Бухта красок
Обзор настольной игры «Остров сокровищ: Тайна Джона Сильвера».
И по просьбе сквайра Трелонея, доктора Лайвесея и других джентльменов, пожелавших, чтобы я подробно описал Остров Сокровищ, не скрывая ничего, кроме его географического положения (так как на нем осталась еще масса богатств), — я берусь за перо в 17… году и приступаю к рассказу. Начну с того старого времени, когда еще мой отец держал гостиницу «Адмирал Бенбоу», и под нашей крышей впервые поселился загорелый старый моряк с сабельным шрамом на щеке. Я так живо помню, точно это случилось только вчера, как он подошел, тяжело ступая, к нашей двери; за ним человек вез в ручной тележке его морской сундук. Это был рослый, крепкий, грузный человек, с коричневым, как скорлупа ореха, загаром, с жирной косичкой, болтавшейся на спине, и в засаленном синем сюртуке. Руки его, с черными обгрызанными ногтями, были покрыты рубцами, а одну щеку пересекал отвратительный багрово-синий шрам от сабельного удара. Помню, как он оглядывался кругом, всматриваясь в залив, на берегу которого стояла наша гостиница, и насвистывал себе что-то под нос, а затем громко запел старую матросскую песню, которую он так часто пел после:
«Пятнадцать человек на ящик мертвеца, — Йо-хо-хо и бутылка рома!».
«Остров Сокровищ»
Роберт Льюис Стивенсон
![](https://nastol.io/storage/publications/images/764/654868/conversions/111-web.jpg)
Кто не мечтал откопать клад, доверху забитый сверкающими золотыми монетами? Кто не желал оказаться в роли хитроумного негодяя, погрязшего в битве умов, где каждое лишнее слово может стать причиной провала? Кто откажется от прогулки по песчаному пляжу залитого солнцем острова? Все эти желания, хоть и в настольном формате, способна воплотить в жизнь игра: «Остров сокровищ: Тайна Джона Сильвера», в которой игрокам предстоит выступить в роли героев одноименного романа, допрашивающих Долговязого Джона в надежде отыскать клад, тайна которого известно только ему!
![Копать тут!](https://nastol.io/storage/publications/images/764/654870/conversions/4-web.jpg)
До «Острова сокровищ» мне не доводилось играть в настольные игры с использованием пишущих принадлежностей (блокнот и ручка не в счет), тем более, когда рисовать и писать необходимо прямо на поле и прочих игровых элементах. В новинке материалов для творчества предостаточно, в коробке обнаруживаем не только маркеры, но и различные пластиковые линейки, кольца и даже целый циркуль с присоской вместо иглы. Так что к концу партии на поле (и даже на личных компонентах) не будет живого места: все окажется закрашено пометками игроков и ведущего. К слову, все компоненты в игре, в том числе карты и жетоны выполнены из глянцевого материала, с которого с легкостью стираются любые следы маркеров, так что за «помарки» переживать не стоит! Жаль, что несмотря на обилие пишущих и сопутствующих компонентов, в коробке отсутствует губка для стирания маркеров, так что придется использовать подручные средства, например, салфетки.
![Личные компоненты игрока](https://nastol.io/storage/publications/images/764/654871/conversions/11-web.jpg)
С наполнением коробки разобрались, а что там с игровым процессом? Он, к счастью, имеется, причем в крайне динамичном формате. Ближайшим родственником «Острова сокровищ» я бы назвал «Ярость Дракулы», только в данном случае перед нами не америтреш, а лихой пати-гейм, партию в который легко отыграть за какие-то полчаса. Конечно, сравнение может быть не совсем корректно, но некоторые ключевые моменты мне показались похожими. Игровое поле «Острова сокровищ» представляет из себя огромную детализированную карту, причем в двух цветовых вариациях! На ней выделено 11 регионов, а также стартовые области игроков; в остальном поле лишено интерфейса, разве что компас в нижнем углу изображен. Каждый из участников получает в свое распоряжение ширму, мини-карту, маркер соответствующего цвета, лист для записей, фигурку и планшет пирата. Один из игроков избирается на роль Джона Сильвера, по сути –ведущего. В начале партии он отмечает на своей мини-карте место, где спрятан сундук с сокровищами. Цель игры – откопать этот клад. Подготовились? Можно начинать!
![Вот и действующие лица. Миниатюры, хоть и простенькие, но все же миниатюры, а не портреты на подставках](https://nastol.io/storage/publications/images/764/654869/conversions/1-web.jpg)
Игроки-пираты ходят по очереди, а Джон Сильвер действует до хода игроков в фазе событий, которые указаны на календаре: треке порядка хода. События либо предоставляют ведущему новые компоненты, либо обязывают давать подсказки, которые можно разделить на два вида: общие и личные. Первые выдаются пиратам в начале игры, а еще за использование ими специальных действий и не могут быть показаны другим игрокам, при этом никто не мешает нагло наврать остальным об их содержании, игра-то соревновательная. Общие подсказки разыгрываются Сильвером на специальном треке и доступны всем участникам, а сведения, которые они дают, отмечаются прямо на поле. Это может быть, например, указание направления, в котором спрятано сокровище (перед игрой стоит вспомнить стороны света), сведения о том, кто из персонажей в данный момент ближе всех находится к сокровищу, подсказка о типе местности, где зарыт сундук, и все такое-прочее. Карт подсказок в игре 18 штук, и каждая из них передает информацию по-разному»: то круги на поле рисуем, то по компасу направления указываем, то треугольником обозначаем необходимую область. Розыгрыш таких карт самая интересная и сложная часть игры, всего одна глупо разыгранная подсказка может с легкостью исключить из области поиска большую часть острова. Важный нюанс: выкладывая подсказку, Долговязый Джон кладет лицевой стороной вниз «жетон достоверности», на котором указано, правдива ли разыгранная карта или же пленник блефует. Так что далеко не каждой подсказке ведущего можно верить!
![Разнообразные пометки на поле помогают, либо мешают пиратам обнаружить сокровище](https://nastol.io/storage/publications/images/764/654872/conversions/2-web.jpg)
После розыгрыша события действуют игроки, выполняющие указанное на планшете количество действий. В распоряжении у пиратов есть три стандартных действия:
- передвижение на лошади, при котором игрок прикладывает к месту, где находилась его фигурка, линейку и рисует линию длиной 6 миль (или меньше), после чего перемещает фигурку в новое место;
- долгий поиск: игрок использует специальное кольцо, которое кладет на поле таким образом, чтобы местоположение его фигурки оказалось внутри, после чего рисует круг, обводя внутренний радиус кольца. Джон Сильвер сверяется со своей мини-картой: если сокровище оказалось внутри нарисованного круга, то нашедший его пират немедленно выигрывает;
- передвижение пешком и быстрый поиск: смешение первых двух действий, только перемещение в данном случае происходит всего на 3 мили, а использующееся для поиска кольцо вдвое меньшего размера.
Помимо стандартных на планшете пирата указаны особые действия, использование которых строго лимитировано. Например, проверка «жетона достоверности» (2 раза за партию), получение личной подсказки-компаса (раз за игру), особая способность персонажа.
![Игровое поле яркое и очень детализированное, а на обратной стороне имеется версия "под старину" в желтом цвете](https://nastol.io/storage/publications/images/764/654873/conversions/3-web.jpg)
Игроки-пираты действуют по очереди. Пока кто-либо не обнаружит сокровище, задача Джона Сильвера – пудрить мозги на протяжении 17 дней, пока он не выберется из темницы и самостоятельно не дойдет до сундука. Партии проходят очень быстро, так, мы откопали сундук за какие-то 30-40 минут ожесточенной борьбы и упорного поиска. Споры, обсуждение, недоверие, обман и блеф – вот, что царило за игровым столом. Использование игровых компонентов: компасов, кругов, в особенности, циркуля – приносит особое удовольствие. «Остров сокровищ» невероятно легко освоить, правила объясняются за несколько минут, только ведущему необходимо знать все тонкости игры. Вместе с тем, различных нюансов, повышающих вариативность и реиграбельность партий, хватает. Но «Остров сокровищ» все равно вызывает ощущения пати-гейма, хоть по внушительной коробке об этом не скажешь.
![Местный компас имеет специальные прорези, с помощью которых удобно давать подсказки](https://nastol.io/storage/publications/images/764/654874/conversions/5-web.jpg)
Впечатления от более чем семи партий: искать сокровище увлекательно, и за два игровых вечера не надоело. В начале игры у тебя практически отсутствует какая-либо информация: начальная подсказка, которая дает не столь много информации, да личная «подсказка-область», полученная на старте. Постепенно область поиска начинает сужаться, выгодно посмотреть, чем именно занимаются оппоненты: почему игрок бросил перспективное направление после проверки подсказки? А что это все сгруппировались у островка на севере? Одновременно с тем, как сужается область поиска, растут и ставки. В начале партии приходится действовать практически наугад, исключая места поиска, но к концу появляются более осмысленные предположения, чем то напоминая классический «Морской бой». Причем стиль игры от партии к партии может отличаться: в одной вы пулей перемещаетесь по острову, копая то тут, то там, а в другой всю игру практически не двигаетесь с места, вытягивая из Джона Сильвера все больше информации.
![Большая часть карты исключена, но где же клад?](https://nastol.io/storage/publications/images/764/654875/conversions/10-web.jpg)
Играть в роли ведущего тоже не скучно: наблюдать за тем, как игроки идут совсем в ином направлении, или нервничать, когда те окажутся слишком близко к разгадке. Пожалуй, главным недостатком игры является непропорциональная сложность игры за Джона Сильвера, если вы, конечно, рассчитываете победить. Каждая подсказка очень сильно сужает область поиска, в одной из партий уже первая разыгранная карта исключила около 80 процентов поля; конечно, это пример неудачного хода, но все же и подсказки, сужающей область поиска менее, чем процентов на 20-30, я не нашел. В итоге, всего в одной партии Долговязый Джон сумел сбежать из темницы, однако, ему предстояло еще целых три хода пилить до сундука, так что пираты и в этот раз победили. Было ли от этого скучно играть? Нет, но улучшение баланса все-таки необходимо. Мы расценили роль Джона Сильвера как ведущего, которому не особо полагается победа, но оказаться в его шкуре хотели все. Пираты активно соревновались между собой, в то время как Джон пытался выдать подсказку позаковыристее. Также, несмотря на указание на коробке с игрой возможности сыграть вдвоем, я бы не рекомендовал садиться за игру меньше чем вчетвером, ну а лучше всего играть полным составом.
![Сокровище найдено!](https://nastol.io/storage/publications/images/764/654876/conversions/9-web.jpg)
Подводим итог: «Остров сокровищ: Тайна Джона Сильвера» веселая и атмосферная игра, радующая не только геймплеем, но и использованием игровых принадлежностей. За эту игру можно садиться любой компанией, даже с детьми. Отмечу, если вы ожидаете серьезного противостояния, то лучше обратиться к классике, например, вышеупомянутой «Ярости Дракулы», где стороны выступают приблизительно в равных условиях. «Остров сокровищ» намного лучше подойдет для скоротечных и азартных партий, в которых жажда сокровищ пересиливает голос разума!
Всем удачных партий и успехов на кубах!
Вавилонов М. (название кликабельно.)
К слову, сейчас в своей группе ВК, я участвую в #феврочеллендж2020 от OMGames. Каждый день выходят новые заметки о настольных играх — подписываетесь по ссылке!