Обзор настольной игры «Архитекторы западного королевства». В тюрьму их всех!
Мужчина в длинной зеленой рубашке медленно подошел к двум стражникам, стоявшим на площади.
– Господин Фердинанд, смею вам сообщить, слуги нечестивого Фредерика опять бездельничают на лесопилке, пьют, работать мешают и в церковь не ходят!
Стражники переглянулись.
– А не тебя ли мы в прошлом месяце с той же лесопилки забирали? Теперь на товарищей доложить решил?
– Так я же работал там, рук не покладая! А ежели и бездельничал, то в темнице теперь ума понабрался, господин за меня штраф заплатил, розги прописал, теперь уж не до пьянства и безделья! А те совсем бездельники, ничего у них…
– Тише! – перебил мужчину стражник. – А нам твой господин ничего не передавал? В стране тяжелые времена, говорят, лиходеи от налогов скрываются!
- Конечно, конечно, передавал, – мужчина протянул два небольших кошеля. – Господин – верный подданный короля, законы чтит, а потому передает и налог, и вам небольшой подарок, ведь на каменоломне тоже…
Дуэт новозеландского разработчика Шема Филлипса и художника Михайло Димитриевски – одна из немногих фигур, способных удивлять в сфере современных евро-игр. В 2014 году они запустили свою первую «евро-трилогию», повествующую о популярных профессиях северных морей: “Shipwrights / Raiders / Explorers of the North Sea”. К слову, “Raiders of the North Sea” были недавно изданы “Crowd Games” под названием «Викинги», что поставило под угрозу надежду на локализацию всей серии («Лавка», не подведи!). Общность трилогии заключается не только в окончании названия и заимствованиях в арте (привет любимой серии “Arkham Files”), но и возможности связать все игры в единую кампанию с помощью отдельного «убер-дополнения» (“The North Sea Runesaga” для первой и “The West Kingdom Tomesaga”). При этом механики в рамках трилогии отнюдь не повторяют друг друга, перед вами не вывернутый с разных сторон единый геймплей (снова привет любимой серии “Arkham Files”), а три самостоятельные игры с уникальными механиками и даже собственными дополнениями. Из североморской игры мне довелось попробовать только “Raiders of the North Sea”, и игра очень впечатлила оригинальным подходом к избитому жанру «мипл-плейсмента». В 2018 году к дуэту авторов присоединился молодой разработчик Сэм Макдональд, после чего свет увидела новая трилогия, на этот раз повествующая о нелегких трудовых буднях жителей Западного королевства. Первая игра серии («Архитекторы западного королевства») была локализована «Лавкой Игр». Забегая вперед, скажу, что новинка не хуже «Викингов» справляет с задачей удивить неординарным подходом к «мипл-плейсменту».
Коробка у игры миниатюрная, немного больше "7 Чудес. Дуэль", но забита под завязку
В начале партии каждый игрок выбирает одного из архитекторов (огромное спасибо «Лавке» за киковские промки, удваивающее количество доступных персонажей), получает двадцать рабочих избранного цвета и два маркера. При этом каждый из архитекторов имеет не только уникальную стартовую раскладку, но и личную способность. Асимметричность здорово повышает реиграбельность, к тому же, среди персонажей встречаются и совсем маргинальные личности, обладающие довольно странными стартовыми условиями. Но стоит немного разобраться в игре, и начинаешь понимать, в чем тут суть.
Одна из первых особенностей «Архитекторов» – отсутствие каких бы то ни было фаз или раундов, ход игрока предельно прост: выставил рабочего – разыграл эффект, следующий. Благодаря этому игра проходит крайне динамично, не подвисая на «административных» моментах и долгих ходах соперников. Места под рабочих в игре делятся на три вида.
1) Большой круг, которым представлена основная часть локаций в игре. Они работают по принципу «чем больше рабочих – тем больше выгода». Например, отправившись в лес, вы получите по одному дереву за каждого находящегося там мипла. Таким образом, действия в игре разгоняются: если при первом использовании вы получите всего один ресурс, то следующий отправленный туда рабочий принесет вам уже два дерева, третий – три, и так далее. Некоторые локации предоставляют выбор, например, в шахте можно либо получить по глине за работника, плюс одну бонусную, либо по золотому слитку за каждую пару миплов. Игра поощряет постоянное использование одних и тех же действий, (но при этом имеет и методы сдерживания), поэтому кажущееся в начале партии неликвидным указание «Получите 1 камень/дерево» спустя несколько ходов оборачивается прогрессивным заводом по добыче необходимого ресурса.
2) Три маленьких круга на черном рынке, в каждом из которых найдется место всего для одного рабочего, однако, когда все три окажутся заняты, все находящиеся там миплы отправятся в темницу, а товары обновятся. Черный рынок – локация примечательная, там вы за символическую плату в несколько монет можно разжиться редкими ресурсами. Впрочем, прибегать к подобным услугам – дело неблагородное: помимо денег игрок запятнает свою репутацию (спустится по треку добродетели).
3) Клетки с силуэтом рабочего опять-таки используются для совершения ровно одного действия – постройки. Строить можно либо здания (карты с руки), либо собор, для возведения которого мы собственно и были призваны. Отправленный на постройку мипл «запечатывается», вернуться обратно ему, увы, не суждено; заканчивается, когда определенное количество клеток окажется запечатано (12 при игре вдвоем, 16 – втроем и т.д.). Постройка собора и зданий является главным способом получения ПО. Если собор – это просто трек отсчета очков, то здания имеют собственные особенности, срабатывающие либо при постройке, либо в конце игры. Некоторые приносят ресурсы, некоторые – много ПО, некоторые – дополнительную репутацию или ПО при выполнении особых условий. В общем, в этом аспекте все традиционно и без откровений.
С размещением и действиями разобрались, нечто похожее мы видели в «Каменном веке». Где же оригинальный подход? Новшество кроется не в том, как мы выставляем рабочих на поле, а в том, как мы их оттуда забираем. Выставленные на поле миплы остаются там, пока не будут арестованы. С помощью действия «Городская площадь» игрок может натравить стражу на группу рабочих одного цвета в одной локации. Если арестованные принадлежат самому игроку, то он просто добавляет их в пул доступных миплов, а если сопернику, то помещает их на специальную клетку на планшете персонажа. В дальнейшем работников противника можно выгодно сдать в тюрьму, получив по монете за каждого. Освободить своих подопечных из тюрьмы несложно, достаточно отправить хотя бы одного рабочего на «пост часового», чтобы вернуть бедолаг. Нахождение подопечных в тюремных застенках естественно не несет ничего хорошего, в определенные моменты игры (при обновлении черного рынка и некоторых этапах постройки собора) подсчитывается количество рабочих в тюрьме, после чего все, имеющие в тюрьме трех и более миплов, теряют по одной добродетели, а лидер по количеству арестантов дополнительно получает долг, отнимающий ПО в конце игры. При этом какой-то обиды от ареста рабочих соперником не испытываешь (в отличие от классической ситуации, когда оппонент занял столь необходимое тебе действие); наоборот, вызволить их из темницы иногда может быть выгоднее, чем забрать с локации. В итоге получается достаточно нестандартное взаимодействие между игроками, плотное, осмысленное, но не агрессивное.
Финальным элементом является уже неоднократно упомянутый трек добродетели. Репутация в игре работает интересным образом: поднялись вверх по треку, получите в конце игры победные очки, однако, по ходу партии доступ к черному рынку будет закрыт, негоже благочестивым горожанам якшаться с мутными личностями. Опустились на самое дно? В таком случае по ходу партии вы освобождаетесь от уплаты налогов, так что многие действия становятся дешевле, но и к строительству собора вас не допустят, а в конце партии еще и ПО отберут. В общем, простор для маневра присутствует: можно в начале партии нашкодить грабежами казны и частыми посещениями черного рынка, задешево получив ценные ресурсы и сэкономив на налогах, а потом притвориться святым и замаливать грехи. Или пойти от обратного, с самого начала уйти в строительство собора, который приносит уйму очков, попутно особо рьяно отправляя рабочих соперников в тюрьму, вгоняя тех в долги. Никто не мешает выстроить стратегию вокруг построек, универсального пути к победе нет!
Главное, что все вышеперечисленные элементы в игре реально работают. «Архитекторы» ощущаются как единый часовой механизм, и это особенная магия. Подобного чувства потока я очень давно не получал от игр, на поле постоянно что-то крутится, все взаимосвязано и дает толчок другому: вот синий игрок навалился на дерево, красный арестовал его рабочих и отправил в темницу, в то же время заполнилась казна и желтый, пользуясь моментом, вытащил все, что неровно лежит, тут пришло время получать по шапке за рабочих в тюрьме, и зеленый хватается за голову, ведь он как раз в этот ход хотел освободить своих рабочих из-под стражи… Эту особенную динамику создает не только взаимосвязь игровых действий, но и отсутствие раундов и административных фаз, благодаря чему «Архитекторы» держат в напряжении от начала партии и до последнего хода.
Ругать «Архитекторов Западного Королевства» сложно. Да, партии на двоих менее тесные и динамичные, чем на большее количество игроков (можно подключить бота, но из-за него теряется то самое ощущение потока). Кому-то может не понравиться оформление, ведь рисовка Димитриевски весьма специфична, но я влюбился в этот вырвиглазный стиль еще с “Raiders of the North Sea”. Не стоит ждать от «Архитекторов» умопомрачительной глубины, игра не стремится встать в один ряд с «Подводными городами», «Покорением Марса» или «Проектом Гайя» и прочими тяжеловесными евро. Если угодно, то перед нами очень прокачанный «Каменный век», пример того, каким должно быть семейное евро.
Что же в итоге? «Архитекторы западного королевства» – прекрасный представитель жанра, не только осовременивший и смешавший старые механики, но и привнесший что-то свое. Игра по-своему смотрит на взаимодействие между игроками, круговорот ресурсов, путь к победе, а главное, не отвлекается на промежуточные фазы для обновления игрового поля и копания в собственном огороде. Это динамичное и азартное семейное евро с множеством интересных, но не сложных нюансов, делающих игру достойной вашего вечера. С нетерпением ждем следующей игры трилогии - "Паладины Западного Королевства", которая, по словам игравших, ни чуть не хуже!
Всем удачных партий и успехов на кубах!
Вавилонов М. (страница в ВК)