что неудачное распространение или плохой менеджмент ресурсов может легко запереть вашего доктора (именно он перемещается между локациями) в одной точке.

Исходящая из предыдущего абзаца проблема менеджмента ресурсов тоже может быть отнесена к отличительным чертам. Каждый из пяти доступных ресурсов можно получить как в процессе перемещения, так и во время сбора. Чтобы сбор был успешен, нужно в поселении построить здание и назначить туда рабочего. Да, эти действия пересекаются на сетке, но нужно откуда-то брать рабочих. А ими являются вылеченные вами зараженные. А где их брать? Перемещаться чаще по полю и фармить травы и хлеб. А как фармить? Строить за дерево и камни постройки и назначать туда рабочих. А как строить и назначать? Ну вы, думаю, поняли. И так всю партию. Да, я в курсе, что ресурсы в евро всегда играют важную роль. Pest не исключение, конечно, но в ней идеальное получение ресурсов тоже своего рода челлендж и искусство одновременно.

И ещё одна деталь, которую необходимо упомянуть. С развитием партии каждую новую эпоху у вас будет прибавляться по одному ассистенту. А значит и расширяться диапазон действий на раунд: в первой эпохи максимум 8, во второй 12, в третьей 16. С одной стороны, это увеличивает возможность выполнять как текущие, так и финальные цели на эпоху. С другой - это возрастающие даунтайм и длительность партии. И здесь уже решать лично каждому, как к этому относиться - как к возможности или как к неизбежному злу.

Из откровенных минусов же геймплея я бы выделил отсутствие реального взаимодействия при мнимом его наличии. Так, на BGG контроль территорий вообще заявлен как механика, но по факту его в классическом понимании тут нет, и даже не ищите. Только чистая конкуренция: успел занять маленький городок - ты там царь и бог, успел первым в город покрупнее - получи больше очков влияния, чем следующий игрок. При этом по правилам на одно поселение не больше одного здания от одного игрока в зависимости от размера сего поселения.

Но по итогу именно за геймплей и подход к реализации идей я ставлю аж 8,5/10. Как сказал мой соавтор Паша Нечаев (мама, я в телевизоре) “комбинаторика в игре - моё почтение”. И это я ещё не рассказывал про исследования, очки влияния и бонусы столицы. Но для этого будет цельный летсплей.

Порог вхождения

На BGG рейтинг сложности равен 3.24, что говорит о большей принадлежности к мидкору. И в действительности Чума не является чем-то зубодробительным. Да, нюансов хватает, но их количество не превышает внятные лимиты. Да и правила написаны легко, с хорошей преамбулой в виде описания основных концепции, иллюстративным материалом и лёгкой подачей. Другое дело, что количество смысловых ошибок очень уж велико. Правила, пример и краткое описание на карте подсказок порой говорят абсолютно разные вещи, как в случае, например, с обновлением рынка исследований. А поскольку ненужных нюансов в игре нет, дорога всем желающим на форумы Pest на BGG. Уже есть первый ЧаВо, уже есть правки от авторов, но всё это нужно сперва найти. Тут, очень надеюсь, в локе будет проведена отдельная работа над ошибками. Крауды славятся своей точностью и скрупулезностью в данных вопросах (чего только стоит локализация Грааля). Поэтому я в определённой степени рад, что именно они взяли Чуму в работу.

Но пока нет локи, я ставлю максимум 6/10 за кучу неточностей и ошибок. Хотя после исправления смогу уверенно поднять.

Реиграбельность

Это параметр в Чуме зависит от ряда факторов. Во-первых, это карты. Цели на каждую эпоху будут разные, хоть где-то и совпадать по общему принципу (постройте N зданий в таком-то типе поселений), причём как текущие, так и финальные. Выбор немал для каждой, количество разных комбинаций ещё больше. Далее карты чумы и помощи, которых тоже много. Некоторые будут откровенно руинить, некоторые очень спасать или как минимум не мешать. А каждое новое распространение зараженных потенциально может изменить вашу стратегию. Во-вторых, типы ресурсов в поселениях можно рандомить при помощи соответствующих жетонов. А значит ещё больше вариантов с учётом предыдущего утверждения. В-третьих, рандомное стартовой расположение. Этот фактор весьма влиятелен при игре любым составом, а значит сбрасывать со счетов его нельзя. Иногда, скажу больше, хорошее стартовой расположение может неплохо бустануть вас с первого же раунда. Ну и на закуску есть доп со случайными дорожными событиями, очень похожими на таковые в Серпе. И их тоже ещё нужно активировать, и они тоже дают немало при хорошем раскладе.

Исходя из этого, за реиграбельность могу смело влепить 8/10. По ощущениям, Чуму можно легко и без потери качества разложить раз десять. Добавим сюда отдельные соло и режим активной дуэли, и можно накинуть ещё пару-тройку партий. Для современных настолок с их частотой выхода вполне неплохой показатель.

Цена/качество

Пока сложно сказать, сколько игра будет стоить в локе, какие будут допы и все в таком духе. Поэтому я ориентируюсь на себя и свои потраченные кровные деревянные. С учётом скидки полный набор мне встал в 16к. Это база, миньки столицы, делюкс компоненты и колода событий. База отдельно была почти 9к, доп колода ещё 2,5к. Конечно, это не колоссальные деньги, но реально для игры нужны только они. Про делюкс и миньки я уже говорил. Кроме планшетов они абсолютно ненужные, даже вредные и не стоящие своих денег. В идеале отдельные двухслойные планшеты, но это, боюсь, нереально будет. Вангую, что на выходе лока будет около 5-6к. И вот это уже неплохая цена с учётом реиграбельности и в целом стройности геймплейной системы. Но я крайне разочарован тем, что получил в доп коробках. Плюс потенциально мипл хаусы для лучшего структурирования. Плюс потенциально кастомный неопреновый плеймат, который вместит в себя и увеличенное игровое поле, и все планшеты, ибо сейчас Чума занимает неоправданно много места на столе. Все это тянет на примерно 5/10 по ощущениям внутренней жабы.

Что в итоге

Резюмируя всё вышесказанное, мы получили хорошее евро с отлично работающими механиками, не заезженным сеттингом и высокой реиграбельностью, которое может отпугнуть долгим сетапом, отстойной эргономикой и кривым оформлением. Лет 5-6 назад я бы сказал, что это ерунда, если процесс нравится. Сейчас же визуал и простота в освоении и подготовке зачастую играют важную роль. И настолки вроде Pest, крепкие и ладные игромеханически, могут легко быть биты менее выдающимися, но более юзер френдли представителями схожего жанра. Даже я ещё не решил, готов ли каждый раз продираться через огрехи сетапа и эргономики ради кайфа от партии.

Nastolio.Premium

И другие бонусы.

Подключить за 299 рублей
article-commentsarticle-communityarticle-viewscontent-delimeterfooter-social-fb-activefooter-social-fbfooter-social-instagram-activefooter-social-instagramfooter-social-telegram-activefooter-social-telegramfooter-social-tgchat-activefooter-social-tgchatfooter-social-twitter-activefooter-social-twitterfooter-social-vk-activefooter-social-vkfooter-social-youtube-activefooter-social-youtubegame-edit-attributesgame-edit-authorsgame-edit-categoriesgame-edit-componentsgame-edit-descriptiongame-edit-duplicatesgame-edit-filesgame-edit-imagesgame-edit-infogame-edit-linksgame-edit-mechanicsgame-edit-namegame-edit-relationsgame-edit-videoslogo-gold-borderlogo-goldmarket-advantages-searchmarket-advantages-sellmarket-advantages-watchmarket-user-menu-bookmarksmarket-user-menu-feedbackmarket-user-menu-offersmarket-user-menu-profilemarket-user-menu-wishlistmenu-alarmmenu-chats-activemenu-chatsmenu-communities-activemenu-communities-hovermenu-communitiesmenu-donate-activemenu-donate-hovermenu-donatemenu-editor-activemenu-editormenu-events-activemenu-events-hovermenu-eventsmenu-games-activemenu-games-hovermenu-gamesmenu-market-activemenu-market-hovermenu-marketmenu-newmenu-notificationsmenu-profile-activemenu-profile-hovermenu-profilemenu-publications-activemenu-publications-hovermenu-publicationsmenu-push-activemenu-pushmenu-services-activemenu-services-hovermenu-servicespremium-advertpremium-collectionpremium-contestpremium-dice-borderpremium-dicepremium-meeple-housepremium-soonscore-dice-1score-dice-10score-dice-2score-dice-3score-dice-4score-dice-5score-dice-6score-dice-7score-dice-8score-dice-9score-dice-active-1score-dice-active-10score-dice-active-2score-dice-active-3score-dice-active-4score-dice-active-5score-dice-active-6score-dice-active-7score-dice-active-8score-dice-active-9score-dice-hover-1score-dice-hover-10score-dice-hover-2score-dice-hover-3score-dice-hover-4score-dice-hover-5score-dice-hover-6score-dice-hover-7score-dice-hover-8score-dice-hover-9score-dice-nonesearch-activesearchstub-communityuser-menu-exituser-menu-profileuser-menu-settingsuser-social-bgguser-social-emailuser-social-fbuser-social-instagramuser-social-kickstarteruser-social-siteuser-social-telegramuser-social-teserauser-social-tiktokuser-social-twitteruser-social-vkuser-social-youtube