Великая Стена - мой новый любимчик. Для начала надо сказать, что со временем я начал оценивать игры для покупки по простому критерию - есть механики, которые мне нравятся, красивый продакшен (первая редакция имела кучу невзрачных мипплов вместо миниатюрок), интересный сеттинг (до сих пор хочу сыграть в Стену с китайцами, любопытно как будет восприниматься), значит надо брать. Примерно по тому же принципу игры покидают коллекцию - хочешь довезти до клуба 3 коробки со Стеной и сыграть партию на 4+ часа, значит надо везти и не продавать :)
Сама игра это миппл-плейсмент с хорошим построением движка и традиционным для Авакенов оверпродакшеном - миниатюрки это просто эстетический и тактильный оргазм. Как ни странно доложили и игру, причем совершенно разную в механиках/ощущениях на 3 и на 4-5 игроков.
На 4-5 игроков это традиционное евро - копи ресурсы, строй стеночки, считай очки, кто к последнему ходу раскачал движок, тот и молодец. На троих же это совсем другая игра, описываемая метким выражением - "мой Император, мы облажались и монголы захватили Китай, но я облажался меньше остальных генералов и поэтому почти молодец".
Увы, на двоих мне её опробовать лень, зато показателен опыт кооператива - нас растерзали как детей, четверо опытных настольщиков ныли как девчонки и постоянно срывались в соревновательную игру. За партию было ровно 4 уточнения, "а точно если мы сольём монголам, то не будет победителя?" :)
Ничего общего с Труа Великая Стена, конечно, не имеет, кроме заполнения ячеек на поле, тут и попытка угадать карты приказов оппонентов, как в Борьбе за галактику и ресурс менеджмент на ход вперед минимум и попытка построить скромный движок по выкачиванию победных очков. Играется плавно, но не быстро (час на человека-настольщика с рассказом правил).
Теперь про дополнения - Набор дополнений добавляет новые механики Чингизхана, "ресурсоприносящую" Крысу и пятого игрока. Если база заиграна до дыр, в команду просится пятый игрок, а Орда кажется слишком слабой, то надо брать.
Чёрный порох оказался самым странным, и самым стильным дополнением - каждый клан получает ассиметричный юнит, можно проиграть в соревновательной игре при проломе Стены и да - можно жахнуть по своим и чужим из пушки. Общий стиль сюжета смещается к шикарному клюквенному (кстати, а что у китайцев вместо клюквы?) голливудскому фильму Великая Стена с Мэттом Деймоном - летающие монахи, огнеметчики, гранатометчики клана Панды с когтями как у Россомахи, многозарядные отравленные арбалеты клана Змеи, ну и как без самого главного - тяжелые танки клана Черепахи. Вот тут то и таится проблема баланса при минимуме ресурсного буста на старте первые две черепахи просто выносят Орду и превращают игрока в безусловного лидера (черепаха стоит 6 ресурса, обычный пехотинец - 3, бонусный юнит - 4, черепаха примерно в 3 раза круче пехотинца.....) Такая же проблема дисбаланса есть и с генералами - но там проще, забанил генерала и делу конец.
Чуть не забыл про Древних Существ - они почти сразу пошли на полку, где и украшают её, минорный доп с красивыми миниатюрками, добавляющий прокачку древних духов - "Эй, Мушу, урони им на голову вон тот склад пиротехники!"
Издатель правит игру регулярно (издержки кикстартерных игр), факи, эрраты по генералам (ужасно неудобно без бумажной перепечатки, но приемлемо) и полностью переработанные правила 2.0 - очень рекомендую, структура стала намного понятнее и логичнее. Да, стены, башни и колья ездят в отдельной коробке собранными, уж больно это неудобно разбирать/собирать - но кого в наши дни пугают три коробки на игру, вы вообще Глумхэвен видели?
Если вам нравятся "полусладкие" евро и хочется ощутить сеттинг, то надо брать, или играть, а лучше и то и другое.