Как не застрять в “Петле Трагедий”. Обзор Tragedy Looper.
О Tragedy Looper я услышал впервые примерно в 2019 году. Мой друг из магазина настольных игр рассказал мне про игру-детектив с ведущим. Описывал он ее примерно так: "Игрокам предстоит распутывать необычные дела в течение нескольких игровых раундов, проигрывая раз за разом, но становясь тем самым все ближе к разгадке. Дело в том, что игроки выступают в роли школьников, умеющих перемещаться в прошлое. С помощью этого они и предотвращают ужасные трагедии и разгадывают загадки." Как это должно работать, я понимал слабо. Всё-таки концепцию "Лупера" (без 100 грамм) сложно постичь, не попробовав.
Шли годы и на просторах БНИ я увидел объявление, которое растрогало бы даже Хемингуэя: “Продается Tragedy Looper с допом. Неигранная”.
Петля времени - театр...
На самом деле Петля Трагедий - это игра на дедукцию (Алхимики, Поиски планеты Х) в жанре все против одного (Ярость Дракулы, Зверь, Город Великой Машины). Такое необычное сочетание я встречаю впервые. И, на удивление, оно гармонично работает на тематику игры.
Ведущий, в роли "руки Судьбы", двигает персонажей по городу, сеет панику и создаёт интриги. Его цель - используя особенности сценария заставить игроков проигрывать раз за разом, пока у них не кончатся попытки все исправить. Остальным игрокам предстоит сделать все, чтобы условия поражения не соблюдались. Но для начала, эти условия предстоит вычислить. Успешно “выжили” в течение определенного количества дней? Поздравляю с победой!
Типичная партия в Tragedy Looper выглядит так: игроки играют карты, двигают персонажей, и в какой-то момент Ведущий говорит: "Вы проиграли". Команда смотрит, а что произошло в этом ходу? Например, умер персонаж. Ага. Значит, это была "ключевая персона" смерть которой допускать нельзя. Начинается вторая попытка, в которой герои пытаются выжить уже с новой целью: сохранить жизнь важному персонажу.
Если по началу Протагонисты тыкаются носом, как слепые котенки, то после первой Петли (а так называются попытки) у них уже вырисовывается, пусть не полная, но картинка происходящих событий.
...а люди в ней - актеры.
Действие Петли Трагедий происходит в неком городе, поделеном на четыре района: Больница, Школа, Храм и сам Город (хотя это ближе к центру города или улицам). Согласно выбранному сценарию в каждой локации будет свой набор персонажей. Например, Доктор, в Больнице, Жрица в Храме, Полицейский и Офисный Клерк в Городе, а Школьник и Школьница в Школе.
Персонажи имеют свои особенности, которыми можно воспользоваться если заполнить шкалу Доверия. Кто-то уменьшает уровень Стресса у персонажей (а это, порой, очень важно). Кто-то позволяет узнать свою или чужую роль в сценарии и т.д. Помимо своих собственных способностей, персонаж может обладать скрытой ролью. Да, прямо как в Мафии. Тут вам и классический Убийца и Культист и даже Босс Мафии есть.
Наличие ролей диктуется сюжетами. За исключением двух обучающих сюжетов, их всегда будет три: Основной, и два Второстепенных. Помимо ролей, сценарии могут добавлять особые условия поражения или давать ведущему новые способности.
Все это, опять же, отлично работает на дедуктивную часть игры. Каждая роль работает по чёткому алгоритму и всегда визуально что-то делает на столе. На персонаже внезапно добавился жетон стресса? Значит, рядом Конспиролог. Два персонажа остались одни и один из них умирает? Поздравляю, вы нашли Серийного убийцу! И тому подобное.
Breaking News! Кто-то умер.
Помимо трёх сюжетов, в каждом сценарии также есть и Инциденты. Это особые события которые происходят строго на определенный день сценария. К каждому такому Инциденту привязан персонаж, из-за которого это происшествие должно произойти. Такого персонажа называют "виновником инцидента" (хотя сложно назвать виновником того, чей инцидент - это Самоубийство).
Те, кто играл в игры по вселенной Лавкрафта, порадуются следующим словам. В Петле Трагедий у каждого персонажа есть Рассудок и он может словить Панику. Для этого Ведущий имеет возможность повышать стресс персонажей. И тут таится главная загвоздка Инцидентов: он произойдет, только есть Виновник находится в состоянии паники.
На третий день по городу должны расползтись Тревожные Слухи. В конце дня Офисный клерк и Школьница паникуют. Ведущий объявляет, что Инцидент произошел. Протагонисты понимают, Виновник - кто-то из них двоих.
Как управлять судьбами?
Особое внимание хочу уделить роли Ведущего. В базовой игре есть 10 заранее созданных сценария. Два обучающих и восемь полноценных. Это не означает, что после прохождения всех сценариев в Петле Трагедий больше нечего делать, но об этом позже.
Возможно, мне не везло в моем настольном опыте, но я часто натыкался на то, что если какому-то игроку достается роль ведущего, то он скорее инструмент развлечения всех остальных, а не полноценный участник. Наверное, сказываются партии в Descent второй редакции, где как раз была такая проблема. Но в Tragedy Looper не только Протагонистам предстоит поломать голову. Каждый сценарий - головоломка еще и для Ведущего. В каком-то сценарии у вас не будет способностей и предстоит пользоваться только пассивными эффектами. В каком-то роль, которая всегда была на вашей стороне - теперь играет против вас. И вы не должны дать Протагонистам об этом догадаться.
Путей к победе обычно минимум три. Но чем больше игроки узнают, тем сложнее их обмануть и тем изощреннее предстоит действовать. В одной из партий был момент, когда герои полностью раскусили каждую деталь сценария и старались изо всех сил отрезать мне пути к победе. Началась игра на блеф, сродни моему любимому SW: Rebellion. Да, вы знаете все мои опции, но чем я решу воспользоваться в данный момент?
Помимо всего этого, в игре есть конструктор сценариев. Целая глава в книге правил для Ведущего, посвещена тому, как создать, сбалансировать и сделать интересным и загадочным свой собственный сценарий трагедии. Поэтому, даже если вы пройдете все, что вам предложит коробка - у вас есть ваше воображение и инструментарий Книги Ведущего.
Как ярко светит луна.
Не знаю, будет ли Лавка Игр браться за допы сразу, или сначала запустит сугубо базовую игру, но на английском существует несколько дополнений. В частности, когда я покупал игру, она была вместе с допом под названием "Полуночный Круг". Он добавляет в игру новых персонажей, новые инцинденты и роли, а также двенадцать новых сценариев! Второе дополнение (которое я с радостью у кого-нибудь приобрету) называется "Космическое Зло". В нем также есть несколько новых персонажей и девять новых сценариев.
Ну и конечно же, новые инструменты для создания своих сценариев.
Каждое дополнение основано на какой-то интересной тематике. Для "Полуночного Круга" - это Обман и Человеческий разум. "Космическое Зло" же наоборот, погружается в Необъяснимое и Потустороннее.
Занавес.
Напоследок хотелось бы сказать, что я безумно люблю Tragedy Looper и очень хотел бы увидеть, как к ней растет интерес. Это поистине уникальный игровой опыт. Будь вы на роли Ведущего или Протагонистов - это головоломка, которая испытает вас на прочность.
И я премного благодарен Лавке Игр, которая таки прогнулась под гнетом потока коментариев с просьбами локализовать Петлю Трагедий. Вы молодцы!
На этом все, и до скорых встреч на просторах Настолио)
- BGC
- BGC_SPB
- головоломка
- один против всех
- Tragedy Looper
- временная петля
- BGCKhab
- мозголомная игра
- дедуктивная игра