Игра великолепна.
Она даёт чувство свободы действий - делай, что хочешь. Вот у тебя есть жетон судьбы, предсказывающий действия твоего племени гномов в будущем. Вот у тебя есть пул этих жетонов, выложенных при подготовке случайным образом. Проанализируй входные данные (жетоны заданий, нужные порталы и их расположение, вышедшие гномы-мастера, жетоны путей, жетоны даров) и расположение жетонов судьбы, чтобы определить её тебе самому на всю игру! Ведь игрок может заменить свой стартовый жетон судьбы на тот, что лежит в середине пула. Казалось бы... Мелочь. Но какое же огромное влияние оказывает твое первое решение в игре. Ведь потом ты сможешь брать жетоны судьбы либо первый, либо последний. И будут разные возможности по комбинациям действий - что тебе нужно больше для успешного возвращения в город света костров?
Далее. Нет никаких ограничителей в виде кубиков, шариков, карт действийи, карт миссий, приходящих в руку случайно, и прочих прелестей рандома. Поэтому эта игра способна показать наглядно формирование собственной мысли и стратегии, которую игрок реализует в течение все игры.
Да, море доступных действий, огромное количество различных заданий (в партии полным составом на поле находится лишь 30 из 66, кажется, т.е. можете посчитать сколько возможных комбинаций заданий возможно в каждой игре), прикольная механика размещения тайлов (жетонов судьбы) в деревне гномов c последующим получением действий за это размещение - великолепная и умная головоломка с целью получения максимального количества жетонов действий. Почему умная? Потому что в конце игры каждый жетон судьбы, который остался на личном планшете неиспользованный (не выложенный в ваш город), принесёт игроку ПО при подсчёте в конце партии. И чем больше вы будете получать жетоны действий от эффективного размещения площади города в течение партии, тем меньше у вас будет необходимость брать эти жетоны судьбы и тем больше вероятность того, что получите больше ПО за оставшиеся жетоны судьбы.
Очень круто комбинируются все действия, которые выстраиваются в логичную цепочку, - приплыл на святой остров на корабле, сделал подношение хранителям, за что получил от них задание, выполнив которое они помогают зажечь этот священный огонь (основная цель гномов, чтобы город был освещён и жизнь стала лучше). Послушник, который стоит рядом с местом костра, после того, как помог разжечь его, приглашается в Высший совет благодаря хорошо сделанной работе - т.е. это позволяет сделать размещение рабочего, по сути, чтобы получить моментальный бонус.
Великолепная механика прокладывания путей для Шествия хранителей слева направо и открытия порталов к кострам справа налево. Эти два элемента обязательно должны пересекаться для того, чтобы хранитель мог с тайла тропы (пути) телепортироваться к зажжённому костру для получения большего количества очков во время подсчёта. Кроме того, если цвет пути и цвет зажжённого костра совпадает, то вы получите ещё больше ПО. Но не всегда есть возможность, конечно, сделать всё в соответствии с цветом - иногда приходится делать так, как получается, что лишает вас какого-то количества очков.
Есть элемент построения определённого движка с помощью гномов-мастеров, которые дают множество различных бонусов в течение игры. Но конкуренция за них идёт серьёзная, когда играет 4 человека, потому что рынок доступен всем игрокам.
И так далее, крутишь, крутишь эти комбинации из заданий, путей и цветов зажжённых костров, порталов, гномов-мастеров и гномов-старейшин, из доступных бонусов, в мини-игре на планшете вашего города. Чувства очень приятные от такого процесса.
Интересный момент - количества раундов нет, игроки сами триггерят окончание игры - когда в Высшем совете будет находиться определённое количество послушников, отправленных туда за заслуги перед хранителями, наступает самое интересное и напряжённое!
Стартуют пять последних раундов, и у всех игроков резко начинается кризис количества действий (до этого момента ты чувствуешь себя комфортно, ну не хватило ресурсов, в следующем ходу просто возьму этот ресурс с помощью такого-то действия), ресурсов и всего такого. И здесь игра предлагает крутой выбор: при этом, ты можешь просто спасовать, чтобы получить гарантированные 5 ПО, пропуская эти пять раундов, сохранив Жетоны судьбы в запасе (ведь за них тоже дают ПО!!!). Т.е. идёт оценка рисков, сколько ты сможешь получить ПО за эти 5 раундов, возможно, выгоднее спасовать и получить 5 ПО + доп. очки за сохранённые жетоны судьбы на планшете? Или сыграть ещё два хода, получив побольше очков за выполненные действия, а на третьем раунде спасовать и получить уже лишь 3 очка? А вдруг соперники наберут за пять раундов в два раза больше ПО, чем ты, который уже спасовал и получил 5 очков - ты вынужден сидеть и наблюдать за действиями соперников, радуясь их просчётам и подгорая от тех комб, которые им всё-таки удалось провернуть за эти ходы!
Короче, я впечатлён. Не играл в игры Фельда раньше, но это настоящее открытие для меня!
Оформление шикарное, очень красивое поле, города гномов в течение партии обрастают прекрасно оформленными путями, порталами и кострами с тайлами действий, обзаводятся хранителями.
Тема редкая для евро, такое фэнтези с выдуманной предысторией, которая рассказывается в начале правил, а также разбросаны художественные описания действий, которые доступны игроку, чтобы было представление связи действий с тематикой мира
И это только часть всего игрового процесса.
Это гениальная игра.
Дополнение Trees and Creatures вносит ещё большее разнообразие в возможное страгирования, добавляя крутые инструменты в виде ассиметричных возможностей существ, которые полностью меняют стиль игры, и за счёт деревьев, которые добавляют ещё большей комбинаторики как в цепочках действий, так и в выстраивании игры (теперь можно закомбить цвет дереве цвет пути и цвет костра). Деревья бывают трёх видов : первые срабатывают в конце игры и приносят доп. ПО, вторые оказывают эффект в течение всей партии, третьи добавляют ещё одну ступень в комбинацию действий (зажёг костер, выполнил бонусное действие, которое позволило устроить шествие, присоединил дерево, которое даёт ещё один ход, например, или ещё одно шествие). Количество возможных вариантов хода выросло в разы.
Этот доп рекомендую всем!