Обзор на настольную игру Просветление (Satori)
Довелось нам тут попробовать грядущую локализацию «Стиля жизни» под названием «Просветление» или же в девичестве Satori. Это новинка от издательства Perro Loco games, которое, скорее всего, не шибко-то вам и знакомо – если только вы не играли в Penguin Airlines. Зато художник Edu Valis (пишу в оригинале, чтобы не попутать с транслитерацией), который оформлял Цирк Трех Арен, Битоку и Редвуд, вам наверняка известен – в отличие от Paco Yanez, который и стал автором этой игры.
Просветление – это евро того самого «пойнтсалатного» ответвления, как «Лакримоза», Руины Острова Арнак или Вудкрафт. Это почти классическое выставление рабочих (пусть и с небольшой изюминкой), с концентрированным обменом шила на мыло, необходимостью успеть поучаствовать везде, грамотно разменять ресурсы в ПО, поучаствовать в строительстве, прокачки и накоплении чего-либо для скорингов.
Если обратиться к тематике, то игра посвящена пути достижения внутренней гармонии и уже упомянутого просветления, познанию, гармонии в душе и так далее. Собственно, как и во многих евро на комбинаторику, здесь вам придётся всецело постичь внутренний дзен, пока ваши оппоненты совершают ходы по 10 минут, проворачивая немыслимые комбинации - получая, обменивая, тратя и преобразуя несколько видов ресурсов в фантастическое количество победных очков. Альтернативно ваши товарищи за столом будут тренировать внутренний покой, чтобы не заскрежетать зубами, когда вы обошли их в каких-либо скорингах и не опередили их со вкусным ходом.
Игровой процесс в «Просветлении» завязан на выставлении рабочих – но не классическом – а с подвыпедвертом. По сути, каждый из 5 раундов у ворот Тории будут собираться паломники различных цветов. Вам нужно будет провожать их в храмы (которые содержат по две ячейки с действиями), чтобы они могли там молиться и вносить свою лепту в создание центра всея дзен буддизма. Выставив паломника в храм, совпадающий по цвету, вы получите возможность выполнить сразу 2 действия - в противном случае придётся выбирать какое-то 1.
Действий здесь масса: получи 1 из 4 видов ресурсов (дерево, камень монетки-моны и изумруды)(к слову, есть еще и благовония – но они используются для оплаты мини-действий, и как правило, не конвертируются в вышеупомянутые), отправь монаха достигать просветления, любуясь на горные хребты и красивые закаты, построй новую часть храма, куда могут приходить следующие рабочие, поменяй порядок хода, поучаствуй в возведении Великой Пагоды или выставь курильницы (не то, о чем вы подумали, это – для благовоний и финальных скорингов!) – и так на протяжении 5 раундов вы пытаетесь наиболее хитрым и наиболее эффективным образом потратить имеющиеся у вас ресурсы, преобразовать их в другие и как-то задействовать их в получении победных очков и заработке скорингов на конец партии (они могут быть как уже разданные вам на старте, так и полученные от постройки верхнего яруса Пагоды). Кроме того, для всех работают общие правила – по количеству уже упомянутых курильниц в ваших храмах с совпадающими цветами и количеству курильниц, вмонтированных в пагоду по числу построенных этажей.
Что хорошего в Сатори?
Во-первых, как я уже говорил, художником ее стал человек, ответственный за оформление уже упомянутой Битоку - что, собственно, хорошо заметно по иллюстрациям. Однако! здесь товарищ сдерживал свои порывы и орудовал не в таких кислотных, а больше пастельных и умеренных тонах – что и делает дизайн более…. юзер-френдли что ли и не так взрывает мозг. Плюс все компоненты – маркеры, трекеры, миплы, ресурсы – все расписаны. Это клево и приятно глазу, но нормально так вносит лепту в цену.
Во-вторых, в Просветлении можно мутить умопомрачительные комбинации – да так, что твой ход в реальном времени может затягиваться минут этак на 5-10. Пришли в храм – получили ресурсы, бахнули монаха в горы, там он мгновенно достиг внутреннего дзена – за счет этого разменяли ресурсы на другие, получили тайл медитации – он позволил вам вложиться в строительство пагоды, а на сдачу – микродействием «Просветлили» еще одного монаха и так далее, и пошло-поехало.
В-третьих, игра щадящая и не суперкризисная. Не будет такого в Сатори, чтоб ты остался без варианта что-то да поделать – всегда есть, где выполнить нужное тебе действие (пусть и не с нужным тебе профитом или необходимым сочетанием активаций) – получить ресурсы, и прочее. Плюс в отличие от тех же Арнака/Битоку у всех одинаковое число ходов, и не получится такого, что два игрока уже закончили раунд, а третий развлекается «на всю котлету» из накопленных ресурсов. Плюс это, что называется, мидкор – правила тут объясняются достаточно просто, да и механики не супер-замороченные, так что влиться в процесс куда как проще.
Конечно, у Просветления, как и у любой игры, есть минусы
Во-первых, как уже упомянуто – долгие комбинации существенно как продлевают время игры. И если авторы обещают партии по 25-30 минут на игрока, то они, скорее, имеют в виду уже конкретно наигравших настольщиков. Так, например, мы вчетвером играли 2 с половиной или даже почти 3 часа и втроём дома с объяснением правил у нас ушло порядка 2 часов и 40 минут. Несильная разница. К слову, игра как будто не скейлится в зависимости от числа игроков – меняется лишь количество доступных в раунде паломников (3х количество игроков) да слоты под строительство новых храмов – но это не так критично.
Во-вторых (это достаточно субьективный минус) Просветление очень уж абстрактное : какие-то там монахи в горах, солнышко двигается, почему-то прихожане разных цветов, курильницы непонятные, активации за благовония…и как будто игру можно при желании переиначить под любую тематику. Однако я знаю большой пласт игроков, которым нравятся подобные евросухари, на вкус и цвет все фломастеры разные…
В-третьих, у игры достаточно долгий сетап – особенно если вы не пользуетесь сторонними решениями. Уйма компонентов - ресурсы, плашки медитации (двух эпох по отдельности!), плашки храмов, этажей пагоды, и прочего, прочего.
В-четвертых, в игре мало взаимодействия. Как будто игроки варятся в своем собственном «котле» и мало влияют друг на друга. Да, можно опередить с постройкой нужного храма/этажа, но в любом случае прям жестко подрезать оппонентов невозможно.
В-пятых, хотелось бы иметь какие-то индивидуальные памятки и расшифровки инфографики – но в современно мире даже правила писать толком не научились, не то, что заботиться о максимально удобном прохождении игр.
Резюмируя. Я, конечно, не самый большой любитель пойнтсалатных евро. Тем более, абстрактных. Однако в целом Сатори оставляет приятные впечатления – начиная с оформления и подхода авторов к созданию чего-то уникального и красивого заканчивая тем, что и в процессе партии ты не впадаешь в паралич, пытаясь сочинить выход из кризисной ситуации, и по итогу не ощущаешь разрыв в ПО в несколько раз. Как я уже говорил, если вам нравятся настолки типа «Белого замка», «Битоку» или Вудкрафта – что же, смело пробуйте, не пожалеете.